07. Воображение. Творчество. Креативность Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Организация работы с молодёжью"


07. Воображение. Творчество. Креативность


1. Воображение — это психический познавательный процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Связано с мышлением, но характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. (Пояснение.)

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. (Если вступавших, то это механизм памяти.)
Важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем.
Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения — объективная реальность.
Воображение — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл воображения: знание еще не оформилось в логическую категорию, а своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.
Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.
Произвольное или непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе — в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.
Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Виды воображения
Пассивное и активное.
Пассивное - произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия).
Активное - артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко находится эмпатия — способность понимать другого человека, сопереживать.
В условиях депривации усиливаются разные виды воображения.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга, временем - как вполне определенной категорией (т. е. не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.
Воссоздающее воображение — один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Несмотря на то, что продуктами воссоздающего воображения являются ранее не воспринимавшиеся человеком образы, основано на прежнем опыте. Это реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.
Антиципиирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие события. Основано на перенесении определенных элементов в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. Человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Особенно ярко проявляется у молодежи.
Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Диссоциация — подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате элементы способны входить в новое сочетание. Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно, подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
- агглютинация — «склеивание» различных в повседневной жизни несоединимых качеств, частей;
- гиперболизация — преувеличение или преуменьшение предмета, а также изменение отдельных частей;
- схематизация — отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко;
- типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
- заострение — подчеркивание каких-либо отдельных признаков.


2. Творческое мышление и креативность
У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. Творческое мышление
1) пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
2) подвижно, т. е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;
3) оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.
(«Высвобождение» творческих возможностей учащихся.)

Творческая одаренность и продуктивность - коэффициент креативности (Сг). Интеллект и креативность не всегда взаимосвязаны.
Творческая одаренность и творческая продуктивность характеризуются несколько иными параметрами:
- богатство мысли (количество новых идей в единицу времени);
- гибкость мысли (скорость переключения с одной задачи на другую);
- оригинальность;
- любознательность;
- способность к разработке гипотезы;
- иррелевантность — логическая независимость реакции от стимула;
- фантастичность — оторванность ответа от реальности при наличии определенной логической связи стимула и реакции.

Перечисленные параметры творческого мышления входят в состав кубической модели Гилфорда — «дивергентное мышление», «тип мышления, идущего в различных направлениях». Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Гилфорд отмечает 6 параметров креативности:
1 — способность к обнаружению и постановке проблем;
2 — способность к генерированию большого количества идей;
3 — семантическая спонтанная гибкость — способность к продуцированию разнообразных идей;
4 — оригинальность, способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;
5 — способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
6 — способность решать нестандартные проблемы, проявляя семантическую гибкость- увидеть в объекте новые признаки, найти новое использование.
Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности, (10 тестов — на», вербальную креативность, 4 — на невербальную).

Торранс внес новый оттенок понимания креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармониям.

(Этемент теста Торранса – как можно использовать авторучку всеми возможными и невозможными способами.)
Торранс разработал серию тестов на креативность от дошкольников до взрослых, разработал программу развития творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) для тренировки конвергентного мышления. Затем по картинкам испытуемый должен развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия. Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых извне рамок и, он начинает мыслить творчески и нестандартно.


3. Способы активизации творческого мышления
Для активизации мышления можно применять специальные формы организации мыслительного процесса, например, «мозговой штурм», или брейнсторминг. Метод предложен А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей или решений при работе в группе. Основные правила проведения «мозгового штурма»:
1. Группа состоит из 7—10 человек, желательно различной профессиональной направленности (для уменьшения стереотипизации подходов), в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
3. Участники должны быть в состоянии релаксации, то есть состоянии психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
5. Собранные в результате брейнсторминга идеи передаются группе экспертов — специалистов, занимающихся данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов. Участников в состав «жюри-экспертов» не включают.
«Мозговой штурм», который ведет группа, постепенно накапливающая опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную); личной или эмпатии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантастической (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска — метод фокальных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию и косность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что вначале выделяют главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты-элементы.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?» и т. д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).