Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности
«Организация работы с молодежью»
8. Метод
коллективной творческой деятельности
Ключевые
принципы основаны на стимулировании инициативы и самоуправления:
- сами
планируем,
- сами
организуем,
- сами
анализируем.
Плюс – напряженная эмоциональная обстановка (эмоции –
катализатор творчества): романтика как основа корпоративной культуры («свечки»
и «костры», песни под гитару).
9. Метод социальных проектов
Проект – от лат. projectus (“брошенный вперед”).
Социальный проект – это ограниченное по
времени и пространству сконструированное социальное нововведение, целью которого
является изменение среды.
Социальные проекты бывают:
- в зависимости от степени
изменения среды – инновационные (направленные на создание чего-то нового) или
поддерживающие (направленные на сохранение, реставрацию или реконструкцию уже
существующего);
- по направлениям
деятельности – образовательные, научные, культурные и т.д.;
- по особенностям
финансирования – инвестиционные (направленные на получение прибыли с целью ее
дальнейшего использования на социальные цели), спонсорские, кредитные
(осуществляемые на заемные средства и предусматривающие их возврат), бюджетные
(реализуемы в рамках государственной политики), благотворительные;
- по масштабам – микропроекты, малые проекты, мегапроекты
и глобальные проекты;
- по срокам реализации –
кратко-, средне- и долгосрочные.
Предметом социального проектирования может быть:
- вещь, предмет (например,
детская площадка, мемориальная доска и т.п.);
- услуга, инфраструктура
услуг (например, “телефон доверия”, образовательные курсы и т.п.);
- организация (например,
бизнес-инкубатор, отряд скаутов и т.п.);
- мероприятие (например,
фестиваль, конкурс и т.п.);
- отрасль производства,
управления;
- система воздействия
(идеология, воспитательная система и т.п.);
- запрограммированное
поведение (программируется с помощью рекламы, агитации и пропаганды);
- канал коммуникации
(например, Интернет);
- мода;
- имидж (образ лидера,
организации, товара и т.п.);
- глобальные изменения
(борьба за мир, за экологическую безопасность и т.п.);
- законы и другие правовые
установления;
- сам человек (“делание
себя” в процессе самоменеджмента);
- а также псевдопроекты – фикции (используемые как прикрытие других
целей) и квазипроекты (старое, выдаваемое за новое).
1. Самомотивация инициаторов.
Задача: уяснить, какие мотивы являются движущей силой для инициаторов
проекта; насколько последовательно и настойчиво намерены инициаторы
продвигаться к успеху.
Варианты мотивов:
- получение прибыли;
- творческая самореализация;
- известность;
- выполнение обязательств и
т.д.
2. Формирование команды реализаторов.
3. Формулирование актуальной социальной проблемы.
4. Определение целей и задач проекта.
5. Составление плана и графика работы.
6. Распределение обязанностей.
7. Определение необходимых ресурсов и источников их получения.
8. Разработка системы оценки проекта.
9. Поиск партнеров, обладающих необходимыми для реализации проекта
ресурсами.
Возможные партнеры:
а) органы власти;
б) общественные объединения;
в) предприятия, связанные с решаемой проблемой;
д) благотворители, спонсоры
и грантодатели
е) средства массовой
информации.
10. Составление предложений для партнеров.
11. Проведение официальных переговоров, участие в конкурсах грантов
12. Получение необходимых ресурсов
13. Проведение плановых мероприятий
20. Оценка и контроль выполнения плана
22. Анализ результатов работы над проектом
Задачи:
- подвести итоги выполнения
поставленных задач;
- соотнести результаты с поставленной цель, оценить
степень ее достижения (в процентах);
- отметить вклад каждого
участника проекта в его реализацию;
- составить отчет команды о
работе над социальной проблемой.
24. Ликвидация проекта
- выполнение финансовых
обязательств реализаторов, завершение выплат и расчетов;
- возврат кредитов;
-предоставление финансовой
отчетности благотворителям, спонсорам и грантодателям,
а также (если потребуется) государственным органам;
- прекращение действия
договоров.
10.
Технологические этапы создания МДОО
1) Оценка
среды (присмотреться, прислушаться: чем в основном занимаются, о чем говорят,
как шутят, какую музыку слушают). Цель – понять, с кем придется работать, есть ли
«социальный запрос» на юношескую организацию.
2) Оценка
рынка интересов (наблюдение, устный опрос, организованное анкетирование). Цель
– понять, какие виды деятельности следует предложить.
3)
Оповещение потенциальной аудитории («призыв на черной доске», объявление в
прессе). Цель – собрать первую группу подростков. Многие из них станут
«агентами влияния» в молодежной среде: приведут друзей, знакомых.
4)
Формирование положительного имиджа (встречи с родителями, в том числе на
школьных собраниях, выступления в прессе, вплоть до специальных рекламных акций
вроде плакатов «Ты записался в скауты?»). Цель – обеспечить поддержку
сообщества.
5) Первый
сбор: сформировать представление, чем предстоит заниматься, сформировать
позитивное ожидание, сообщить первичные сведения об организации, осуществить самопрезентацию как лидера. Основное правило: интересное –
впереди, полезное - следом. Цель – сформировать у подростков мотивацию (более
прочную, чем поверхностно-познавательная – любопытство).
6)
Организация территории: поиск помещения для сборов и размещения корпоративных
символов объединения.
7) Первая
акция. Этапы: а) подготовка (распределение обязанностей –
появляется ответственность, проявляется реакция принятия: «я это создаю, это
мое»; подготовка программы); б) осуществление; в) анализ (вместе обсудить
впечатления, выделить ошибки и достижения). Цель – закрепить мотивацию,
сплотить группу.
8)
Последействие первой акции (сообщение в прессе, выставка фотографий или
стенгазета). Цель – обеспечить поддержку в сообществе, привлечь новичков,
сплотить группу.
9)
Родительское собрание (можно организовать агитбригадный
«монтаж», он в принципе пригодится для презентации группы перед кем угодно).
Цель – обеспечить поддержку родителей, снять беспокойство и сомнения.
10)
Организационное собрание: принятие решения о создании объединения (протокол!).
11)
Обсуждение и составление плана работы. Цель – сформировать перспективу.
12) Формирование организационной (корпоративной)
культуры (название, символика, оформление территории, ритуалы, традиции,
летопись, дежурство и т.п.). Цель – сплотить группу.
13)
Организация самоуправления – деление на патрули, выборы, дежурство,
распределение поручений. Цель – сплотить группу, обеспечить достижение
групповых целей, повысить ответственность подростков.
14)
Начало работы с корпоративными нормами. Цель – духовно-нравственное воспитание,
формирование социальной позиции.
15)
Формирование материально-технической базы.
16)
Формирование нормативно-правовой базы (устав!).
17)
Установка связей внутри сообщества. Цель – обеспечить поддержку сообщества,
обеспечить базу для программ.
18)
Установка связей с себе подобными. Цель – укрепить
мотивацию, расширить спектр деятельности.