11. Ключевые мотивы человека. Мотивация
Сайт
dedovkgu.narod.ru,
раздел "Организация работы с
молодёжью"
11. Ключевые мотивы
человека. Мотивация
1. Мотив (от лат. movere - побуждать, приводить в движение) -
1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;
совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и
определяющих ее направленность (-> мотивация). 2. Предмет, материальный или
идеальный, достижение коего выступает смыслом деятельности, - побуждающий и
определяющий выбор направленности деятельности, ради коего она выполняется. 3.
Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Нужда - потребность - желание - мотив - цель - действие
Мотив рождается в акте опредмечения потребности. Определяется как предмет
потребности. Это определение не нужно понимать слишком буквально: предмет
потребности - не обязательно вещь, он может быть идеальным. Можно сказать, что
через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще
определяется как опредмеченная потребность. Согласно другому определению, мотив
- то, ради чего совершается действие, деятельность.
Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип
поведения: если до этого оно было ненаправленным, поисковым, то теперь оно
обретает направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив
отрицательно валентен.
Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых
невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние.
Потребность — осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.
Осознанные потребности — это желания. Их человек может сформулировать, для
реализации их он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее
стремление преодолеть преграды на его пути.
Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, витальные (врожденные,
биологические) потребности: в пище, воде, сне-отдыхе, потребность в самозащите,
родительские, сексуальные потребности. Эти естественные потребности имеют
общественно-личный характер, что находит свое выражение в том, что даже для
удовлетворения узколичных потребностей (в пище) используются результаты
общественного труда и применяются исторически сложившиеся в данной общественной
среде способы и приемы, т. е. все потребности социальны по способу
удовлетворения; 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный
характер ho природе своего происхождения, они формируются под влиянием
воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и
духовные потребности. К духовным относят потребность в общении, потребность в
эмоциональном тепле, уважении, познавательные потребности, потребность в
деятельности, эстетические потребности, потребность осознать смысл своей жизни.
Даже не найдя ответа на этот вопрос, мы своей деятельностью доказываем, что
имеем определенные цели, которым отдаем свою энергию, знание, здоровье. А цели
бывают очень разные: открытие научной истины, служение искусству, воспитание
детей. Но иногда это лишь стремление сделать карьеру, заполучить дачу, машину и
т. п. Тот, кто не знает, ради чего и кого он живет, не удовлетворен судьбой.
(Иерархия потребностей - "пирамида" Маслоу.)
Но недостаточно понять причины неудовлетворения желаний. Важно осознать,
адекватные ли действия предпринимал человек, чтобы добиться своего. Чаще всего
разочарование постигает тех, кто ставит перед собой нереальные, недостижимые по
объективным и субъективным причинам задачи.
Мотивы поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель
можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами. Цель показывает, к
чему стремится человек, а мотив — почему он к этому стремится.
Мотив имеет сложную внутреннюю структуру. 1) с возникновением потребности, нужды
в чем-то, сопровождаемой эмоциональным беспокойством, неудовольствием начинается
мотив; 2) осознание мотива ступенчато: вначале осознается, в чем причина
эмоционального неудовольствия, что необходимо человеку для существования в
данный момент, затем осознается объект, который отвечает данной потребности и
может ее удовлетворить (формируется желание), позже осознается, каким образом, с
помощью каких действий возможно достичь желаемого; 3) реализуется энергетический
компонент мотива в реальных поступках. Мотив может быть неосознанным, если
осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей
неудовлетворение, т. е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К
неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения,
установки, фрустрационные состояния.
Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда
человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение — это
этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений
преходящая, т. е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо
осознается.
Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными
длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы «извне». А
установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными,
определяют поведение человека во многих ситуациях.
Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее
под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее
сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации,
формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием
других людей.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному
формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами,
к формированию установок, полезных для человека и для общества. Установки могут
быть отрицательными и положительными в зависимости от того, отрицательно или
положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку, явлению.
Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрустраций
могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть
агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не
понимая, почему он так реагирует) либо чувствовать себя во всем виноватым,
никчемным, лишним, неполноценным (регрессивная фрустрация, самообвинение).
К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их
побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять
поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за
верности своим убеждениям люди даже идут на смерть).
