Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

15. Групповая динамика и лидерство в молодежном (детском) общественном объединении

 

 

 

1. Групповая динамика

Группа (в широком смысле) – объединение индивидов.

Групповая динамика – процесс развития группы и сопутствующих ему изменений в структуре группы и отношениях ее членов. 

Элементы групповой динамики:

- сплочение членов (установление взаимопонимания и взаимной ответственности);

- создание структуры (формирование отношений лидерства / подчинения);

- формирование корпоративной культуры (внутренний аспект – “то, что нас объединяет”: общие идеи, ценности, правила, традиции, ритуалы, мифология; внешний аспект – “то, что нас отличает от других”: символика, стиль поведения, имидж).

 

Этапы групповой динамики и их образные названия

(по Анат. Ник. Лутошкину)

а)  “(Пылевое облако)” (диффузная группа): случайное объединение людей (пример: люди на пляже).

б) “Песчаная россыпь” (группа-конгломерат): главный объединяющий фактор – общая территория; взаимоотношения поверхностны, взаимодействие ситуативно (пример: пассажиры транспорта).

в) “Мягкая глина” (группа-ассоциация): осознается единство, общая цель, начинает формироваться структура и выделяются лидеры; каждый из субъектов имеет свое задание в общей деятельности.

г) “Мерцающий маяк” (группа-кооперация): главный объединяющий фактор – совместная деятельность, группа живет от дела к делу; активно формируются межличностные отношения, формируется корпоративная культура. Это самая конфликтная стадия групповой динамики: проявляются противоречия субъектов, самоутверждаются “лидеры второго плана”.

д) “Алый парус” (группа-автономия): существует внутреннее единство, степень свободы самовыражения благоприятствует творчеству, высокая степень взаимопонимания, отношения товарищества, сотрудничества.

е) Далее возможны два пути развития группы

“Горящий факел” (группа-коллектив): высокая степень взаимопонимания, глубокие личные отношения дружбы, эмоциональное переживание субъектами сопричастности и ответственности за общее дело, направленность “вовне”, на пользу обществу. 

“(Мафия)” (группа-корпорация): самоизоляция группы, направленность “вовнутрь”, противопоставление себя другим группам и обществу, осуществление своих целей любой ценой, в том числе и за счет других групп.

 

К группе следует применять системный подход. Это несложно, но, несмотря на простоту, позволяет эффективно анализировать и прогнозировать развитие группы. Основных положений три:

1) группа – это система (как и многое другое в природе и обществе);

2) система – это совокупность взаимосвязанных элементов, которые, являясь отдельными объектами, тем не менее, составляют единое целое;

3) главное в системе – связи между элементами: чем они сложнее и разнообразнее, тем система устойчивее, упрощение и сокращение связей ведет к разрушению системы.

Вывод: установление многообразных отношений между членами группы – деловых, личных дружеских, творческих и т.п. – ведет к сплочению группы и к большей эффективности ее деятельности. Можно сделать и другие выводы.

 

Уровни взаимодействия инструктора и группы:

- опека: минимальная степень самостоятельности членов группы, они действуют в соответствии с указаниями инструктора;

- наставничество: инструктор обучает членов группы организационным и другим навыкам;

- партнерство: группа прибегает к авторитету и помощи инструкторов по собственной инициативе;

- сотрудничество: инструктор и группа распределяют функции по принципу наибольшей целесообразности;

- содружество: деловые отношения приобретают характер личных, это эмоционально окрашенное сотрудничество.

 

 

2. Лидерство

 

Значение темы для инструктора: инструктор – лидер по определению, поэтому необходимо знать, как быть настоящим, а не формальным лидером.

Лидер: англ. leader, от lead – вести.

Кто становится лидером?

Сочетание факторов, определяющих лидерское положение субъекта в группе:

- Мотивационный фактор: хочет быть лидером.

- Волевой фактор: осознает свою ответственность за достижение групповой цели и готов жертвовать некоторыми личными интересами (в максимальной степени – пассионарность).

Пассионарность (от лат. passionarisстрастный) – стремление к действию; направленность воли человека на достижение цели.

- Информационный фактор: понимает задачи, стоящие перед группой, и видит пути их выполнения.

- Ценностный фактор: ценности субъекта совпадают с ценностями группы. Следствие: чтобы стать лидером, нужно подстроиться под ценности группы (если они уже определились) или суметь внести в группу свои ценности.

- Коммуникативный фактор: обладает коммуникативными способностями, личным обаянием (в максимальной степени – харизма).

Харизма (от греч. charisma – милость, божественный дар) – исключительная одаренность; способность влиять на людей благодаря исключительным качествам личности; феноменальное обаяние.

Функции лидера:

- идейная: формулирует групповые цели, задачи, ценности;

- интеллектуальная: определяет пути достижения целей, вырабатывает новые идеи;

- эмоциональная: формирует психологический климат и мотивирует, побуждает к действию членов группы.

Лидерские функции может выполнять как один, так и несколько субъектов. В последнем случае можно вести речь об идейном, интеллектуальном и эмоциональном лидерах.

Руководство – процесс организующего воздействия лидера на группу в целях достижения общей цели.

 

 

3. Стили руководства

Выделяют три основных стиля руководства. У каждого из них есть достоинства и недостатки. Опытные инструкторы комбинируют эти стили в целях эффективного руководства.

