08. Система жанров в журналистике

 

1. Отличие журналистики от художественной литературы.

 

 

2. Жанры журналистики:

- информационные,
- аналитические,

- художественно-публицистические.

 

Информационные:

- хроника: небольшие, часто однофразные сообщения, не имеющие заголовка; содержит только факт, без всяких деталей; в газетах публикуется под общим заголовком-рубрикой: «Коротко», «Отовсюду»;

- короткая информация: 20–50 строк принятого формата; построена по принципу «перевернутой пирамиды»: вначале факт, а затем подробности;

- расширенная информация: до 100 строк; кроме факта, сообщает многочисленные подробности: имена людей, бытовые, погодные обстоятельства, цитаты выступлений, цифры, даты;

- заметка: может носить чисто информационный характер, сообщая о факте или явлении и его авторской оценке, иметь характер письма, поднимающего проблему, высказывающего претензии в адрес конкретных лиц;

- репортаж: репортер оперативно, ярко, с подробностями рассказывает о том, что видел, рисует событие; включает элементы других жанров: может сообщать исторические подробности, отклики участников, характеристики персонажей, авторские оценки; выделяют событийный репортаж и тематический; в последнем случае репортер рассказывает о ряде событий, явлений, которые характеризуют тот или иной процесс в обществе;

- интервью: предполагает наличие конкретного собеседника; актуальность материала во многом определит компетентность интервьюируемого лица, продуманность вопросов и глубина ответов; бывают коллективное интервью, интервью-зарисовка; опрос – вид массового интервью.

 

Аналитические:

- корреспонденция: задача — показать факт, явление действительности и проанализировать его относительно общих тенденций в сфере экономики, культуры, политики или школьной жизни; в отличие от статьи, которая также ставит подобные цели, в основе корреспонденции — один факт, выводы, которые делает автор, основываются, таким образом, только на событии, происшествии, он идет в своих рассуждениях от частного к общему, поэтому чаще всего основной объем материала в жанре корреспонденции занимает детальное описание факта, а выводы могут умещаться всего на нескольких строках;

- комментарий: отражается авторская оценка имеющих большое значение события, явления, высказывания; такого рода материалы появляются чаще всего в специальных рубриках, например, в «Колонках комментатора», которые ведут авторитетные журналисты или приглашенные эксперты;

- обозрение: подразумевает критический разбор произведений искусства и литературы, что служит эстетическому воспитанию аудитории;

- статья: глубокое осмысление жизни на основе множества фактов, явлений, высказываний; большой объем предполагает повышенные требования к логике изложения, яркости, эмоциональности повествования; заявленная в начале мысль подкрепляется и обосновывается вереницей авторских рассуждений.

 

Публицистические:

- зарисовка: воспроизводит детали и подробности события, явления, впечатления автора от увиденного; много общего с репортажем: сравнения, эпитеты, успех зарисовки зависит от живости, образности, интересности отобранных деталей;

- эссе: изложение своих мыслей, впечатлений, написанное, как правило, «на одном дыхании»;

- очерк: портрет интересного, в чем-то замечательного человека в конкретных условиях его жизни, труда, учебы; задача автора – не  только нарисовать характер героя, но и поставить в повестку дня общезначимые вопросы; этот емкий многоплановый жанр требует от журналиста большого литературного мастерства, так как схематизм, шаблонность, канцелярский язык оттолкнут читателя от повествования и, что самое печальное, от героя;

- фельетон: сатирическое описание ситуации, проблемы, факта с активным использованием иносказания, гиперболы;

- житейская история: художественное изображение конкретной ситуации, детально описывающее внутренний мир героев и мотивы их поступков, часто вычленяющее плохих и хороших персонажей.

 

 

3. Основные общие принципы написания журналистских текстов:

- интересное начало;

- «Друг Аркадий, не говори красиво» (И.С. Тургенев, «отцы и дети»: «О друг мой Аркадий Николаевич! – воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво»);

- логика изложения (последовательность, причинно-следственные связи, ввод героев);

- оптимальная длина фраз.