20. Межличностные взаимоотношения Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Организация работы с молодёжью"



20. Межличностные взаимоотношения


1. Межличностные отношения тесно связаны с различными видами общественных отношений и, таким образом, с социализацией.
Общественные отношения – официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи, являющиеся ведущими в регулировании всех видов отношений.
Межличностные отношения – это субъективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Элементы межличностных отношений (по Борису Федоровичу Ломову):
- когнитивный (гностический, информационный) – понимание информации, задействованной в межличностных отношениях,
- аффективный – эмоциональные переживания: от дизъюнктивных (негативных, разделяющих) через индифферентные до конъюнктивных (позитивных, сближающих), обусловливается социокультурными нормами групп,
- поведенческий, регулятивный: симпатия определяет доброжелательность.
Построение отношений по вертикали и по горизонтали.
Развитие межличностных отношений обусловливается особенностями общающихся:
- полом (у мужчин контакты шире, важнее совместная деятельность, большая эмоциональная сдержанность, стремление к показу достижений и притязаний),
- возрастом (сужение контактов при создании семьи и рождении детей и расширение впоследствии),
- национальностью,
- темпераментом,
- состоянием здоровья (влияние физических недостатков на Я-концепцию),
- опытом общения,
- профессией.


2. Межличностная совместимость – оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.
Показатели межличностной совместимости:
- удовлетворенность взаимодействием,
- взаимная симпатия.
Принципы сходства и взаимодополнительности – «формула дружбы».
Межличностная привлекательность. Обаяние. Зависит от физического и социального облика, способность к пониманию и сопереживанию.
Эмпатия – отклик одной личности на переживания другой. Уровни:
- когнитивная – понимание,
- эмоциональная – сочувствие,
- высшая форма = когнитивная + эмоциональная + поведенческая.
Одна из основных форм проявления эмпатии – симпатия. Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся. Симпатия и антипатия могут быть как однонаправленными (без взаимности) так и разнонаправленными.
Эпатийность как свойство личности.


3. Влияние условий на формирование межличностных отношений:
- экстремальные,
- жизнь в большом городе и селе,
- отдых или работа.
Стремление быть в обществе выше в приятных условиях (радость) и в угрожающих обстоятельствах.
Стремление к одиночеству выше в неприятных обстоятельствах (нервное напряжение) и в ситуации, требующей сосредоточенности.
Предположение: люди стремятся быть в обществе себе подобных по четырем причинам:
- чтобы, сравнивая себя с другими, избавиться от неуверенности,
- чтобы получить положительную стимуляцию посредством живого общения,
- чтобы добиться внимания и похвалы,
- чтобы получить эмоциональную поддержку.
В ситуации дистресса стремление человека к общению определяют три компонента:
- социальное сравнение – сравнить свою реакцию с реакцией других и оценить, насколько она уместна),
- редукция (уменьшение, ослабление) тревоги – тяга к более спокойным людям,
- поиск информации.
Дистресс может снижать аффилиативные тенденции
- если он связан с переживанием неловкости, стыда,
- если переживается мощное эмоциональное потрясение.
Возможно, в этом случае человек избегает усиления своих эмоций в процессе их обсуждения.


4. Аффилиация (англ. affiiation – соединения, связь) – потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях любви и дружбы.
Аффилиация выражается через усиление близости: взгляд, прикосновение, открытая поза, личные темы, самораскрытие, выражение поддержки Я-концепции партнера. Повышение и снижения уровня аффилиации. При согласованном выражении уровня близости обоими партнерами общение воспринимается как естественное и нормальное.
Коммуникационная модель нарастания позитивной аффилиации:
- вступление (оценка привлекательности и доступности партнера),
- экспериментирование (снятие неуверенности, поиск общих тем и тем, которых следует избегать) – общение расслабленно и некритично,
- интенсификация (более глубокое и интимное самораскрытие, общение приобретает черты уникальности),
- интеграция (разделение друг с другом разных аспектов жизни, «парная» идентичность),
- объединение (публичное признание, что обязательства заявлены и приняты, контракт заключен).
Отношения могут стабилизироваться, «застревать» на одной из стадий.
Коммуникационная модель распада отношений:
- дифференциация,
- ограничение,
- стагнация,
- избегание,
- прекращение.
Для эскалации отношений в сторону углубления используется самораскрытие с требованием эквивалентного самораскрытия от партнера («правило взаимности»).

Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации, является привязанность – тесная эмоционально-положительная связь между людьми, при которой они предпочитают общение между собой контактам с другими людьми:
- личная (непосредственная)
- транзитивная (опосредованная) – привязанность к лицу, которое привязано к объекту аффилиации,
- надежная,
- амбивалентно-сопротивляющаяся – стремится, но избегает поддержки (например, при нежелании возникновения зависимости),
- избегающая (характерна для подростков, стремящихся к самостоятельности),
- дезорганизованная – сочетание амбивалентно-сопротивляющейся и избегающей, характеризуется внутренними конфликтами.


5. Аттракция (англ. attract – притягивать, привлекать) – процесс формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего, в результате которого формируются межличностные отношения.
Понимание аттракции:
- процесс и результат, связь с перцептивной стороной общения,
- социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент,
- свойство – привлекательность одного человека для другого.


7. Дружба.
Динамичность развития межличностных отношений – от знакомства до дружбы. (Число «поглаживаний» по Эрику Берну.)
Мощный фактор, питающий аттракцию и дружбу, - сходство.
Понимание дружбы по Кону Игорю Семеновичу и Обозову Николаю Николаевичу:
- общее предметное содержание (общность интересов, целей),
- различие в темпераменте (?).

(Виды дружбы:
- утилитарная (инструментально-деловая),
- эмоционально-экспрессивная,
- нравственная, направленная на взаимное моральное усовершенствование.
Различия мужской и женской дружбы – деятельностный и эмоциональный аспекты.
Нормы дружбы, нарушение которых влечет ее разрушение (с отличие от любви, где люди склонны прощать):
- равноправие,
- уважение,
- способность и умение понять друг друга,
- готовность всегда прийти на помощь,
- доверие,
- преданность. )


8. Чувство влюбленности переживается иначе, чем дружба: вначале чувство сексуального влечения приводит к возникновению любви-страсти. Партнер идеализируется.


9. Стереотип общения: «по одежке встречают» – физически привлекательный человек положителен.
Влияние на аффилиацию предыдущего опыта.


Тема для самостоятельного изучения: Совместная деятельность.
(Основные стратегии:
- содействие,
- противодействие,
- уклонение.
Типы взаимодействия при сочетании стратегий:
- сотрудничество,
- противоборство,
- уклонение от взаимодействия,
- однонаправленное действие,
- контрастное взаимодействие,
- компромиссное взаимодействие.)

Темы для семинара:

1. Дружба, ее цели и нормы.
2. Любовь. Виды любви в зависимости от объекта. Этапы любви мужчины и женщины.
3. Альтруизм и факторы, влияющие на его проявление.
4. Вражда и агрессивность.
5. Беспомощность. Причины ее проявления.
6. Одиночество, его виды, причины, особенности переживания.