Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности
«Организация работы с молодежью»
1. Метод (от греч. methodos – путь сквозь) – систематизированная
совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить
определенные задачи или достичь определеннее цели.
Методика – совокупность методов изучения чего-либо или
приемов практического выполнения чего-либо.
Технология (от греч. techne - искусство и logos –
учение) – строгая последовательность действия, приводящая к достижению
конкретного результата.
2. Метод
длительной игры.
Один из
самых ярких теоретиков метода длительной игры – И. Н. Жуков.
Жуков Иннокентий Николаевич (1875-1948),
скульптор, педагог и литератор. Окончил историко-филологический факультет
Петербургского университета. С детства лепил самоучкой. В 1911-1914 в Париже
учился скульптуре у Бурделя; известен многочисленными жанровыми статуэтками и
головками детей, выполненными в натуралистической манере. После революции 1917
переключился на советскую тематику. Один из организаторов скаутизма в России,
впоследствии работал в пионерском движении, выпустил повести "Приключение
пионера в стране чудес", изд. "Харьковский пролетарий",1926 и
"Мертвый огонь", М., 1928. В 1914-17 ответственный секретарь
Всероссийского общества содействия мальчикам-разведчикам ("Русский
скаут"); после 1917 пытался создать организацию "Красных
скаутов". В 1922-23 участвовал в создании пионерской организации в Москве,
член Центрального бюро юных пионеров при ЦК РКСМ. Предложил назвать всесоюзную
детскую организацию пионерской, ввести девиз "Будь готов!",
разработал программу умений и навыков для пионеров и метод длительной игры.
Жукову присвоено почетное звание "Старший пионер РСФСР". Автор работ
по вопросам воспитания и книг для детей.
Метод
длительной игры – основа скаутинга, а также движения ролевого моделирования,
коммунарской методики, тимуровского движения.
(Не путать метод длительной игры с
собственно ролевыми играми. МДИ отличается большей продолжительностью,
приоритетной направленностью на решение задач социализации.)
Аналогии
находятся в детских играх «в войну», «в домики», «в казаки-разбойники» и т.п.
Достоинства
метода:
-
максимально учитывает психологию ребенка и подростка, для которых игра как
средство социализации является одним из ведущих видов деятельности и (поэтому?)
мощным мотивирующим фактором (с учетом правильной постановки цели игры для
подростков – «игра с серьезной начинкой», игра со «взрослыми» целями в отличие
от детей, которые играют «ради процесса»);
-
выступает как основа для учебной деятельности, в которой усваиваются как
социальные нормы, так и практические знания и навыки (пример с Маугли);
-
стимулирует творчество (в широком смысле) – одно из основополагающих качеств
успешного человека (в частности, обеспечивает приспособляемость в изменяющихся
социальных условиях; «надо жить играючи» - принятие образа помогает в трудных
жизненных ситуациях).
Суть
метода:
-
подросткам предлагается сюжетно-ролевая игра, которая может длиться в течение
нескольких лет»
- в
рамках игры дети и подростки принимают некие образы (у скаутов – «бобрята»,
«волчата», «разведчики»);
- в данных
образах играющие должны выполнять определенные правила и соблюдать предлагаемые
взрослыми нормы.
Условия
эффективности метода:
-
правильное целеполагание – ориентация на взрослую жизнь;
-
создание среды, в которой достаточна свобода творчества; правильный тон
отношений: искренняя увлеченность, демократизм, но без заигрывания (вспомнить
«переигрывающих» взрослых»).
3. Метод
ролевой игры
Широкий
спектр – от фэнтези и исторической реконструкции до моделирования социальных
процессов.
Моделирование
демократических процедур («игры в выборы»).
Дублерство
(дублеры учителей – почти в каждой школе, дублеры чиновников – в Калмыкии,
некоторых других регионах).
Моделирование
общественных процедур (дебаты, обсуждения законопроектов, игры в создание
партий и общественных движений и т.п.).
4.
Воспитание через корпоративные нормы МДОО.
Примеры
корпоративных норм:
- законы,
обещание и традиции скаутов,
- законы
пионеров,
-
«Моральный кодекс строителя коммунизма».
Формы
работы:
-
«осознание»: сочинения и доклады на тему, диспуты,
-
внушение (проговаривание хором, размещение текстов на видном месте и т.п.).
Цель –
формирование положительных установок по отношению к ценностям объединения.
Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный
объект, выражающая предрасположенность определенным образом его оценивать и
действовать в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием
мотива. Таким мотивом для члена МДОО может быть желание быть принятым в
референтную для него группу, участвовать в интересной и значимой деятельности
(самоактуализироваться) – вспомнить «пирамиду Маслоу».
Социальная установка включает
три аспекта:
- когнитивный - осознание объекта;
- аффективный - эмоциональная оценка объекта;
- поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту;
+ их функции приспособления, познания, саморегуляции, защиты.
Иногда
члену МДОО приходится проходить через разрешение когнитивного диссонанса.
Когнитивный диссонанс (лат. dissonans - нестройно
звучащий, cognitio - знание, познание) - по Леону Фестингеру : состояние,
характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний,
убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления.
Человек стремится преодолеть когнитивный
диссонанс путем изменения одного
из противоречивых знаний и установления соответствия между знанием и
поведенческими установками.
5.
Внутреннее самоуправление
Факторы
социализации:
- отношения
лидерства-подчинения: лидером может побывать каждый;
-
общественное мнение сверстников: используется мощнейший механизм,
соответствующий психологии подросткового возраста (пример – призыв к труду
педагога и сверстника);
-
самостоятельное приятие решения и ответственность за его выполнение.
6.
Метод общественного поручения
Разовое (в рамках
конкретных мероприятий).
Постоянное.
Ключевой
механизм – ответственность перед объединением.
Разновидность:
взятие на себя обязательств и их выполнение с последующим отчетом перед
объединением.
7. Метод
состязания
Соответствует
юношеской природе, позволяет добиться высоких результатов.
Опасность:
будит агрессию.