Авторитарный стиль

От фр. autoritaire – властный, гр. autos – сам. Самый жесткий и бескомпромиссный стиль руководства.

По А.Н. Лутошкину“Разящие стрелы”. Приказывающий, требующий, настаивающий. Лидер единолично принимает решения, настойчиво добивается их выполнения.

Основные черты:

- власть полностью концентрируется в руках лидера;

- ответственность за жизнедеятельность группы целиком несет лидер;

- решения принимаются только лидером, мнения других членов группы обычно не учитываются;

- выполнение решений и подчинение дисциплине беспрекословны;

- информация о жизни группы должна быть полностью известна лидеру.

Позитивные аспекты:

- экономится время, затрачиваемое на обсуждение и принятие решений;

- лидер дает возможность членам группы избежать ответственности при принятии сомнительных решений;

- при большом объеме работы обеспечивает высокую результативность группы.

Негативные аспекты:

- небольшой интерес членов группы к общей деятельности, отсутствие возможностей для творчества и проявления инициативы;

- высокая агрессивность отношений;

- несвобода, необходимость подчинения членов группы;

- переживание в основном отрицательных эмоций;

- низкий обучающий потенциал: члены группы не имеют возможности приобрести опыт организации.

Области применения:

- на начальных этапах групповой динамики;

- в ситуациях опасности для жизни и здоровья;

- при неприятии группой значимой новой информации;

- в работе с большими группами;

- в случае возникновения проблем с контролем, особенно при перемещении групп.

 

Либеральный стиль

От лат. liberalis свободный. Полная противоположность авторитарному стилю.

По А.Н. Лутошкину“Плывущий плот”. Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Лидер предпочитает “плыть по течению”, не беспокоясь.

Основные черты:

- власть лидера ограничивается заботами об обеспечении условий для деятельности группы и ситуациями, когда группа обращается к нему за помощью;

- ответственность за свою деятельность несет группа;

- решения принимаются членами группы; лидер самоустраняется от принятия решений;

- выполнение решений обеспечивается членами группы;

- информация о жизни группы не первостепенна для лидера.

Позитивные аспекты:

- наличие у членов группы чувства ответственности за общую деятельность;

- широкие возможности для проявления инициативы, творчества членами группы;

- интенсивное обучение, накопление опыта членами группы.

Негативные аспекты:

- трудности в достижении общего согласия;

- часто – низкая эффективность групповых усилий и недостаточная координация действий.

Области применения:

- в работе с группами, обладающими богатым опытом групповой деятельности;

- в наименее ответственных ситуациях;

- в ситуациях, когда главное – индивидуальное творчество членов группы;

- при целенаправленном развитии инициативы, ответственности и коммуникативных качеств членов группы.

 

Демократический стиль

От гр. demokratia – народовластие. Наиболее распространенный и оптимальный в большинстве ситуаций стиль руководства.

По А.Н. Лутошкину“Возвращающийся бумеранг”. Совещательный, коллегиальный.  Учитывая мнение членов группы, лидер принимает решение и организует совместную деятельность. Не забывает советоваться, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого.

Основные черты:

- власть лидера имеет противовес в виде общественного мнения группы;

- ответственность за деятельность группы несут как лидер, так и все ее члены;

- решения принимаются лидером с учетом мнения членов группы после всестороннего обсуждения или большинством членов группы;

- выполнение решений обеспечивается членами группы, дисциплина поддерживается силой общественного мнения группы;

- информация о жизни группы важна для лидера, но члены группы вправе сообщать или не сообщать те или иные сведения лидеру.

Позитивные аспекты:

- наличие у членов группы чувства ответственности за общую деятельность;

- широкие возможности для проявления инициативы, творчества членами группы;

- интенсивное обучение, накопление опыта членами группы;

- возможность для членов группы участвовать в руководстве;

- активность большинства членов группы.

Негативные аспекты:

- сложность для лидера, требующая от него опыта и терпения;

- большие затраты времени на обсуждение и принятие решений;

- возможность возникновения группировок и оппозиции;

- необходимость подчинения меньшинства большинству.

Области применения:

- широко применим при работе с развитыми группами.

 

Компромиссный стиль

От лат. compromissum – взаимное обещание, уговор. Противоположен авторитарному, близок к либеральному.

По А.Н. Лутошкину“Снующий челнок”. Уговаривающий, просящий. Лидер стремится к компромиссу на любой основе, стараясь приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

Основные черты:

- власть фактически в руках членов группы, которые могут манипулировать лидером;

- ответственность за деятельность группы вынужден нести лидер, хотя реально от него при принятии решений зависит немногое;

- решения принимаются по соглашению членов группы, лидер фактически выполняет диспетчерскую функцию;

- выполнение решений несет характер следования договоренностям;

- информацией о жизни группы лидер стремится владеть в максимальном объеме.

Позитивные аспекты:

- максимальный учет мнений членов группы;

- возможность гасить возникающие в группе конфликты.

Негативные аспекты:

- низкая эффективность деятельности группы;

- большие затраты времени на переговоры;

- возможность возникновения группировок и оппозиции;

- малые возможности для творчества.

Области применения:

- в работе с группами, находящимися в состоянии затяжного внутреннего конфликта под угрозой распада.

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz