16. Юношеский возраст
Сайт
dedovkgu.narod.ru,
раздел "Организация работы с
молодёжью"
16. Юношеский возраст
1. Задачи развития
Дискуссии психологов о выделении юности в отдельный возрастной период. Выделение
«негативной» и «позитивной» частей подросткового возраста.
Ливерхуд: возрастные рамки юности – от 16 до 21 года. Это полноценный этап, а не
просто подготовка к будущему.
Юность роднит с отрочеством ограниченность в правах.
Отличает большая эмоциональная стабильность:
- «гормональная буря утихла,
- человек привык к новому облику и состоянию,
- проблемы с ближайшим окружением, даже неразрешенные, уходят вглубь, на первый
план выходят проблемы самоопределения, что связано с макросоциумом.
Мудрик Анатолий Викторович: педагогика юношества имеет дело с людьми выросшими,
но не взрослыми, информированными, но не компетентными, увлекающимися, но еще не
увлеченными.
Для приобретения взрослого статуса молодому человеку нужно:
- самоопределиться, то есть определить свое место в мире взрослых,
- сформировать некоторый план по его достижению,
- сделать первые шаги по его реализации.
Основные задачи развития в период взросления (по Хельмуту Ремшмитдту):
1) принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела
(работа, спорт, повседневность),
2) усвоение мужской или женской роли (структура полового поведения и
соответствующая «роль»),
3) установление более зрелых отношений с ровесниками обоих полов,
4) завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых,
5) подготовка к профессиональной карьере, обучение прямо (на работе) или
косвенно (в учебном заведении),
6) подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной
готовности (удлинение периода учебы!),
7) подготовка к деятельности на благо общества, формирование
социально-ответственного поведения (роль гражданина),
8) построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров
собственного поведения.
Общий результат – достижение того уровня психосоциальной зрелости, который
позволит успешно выполнять все функции полноправного члена общества.
Первые три задачи более-менее успешно решаются в период полового созревания,
решение остальных не всегда заканчивается в юности.
Основное психологическое новообразование – личностное самоопределение и
установление первой цельной формы идентичности (цельность и непрерывность
личности – понятие Эрика Эриксона).
Отношения с родителями: стадия взаимозависимости, когда пересмотру подвергаются
властные полномочия между родителями и детьми (Грейс Крайг).
Дискуссия о напряженности конфликтов между родителями и подростками.
Социальная ситуация развития юношества сильно разница в зависимости от страны
проживания. В большинстве это время выбора профессии.
Ведущая деятельность – учебно-профессиональная подготовка.
В отрочестве подросток не только формирует свои ценности и идеалы, но и
предпринимает попытки их реализации. «Серьезная игра» по Вильяму Штерну: флирт,
выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом, участие в юношеских
общественных объединениях. В «серьезных играх» молодой человек учится
соразмерять цели, определять интересы и т.п. Нужно пробовать разные виды
деятельности, если же в силу социально-экономических причин человек с юности
вынужден заниматься одним и тем же делом, то это негативно сказывается на его
личностном развитии.
2. Когнитивное развитие
Стадия формальных мыслительных операций: умение абстрагироваться от «здесь и
сейчас» позволяет размышлять о возможностях и рассматривать реальность лишь как
один из вариантов возможного.
Однако не все взрослые достигают стадии формальных операций, при этом не менее
успешно адаптируются в обществе: не всем заниматься размышлениями.
Способность строить в юности идеальные модели и сравнивать их с реальным
состоянием дел в сочетании с отсутствием жизненного опыта, по-видимому, является
причиной свойственного этому возрасту критического отношения к старшему
поколению, сложившейся системе социальных ценностей, своей семье и т.п. –
юношеский идеализм, максимализм, а иногда и негативизм.
3. Личностное развитие
В юности заканчивается период психического развития ребенка.
К окончанию юности человек должен приобрести более или менее сложившееся
мировоззрение, определиться с ценностями и выбрать свой путь в жизни.
Гипотетико-дедуктивное мышление дает способность формировать стратегии и
планировать. Это можно также назвать способностью к рефлексии, интроспекции и
самоанализу. Она также формируется не у всех (около 78%).
Личностное самоопределение – определение своей позиции относительно общественно
выработанной системы ценностей.
Вильям Штерн: шесть типов личности, соответствующих доминированию той или иной
ценности, которая переживается как главная:
- теоретический,
- эстетический,
- экономический,
- социальный,
- политический,
- религиозный.
Не всегда одна ценность исключает другие, но, как правило, выбор совершается в
юности.
