Вопросы к экзамену по дисциплине "Психологические основы работы с
молодёжью"
Сайт
dedovkgu.narod.ru,
раздел "Организация работы с молодёжью"
Вопросы к экзамену по курсу «Психологические основы работы с молодежью»
01. Человеческое сознание. Сознание и бессознательное.
02. Понятие и строение человеческой деятельности. Виды человеческой
деятельности. Умения, навыки и привычки.
03. Внимание, его функции и виды. Связь внимания с аффектом и установкой.
Тренировка внимания.
04. Память, ее процессы. Виды памяти и их особенности. Законы памяти. Развитие
памяти.
05. Воображение, его функции и развитие. Воображение и творчество. Взаимосвязь
воображения и органических процессов.
06. Природа и виды мышления. Развитие мышления в процессе онтогенеза. Творческое
мышление.
07. Ключевые положения теории нейролингвистического программирования.
08. Понятие личности. Формирование и развитие личности.
09. Основные положения бихевиоризма.
10. Психоаналитическая теория личности.
11. Психологическая защита.
12. Гуманистические теории личности. Теория К. Роджерса.
13. Положения А. Адлера о комплексе неполноценности.
14. Теория Э. Фромма и его положения о свободе личности.
15. Учение К. Г. Юнга о «коллективном бессознательном».
16. Основы типологии личности по К. Г. Юнгу.
17. Понятие о способностях. Способности, задатки и индивидуальные различия
людей. Развитие способностей.
18. Типы темпераментов. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный
стиль деятельности. Темперамент и личность.
19. Определение характера. Акцентуации характеров. Типологии характеров.
20. Формирование характера. Личность и характер человека.
21. Понятие о воле. Волевая регуляция поведения. Развитие воли у человека.
22. Виды и роль эмоций в жизни человека. Эмоции и личность.
23. Агрессия и агрессивное поведение. Причины формирования агрессивности как
черты характера и её коррекция.
24. Мотивация и личность. Теория личности А. Маслоу. «Иерархия потребностей».
25. Ключевые понятия возрастной психологии.
26. Возрастная периодизация развития человека. Ведущая деятельность на различных
возрастных стадиях. Возрастные кризисы.
27. Теория развития личности Э. Эриксона. Стадии развития личности по Э.
Эриксону.
28. Психическое развитие детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.
29. Психологические особенности подростка. Кризис подросткового возраста.
Особенности отношений подростков со взрослыми и сверстниками.
30. Социальное и личностное самоопределение.
31. Самосознание в подростковом возрасте. Формирование «Я-концепции».
32. Понятие самооценки. Самооценка в подростковом возрасте.
33. Психологическое развитие в ранней юности. Особенности отношений со старшими
и сверстниками в юношеском возрасте.
34. Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов в подростковом и юношеском
возрасте.
35. Психологическое развитие в период взрослости. Специфика кризисов личности в
ранней и средней взрослости.
36. Социализация и ее институты. Социализация в подростковом и юношеском
возрасте. Социализация взрослых.
37. Коммуникация. Понятие и виды общения. Техники и приемы общения.
38. Трансакционная теория Э. Берна.
39. Манипулирование и актуализация. Положения теории Э. Шострома.
40. Основные положения теории ролевого поведения
41. Межличностные отношения. Любовь. Дружба.
42. Социальные установки. Социальная роль, социальный статус.
43. Понятие, виды и структура малой группы. Динамика развития малой группы.
44. Личность в малой группе. Положительное и отрицательное влияние группы на
личность. Конформизм и инновация.
45. Конфликт. Динамика конфликта.
46. Типологии и классификации больших социально-психологических общностей.
47. Феномен толпы. Психология массовидных явлений.
Литература:
Немов Р. С. Психология. – М.:
ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии.
Немов Р. С. Психология. – М.:
ВЛАДОС, 1995. – Кн. 2. Психология образования.
Столяренко Л.Д. Основы психологии.
Издание 3-е, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
Психология: учебник для педагогических вузов / Под ред. Б. А. Сосновского. – М.:
Издательство Юрайт, 2010.
Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология: Краткий курс. – СПб.: Питер,
2008.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М.: «Логос», 1999.