10. Особенности журналистских
текстов
1. «Забудьте, чему вас учили
в школе».
Школьный опыт написания
текстов – это либо сочинения по литературе, либо рефераты.
Недостатки сочинений как
текстов:
- «размазанная» композиция:
до главного – длительный путь,
- пишутся, как правило,
сложными, чаще сложноподчиненными предложениями с обилием оборотов,
- открытое и прямолинейное
изложение точки зрения автора.
Недостатки рефератов как
текстов:
- как правило, пишутся в
официальном стиле,
- насыщены научной и бюрократической
лексикой.
Следствие – такие тексты
трудно воспринимать широкому читателю: не хватает терпения или подготовки.
Информация и эмоции, заложенные в тексте, не в полной мере достигают сознания
читателя.
Впрочем, в некоторых школах
практикуют написание текстов в журналистском стиле. Но это скорее исключение,
по крайней мере, судя по школьным газетам, которые представляют на различные
конкурсы.
2. Общие особенности подхода
к композиции журналистского текста
Для начала нужно выиграть
конкуренцию с другими журналистами, СМИ и источниками информации (этот тезис
годится не только для профессиональных редакций, но и для школьной газеты –
если та хочет быть востребованной, а не выходить «для галочки»).
Далее следует донести
информацию и эмоции, заложенные в тексте, до зрителя, читателя, слушателя. Для
этого нужно:
- добиться, чтобы он
воспринял текст до конца,
- избежать препятствий на
пути понимания текста.
Принцип воздействия рекламы
на потребителя AIDA (Элмер
Левис, 1896).
Существуют и другие – DAGMAR, DIBABA, но все
они основаны на использовании четырех уровней психологического воздействия:
- когнитивный (передача
информации, сообщения),
- аффективный (формирование
эмоционального отношения),
- суггестивный (внушение),
- конативный
(определение поведения).
В соответствии с принципом AIDA следует:
- для начала привлечь
внимание читателя,
- развить его интерес,
- в идеале – пробудить некое
желание
- и подтолкнуть к действию,
если речь идет о настоящей публицистике.
3. Структура печатного
журналистского текста:
хэдлайн – лид – корпус – финал.
4. Хэдлайн
– тренировка
Сотрудники Магдебургского университета (Германия) проследили за
судьбой 50 тысяч супружеских пар в разных странах Европы. Оказалось, что супружество
продлевает жизнь мужчины на 1,7 года, но укорачивает жизнь женщины на 1,4
года, если сравнивать с одиночками.
По английским
данным, содержание собаки на протяжении ее жизни обходится владельцу в 22
тысячи фунтов стерлингов. Конкретная стоимость зависит от породы: так, жизнь
датского дога обойдется в 33 тысячи. Хотя дворняжки живут дольше породистых
собак, в среднем 16 лет, они сравнительно дешевы в содержании — всего 21 734
фунта.
(«Дорогой друг» - несколько авторов.)
80% мирового производства
шариковых ручек приходится на город Фэньшуй в
провинции Чжэцзян на востоке Китая. Раньше город был
центром производства кисточек для письма тушью. Сейчас на площади 133 гектара
размещены 40 фабрик, в год выпускающие 2,1 миллиарда шариковых ручек.
(«Китай протягивает ручку» - ответсекретарь
мишкинской районной газеты «Искра».)
Какой из
европейских языков наиболее богат словами? Считается, что английский: в
Оксфордском словаре английского языка около полумиллиона слов. В самом полном
на сегодняшний день академическом «Словаре современного русского литературного
языка» зафиксировано 131 257 слов, но в нем не учтены нелитературные и
терминологические выражения (зато отдельными словами считаются «старик»,
«старичок» и «старикашка» и
подобные варианты одного слова с разными суффиксами). В самом большом французском
словаре около 100 тысяч слов.
(«У кого язык
больше»)
5. Лид
«Жесткое»
информирование - стиль подачи информации в виде краткого изложения. Текст
строится по принципу «перевернутой пирамиды», в начале которой (в лиде) выдается наиболее существенная информация, а
затем второстепенная. Внутри “пирамиды” поток информации может принимать
множество форм. Оптимальная:
- лид-резюме, основанный на самых свежих фактах;
- 2-4 абзаца, в
которых они излагаются более подробно;
-
абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что
происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость;
- дополнительная
информация об этих фактах;
- дополнительная
информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.
«Мягкое информирование» - стиль подачи информации, при котором
суть событий излагается с элементами занимательности. Варианты компоновки
текста:
- хронология
(греч. chronos - время и logos
- слово, учение) здесь: последовательность исторических событий во
времени; после лида материал излагается в том
порядке, в котором происходили события. Это характерно для репортажа;
- «куст»: после лида материал делится на подтемы,
которые рассматриваются по очереди. Концовка связывает их в единое целое;
- «напряжение»:
вариант, обратный “перевернутой пирамиде”: результаты событий излагаются лишь в
последнем абзаце. Этот способ используется редко, но хорош для событий, ход
которых замысловат или комичен;
- очерк: автор не
только дает информацию, но и делится собственными впечатлениями. Здесь важно
нарисовать картинку в воображении читателя;
- анализ: схема
изложения материала примерно такова: описание проблемы, затем мнения причастных
к ней людей и изложение их позиций, далее соображения автора по поводу
дальнейшего развития событий и конечного результата.