2. Мотивы и стратегии выживания
Человечество всегда стремилось найти цель жизни, простейший общий знаменатель
всей своей деятельности, динамический принцип существования. Цель жизни —
бесконечное выживание. Человек — одна из форм жизни. Во всех своих проявлениях и
целях он подчиняется одной команде: «Выживать!»
Из динамики выживания были выведены четыре динамики. Под «динамикой поведения»
имелась в виду основная команда «выживай!», которая является главной для всякой
деятельности. Четыре динамики являются основной силой, целевыми подразделениями
всего динамического принципа выживания.
Первая динамика — это стремление к максимальному выживанию человека ради себя
самого. Такая цель объединяет человека, культуру, в развитии которой он
участвует для пользы себе и бессмертия своего имени.
Вторая динамика — это стремление человека к максимальному выживанию посредством
половой деятельности, рождения и воспитания детей. Эта динамика включает в себя
самих детей, продолжение культуры для детей и их будущего благополучия.
Третья динамика — это стремление человека к максимальному выживанию группы.
Четвертая динамика — это стремление человека к максимальному выживанию всего
человечества.
А. Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни
объясняется стилем жизни. Основная ориентация по отношению к внешнему миру также
определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при
условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения
основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь. Эти проблемы взаимосвязаны,
и их решение зависит от нашего стиля жизни.
Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов
по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Адлер
разработал типологию установок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от
того, как решаются три главные жизненные задачи, в зависимости от уровня
социального интереса и степени активности человека). Социальный интерес
представляет собой чувство эмпатии ко всем людям, проявляется он в
сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод.
Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости; его
противоположностью является згоистический интерес. Степень активности имеет
отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем, насколько
высок его уровень энергии. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный
энергетический уровень, который устанавливается в детстве: он может варьировать
у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности.
Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в
сочетании с социальным интересом.
В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы
личностей (в зависимости от уровня активности):
Управляющий тип — это люди самоуверенные и напористые, с
незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны,
но не в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них
характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные
проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители,
наркоманы и т. п.).
Берущий тип — люди относятся к внешнему миру паразитически и
удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет
социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше. У них
малая степень активности, поэтому маловероятно, что они причинят страдания
другим.
Избегающий тип — у этих людей нет достаточного социального
интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем,
они боятся неудач, и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят от всего,
что грозит трудностями или неудачей.
Социально-полезный тип — это зрелая полноценная личность, в ней
соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности.
Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении и
взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жизненных
проблем — работа, дружба, любовь — требует сотрудничества, личного мужества,
ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.
Психологический рост — это прежде всего движение от центрированности на себе и
целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и
социально-полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление
к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество —
основные черты здоровой личности.
Выживание отталкивается от смерти и направлено к бессмертию. Максимальная
боль может быть представлена как существующая непосредственно перед смертью, а
максимальное удовольствие — как бессмертие. С точки зрения каждого организма,
бессмертие обладает притягательной силой, а смерть — отталкивающей. Стремление
выжить направлено от смерти, которая обладает отталкивающей силой, к бессмертию,
которое имеет притягательную силу, т. е. сила притяжения — это удовольствие, а
сила отталкивания — это боль. Поиски и получение удовольствия не менее важны для
выживания, чем возможность избежать боли. Удовольствия — это вознаграждение:
приятные эмоции, умственные или физические наслаждения, мимолетная радость.
Удовольствие можно найти в огромном количестве вещей и занятий. Боль — это
«физические и душевные страдания , наказание ».
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами
личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения
успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля,
самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха — стремление человека добиваться
успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи —
относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных
ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и
общения. Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых
человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им
поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус
контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе;
экстернальный (внешний) локус контроля локализация таких причин и
ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка —
оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и
недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем
случае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех
в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться
человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в
общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и
агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они
определяют отношение личности к людям. Аффилиация — стремление человека быть в
обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые
взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который
проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив
власти — стремление человека обладать властью над другими людьми,
господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление человека
бескорыстно оказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление
удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к
потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность —
стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим
людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека
есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный
с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих
сожаление и угрызения совести.
