24. Большие группы. Массовидные явления
Сайт
dedovkgu.narod.ru,
раздел "Организация работы с
молодёжью"
24. Большие группы. Массовидные явления
0. Настройка на молодежь.
1. Большая социальная группа – большое по количеству социальное объединение,
образованное на основании какого-либо социально-демографического признака: пола,
возраста, национальности, профессии, социального и экономического положения,
убеждений и т.п.
В истории общества большие социальные группы проходят ряд уровней развития:
- типологический: объективное сходство членов группы по каким-то признакам,
которые имеют существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но
не служат основанием для создания психологической общности; совокупность, но не
единство индивидов,
- идентификация: члены осознают принадлежность к данной группе,
- солидарность, или интеграция: готовность членов группы к совместным действиям
во имя общих целей, осознается общность интересов.
Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом»
виде не существует. То есть, чтобы осознать свое единство, группа должна
сопоставить себя с другими группами. (Пример с человечеством.)
2. Факторы, определяющие социально-психологическую общность:
- очевидность признаков, которые позволяют членам отделить свою группу от
«чужих»,
- характер внутри- и межгрупповых коммуникаций: общее информационное поле (с
помощью СМИ),
- наличие идеологии как организующего начала, стимула к объединенным действиям.
Идеология – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая
интересы социальной группы, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к
действительности, друг к другу, к другим социальным группам, изображается
желанное для данной социальной группы общественное состояние (социальный идеал),
а также путь, ведущий к нему (тезис о химеричности идеологии),
- общественно-исторический опыт, практика коллективного действия.
3. Психические явления в больших группах могут быть отнесены к традиционным для
психологии сферам:
- когнитивной: коллективные представления, общественное мнение, общественное
сознание, менталитет (от лат. mens—ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) -
устойчивая совокупность оценок, стереотипов, переживаний, установок, которые
передаются от поколения к поколению и незаметно сами по себе управляют
поступками людей; совокупность особенностей восприятия и оценки людьми
окружающего мира,
- мотивационно-потребностной: социальные потребности, интересы, установки,
идеалы; рассматриваются а) потребности группы как системы, нуждающейся в
определенных условиях функционирования, б) потребности большинства личностей,
входящих в эту группу; общественные идеалы – обобщенные, сконцентрированные,
образные представления о ценностях, являющиеся частью общественной идеологии,
- аффективной: чувства, эмоции, настроения; рассматриваются а) чувства,
выражающие эмоциональное отношение к фактам социальной действительности, б)
общее чувство объединения людей (проблема социального пессимизма у русских),
- деятельностной: коллективная деятельность и групповое поведение.
4. Психический склад – комплексное и наиболее устойчивое образование в
психологии общности. Он включает:
- социальный характер группы (народа), который определяется культурой, историей,
условиями жизнедеятельности,
- традиции – исторически сложившиеся, принятые и узаконенные способы
воспроизведения социальных правил, норм, отношений людей,
- обычаи – прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события,
выполнение некоторых общественно одобряемых действий,
- предрассудки – укоренившееся в обществе мнение, как правило
предостерегательного, суеверного характера, не имеющее разумного доказательства.
Целостной, обобщающей характеристикой психологических особенностей социальной
группы является образ ее жизни – совокупность устоявшихся, типичных для группы
форм жизнедеятельности, в которых выражается отношение к обществу, труду, другим
общностям и себе.
5. Другие примеры массовидных явлений:
- мода,
- слухи,
- вера (религия),
- массовые реакции на рекламу,
- паника.
6. Типологии и классификация больших социально-психологических общностей.
Выделяют два вида социальных общностей людей:
- по наличию объективных биологических и социально-экономических связей
(типологические группы, в том числе молодежь),
- по наличию сознательного стремления к объединению на основе общих целей и
ценностей (религиозные, политические и другие общественные объединения).
Основания классификации:
- продолжительность существования,
- степень организованности,
- стихийность возникновения,
- степень контактности (условные и реальные).
7. Феномен толпы
Основный психологический механизм, объясняющий поведение индивида в толпе, -
идентификация с лидером (по Фрейду – выступающим в роли «отца»).
В психологии толпа – неорганизованное или потерявшее организованность скопление
людей, не имеющее общей осознанной цели и находящееся в состоянии эмоционального
возбуждения.
По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в
составе толпы, толпы бывают:
- активные (агрессивная, спасающаяся (легко превращающаяся в паническую),
стяжательская, демонстрирующая (степень организованности??)),
- пассивные (эмоциональный компонент отсутствует, быстро собираются и
рассеиваются).
Причины возникновения толпы:
- долговременные (экономические, политические и другие факторы, которые
порождают в обществе высокую напряженность, формируют чувство фрустрации),
- ситуативные (от неадекватных действий властей до бытового эпизода и просто
слуха).
8. Психологическое воздействие в массовидных явлениях.
Принадлежность к толпе порождает у человека чувство анонимности, а значит –
безнаказанности. Это порождает чувство безответственности, каждый полагает, что
любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично.
Психологическая однородность толпы: уравнивание основных психических явлений и
поведения индивидов. Интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее
участников, поэтому она легко поддается слухам, провокациям, лозунгам и
призывам.
Внушаемость, которая повышает готовность людей совершать деяния, которые могут
быть в полном противоречии с их сознанием и характером.
Психическое заражение – быстрый перенос психологического состояния от одного
человека к другому. Отсюда склонность к панике – бесконтрольному страху. Главная
причина паники – не столько опасность, сколько страх остаться в безвыходном
положении. При этом происходит резкое сужение сознания и способности к
рациональным действиям. Работают заражение и подражание.
Управлять толпой (особенно агрессивной или панической) помогает ритм.
9. Основной закон слуха (закон Олпорта - Постмэна): содержание слуха должно
иметь хоть какое-то существенное значение для людей, но при этом должна
сохраняться неопределенность, дающая возможность для гипотез и домыслов.
Появлению и распространению слухов способствуют:
- высокий уровень неопределенности в обществе (люди не знают, чего ждать в
дальнейшем),
- высокая тревожность в обществе.
Бывает:
- слух-желание,
- слух-пугало,
- агрессивный слух.
При борьбе со слухом следует не только его опровергнуть, но и снять тревогу,
которую он породил.
10. Функции моды:
- явление культуры,
- облегчение поиска себе подобных,
- повышение уровня самооценки, удовлетворенности собой.
Особенность моды – цикличность (от восхода до заката).