6. Чтобы облегчить понимание,
рекомендуется:
- писать короткими фразами (принцип «одна
мысль – одно предложение»),
- писать разговорным языком, простыми
словами, избегая наукообразных и бюрократических формулировок (принцип «пишем
как говорим»),
- не всем понятные термины следует
объяснять,
- в основном придерживаться прямого
порядка слов в предложении: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены;
- избегать деепричастных оборотов, лучше
заменить их однородными сказуемыми: вместо «комиссия, осмотрев объект,
подписала акт приемки» - «комиссия осмотрела объект и подписала акт приемки»;
- причастные обороты лучше заменять
сложносочиненными конструкциями: вместо «комиссия, осмотревшая объект,
подписала акт приемки» - «комиссия, которая осмотрела объект, подписала акт
приемки» (и все же однородные лучше),
- определения, как правило, ставить перед
определяемым словом,
- из аббревиатур можно свободно
использовать лишь те, что постоянно на слуху: УВД, ЖКХ и т. п.; сравнительно
малоизвестные аббревиатуры следует хотя бы раз расшифровать; на телевидении и
радио существует еще и проблема непроизносимости
некоторых аббревиатур;
- избегать длинных перечислений – максимум
3 пункта (принцип «Бог троицу любит»),
- числа желательно округлять: вместо «65%»
- «примерно две трети» (в последнем случае легче возникает образ), лучше вообще
обходиться без чисел: лучше не «в 2005-м году», а «в прошлом году».
7. Энергичность изложения
Избегать безличных, страдательных и возвратных конструкций;
«действие закона прекращено» (страдательный залог) или «действие закона
прекратилось» (глагол с возвратной частицей). Следует сообщить, кто же все-таки
прекратил действие закона или хотя бы написать «закон прекратил действие». Обезличенность создает у читателя/зрителя/слушателя
подсознательное недоверие к сообщению, так как не назван действующий, а значит
– несущий ответственность субъект. Действительный залог звучит более энергично.
При использовании страдательных и возвратных конструкций страдает динамика,
поскольку создается впечатление, что события происходят сами собой.
8. Осторожно, эпитеты!
Журналистский текст, как правило, должен содержать минимум
прилагательных и наречий, только тогда, когда это действительно необходимо:
«громко кричал» - плохо, но – «беззвучно кричал». Эпитеты выдают авторскую
оценку событий и могут снижать доверие к публикации. Кроме того, они делают
текст более «рыхлым», когда смысл теряется, как в тумане, за обилием слов.
9. Проблема доверия
Задача журналиста – информировать, то есть максимально
беспристрастно излагать факты. Безусловно, хорошую историю определяет конфликт
– между людьми или их группами, между людьми и обстоятельствами. Чтобы описать
конфликт, журналист вынужден чью-то сторону принять как положительную, другую –
как отрицательную. Но основываясь на фактах, а не на личных оценках. Право на
оценки имеют лишь герои публикации, эксперты или очевидцы. Поэтому утверждения,
как правило, вкладываются в их уста или даются со ссылкой на источник.
Исключением является творчество колумнистов, которое
как раз и ценно их личным отношением к фактам. Но для этого надо стать очень
авторитетным автором, чтобы мнение стало ценным для читателя/зрителя/слушателя.
Различие между информированием и пропагандой.
Пропаганда
(лат. propaganda –
подлежащее распространению, от propago – распространяю) – деятельность,
направленная на распространение информации с целью формирования определенных взглядов,
представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное
поведение людей.
НЛП: «поверхностная структура» в отличие от «глубинной». Некоторые
элементы «поверхностной структуры»:
- Неспецифические существительные и
глаголы: «дом был построен»,
«он разозлился». Кто именно построил дом? Почему мы решили, что он разозлился?
- Суждения (ярлыки): «это плохая команда». Чье это
мнение? Почему он сделал этот вывод? (Требуется ссылка на того, кто так
утверждает.)
- Номинализации (слова, за которыми нет образов): «нужно
соблюдать дисциплину». Что это значит? Что нужно делать конкретно?
- Генерализации (обобщения): все, всегда, никто, никогда.
Заведомая ложь: неужели все? Исключения лишь подтверждают правило.
- Чтение мыслей: «он считает, что…», «по его мнению…». Это
действительно так? Откуда мы знаем?
«Поверхностная структура» используется в пропаганде и рекламе. С
ее помощью добиваются внушения. Каждая «поверхностная» конструкция несет в себе
программу. Сознание, особенно ленивое, расслабленное телевидением,
«проглатывает» подобные конструкции, «досоздавая»
недостаток информации.
Если журналист намерен стремиться к объективности, он должен
избегать текста в стиле «поверхностной» структуры.
«Безоценочный» текст, как правило, содержит минимум прилагательных
и наречий. Даже безобидные, на первый взгляд, «уже» и «еще» содержат оценку –
указание на ожидаемость действия. Информационный
стиль предполагает использование в основном существительных и глаголов.
9. После окончания работы над текстом
рекомендуется прочитать текст четыре раза:
- прочитать про себя, выбросить все, что
лишь только покажется лишним;
- прочитать про себя, оценить логичность
изложения («Мастерски написанная статья должна быть подобна хорошему
скоростному шоссе: она обеспечивает плавное передвижение к месту назначения, а
все перемены направления обозначены яркими, понятными знаками» Малькольм Ф. Мэллет,
директор проектов. Всемирный комитет свободы печати),
- прочитать про себя, «проверить
образами»,
- прочитать вслух, оценить язык: на это
этапе «вылезают» речевые ошибки и просто неуклюжие места.
Читать: Ганапольский
М. Кисло-сладкая журналистика