13. Возрастная периодизация развития. Ключевые понятия возрастной
психологии
Сайт
dedovkgu.narod.ru,
раздел "Организация работы с
молодёжью"
13. Возрастная периодизация развития. Ключевые понятия возрастной
психологии
1. Возрастная периодизация
Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого
эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в
своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца
своих дней. Наиболее существенный вклад Э. Эриксона в теорию личностного
развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических
кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:
1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).
2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).
3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).
4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12
лет).
5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и
конформизму (от 12 до 18 лет).
6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической
изолированности (около 20 лет).
7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя»
(между 30 и 60 годами).
8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60
лет).
Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом
из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и
радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он
как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа
развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в
течение всей жизни.
Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными
выше кризисами возрастного развития.
На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с
ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть
предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.
Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как
самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной
степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.
Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы
поведения, и здесь Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных
исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к
общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают
важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт,
что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не
подвергается сомнению.
Третья и четвертая стадии развития, по Эриксону, также в целом совпадают с
представлениями Д.Б. Эльконина и других отечественных психологов. В данной
концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и
трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы.
Концепция Даниила Борисовича Эльконина
Психическое развитие ребенка (как освоение идеальных форм бытия взрослого,
существующих в социальной среде) происходит в процессе активной деятельности
самого ребенка. При этом деятельность, в соответствии с теорией Леонтьева,
способна порождать не только познавательные структуры, как у Пиаже, но и мотивы,
которые формируют личность ребенка. То есть именно деятельность ребенка ведет за
собой его психическое развитие.
По Эльконину, все виды деятельности ребенка делятся на два типа:
- деятельность в системе ребенок – взрослый, в которой формируется в основном
мотивационно-потребностная сфера,
- деятельность в системе ребенок – общественный предмет, где ребенок осваивает
способы действий с объектами культуры, развивая при этом свои
операционально-технические возможности.
При этом на протяжении развития ребенка то один, то другой тип деятельности
поочередно играют ведущую роль (на переходах между периодами).
Понятие ведущей деятельности для каждого возрастного периода
(Леонтьев), в которой формируется основное новообразование, развиваются и
совершенствуются отдельные психические процессы и дифференцируются другие виды
деятельностей.
Эпоха Раннее детство:
- младенчество: непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослым,
- раннее детство: предметно-орудийная деятельность, ребенок под руководством
взрослых осваивает способы употребления орудий и речи,
Эпоха Детство:
- дошкольное детство: сюжетно-ролевая игра,
- младшее школьное детство: учебная деятельность.
Эпоха подростничество:
- младшее подростничество: интимно-личностное общение со сверстниками,
- старшее подростничество: учебно-профессиональная деятельность.
На каждом из этапов развитие мотивационно-потребностной (ребенок – взрослый) и
интеллектуально-познавательной (ребенок – общественный предмет) сферы опережают
друг друга. Там, где первая наиболее резко отстает от второй (на переходах от
эпохи к эпохе: 3 (раннее детство /детство) и 11 (детство / подростничество)
лет), должна более резко измениться социальная позиция ребенка.
2. Общепсихологическая теория деятельности Алексея Николаевича Леонтьева и
Сергея Леонидовича Рубинштейна
Истоки теории Леонтьева – Рубинштейна – в диалектико-материалистическом
постулате марксизма: «бытиё (деятельность) определяет сознание».
«Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется.
Деятельность и сознание - не два в разные стороны обращенных аспекта. Они
образуют органическое целое, не тождество, но единство». При этом и сознание, и
деятельность понимаются Рубинштейном иначе, чем в интроспективной и
бихевиористской традициях. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и
импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и
раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная
субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь
через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в
процессе которой сознание формируется и развивается.
Потребность – внутреннее состояние организма, испытывающего нужду в чем-либо.
Появление мотива ведет к деятельности, направленной на его достижение.
Следовательно, потребность дает энергию для деятельности, а мотив ее направляет.
Имеет место следующая последовательность: потребность — мотив — деятельность.
Так как возможно исследовать внешнюю деятельность и ее связь с мотивом, возможно
изучение внутренних психических состояний на основании того, какая потребность
породила мотив. Отсюда следует новая схема: деятельность — мотив — потребность.
Деятельность связана с мотивами и потребностями. Она возникает самопроизвольно
при активизации потребности. Деятельность и ее мотив могут не осознаваться, но
действие и его цель всегда осознанны. Отличие в том, что деятельность
определяется нашим желанием, а действие — необходимостью, так как его результат
поможет достичь своей потребности.
Операции, т.е. способы выполнения действия, зависят от условий деятельности.
Операции у человека всегда протекают на бессознательном уровне, хотя в случае
затруднений они могут осознаваться.
Важнейшие положения учения Леонтьева о деятельности - вопросы структуры
деятельности, различения деятельности и действия, с которыми связано
конкретно-психологическое исследование смыслового анализа сознания и практика
воспитания сознательного отношения, то есть сознательности учения, — получили
свое развитие в приложении к практическим вопросам обучения. В соответствии с
этим и ребенок рассматривается «не только как объект внешних воздействий... но
прежде всего как субъект жизни, субъект развития».
