05. Право на объединение и свобода личности

 

 

1. Право на объединение и свобода личности

Еще раз вспомним:

общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое объединение граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Понятие «общественное объединение» тесно связано с понятием «свобода».

Свобода -  способность человека поступать в соответствии со своими желаниями, интересами и целями на основе знания объективной действительности.

- Во-первых, вступая в общественное объединение, в нормальном обществе человек реализует свое право на свободу ассоциаций. В России оно конституционное. Он может свободно вступать и выходить из состава общественных объединений.

- Во-вторых, однако, вступая в общественное объединение, человек добровольно ограничивает свою свободу, или делегирует часть своей свободы этому объединению. В частности, он принимает на себя обязательство выполнять обязанности члена объединения (они должны быть записаны в уставе): например, выполнять поручения, платить взносы, посещать собрания и, главное, разделять уставные цели.

Именно поэтому в основных документах о правах человека закреплена добровольность вступления в общественные объединения и выхода из них.

При авторитарных и тоталитарных режимах общественные и общественно-политические объединения используются для ограничения свободы граждан, для регулирования их поведения. Для пущей эффективности членство в них делают обязательным. Примеры:

- Гитлерюгенд (вступление было обязательно для всех немецких детей с 9 лет, соответствующих представлениям нацистов о чистоте расы);

- партия «Растахиз» («Возрождение») в шахском Иране (тот, кто не вступал, объявлялся неблагонадежным и подвергался преследованиям тайной полиции);

- в Советском Союзе вступление в пионерскую организацию, комсомол и КПСС не было обязательным, но некомсомольцы и непионеры были исключением.

Во имя чего человек жертвует своей свободой добровольно?

По-видимому, ради достижения привлекательных для него целей, которые наилучшим образом достигаются именно в объединении с себе подобными.

Система взаимодействия в общественном объединении:

 

член объединения ßà объединение    à общество

 

2. Для размышлений о свободе и ее добровольном ограничении особенно интересны молодежные и детские объединения, которые создаются при участии и по инициативе взрослых. В них, как правило, молодое поколение выступает в роли ведомых, а цель объединения двояка:

- для детей и молодежи — развитие, развлечение, реализация потребности в социализации;

- для взрослых организаторов, в том числе для государства — воспитание детей и молодежи в определенном духе, формирование у них определенных взглядов, ценностных ориентаций, умений и навыков (социальный заказ??).

Определения ценностной ориентации:

общественно-научное: ценностная ориентация (лат. oriens - определение своего положения в пространстве) - разделяемые личностью социальные ценности:
- выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения;
- являющиеся важнейшим фактором, регулирующим мотивацию личности и ее поведение.

социально-психологическое 1: ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

социально-психологическое 2: ценностные ориентации - 1) политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом - индивидом или группой - окружающей действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости.

 

Система взаимодействия в большинстве молодежных, детских общественных объединениях:

 

член объединения ßà объединение ßà общество

 

Перед взрослыми лидерами многих молодежных, детских общественных объединений, как правило, стоит проблема привлечения молодежи, детей в это объединение. Руководители таких объединений находятся «между двух огней»:

- с одной стороны, необходимо выполнить социальный заказ на воспитание молодого человека с определенным набором ценностей;

- с другой стороны, нужно предложить молодым людям достаточно интересную для них деятельность, чтобы привлечь их в объединение и создать таким образом условия для принятия ими транслируемых объединением ценностей.

Иначе говоря: как сделать так, чтобы молодежь, дети добровольно пожертвовали частью своей свободы, делегировали ее объединению ради достижения его целей, в данном случае – ради социализации определенного типа и определенным образом.

От ее решения зависит жизнеспособность объединения и, в конечном итоге, возможность достижения его целей.

Способ ее решения – поиск адекватных, привлекательных для молодежи, детей задач, форм деятельности, а также максимально полная реализация функций объединения, которые направлены на социализацию личности.

 

 

                                                     

 

Вверх

 

Hosted by uCoz