Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

12. Методы и технологии деятельности молодежного (детского) общественного объединения

 

 

 

1. Метод (от греч. methodos – путь сквозь) – систематизированная совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы выполнить определенные задачи или достичь определеннее цели.

Методика – совокупность методов изучения чего-либо или приемов практического выполнения чего-либо.

Технология (от греч. techne - искусство и logos – учение) – строгая последовательность действия, приводящая к достижению конкретного результата.

 

 

2. Метод длительной игры.

Один из самых ярких теоретиков метода длительной игры – И. Н. Жуков.

 

Жуков Иннокентий Николаевич (1875-1948), скульптор, педагог и литератор. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. С детства лепил самоучкой. В 1911-1914 в Париже учился скульптуре у Бурделя; известен многочисленными жанровыми статуэтками и головками детей, выполненными в натуралистической манере. После революции 1917 переключился на советскую тематику. Один из организаторов скаутизма в России, впоследствии работал в пионерском движении, выпустил повести "Приключение пионера в стране чудес", изд. "Харьковский пролетарий",1926 и "Мертвый огонь", М., 1928. В 1914-17 ответственный секретарь Всероссийского общества содействия мальчикам-разведчикам ("Русский скаут"); после 1917 пытался создать организацию "Красных скаутов". В 1922-23 участвовал в создании пионерской организации в Москве, член Центрального бюро юных пионеров при ЦК РКСМ. Предложил назвать всесоюзную детскую организацию пионерской, ввести девиз "Будь готов!", разработал программу умений и навыков для пионеров и метод длительной игры. Жукову присвоено почетное звание "Старший пионер РСФСР". Автор работ по вопросам воспитания и книг для детей.

 

Метод длительной игры – основа скаутинга, а также движения ролевого моделирования, коммунарской методики, тимуровского движения.

(Не путать метод длительной игры с собственно ролевыми играми. МДИ отличается большей продолжительностью, приоритетной направленностью на решение задач социализации.)

Аналогии находятся в детских играх «в войну», «в домики», «в казаки-разбойники» и т.п.

Достоинства метода:

- максимально учитывает психологию ребенка и подростка, для которых игра как средство социализации является одним из ведущих видов деятельности и (поэтому?) мощным мотивирующим фактором (с учетом правильной постановки цели игры для подростков – «игра с серьезной начинкой», игра со «взрослыми» целями в отличие от детей, которые играют «ради процесса»);

- выступает как основа для учебной деятельности, в которой усваиваются как социальные нормы, так и практические знания и навыки (пример с Маугли);

- стимулирует творчество (в широком смысле) – одно из основополагающих качеств успешного человека (в частности, обеспечивает приспособляемость в изменяющихся социальных условиях; «надо жить играючи» - принятие образа помогает в трудных жизненных ситуациях).

Суть метода:

- подросткам предлагается сюжетно-ролевая игра, которая может длиться в течение нескольких лет»

- в рамках игры дети и подростки принимают некие образы (у скаутов – «бобрята», «волчата», «разведчики»);

- в данных образах играющие должны выполнять определенные правила и соблюдать предлагаемые взрослыми нормы.

Условия эффективности метода:

- правильное целеполагание – ориентация на взрослую жизнь;

- создание среды, в которой достаточна свобода творчества; правильный тон отношений: искренняя увлеченность, демократизм, но без заигрывания (вспомнить «переигрывающих» взрослых»).

 

 

3. Метод ролевой игры

Широкий спектр – от фэнтези и исторической реконструкции до моделирования социальных процессов.

Моделирование демократических процедур («игры в выборы»).

Дублерство (дублеры учителей – почти в каждой школе, дублеры чиновников – в Калмыкии, некоторых других регионах).

Моделирование общественных процедур (дебаты, обсуждения законопроектов, игры в создание партий и общественных движений и т.п.).

 

 

4. Воспитание через корпоративные нормы МДОО.

Примеры корпоративных норм:

- законы, обещание и традиции скаутов,

- законы пионеров,

- «Моральный кодекс строителя коммунизма».

Формы работы:

- «осознание»: сочинения и доклады на тему, диспуты,

- внушение (проговаривание хором, размещение текстов на видном месте и т.п.).

Цель – формирование положительных установок по отношению к ценностям объединения.

Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность определенным образом его оценивать и действовать в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива. Таким мотивом для члена МДОО может быть желание быть принятым в референтную для него группу, участвовать в интересной и значимой деятельности (самоактуализироваться) – вспомнить «пирамиду Маслоу».
Социальная установка включает три аспекта:
- когнитивный - осознание объекта;
- аффективный - эмоциональная оценка объекта;
- поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту;
+ их функции приспособления, познания, саморегуляции, защиты.

Иногда члену МДОО приходится проходить через разрешение когнитивного диссонанса.

Когнитивный диссонанс (лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - знание, познание) - по Леону Фестингеру : состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Человек стремится преодолеть когнитивный диссонанс путем изменения одного из противоречивых знаний и установления соответствия между знанием и поведенческими установками.

 

 

5. Внутреннее самоуправление

Факторы социализации:

- отношения лидерства-подчинения: лидером может побывать каждый;

- общественное мнение сверстников: используется мощнейший механизм, соответствующий психологии подросткового возраста (пример – призыв к труду педагога и сверстника);

- самостоятельное приятие решения и ответственность за его выполнение.

 

 

6. Метод общественного поручения

Разовое (в рамках конкретных мероприятий).

Постоянное.

Ключевой механизм – ответственность перед объединением.

Разновидность: взятие на себя обязательств и их выполнение с последующим отчетом перед объединением.

 

 

7. Метод состязания

Соответствует юношеской природе, позволяет добиться высоких результатов.

Опасность: будит агрессию.

 

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz