Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности
«Организация работы с молодежью»
Группа (в широком смысле) – объединение индивидов.
Групповая динамика – процесс развития группы
и сопутствующих ему изменений в структуре группы и отношениях ее членов.
Элементы групповой динамики:
- сплочение членов
(установление взаимопонимания и взаимной ответственности);
- создание структуры
(формирование отношений лидерства / подчинения);
- формирование
корпоративной культуры (внутренний аспект – “то, что нас объединяет”: общие
идеи, ценности, правила, традиции, ритуалы, мифология; внешний аспект – “то,
что нас отличает от других”: символика, стиль поведения, имидж).
Этапы групповой динамики и их образные названия
(по Анат. Ник. Лутошкину)
а) “(Пылевое облако)” (диффузная группа): случайное объединение
людей (пример: люди на пляже).
б) “Песчаная россыпь”
(группа-конгломерат): главный объединяющий
фактор – общая территория; взаимоотношения поверхностны, взаимодействие ситуативно (пример: пассажиры транспорта).
в) “Мягкая глина”
(группа-ассоциация): осознается единство, общая
цель, начинает формироваться структура и выделяются
лидеры; каждый из субъектов имеет свое задание в общей деятельности.
г) “Мерцающий маяк”
(группа-кооперация): главный объединяющий
фактор – совместная деятельность, группа живет от дела к делу; активно
формируются межличностные отношения, формируется корпоративная культура. Это
самая конфликтная стадия групповой динамики: проявляются противоречия
субъектов, самоутверждаются “лидеры второго плана”.
д) “Алый парус”
(группа-автономия): существует внутреннее
единство, степень свободы самовыражения благоприятствует творчеству, высокая
степень взаимопонимания, отношения товарищества, сотрудничества.
“Горящий факел”
(группа-коллектив): высокая степень взаимопонимания,
глубокие личные отношения дружбы, эмоциональное переживание субъектами
сопричастности и ответственности за общее дело, направленность “вовне”, на
пользу обществу.
“(Мафия)”
(группа-корпорация): самоизоляция группы,
направленность “вовнутрь”, противопоставление себя другим группам и обществу,
осуществление своих целей любой ценой, в том числе и за счет других групп.
К группе следует применять системный подход.
Это несложно, но, несмотря на простоту, позволяет эффективно анализировать и
прогнозировать развитие группы. Основных положений три:
1) группа – это система (как и многое другое в природе
и обществе);
2) система – это совокупность взаимосвязанных
элементов, которые, являясь отдельными объектами, тем не менее, составляют
единое целое;
3) главное в системе – связи между элементами: чем они
сложнее и разнообразнее, тем система устойчивее, упрощение и сокращение связей
ведет к разрушению системы.
Вывод: установление многообразных отношений между
членами группы – деловых, личных дружеских, творческих и т.п. – ведет к
сплочению группы и к большей эффективности ее деятельности. Можно сделать и
другие выводы.
Уровни взаимодействия инструктора и группы:
- опека: минимальная степень
самостоятельности членов группы, они действуют в соответствии с указаниями
инструктора;
- наставничество: инструктор обучает членов
группы организационным и другим навыкам;
- партнерство: группа прибегает к
авторитету и помощи инструкторов по собственной инициативе;
- сотрудничество: инструктор и группа
распределяют функции по принципу наибольшей целесообразности;
- содружество: деловые отношения
приобретают характер личных, это эмоционально
окрашенное сотрудничество.
Значение темы для
инструктора: инструктор – лидер по определению, поэтому необходимо знать, как быть
настоящим, а не формальным лидером.
Лидер: англ. leader, от lead – вести.
Кто становится лидером?
Сочетание факторов,
определяющих лидерское положение субъекта в группе:
- Мотивационный фактор: хочет быть лидером.
- Волевой фактор: осознает свою
ответственность за достижение групповой цели и готов жертвовать некоторыми
личными интересами (в максимальной степени – пассионарность).
Пассионарность (от лат. passionaris – страстный)
– стремление к действию; направленность воли человека на достижение цели.
- Информационный фактор: понимает задачи, стоящие
перед группой, и видит пути их выполнения.
- Ценностный фактор: ценности субъекта
совпадают с ценностями группы. Следствие: чтобы стать лидером, нужно
подстроиться под ценности группы (если они уже определились) или суметь внести
в группу свои ценности.
- Коммуникативный фактор: обладает коммуникативными
способностями, личным обаянием (в максимальной степени – харизма).
Харизма (от греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; способность
влиять на людей благодаря исключительным качествам личности; феноменальное
обаяние.
Функции лидера:
- идейная: формулирует групповые
цели, задачи, ценности;
- интеллектуальная: определяет пути достижения
целей, вырабатывает новые идеи;
- эмоциональная: формирует психологический
климат и мотивирует, побуждает к действию членов группы.
Лидерские функции может выполнять как один, так и несколько субъектов. В последнем случае можно вести речь об идейном, интеллектуальном и
эмоциональном лидерах.
Руководство – процесс организующего
воздействия лидера на группу в целях достижения общей цели.
3. Стили руководства
Выделяют три основных стиля руководства. У каждого из них есть
достоинства и недостатки. Опытные инструкторы комбинируют эти стили в целях
эффективного руководства.
Авторитарный стиль
От фр. autoritaire – властный, гр. autos – сам. Самый жесткий и бескомпромиссный стиль руководства.
По А.Н. Лутошкину
– “Разящие стрелы”. Приказывающий, требующий, настаивающий. Лидер
единолично принимает решения, настойчиво добивается их выполнения.
Основные черты:
- власть полностью концентрируется
в руках лидера;
- ответственность за жизнедеятельность
группы целиком несет лидер;
- решения принимаются только
лидером, мнения других членов группы обычно не учитываются;
- выполнение решений и подчинение дисциплине беспрекословны;
- информация о жизни группы должна быть
полностью известна лидеру.
Позитивные аспекты:
- экономится время,
затрачиваемое на обсуждение и принятие решений;
- лидер дает возможность
членам группы избежать ответственности при принятии сомнительных решений;
- при большом объеме работы
обеспечивает высокую результативность группы.
Негативные аспекты:
- небольшой интерес членов
группы к общей деятельности, отсутствие возможностей для творчества и
проявления инициативы;
- высокая агрессивность
отношений;
- несвобода, необходимость
подчинения членов группы;
- переживание в основном
отрицательных эмоций;
- низкий обучающий
потенциал: члены группы не имеют возможности приобрести опыт организации.
Области применения:
- на начальных этапах
групповой динамики;
- в ситуациях опасности для
жизни и здоровья;
- при неприятии группой
значимой новой информации;
- в работе с большими
группами;
- в случае возникновения
проблем с контролем, особенно при перемещении групп.
Либеральный стиль
От лат. liberalis – свободный.
Полная противоположность авторитарному стилю.
По А.Н. Лутошкину
– “Плывущий плот”. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Лидер
предпочитает “плыть по течению”, не беспокоясь.
Основные черты:
- власть лидера ограничивается
заботами об обеспечении условий для деятельности группы и ситуациями, когда
группа обращается к нему за помощью;
- ответственность за свою деятельность несет
группа;
- решения принимаются членами
группы; лидер самоустраняется от принятия решений;
- выполнение решений обеспечивается членами
группы;
- информация о жизни группы не
первостепенна для лидера.
Позитивные аспекты:
- наличие у членов группы
чувства ответственности за общую деятельность;
- широкие возможности для
проявления инициативы, творчества членами группы;
- интенсивное обучение,
накопление опыта членами группы.
Негативные аспекты:
- трудности в достижении
общего согласия;
- часто – низкая
эффективность групповых усилий и недостаточная координация действий.
Области применения:
- в работе с группами,
обладающими богатым опытом групповой деятельности;
- в наименее ответственных
ситуациях;
- в ситуациях, когда
главное – индивидуальное творчество членов группы;
- при целенаправленном
развитии инициативы, ответственности и коммуникативных качеств
членов группы.
Демократический стиль
От гр. demokratia – народовластие. Наиболее
распространенный и оптимальный в большинстве ситуаций стиль руководства.
По А.Н. Лутошкину
– “Возвращающийся бумеранг”. Совещательный, коллегиальный. Учитывая мнение членов группы, лидер
принимает решение и организует совместную деятельность. Не забывает
советоваться, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого.
Основные черты:
- власть лидера имеет противовес в
виде общественного мнения группы;
- ответственность за деятельность группы
несут как лидер, так и все ее члены;
- решения принимаются лидером с
учетом мнения членов группы после всестороннего обсуждения или большинством
членов группы;
- выполнение решений обеспечивается членами
группы, дисциплина поддерживается силой общественного мнения группы;
- информация о жизни группы важна для
лидера, но члены группы вправе сообщать или не сообщать те или иные сведения
лидеру.
Позитивные аспекты:
- наличие у членов группы
чувства ответственности за общую деятельность;
- широкие возможности для
проявления инициативы, творчества членами группы;
- интенсивное обучение,
накопление опыта членами группы;
- возможность для членов
группы участвовать в руководстве;
- активность большинства
членов группы.
Негативные аспекты:
- сложность для лидера,
требующая от него опыта и терпения;
- большие затраты времени
на обсуждение и принятие решений;
- возможность возникновения
группировок и оппозиции;
- необходимость подчинения
меньшинства большинству.
Области применения:
- широко применим при
работе с развитыми группами.
Компромиссный стиль
От лат. compromissum – взаимное обещание,
уговор. Противоположен авторитарному, близок к либеральному.
По А.Н. Лутошкину
– “Снующий челнок”. Уговаривающий, просящий. Лидер стремится к
компромиссу на любой основе, стараясь приглушить конфликт и оставаться удобным
для всех.
Основные черты:
- власть фактически в руках членов
группы, которые могут манипулировать лидером;
- ответственность за деятельность группы
вынужден нести лидер, хотя реально от него при принятии решений зависит
немногое;
- решения принимаются по соглашению
членов группы, лидер фактически выполняет диспетчерскую функцию;
- выполнение решений несет характер следования
договоренностям;
- информацией о жизни группы лидер
стремится владеть в максимальном объеме.
Позитивные аспекты:
- максимальный учет мнений
членов группы;
- возможность гасить
возникающие в группе конфликты.
Негативные аспекты:
- низкая эффективность деятельности
группы;
- большие затраты времени
на переговоры;
- возможность возникновения
группировок и оппозиции;
- малые возможности для
творчества.
Области применения:
- в работе с группами,
находящимися в состоянии затяжного внутреннего конфликта под угрозой распада.