Профессиональное самоопределение сейчас должно происходить не позднее старших
классов школы (а иногда и раньше – при профилировании обучения). Однако выбор
профессии – выбор личностный, экзистенциальный (подразумевающий уникальность
конкретной жизни человека), к нему большинство старшеклассников не готово. Но
общество подразумевает, что юноша уже определился по отношению к ценностям и
изучил собственные возможности (Алексей Николаевич Леонтьев). Вывод: выбор
профессии зачастую осуществляется незрелым способом – под влиянием случайных
внешних обстоятельств, по подсказке родителей или друзей. Поэтому приходится
доопределяться впоследствии. Если это не удается, то тогда человеку приходится
искать в себе силы сменить профессию, либо всю жизнь жаловаться на судьбу.
Поэтому и считается полезным для молодого человека попробовать свои силы в
разных сферах деятельности, не делая сразу выбора.
Проблема соотношения брака и карьеры.
Отношения со сверстниками становятся более зрелыми. Подросток стремится быть
принятым группой вообще. В юности сверстники делятся на референтных, с ними
обнаруживается сходство в ценностях, и нет. То есть происходит переход от
количества к качеству.
Происходит «возвращение» молодого человека в семью, но на новой основе – на
основе равноправных отношений со взрослыми.
Влюбленность в юношеском возрасте – попытка прийти к определению собственной
идентичности путем проекции собственного первоначального неотчетливого образа на
кого-то другого и лицезрения его в отраженном и проясненном виде. Истинная
интимность возможно только при достигнутой эгоидентичности.
Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего
из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, и идентификацией и
самоопределением. Если юноше не удается решить эти задачи, у него формируется
размытая идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх
взросления и перемен;
3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизировать
свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то приоритетной деятельности;
4) формирование “негативной идентичности”, отказ от самоопределения и выбор
отрицательных образцов для поведения.
Канадский исследователь Джеймс Марша выделил четыре этапа развития идентичности,
измеряемые степенью профессионального, религиозного и политического
самоопределения молодого человека.
1. “Неопределенная, размытая идентичность” характеризуется тем, что индивид еще
не выработал сколько-нибудь четких убеждений, не выбрал профессии и не
столкнулся с кризисом идентичности.
2. “Досрочная, преждевременная идентификация” имеет место, если индивид
включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно,
а в результате пережитого кризиса и испытания, а на основе чуждых мнений, следуя
чужому примеру или авторитету.
3. Для этапа “моратория” характерно то, что индивид находится в процессе
нормативного кризиса самоопределения, выбирая путем проб и ошибок из
многочисленных вариантов развития тот единственный, который может считать своим.
4. На этапе достигнутой “зрелой идентичности” кризис завершен, индивид перешел
от поиска себя к практической самореализации.
Подросток с неопределенной идентичностью может вступить в стадию моратория и
затем достичь зрелой идентичности, но может также навсегда остаться на уровне
размытой идентичности или пойти по пути досрочной идентификации, отказавшись от
активного выбора и самоопределения. Это наименее благоприятный статус – диффузия
идентичности, когда молодые люди не принимают никаких решений и не обдумывают их
принятие. Часто это дети, отвергнутые родителями, к которым родители были
безучастны.
Признаки диффузии идентичности (по Эрику Эриксону):
- регрессия и стремление отсрочить наступление взрослого статуса,
- чувство изоляции и опустошенности,
- смутное, но устойчивое состояние тревоги,
- постоянное пребывание в ожидании чего-то, что сможет изменить жизнь,
- страх перед личностным общением и неспособность эмоционально воздействовать на
лиц другого пола,
- враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям вплоть до
мужских и женских (унисекс),
- презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего
иностранного.
В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление стать
«ничем как единственный способ самоутверждения. Есть опасность алкоголизации и
наркотизации как ухода от проблем из-за невозможности принятия решений.
Понятие “зрелой идентичности” и сами его критерии неоднозначны, поскольку
особенности индивидуального развития зависят от многих факторов. В нашей стране
резкое изменение социальной ситуации в последние десятилетия нарушило
идентичность взрослых людей, что сказалось и на подрастающем поколении.
Основное новообразование юношеского возраста – мировоззрение. В дальнейшем оно
не раз будет проходить испытание на истинность и зрелость.
Подлинная психическая зрелость наступает тогда, когда формируется цельная
гармоничная личность,
- открытая для опыта,
- принимающая себя (Карл Роджерс),
- способная к самореализации (Абрахам Маслоу),
- воплощающая в своей жизни некоторые трансцедентальные (умозрительные, не
связанные с непосредственным опытом) ценности (Виктор Франкл),
- готовая к постоянному поступательному развитию и преодолению собственных
жизненных кризисов (Ливерхуд).
Большинство людей сохраняет на всю жизнь те или иные черты психической
незрелости как расплату за длинное детство.