18. Социализация личности
Сайт
dedovkgu.narod.ru,
раздел "Организация работы с
молодёжью"
18. Социализация личности
1. Понятие «социализация» является одним из ключевых в работе организатора
работы с молодежью. Он широко используется в философии, психологии, социологии и
педагогике. Однако однозначного определения не выработано.
Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной
жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном
ему обществе.
В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые
формы поведения, навыки социального взаимодействия.
Можно говорить о социализированной и десоциализированной личности.
Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает
социальный опыт путем вхождения в социальную среду, с другой – он активно
воспроизводит систему социальных связей, преобразуя и социальную среду, и себя
самого.
Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но преобразует
его в собственные ценности, установки, позиции.
Социализация начинается по сути с момента рождения и продолжается всю жизнь, так
как человек переходит из одной социальной группы в другую (безработные, беженцы,
пенсионеры).
Социализация одновременно типична и единична:
- социализация в той или иной социальной группе протекает похоже,
- на социализацию влияет индивидуальная специфика человека.
Понятие «социализация» не подменяет понятия «воспитание», «развитие личности» и
т. п., хотя они стоят достаточно близко. По Мудрику Анатолию Викторовичу,
социализация – более широкое понятие, чем воспитание. Воспитание – процесс
педагогически организованного, целенаправленного влияния на человека. По
Андреевой Галине Михайловне, социализация ближе в развитию личности, чем к
воспитанию. К социализации примыкает понятие социально-психологической адаптации
как приспособления личности к изменениям среды, овладения ролью в иной
социальной ситуации. Это один из механизмов социализации.
2. Структура социализации:
- содержание, т. е. что предлагается личности в качестве социального и
культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы и ценности
формируются;
- широта, т. е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность;
определяет, насколько социально зрелой и развитой является личность.
Содержание социализации проявляется в шаблонах поведения, привычках, взглядах
(особенно ярко проявляется у людей разных национальностей).
3. Социализация личности осуществляется в результате ее включения в различные
социальные группы, взаимодействие с другими людьми и приобретение
соответствующих умений. Поэтому исходной для социализации является наличие у
человека потребности в общении.
Три основные сферы, в которых происходит социализация:
- деятельность (происходит выбор видов деятельности, их иерархия, выделение
ведущего вида, освоение соответствующих ролей),
- общение (неразрывно связано с деятельностью, усложняются диалоговые формы,
вырабатывается умение ориентироваться на партнера, адекватно его воспринимать),
- самосознание (становление образа Я – «Я-концепции»).
4. Главный критерий социализированности – не степень приспособленчества,
конформизма, а степень независимости, уверенности, самостоятельности,
инициативности. Главная цель социализации – в удовлетворении потребности в
самоактуализации (Абрахам Маслоу), в развитии способностей, а не в нивелировке
личности.
5. Стадии социализации
По Фрейду:
- первичная (оральная, анальная и фаллическая),
- маргинальная (промежуточная) – социализация подростка, псевдоустойчивая по
сути,
- устойчивая – связана со стабильным положением в обществе, обретением
определенного статуса и набора ролей,
- последняя – сопряжена с утратой статуса и ряда ролей, связана с дезадаптацией.
Отечественный подход связан с трудом (отголоски марксизма):
- ранняя (до школы),
- стадия обучения,
- трудовая,
- послетрудовая (дискуссия: десоциализация?), по Эрику Эриксону – стадия
зрелости, когда человек может обрести мудрость.
По Лоренсу Кольбергу:
- доконвенциональный уровень морального развития (до 7 лет) – поведение
определяется стремлением избежать наказания и получить поощрение,
- групповой (около 13 лет) – поступок оценивается с точки зрения референтной
группы,
- постконвенциональный (достигают лишь 10% детей старше 16 лет) – проявляется
общечеловеческий уровень идентичности.
6. Факторы социализации личности принято разделять на макро- (обусловленные
проживанием в больших общностях – страна и т. п.), мезо- (нация, регион, село
или город) и микрофакторы (малые группы), отражающие социально-политические,
экономические, исторические, национальные и другие особенности развития
личности.
Конкретные группы, в которых личность приобщается к системе общественных норм и
ценностей, называют институтами социализации:
- семья,
- школа (в широком смысле – вся система образования),
- для взрослых – трудовой коллектив,
- неорганизованная среда (от «уличных» явлений до телевидения),
- общественные объединения разного рода,
- иногда выделяют еще и систему досуга – учреждения культуры. (??)
Влияние исторического этапа на социализацию (Гумилев Лев Николаевич).
7. Особенности социализации в условиях общественного кризиса, при нарушении
«идеологической целостности» (Эрик Эриксон)