3. Типы людей и «локус контроля»
Одна из важнейших характеристик личности — степень независимости,
самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие
личной ответственности за происходящие с ним события. Впервые методы
исследования этой характеристики были разработаны в 60-х гг. в США. Наиболее
известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на
положении: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над
значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два
типа людей:
1) экстерналы — когда человек полагает, что происходящие с ним события являются
результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действий других людей и т. п.;
2) интерналы — когда человек интерпретирует значимые события как результат
собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни
было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную
ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они
считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они
способны с успехом достигать своих целей и в будущем. Но они берут на себя
ответственность и за все отрицательные события, склонны обвинять себя в
неудачах, неприятностях, страданиях. Такие люди считают свои действия важным
фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в
коллективе, в своих продвижениях. Интернал считает себя ответственным за события
семейной жизни, в семейных проблемах обвиняет не супруга, а прежде всего самого
себя, стремится изменить себя. Такой человек считает себя в силах контролировать
свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение,
симпатию, активно формировать свой круг общения. Интернал считает себя во многом
ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что
выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей. Таким образом,
интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за
себя. Люди-экстерналы, напротив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от
них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — «пешки» в этой
жизни, и даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним
обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Человек
типа «интернал» чаще в жизни «победитель», экстернал — «побежденный», у них
различные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.
4. Адаптивность человека и фундаментальная типология индивидуальности
Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденной и
приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых
условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Врожденные основы
адаптивности — это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные
задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние
организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием
воспитания, обучения, условий и образа жизни.
Адаптированность — уровень фактического приспособления
человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или
неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и
адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда
психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической
(неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические
заболевания и нарушения поведения).
Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными
врожденными особенностями его натуры. Первой составляющей натуры человека,
обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции В. И.
Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода,
альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства.
Инстинкты группируются в диады: диада А включает в себя инстинкты самосохранения
и продолжения рода, и она — базовая, обеспечивающая физическое выживание особи и
вида. Диада Б включает в себя исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она
обеспечивает первичную специализацию человека. И наконец, диада В включает в
себя инстинкты доминирования и сохранения достоинства и обеспечивает
самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном аспекте. Все вместе
эти три диады в самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной
жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных
инстинктов.
Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же
выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу
определенных биологических и социальных факторов доминирование одного или
нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, а звучание остальных
может оказаться подавленным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об
инстинктопатиях. Инстинктопатии приводят к конфликтным межличностным отношениям
между их носителями и индивидами с нормальным доминированием того или иного
инстинкта. Между инстинктопатиями и психопатиями существует тесная связь: так,
при истероидной психопатии имеет место гипердоминирование инстинктов свободы,
самосохранения и атрофия инстинктов альтруизма, продолжения рода.
В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная
фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит к одному
из семи типов: I — «эгофильному», II — «генофильному» (от латин. genus — род),
III — «альтруистическому», IV — «исследовательскому», V — «доминантному», VI — «либертофильному»
(от латин. libertas — свобода, VII — «дигнитофильному» (от латин. dignitas —
достоинство). Приведем краткие личностные характеристики в рамках данной
типологии.
I. Эгофильный тип. С раннего детства у человека этого типа проявляется
склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на
миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., нетерпим к боли (отказы от лечения
зубов, от посещения врачей и т. п.); на базе этого типа формируется личность с
выраженной згоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при
неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим
реакциям. Это люди, для которых «безопасность и здоровье — превыше всего!», а их
кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная целесообразность наличия
данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются
хранителями генофонда рода, племени. Для «эгофильного типа» характерны следующие
ведущие качества: 1) эгоцентричность; 2) консерватизм; 3) готовность поступиться
социальными потребностями ради собственной безопасности; 4) отрицание риска; 5)
тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.
II. Генофильный тип. Для него характерна своеобразная разновидность
эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под «Мы» подразумевается
семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены
одному — интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей
фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать
вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение.
Он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у него возникает
депрессивная невротическая реакция с энурезом и т. п. Это люди, которые ценят
«интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом — моя крепость».
Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его
носители — хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни. «Генофильному
типу» присущи ведущие качества: 1) сверхлюбовь к своим детям; 2)
семейственность; 3) сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей; 4)
тенденция к отрицанию своего «Я» в пользу «Мы» (семьи); 5) сверхтревожность
относительно будущего своих детей.
