19. Коммуникация и общение Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Организация работы с молодёжью"



19. Коммуникация и общение


1. Общение – процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление (развитие) отношений, взаимовлияние, регуляцию совместной деятельности.
В процессе общения происходит:
- обмен информацией,
- ее интерпретация,
- взаимопонимание,
- взаимооценка,
- сопереживание,
- психологическое воздействие.
В общении выделяются:
- содержание (передаваемая информация),
- цель,
- средства; могут быть естественными (жесты, мимика, звуки голоса и телодвижения) и искусственными (языки, письменность, технические средства).


2. Общение и коммуникация – нетождественные понятия. Общение шире; под коммуникацией понимается лишь обмен информацией.
Структура общения по Г. М. Андреевой:
- коммуникативная составляющая – непосредственно обмен информацией,
- интерактивная составляющая – взаимодействие людей,
- социально-перцептивный аспект – восприятие и познание людьми друг друга.
Функции общения (по Борису Федоровичу Ломову):
- информационно-коммуникативную (передача информации),
- регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и организация совместной деятельности),
- аффективно-коммуникативная (передача эмоций).
Структура коммуникации по Гарольду Ласуэллу:
- коммуникатор,
- содержание,
- канал коммуникации,
- адресат,
- результат коммуникации.
Виды коммуникации:
а) вербальная,
б) невербальная:
- кинетика (мимика, пантомимика),
- паралингвистика (интонация, паузы, покашливания и т. п.),
- проксемика (организация пространства и времени в общении),
- визуальное общение (контакт глаз).
Невербальное общение может быть осознанным и неосознанным, намеренным и ненамеренным.
Часто невербальное общение помогает получить информацию:
- о признаках принадлежности человека к социальным группам,
- о физическом и психологическом состоянии человека,
- об эмоциональном отношении человека к чему-либо,
- о возможных вариантах поведения человека,
- о степени воздействия на человека тех или иных события,
- о психологическом климате в группе.


3. Коммуникативные способности – это умения и навыки общения, от которых зависит его успешность.

От чего зависит уровень развития коммуникативных способностей?





4. Роль общения в психическом развитии человека
Этапы онтогенеза общения:
- до 2-3 месяцев – биологическое по содержанию, контактное общение, служащее удовлетворению органических потребностей ребенка,
- от 2-3 до 8-10 месяцев – начальный этап познавательного общения,
- от 8-10 месяцев до 1,5 лет – возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности,
- от 1,5 до 3 лет – появление простейшего делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры,
- от 3 до 6-7 лет – становление произвольности в выборе и использовании разнообразных средств общения, развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры,
- далее – совершенствование.


5. Социальная перцепция – отражение социальной действительности и человека человеком (межличностная перцепция).
Социально-психологическая компетентность = межличностная компетентность + коммуникативная компетентность.
На глубину, всесторонность, объективность и скорость познания другого человека влияют:
- пол,
- возраст,
- национальность,
- темперамент, экстра- и интроверсия,
- психические состояния,
- установки,
- опыт общения,
- профессиональные и личностные особенности субъекта межличностного познания.