10. Особенности журналистских текстов

 

 

1. «Забудьте, чему вас учили в школе».

Школьный опыт написания текстов – это либо сочинения по литературе, либо рефераты.

Недостатки сочинений как текстов:

- «размазанная» композиция: до главного – длительный путь,

- пишутся, как правило, сложными, чаще сложноподчиненными предложениями с обилием оборотов,

- открытое и прямолинейное изложение точки зрения автора.

Недостатки рефератов как текстов:

- как правило, пишутся в официальном стиле,

- насыщены научной и бюрократической лексикой.

Следствие – такие тексты трудно воспринимать широкому читателю: не хватает терпения или подготовки. Информация и эмоции, заложенные в тексте, не в полной мере достигают сознания читателя.

Впрочем, в некоторых школах практикуют написание текстов в журналистском стиле. Но это скорее исключение, по крайней мере, судя по школьным газетам, которые представляют на различные конкурсы.

 

2. Общие особенности подхода к композиции журналистского текста

Для начала нужно выиграть конкуренцию с другими журналистами, СМИ и источниками информации (этот тезис годится не только для профессиональных редакций, но и для школьной газеты – если та хочет быть востребованной, а не выходить «для галочки»).

Далее следует донести информацию и эмоции, заложенные в тексте, до зрителя, читателя, слушателя. Для этого нужно:

- добиться, чтобы он воспринял текст до конца,

- избежать препятствий на пути понимания текста.

Принцип воздействия рекламы на потребителя AIDA (Элмер Левис, 1896).

Существуют и другие – DAGMAR, DIBABA, но все они основаны на использовании четырех уровней психологического воздействия:

- когнитивный (передача информации, сообщения),

- аффективный (формирование эмоционального отношения),

- суггестивный (внушение),

- конативный (определение поведения).

В соответствии с принципом AIDA следует:

- для начала привлечь внимание читателя,

- развить его интерес,

- в идеале – пробудить некое желание

- и подтолкнуть к действию, если речь идет о настоящей публицистике.

 

3. Структура печатного журналистского текста:

хэдлайнлид – корпус – финал.

 

4. Хэдлайн – тренировка

 

Сотрудники Магдебургского университета (Герма­ния) проследили за судьбой 50 тысяч супружеских пар в разных странах Европы. Оказалось, что супруже­ство продлевает жизнь мужчины на 1,7 года, но уко­рачивает жизнь женщины на 1,4 года, если сравни­вать с одиночками.

 

По английским данным, содержание собаки на про­тяжении ее жизни обходит­ся владельцу в 22 тысячи фунтов стерлингов. Конк­ретная стоимость зависит от породы: так, жизнь датс­кого дога обойдется в 33 ты­сячи. Хотя дворняжки живут дольше породистых собак, в среднем 16 лет, они сравни­тельно дешевы в содержа­нии — всего 21 734 фунта.

(«Дорогой друг» - несколько авторов.)

 

80% мирового производ­ства шариковых ручек приходится на город Фэньшуй в провинции Чжэцзян на вос­токе Китая. Раньше город был центром производства кисточек для письма тушью. Сейчас на площади 133 гек­тара размещены 40 фабрик, в год выпускающие 2,1 мил­лиарда шариковых ручек.

(«Китай протягивает ручку» - ответсекретарь мишкинской районной газеты «Искра».)

 

Какой из европейских языков наиболее богат сло­вами? Считается, что анг­лийский: в Оксфордском словаре английского языка около полумиллиона слов. В самом полном на сегодняш­ний день академическом «Словаре современного русского литературного языка» зафиксировано 131 257 слов, но в нем не учтены нелитературные и терминологические выраже­ния (зато отдельными сло­вами считаются «старик», «старичок» и «старикашка» и подобные варианты одного слова с разными суффикса­ми). В самом большом фран­цузском словаре около 100 ты­сяч слов.

(«У кого язык больше»)

 

5. Лид

«Жесткое» информирование - стиль подачи информации в виде краткого изложения. Текст строится по принципу «перевернутой пирамиды», в начале которой (в лиде) выдается наиболее существенная информация, а затем второстепенная. Внутри “пирамиды” поток информации может принимать множество форм. Оптимальная:

- лид-резюме, основанный на самых свежих фактах;

- 2-4 абзаца, в которых они излагаются более подробно;

- абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость;

- дополнительная информация об этих фактах;

- дополнительная информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.

«Мягкое информирование» - стиль подачи информации, при котором суть событий излагается с элементами занимательности. Варианты компоновки текста:

- хронология (греч. chronos - время и logos - слово, учение) здесь: последовательность исторических событий во времени; после лида материал излагается в том порядке, в котором происходили события. Это характерно для репортажа;

- «куст»: после лида материал делится на подтемы, которые рассматриваются по очереди. Концовка связывает их в единое целое;

- «напряжение»: вариант, обратный “перевернутой пирамиде”: результаты событий излагаются лишь в последнем абзаце. Этот способ используется редко, но хорош для событий, ход которых замысловат или комичен;

- очерк: автор не только дает информацию, но и делится собственными впечатлениями. Здесь важно нарисовать картинку в воображении читателя;

- анализ: схема изложения материала примерно такова: описание проблемы, затем мнения причастных к ней людей и изложение их позиций, далее соображения автора по поводу дальнейшего развития событий и конечного результата.