Анализ предметных и умственных действий, а также операций, входящих в эти
действия, стал предметом исследований соратника Леонтьева по деятельностной
школе Петра Яковлевича Гальперина. Созданная Гальпериным концепция планомерного
поэтапного формирования умственных действий и понятий получила подтверждение и
нашла эффективное применение в практике школьного обучения, а также других форм
образования.
Концепция Льва Семеновича Выготского
Психическое развитие есть освоение идеальных форм бытия взрослого, существующих
в социальной среде.
Специфика психического развития ребенка заключается:
- в непреформированности, незаданности хода развития,
перформированное – тип развития, при котором изначально заданы все стадии и
метаморфозы,
неперформированное – развитие, протекающее за счет нарастания и разрешения
внутренних противоречий, то есть определяемое самим ходом развития, а не
заложенной генетической программой; подразумевается возможность субъекта влиять
на результат,
- в детерминированности от общества: источник развития находится вне организма,
в процессе обучения, в частности, велика роль учителя: он задает само содержание
того процесса, который подлежит усвоению: «...педагогический процесс не просто
использует готовые психологические возможности, присущие ребенку того или иного
возраста, и не просто вносит в его сознание то или иное содержание, но создает
новые особенности его сознания». Обучение не «плетется в хвосте у развития», как
у Пиаже, а является его основной движущей силой. Уровень потенциального развития
ребенка (то, на что он способен в сотрудничестве) всегда превышает уровень его
актуального развития на некоторую индивидуально определяемую величину – зону
ближайшего развития, на которую и должно ориентироваться обучение, то есть
немного опережать актуальный уровень развития и вести развитие за собой. (Тезис
об интересе к учебе как подкреплении этого.)
- в том, что субъект способен влиять на процесс и результат развития,
в соответствии с общепсихологической теорией деятельности Алексея Николаевича
Леонтьева, ребенок рассматривается «не только как объект внешних воздействий...
но прежде всего как субъект жизни, субъект развития»,
- в наличии сензитивных периодов для развития каждой стороны
детской психики. Сензитивный период (лат. sēnsus — чувство, ощущение) – период
онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной
чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается,
как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения
и знаний. Сензитивные периоды определяют границы оптимальных сроков развития
психических функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные
сроки эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать
последовательность сензитивный периодов. Наиболее хорошо известны такие
сензитивные периоды, как период сензитивности ребенка к усвоению речи (от одного
до трех—пяти лет), период сензитивности к формированию социальной привязанности
(первый год жизни). В случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных
сензитивному периоду, наблюдаются задержка и отставание в развитии
соответствующей функции.
По Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою
структуру и динамику. К концу данного возраста ребенок становится совершено иным
существом, чем был в начале. Главное – это основное психологическое
новообразование возраста. К началу каждого возраста складывается специфическое
отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего
социальной, создающей условия для формирования новообразований, – социальная
ситуация развития.
Продолжение идей Выготского сыном Борисом Данииловичем Элькониным: идеальная
форма бытия взрослого дается не как сущность, а как проблема. Роль взрослого в
психическом развитии ребенка – роль посредника при взаимопереходе реальной и
идеальной форм, в раскрытии образа совершенного действия (отголоски Фрейдизма с
принципами удовольствия и реальности).
3. Проблема возрастных кризисов
Понятие кризиса возраста введено в науку эмпирически и в
случайном порядке. Сначала был открыт кризис семи лет как переход от дошкольного
к школьному возрасту, затем трех – как возраст строптивости и упрямства, далее –
кризис 13 лет, который был описан как негативная фаза полового созревания.
Павел Петрович Блонский: возрастные изменения могут происходить постепенно (литически)
и резко (критически).
Выготский: чередование стабильных и критических периодов развития есть
закономерная особенность. Переход от одной ступени к другой совершается
революционным путем (связь с марксистской теорией развития общества).
Особенности кризисов развития:
- относительная трудновоспитуемость ребенка в этот период,
- ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде, нет
проявления новых интересов, стремлений, видов деятельности и форм внутренней
жизни,
- кризис наступает и заканчивается незаметно, зато хорошо заметно его резкое
обострение в середине.
В школе Выготского кризис – время субъективации возникшего в предыдущем
стабильном периоде развития умения, то есть обнаружения субъектом собственного
желания или действия. Достигнутое в стабильном возрасте умение существует лишь
объективно, но до кризиса не представлено самому ребенку, не является его
достижением и не принадлежит ему. В кризисе идет опробование новой идеальной
форма бытия в наличной ситуации.
Два подхода к пониманию кризисов у взрослых:
- хронологический – кризис раз в 6-8 лет,
- связано с поворотными событиями в жизни, которые заставляют человека
переосмысливать свое прошлое, пересматривать цели, менять ведущие мотивы.