08. Система жанров в
журналистике
1. Отличие журналистики от
художественной литературы.
2. Жанры журналистики:
- информационные,
- аналитические,
- художественно-публицистические.
Информационные:
- хроника: небольшие, часто однофразные сообщения, не имеющие заголовка; содержит
только факт, без всяких деталей; в газетах публикуется под общим
заголовком-рубрикой: «Коротко», «Отовсюду»;
- короткая информация: 20–50 строк
принятого формата; построена по принципу «перевернутой пирамиды»: вначале факт,
а затем подробности;
-
расширенная информация: до 100 строк; кроме факта, сообщает многочисленные
подробности: имена людей, бытовые, погодные обстоятельства, цитаты выступлений,
цифры, даты;
- заметка: может носить чисто
информационный характер, сообщая о факте или явлении и его авторской оценке,
иметь характер письма, поднимающего проблему, высказывающего претензии в адрес
конкретных лиц;
- репортаж: репортер
оперативно, ярко, с подробностями рассказывает о том, что видел, рисует
событие; включает элементы других жанров: может сообщать исторические
подробности, отклики участников, характеристики персонажей, авторские оценки;
выделяют событийный репортаж и тематический; в последнем случае репортер
рассказывает о ряде событий, явлений, которые характеризуют тот или иной
процесс в обществе;
- интервью: предполагает
наличие конкретного собеседника; актуальность материала во многом определит компетентность
интервьюируемого лица, продуманность вопросов и глубина ответов; бывают
коллективное интервью, интервью-зарисовка; опрос – вид массового интервью.
Аналитические:
- корреспонденция: задача —
показать факт, явление действительности и проанализировать его относительно
общих тенденций в сфере экономики, культуры, политики или школьной жизни; в
отличие от статьи, которая также ставит подобные цели, в основе корреспонденции
— один факт, выводы, которые делает автор, основываются, таким образом, только
на событии, происшествии, он идет в своих рассуждениях от частного к общему,
поэтому чаще всего основной объем материала в жанре корреспонденции занимает
детальное описание факта, а выводы могут умещаться всего на нескольких строках;
-
комментарий: отражается авторская оценка имеющих большое значение события,
явления, высказывания; такого рода материалы появляются чаще всего в
специальных рубриках, например, в «Колонках комментатора», которые ведут
авторитетные журналисты или приглашенные эксперты;
- обозрение: подразумевает
критический разбор произведений искусства и литературы, что служит
эстетическому воспитанию аудитории;
- статья: глубокое осмысление
жизни на основе множества фактов, явлений, высказываний; большой объем
предполагает повышенные требования к логике изложения, яркости, эмоциональности
повествования; заявленная в начале мысль подкрепляется и обосновывается
вереницей авторских рассуждений.
Публицистические:
- зарисовка: воспроизводит
детали и подробности события, явления, впечатления автора от увиденного; много
общего с репортажем: сравнения, эпитеты, успех зарисовки зависит от живости,
образности, интересности отобранных деталей;
- эссе: изложение своих
мыслей, впечатлений, написанное, как правило, «на одном дыхании»;
- очерк:
портрет интересного, в чем-то замечательного человека в конкретных условиях его
жизни, труда, учебы; задача автора – не
только нарисовать характер героя, но и поставить в повестку дня
общезначимые вопросы; этот емкий многоплановый жанр требует от журналиста большого
литературного мастерства, так как схематизм, шаблонность, канцелярский язык
оттолкнут читателя от повествования и, что самое печальное, от героя;
- фельетон: сатирическое
описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания,
гиперболы;
- житейская история:
художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний
мир героев и мотивы их поступков, часто вычленяющее плохих и хороших
персонажей.
3. Основные общие принципы
написания журналистских текстов:
- интересное начало;
- «Друг
Аркадий, не говори красиво» (И.С. Тургенев, «отцы и дети»: «О друг мой Аркадий Николаевич! –
воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво»);
- логика изложения
(последовательность, причинно-следственные связи, ввод героев);
- оптимальная длина фраз.