11.
Массовые информационные потоки
1.
«Вторая древнейшая». Потребность в приеме и оперативном распространении
сведений об общественно-значимых изменениях действительности удовлетворяется
при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих
событиях и возникающих проблемах.
Информационные
потребности общества:
-
в формировании массового сознания,
-
в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых
изменениях действительности,
-
в самоопределении общественного мнения,
-
в распространении решений, принимаемых государственными управленческими
институтами,
-
в поддержании жизненного тонуса общества,
- в
поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов,
-
в решении проблем делового характера (реклама, справочная информация и т.п.).
2.
В журналистике под массовыми
информационными потоками понимаются тексты, созданные разными видами
деятельности: научной, художественной и собственно журналистской, включенные в
четко выраженную структуру газет, журналов, радио и телепередач. Журналистика
собирает воедино социально значимые тексты культуры, формирует и представляет
их массовой аудитории. Собранные вместе, они представляют собой целостное,
движущееся, постоянно пополняющееся образование.
Массовые
информационные потоки — совокупности информационных продуктов, то есть
переработанной сообразно потребностям с помощью знаков и разных материалов
информация, идущих по открытым каналам.
Массовые
информационные потоки несут в себе общезначимую и общедоступную информацию:
сведения, касающиеся большинства населения.
В
соответствии с потребностями сложилась структура массовых информационных
потоков:
1)
тексты, стимулирующие духовные искания членов общества, ведущие к формированию
массового сознания (публицистические тексты);
2)
тексты, оповещающие об изменениях в действительности на очевидном (события) или
неочевидном (проблемы) уровне;
3)
тексты, знакомящие с мнениями о происходящем (актуально мнение лидеров
общественного мнения); эти тексты способствуют самоопределению общественного
мнения;
4)
тексты, извещающие о решении институтов власти;
5)
тексты, способствующие поддержанию необходимого жизненного тонуса общества;
6)
тексты, позволяющие поддерживать необходимый уровень межгрупповых контактов;
7)
тексты собственно развлекательного характера.
3.
В современном мире передача и получение информации происходит беспрерывно и
неизбежно, существует невероятное множество источников информации.
Информационные процессы превратились в огромный
непрерывный инфопоток (мощный глобальный).
Массовые
информационные потоки создаются и распространяются непрерывно, любой человек
подвергается их воздействию, и выйти из него в современном мире почти
невозможно. Они делятся:
- по типу: нейтральные (естественные: окружающая речь, звуки,
техногенные шумы); запрашиваемые (газеты, книги, Интернет); требуемые
(недоступные: например, жизнь на Марсе);
-
по виду: естественные (рассказы очевидцев, слухи и т.п.) и искусственные
(сознательно формируются и направляются на потребителя с определенной целью –
ТВ, радио, пресса).
С
развитием Интернета формирование информационных потоков приняло стихийный
характер (анонимное, ни к чему не обязывающее общение).
Легитимным
и массовым механизмом формирования информационных потоков являются инфоагентства, СМИ, пресс-службы и т.п.
Структура
распространения массового информационного потока:
1)
тиражирование информационных продуктов;
2)
хранение;
3)
доставка получателю.
Каналы
распространения МИП:
1)
книги;
2)
периодическая печать;
3)
радио;
4)
телевидение;
5)
кино;
6)
компьютерные сети.
В
производстве массовых информационных потоков задействованы следующие процессы:
-
деятельность организаторская, то есть направленная на организацию духовного
сотрудничества в обществе во имя создания МИП;
-
деятельность моделирования, подчиненная задаче выявления содержания и создания
формы для тех или иных фрагментов МИП (номер газеты, программа радио или
телевидения) – так сказать, задаче создания средств для
организации разных видов массовых информационных продуктов в единое целое;
-
деятельность редактирования, цель которой – привести все привлеченные
информационные продукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими
восприятие их массовой аудиторией;
-
собственно журналистское творчество, связанное с подготовкой особого вида
текстов;
-
деятельность по выпуску МИП (точнее, их соответствующих фрагментов).