III. Альтруистический тип. Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия,
заботливость к близким, особенно к пожилым, они способны отдать другим
последнее, даже необходимое самим. Они убеждены, что не может быть хорошо всем,
если плохо кому-то одному, а их кредо: «Доброта спасет мир, доброта превыше
всего». И они эволюци-онно хранители доброты, мира, хранители жизни. Для
«альтруистического типа» характерны ведущие качества: 1) доброта; 2)
сопереживание, понимание людей; 3) бескорыстность в отношениях с людьми; 4)
забота о слабых, больных; 5) миролюбие.
IV. «Исследовательский тип». У людей этого типа с раннего детства отмечается
любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству.
Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает
какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые — лица
этого типа. Их кредо: «Творчество и прогресс — превыше всего». Эволюционная
целесообразность этого типа очевидна. «Исследовательскому типу» присущи: 1)
склонность к исследовательской деятельности; 2) склонность к поиску нового,
новаторство в науке, искусстве и т. д.; 3) способность без колебаний оставлять
обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но
интересных дел и задач; 4) устремленность к творчеству; 5) самоотверженность в
реализации творческих устремлений.
V. Доминантный тип. С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение
организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения; формируется
личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорная в
достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях и
повести их за собой. Кредо этого типа: «Дело и порядок превыше всего», «Один —
ничто, все — всё», «Будет хорошо всем — будет хорошо каждому». Эволюционная
целесообразность наличия этого типа, рождающего лидеров, организаторов,
политиков в том, что они — хранители интересов и чести всего рода. Для
«доминантного типа» характерны: 1) склонность к лидерству, к власти; 2)
предрасположенность к решению сложных организационных задач; 3) приоритет
перспектив служебного роста над материальными стимулами; 4) готовность к жесткой
борьбе за лидерство, за первое место; 5) приоритет общего (интересов дела,
коллектива) над частным (интересами одного человека).
VI. Либертофильный тип. Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его
пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет
вместе с ним. Для людей этого типа характерны стремление к самостоятельности,
отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано
покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму,
нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей: «Свобода превыше всего!».
И они — хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно
ограничивают тенденции лиц «доминантного типа». Они — хранители свободы, а с
этим — жизни. Либертофильному типу присущи: 1) склонность к протесту,
бунтарству; 2) предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности); 3)
стремление к независимости; 4) склонность к реформаторству, революционным
преобразованиям; 5) нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к
подавлению «Я».
VII. Дигнитофильный тип. Узке в раннем детстве человек этого типа способен
уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна
безоглядность, готовность поступиться всем в отстаивании своих прав,
непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого
человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания
идут на Голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной
чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов». Эволюционная целесообразность
наличия такого типа заключается в том, что его носители — хранители чести и
достоинства «Я», личности, а с этим — жизни, достойной человека. Для «дигнитофильного
типа» характерны: 1) нетерпимость к любым формам унижения; 2) готовность
поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства;
3) приоритет чести и гордости над безопасностью; 4) бескомпромиссность и прямота
в отношениях с лидерами; 5) нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека.
Наряду с «чистыми» по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные,
когда сочетаются I и II типы, I и IV, I и V, I и VI, I и VII, II и III, II и V,
II и VII, IV и V, IV и VII, V и VII.
Таким образом, можно выделить семь первичных профилей личности, а с этим — семь
врожденных судьбоносных ориентации, определяющих формирование замыслов, планов,
образа жизни, системы ценностей и тем самым осуществляющих сам выбор судьбы. И
как бы жизнь и воспитание ни подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает
воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в
случае подавления доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще сильнее
влияет на выбор. Реконструкция подавленной или искаженной натуры — основа
психотерапии и психосоматического оздоровления.
Итак, инстинкты — фиксированная в генетическом коде программа приспособления,
самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая в
себя индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека.
Генетическая программа развития индивида гармонична. Доминирующему инстинкту
соответствуют определенный темперамент, конституция тела, лево- или
правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного
профиля интеллекта.
Реализация доминирующего инстинкта в жизненном плане, образе жизни, в профессии,
в отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы, приносит
удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие.
Волюнтаристское подавление, игнорирование тенденций, вытекающих из доминирующего
инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к
неудовлетворенности, дисгармоничности, к дезадаптации и болезни.
5. Мотивация
Мотивация - одно из ключевых понятий в теории управления.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два
психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида
и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение;
2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который
стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.