 

6. Чтобы облегчить понимание, рекомендуется:

- писать короткими фразами (принцип «одна мысль – одно предложение»),

- писать разговорным языком, простыми словами, избегая наукообразных и бюрократических формулировок (принцип «пишем как говорим»),

- не всем понятные термины следует объяснять,

- в основном придерживаться прямого порядка слов в предложении: подлежащее – сказуемое – второстепенные члены;

- избегать деепричастных оборотов, лучше заменить их однородными сказуемыми: вместо «комиссия, осмотрев объект, подписала акт приемки» - «комиссия осмотрела объект и подписала акт приемки»;

- причастные обороты лучше заменять сложносочиненными конструкциями: вместо «комиссия, осмотревшая объект, подписала акт приемки» - «комиссия, которая осмотрела объект, подписала акт приемки» (и все же однородные лучше),

- определения, как правило, ставить перед определяемым словом,

- из аббревиатур можно свободно использовать лишь те, что постоянно на слуху: УВД, ЖКХ и т. п.; сравнительно малоизвестные аббревиатуры следует хотя бы раз расшифровать; на телевидении и радио существует еще и проблема непроизносимости некоторых аббревиатур;

- избегать длинных перечислений – максимум 3 пункта (принцип «Бог троицу любит»),

- числа желательно округлять: вместо «65%» - «примерно две трети» (в последнем случае легче возникает образ), лучше вообще обходиться без чисел: лучше не «в 2005-м году», а «в прошлом году».

 

7. Энергичность изложения

Избегать безличных, страдательных и возвратных конструкций; «действие закона прекращено» (страдательный залог) или «действие закона прекратилось» (глагол с возвратной частицей). Следует сообщить, кто же все-таки прекратил действие закона или хотя бы написать «закон прекратил действие». Обезличенность создает у читателя/зрителя/слушателя подсознательное недоверие к сообщению, так как не назван действующий, а значит – несущий ответственность субъект. Действительный залог звучит более энергично. При использовании страдательных и возвратных конструкций страдает динамика, поскольку создается впечатление, что события происходят сами собой.

 

8. Осторожно, эпитеты!

Журналистский текст, как правило, должен содержать минимум прилагательных и наречий, только тогда, когда это действительно необходимо: «громко кричал» - плохо, но – «беззвучно кричал». Эпитеты выдают авторскую оценку событий и могут снижать доверие к публикации. Кроме того, они делают текст более «рыхлым», когда смысл теряется, как в тумане, за обилием слов.

 

9. Проблема доверия

Задача журналиста – информировать, то есть максимально беспристрастно излагать факты. Безусловно, хорошую историю определяет конфликт – между людьми или их группами, между людьми и обстоятельствами. Чтобы описать конфликт, журналист вынужден чью-то сторону принять как положительную, другую – как отрицательную. Но основываясь на фактах, а не на личных оценках. Право на оценки имеют лишь герои публикации, эксперты или очевидцы. Поэтому утверждения, как правило, вкладываются в их уста или даются со ссылкой на источник. Исключением является творчество колумнистов, которое как раз и ценно их личным отношением к фактам. Но для этого надо стать очень авторитетным автором, чтобы мнение стало ценным для читателя/зрителя/слушателя.

 

Различие между информированием и пропагандой.

Пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению, от propago – распространяю) – деятельность, направленная на распространение информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказания влияния на социальное поведение людей.

НЛП: «поверхностная структура» в отличие от «глубинной». Некоторые элементы «поверхностной структуры»:

- Неспецифические существительные и глаголы: «дом был построен», «он разозлился». Кто именно построил дом? Почему мы решили, что он разозлился?

- Суждения (ярлыки): «это плохая команда». Чье это мнение? Почему он сделал этот вывод? (Требуется ссылка на того, кто так утверждает.)

- Номинализации (слова, за которыми нет образов): «нужно соблюдать дисциплину». Что это значит? Что нужно делать конкретно?

- Генерализации (обобщения): все, всегда, никто, никогда. Заведомая ложь: неужели все? Исключения лишь подтверждают правило.

- Чтение мыслей: «он считает, что…», «по его мнению…». Это действительно так? Откуда мы знаем?

«Поверхностная структура» используется в пропаганде и рекламе. С ее помощью добиваются внушения. Каждая «поверхностная» конструкция несет в себе программу. Сознание, особенно ленивое, расслабленное телевидением, «проглатывает» подобные конструкции, «досоздавая» недостаток информации.

Если журналист намерен стремиться к объективности, он должен избегать текста в стиле «поверхностной» структуры.

«Безоценочный» текст, как правило, содержит минимум прилагательных и наречий. Даже безобидные, на первый взгляд, «уже» и «еще» содержат оценку – указание на ожидаемость действия. Информационный стиль предполагает использование в основном существительных и глаголов.

 

9. После окончания работы над текстом рекомендуется прочитать текст четыре раза:

- прочитать про себя, выбросить все, что лишь только покажется лишним;

- прочитать про себя, оценить логичность изложения («Мастерски написанная статья должна быть подобна хорошему скоростному шоссе: она обеспечивает плавное передвижение к месту назначения, а все перемены направления обозначены яркими, понятными знаками» Малькольм Ф. Мэллет, директор проектов. Всемирный комитет свободы печати),

- прочитать про себя, «проверить образами»,

- прочитать вслух, оценить язык: на это этапе «вылезают» речевые ошибки и просто неуклюжие места.

 

Читать: Ганапольский М. Кисло-сладкая журналистика