05. Право на объединение и свобода личности
1. Право на объединение и свобода личности
Еще раз вспомним:
общественное объединение - добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое объединение
граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного объединения.
Понятие «общественное объединение» тесно связано с понятием
«свобода».
Свобода - способность человека поступать в соответствии
со своими желаниями, интересами и целями на основе знания объективной
действительности.
- Во-первых, вступая в общественное объединение, в
нормальном обществе человек реализует свое право на свободу ассоциаций. В России оно конституционное. Он может свободно
вступать и выходить из состава общественных объединений.
- Во-вторых, однако, вступая в общественное объединение,
человек добровольно ограничивает свою свободу, или делегирует часть своей свободы этому объединению. В частности, он
принимает на себя обязательство выполнять обязанности члена объединения (они
должны быть записаны в уставе): например, выполнять поручения, платить взносы,
посещать собрания и, главное, разделять уставные цели.
Именно поэтому в основных документах о правах человека закреплена добровольность вступления в
общественные объединения и выхода из них.
При авторитарных и тоталитарных режимах общественные и
общественно-политические объединения используются для ограничения свободы
граждан, для регулирования их поведения. Для пущей эффективности членство в них
делают обязательным. Примеры:
- Гитлерюгенд (вступление было обязательно для всех
немецких детей с 9 лет, соответствующих представлениям нацистов о чистоте
расы);
- партия «Растахиз» («Возрождение») в шахском
Иране (тот, кто не вступал, объявлялся неблагонадежным и подвергался
преследованиям тайной полиции);
- в Советском Союзе вступление в пионерскую организацию, комсомол и КПСС
не было обязательным, но некомсомольцы и непионеры были исключением.
Во имя чего человек жертвует своей свободой добровольно?
По-видимому, ради достижения привлекательных для него целей,
которые наилучшим образом
достигаются именно в объединении с себе подобными.
Система взаимодействия в общественном объединении:
член объединения ßà
объединение à общество
2. Для размышлений о свободе и ее добровольном ограничении
особенно интересны молодежные и детские
объединения, которые создаются при участии и по инициативе взрослых. В них,
как правило, молодое поколение
выступает в роли ведомых, а цель
объединения двояка:
- для детей и молодежи — развитие, развлечение, реализация
потребности в социализации;
- для взрослых организаторов, в том числе для государства — воспитание
детей и молодежи в определенном духе, формирование у них определенных взглядов,
ценностных ориентаций, умений и
навыков (социальный заказ??).
Определения ценностной ориентации:
общественно-научное: ценностная ориентация (лат.
oriens - определение своего положения в пространстве)
- разделяемые личностью социальные ценности:
- выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения;
- являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее
поведение.
социально-психологическое
1: ценностные
ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в
качестве стратегических жизненных целей и общих
мировоззренческих ориентиров.
социально-психологическое 2: ценностные ориентации - 1)
политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом -
индивидом или группой - окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их
значимости.
Система взаимодействия в большинстве молодежных, детских
общественных объединениях:
член объединения ßà объединение ßà общество
Перед взрослыми лидерами многих молодежных, детских общественных
объединений, как правило, стоит проблема
привлечения молодежи, детей в это объединение. Руководители таких
объединений находятся «между двух огней»:
- с одной стороны, необходимо выполнить социальный заказ на воспитание
молодого человека с определенным набором ценностей;
- с другой стороны, нужно предложить молодым людям достаточно интересную
для них деятельность, чтобы привлечь их в объединение и создать
таким образом условия для принятия ими транслируемых объединением ценностей.
Иначе говоря: как сделать
так, чтобы молодежь, дети добровольно пожертвовали частью своей свободы,
делегировали ее объединению ради достижения его целей, в данном случае – ради
социализации определенного типа и определенным образом.
От ее решения зависит жизнеспособность объединения и, в конечном итоге,
возможность достижения его целей.
Способ ее решения – поиск адекватных, привлекательных для молодежи,
детей задач, форм деятельности, а также максимально полная реализация функций
объединения, которые направлены на социализацию личности.