24. Большие группы. Массовидные явления Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Организация работы с молодёжью"



24. Большие группы. Массовидные явления


0. Настройка на молодежь.

1. Большая социальная группа – большое по количеству социальное объединение, образованное на основании какого-либо социально-демографического признака: пола, возраста, национальности, профессии, социального и экономического положения, убеждений и т.п.
В истории общества большие социальные группы проходят ряд уровней развития:
- типологический: объективное сходство членов группы по каким-то признакам, которые имеют существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не служат основанием для создания психологической общности; совокупность, но не единство индивидов,
- идентификация: члены осознают принадлежность к данной группе,
- солидарность, или интеграция: готовность членов группы к совместным действиям во имя общих целей, осознается общность интересов.
Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. То есть, чтобы осознать свое единство, группа должна сопоставить себя с другими группами. (Пример с человечеством.)


2. Факторы, определяющие социально-психологическую общность:
- очевидность признаков, которые позволяют членам отделить свою группу от «чужих»,
- характер внутри- и межгрупповых коммуникаций: общее информационное поле (с помощью СМИ),
- наличие идеологии как организующего начала, стимула к объединенным действиям. Идеология – система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы социальной группы, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, к другим социальным группам, изображается желанное для данной социальной группы общественное состояние (социальный идеал), а также путь, ведущий к нему (тезис о химеричности идеологии),
- общественно-исторический опыт, практика коллективного действия.


3. Психические явления в больших группах могут быть отнесены к традиционным для психологии сферам:
- когнитивной: коллективные представления, общественное мнение, общественное сознание, менталитет (от лат. mens—ум, мышление, образ мыслей, душевный склад) - устойчивая совокупность оценок, стереотипов, переживаний, установок, которые передаются от поколения к поколению и незаметно сами по себе управляют поступками людей; совокупность особенностей восприятия и оценки людьми окружающего мира,
- мотивационно-потребностной: социальные потребности, интересы, установки, идеалы; рассматриваются а) потребности группы как системы, нуждающейся в определенных условиях функционирования, б) потребности большинства личностей, входящих в эту группу; общественные идеалы – обобщенные, сконцентрированные, образные представления о ценностях, являющиеся частью общественной идеологии,
- аффективной: чувства, эмоции, настроения; рассматриваются а) чувства, выражающие эмоциональное отношение к фактам социальной действительности, б) общее чувство объединения людей (проблема социального пессимизма у русских),
- деятельностной: коллективная деятельность и групповое поведение.


4. Психический склад – комплексное и наиболее устойчивое образование в психологии общности. Он включает:
- социальный характер группы (народа), который определяется культурой, историей, условиями жизнедеятельности,
- традиции – исторически сложившиеся, принятые и узаконенные способы воспроизведения социальных правил, норм, отношений людей,
- обычаи – прочно установившиеся правила реагирования на конкретные события, выполнение некоторых общественно одобряемых действий,
- предрассудки – укоренившееся в обществе мнение, как правило предостерегательного, суеверного характера, не имеющее разумного доказательства.
Целостной, обобщающей характеристикой психологических особенностей социальной группы является образ ее жизни – совокупность устоявшихся, типичных для группы форм жизнедеятельности, в которых выражается отношение к обществу, труду, другим общностям и себе.


5. Другие примеры массовидных явлений:
- мода,
- слухи,
- вера (религия),
- массовые реакции на рекламу,
- паника.


6. Типологии и классификация больших социально-психологических общностей.
Выделяют два вида социальных общностей людей:
- по наличию объективных биологических и социально-экономических связей (типологические группы, в том числе молодежь),
- по наличию сознательного стремления к объединению на основе общих целей и ценностей (религиозные, политические и другие общественные объединения).
Основания классификации:
- продолжительность существования,
- степень организованности,
- стихийность возникновения,
- степень контактности (условные и реальные).


7. Феномен толпы
Основный психологический механизм, объясняющий поведение индивида в толпе, - идентификация с лидером (по Фрейду – выступающим в роли «отца»).
В психологии толпа – неорганизованное или потерявшее организованность скопление людей, не имеющее общей осознанной цели и находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, толпы бывают:
- активные (агрессивная, спасающаяся (легко превращающаяся в паническую), стяжательская, демонстрирующая (степень организованности??)),
- пассивные (эмоциональный компонент отсутствует, быстро собираются и рассеиваются).
Причины возникновения толпы:
- долговременные (экономические, политические и другие факторы, которые порождают в обществе высокую напряженность, формируют чувство фрустрации),
- ситуативные (от неадекватных действий властей до бытового эпизода и просто слуха).


8. Психологическое воздействие в массовидных явлениях.
Принадлежность к толпе порождает у человека чувство анонимности, а значит – безнаказанности. Это порождает чувство безответственности, каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично.
Психологическая однородность толпы: уравнивание основных психических явлений и поведения индивидов. Интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее участников, поэтому она легко поддается слухам, провокациям, лозунгам и призывам.
Внушаемость, которая повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.
Психическое заражение – быстрый перенос психологического состояния от одного человека к другому. Отсюда склонность к панике – бесконтрольному страху. Главная причина паники – не столько опасность, сколько страх остаться в безвыходном положении. При этом происходит резкое сужение сознания и способности к рациональным действиям. Работают заражение и подражание.

Управлять толпой (особенно агрессивной или панической) помогает ритм.


9. Основной закон слуха (закон Олпорта - Постмэна): содержание слуха должно иметь хоть какое-то существенное значение для людей, но при этом должна сохраняться неопределенность, дающая возможность для гипотез и домыслов. Появлению и распространению слухов способствуют:
- высокий уровень неопределенности в обществе (люди не знают, чего ждать в дальнейшем),
- высокая тревожность в обществе.
Бывает:
- слух-желание,
- слух-пугало,
- агрессивный слух.
При борьбе со слухом следует не только его опровергнуть, но и снять тревогу, которую он породил.


10. Функции моды:
- явление культуры,
- облегчение поиска себе подобных,
- повышение уровня самооценки, удовлетворенности собой.
Особенность моды – цикличность (от восхода до заката).