11. Массовые информационные потоки

 

 

1. «Вторая древнейшая». Потребность в приеме и оперативном распространении сведений об общественно-значимых изменениях действительности удовлетворяется при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих событиях и возникающих проблемах.

Информационные потребности общества:

- в формировании массового сознания,

- в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности,

- в самоопределении общественного мнения,

- в распространении решений, принимаемых государственными управленческими институтами,

- в поддержании жизненного тонуса общества,

- в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов,

- в решении проблем делового характера (реклама, справочная информация и т.п.).

 

 

2. В журналистике под массовыми информационными потоками понимаются тексты, созданные разными видами деятельности: научной, художественной и собственно журналистской, включенные в четко выраженную структуру газет, журналов, радио и телепередач. Журналистика собирает воедино социально значимые тексты культуры, формирует и представляет их массовой аудитории. Собранные вместе, они представляют собой целостное, движущееся, постоянно пополняющееся образование.

Массовые информационные потоки — совокупности информационных продуктов, то есть переработанной сообразно потребностям с помощью знаков и разных материалов информация, идущих по открытым каналам.

Массовые информационные потоки несут в себе общезначимую и общедоступную информацию: сведения, касающиеся большинства населения.

 

В соответствии с потребностями сложилась структура массовых информационных потоков:

1) тексты, стимулирующие духовные искания членов общества, ведущие к формированию массового сознания (публицистические тексты);

2) тексты, оповещающие об изменениях в действительности на очевидном (события) или неочевидном (проблемы) уровне;

3) тексты, знакомящие с мнениями о происходящем (актуально мнение лидеров общественного мнения); эти тексты способствуют самоопределению общественного мнения;

4) тексты, извещающие о решении институтов власти;

5) тексты, способствующие поддержанию необходимого жизненного тонуса общества;

6) тексты, позволяющие поддерживать необходимый уровень межгрупповых контактов;

7) тексты собственно развлекательного характера.

 

 

3. В современном мире передача и получение информации происходит беспрерывно и неизбежно, существует невероятное множество источников информации. Информационные процессы превратились в огромный непрерывный инфопоток (мощный глобальный).

Массовые информационные потоки создаются и распространяются непрерывно, любой человек подвергается их воздействию, и выйти из него в современном мире почти невозможно. Они делятся:

- по типу: нейтральные (естественные: окружающая речь, звуки, техногенные шумы); запрашиваемые (газеты, книги, Интернет); требуемые (недоступные: например, жизнь на Марсе);

- по виду: естественные (рассказы очевидцев, слухи и т.п.) и искусственные (сознательно формируются и направляются на потребителя с определенной целью – ТВ, радио, пресса). 

С развитием Интернета формирование информационных потоков приняло стихийный характер (анонимное, ни к чему не обязывающее общение).

Легитимным и массовым механизмом формирования информационных потоков являются инфоагентства, СМИ, пресс-службы и т.п.

 

Структура распространения массового информационного потока:

1) тиражирование информационных продуктов;

2) хранение;

3) доставка получателю.

Каналы распространения МИП: 

1) книги;

2) периодическая печать;

3) радио;

4) телевидение;

5) кино;

6) компьютерные сети.

В производстве массовых информационных потоков задействованы следующие процессы:

- деятельность организаторская, то есть направленная на организацию духовного сотрудничества в обществе во имя создания МИП;

- деятельность моделирования, подчиненная задаче выявления содержания и создания формы для тех или иных фрагментов МИП (номер газеты, программа радио или телевидения) – так сказать, задаче создания средств для организации разных видов массовых информационных продуктов в единое целое;

- деятельность редактирования, цель которой – привести все привлеченные информационные продукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими восприятие их массовой аудиторией;

- собственно журналистское творчество, связанное с подготовкой особого вида текстов;

- деятельность по выпуску МИП (точнее, их соответствующих фрагментов).