Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

24. Направления работы в молодежном и детском лагере. Профильные смены

 

 

 

1. Концепция лагеря (лагерной смены)

Концепция (от лат. conceptio - понимание, система, совокупность) - комплекс ключевых положений (идей, взглядов, принципов), дающих целостное представление о каком-либо явлении или событии.

Разнообразие концепций

«Летний дом» (Новосибирск?) – разновозрастные отряды по 12 человек, один вожатый, каждый отряд живет в отдельном домике.

 

 

2. Проектирование смены

Принцип комплексности при проектировании смен

Три основных компонента смены:

- оздоровительный: ориентирован на здоровьесберегающие технологии; включает в себя мониторинг состояния здоровья участников, выстраивание рационального режима отдыха, питания, физических нагрузок; соблюдение правил личной гигиены, воздержание от вредных привычек;

- образовательный (научиться новому);

- развивающий.

 

 

3. Направления и формы работы с детьми и молодежью в лагере:

- физическое развитие и оздоровление (физкультура, соревнования, физический труд, подвижные игры, туризм, медицинские мероприятия, питание);

- эмоциональное развитие (конкурсы и соревнования, различные «огоньки» и «костры», творчество, праздники);

- социальное развитие (работа в малых группах и самоуправление, ролевые игры, социальные игры («Сюрприз»), тренинги, реализация соцпроектов);

- интеллектуальное развитие (экскурсии, интеллектуальные игры («Контакт»), встречи с интересными людьми, викторины, дискуссии, творчество);

- нравственное развитие (различные «огоньки» и «костры», ролевые игры, общественно полезные акции).

В рамках этих направлений и организуются виды деятельности: медицинско-оздоровительная, воспитательная, социально-культурная, образовательная, методическая

 

 

4. Профильная смена (лагерь)

Профиль (франц. profil, от итал. profile — очертание) – совокупность основных, типичных черт, характеризующих хозяйство, профессию, специальность.

Целью профильной смены в молодежном, детском лагере является освоение или совершенствование ее участниками каких-либо профессиональных или творческих навыков.

Особенности профильных смен:

- различаются содержанием образовательной и развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем;

- профильные приоритеты во многом определяют содержание развлекательных (досуговых) мероприятий;

- для работы на профильных сменах привлекаются вожатые, обладающие соответствующими профилю навыками, и/или дополнительно специалисты по профилю;

- часто требуется специальное оборудование.

 

 

5. Варианты профильных смен

Научно-образовательная (естественно-научная, экологическая, математическая и физико-математическая, краеведческая, археологическая, астрономическая и т.п.)

Образовательная (языковая).

С общественно полезной деятельностью (природоохранная, трудовая, строительная и т.п.)

Смена для активистов общественных объединений, или лидерская.

Религиозная

Оздоровительная

Спортивная (оздоровительная или для спортсменов, ориентированных на высокие достижения)

Туристическая (спортивная и любительская)

Творческая (по видам – от КВН до журналистики и классической музыки)

Педагогическая и социально-технологическая

Техническая

Военно-патриотическая (кадетская)

 

 

6. Опыт проведения профильных смен для одаренных детей

Проект «Планета будущего» (Москва)

Ключевой принцип - создание ситуации успеха каждому ребенку. Дети пробуют себя в различных видах деятельности, открывают для себя новые возможности – в отличие от развития уже выявленных способностей в обычной жизни. Психолого-педагогические методики позволяют путем погружения в особую развивающую среду в короткий срок получить значительное усиление процесса развития способностей детей. В основе этих методик лежит исследовательская деятельность, эксперимент, игра и командное выполнение поставленных задач. Весь образовательный компонент программы подчиняется сюжетной линии (в зависимости от профиля смены). Учитывая широкий спектр интересов детей, все спецкурсы и мастер - классы условно разделены на базовые (компьютерные технологии, журналистика, фотодело, психология делового общения, практика разговорного английского языка и др.) и профильные (в зависимости от профиля смены – математические, экологические, биологические и т.д.).

Психологи используют методики «запуска активности»,  формируют у ребенка самоуважение, повышают самооценку, вырабатывают стремление к саморазвитию, и, как следствие - повышают мотивацию на хорошую учебу и активную жизненную позицию.

Очень важным руководители смены считают формирование навыков и умений командной работы, неконфликтного взаимодействие, делового общения, ведь, как известно, талантливые дети часто оказываются в изоляции в школьном коллективе.

С некоторыми детьми проводится индивидуальная корректировка и личностная диагностика. Это может делаться по просьбе вожатого или самого ребенка, или родителя.

Астрошкола (Самара)

Основная задача - предоставить возможность школьникам овладеть современными методами астрономических наблюдений.

Во время летней смены преподаватели осуществляли подготовку школьников к Всероссийской олимпиаде. Все участники были разделены на три группы.

Первая группа - секция наблюдателей метеоров.

Во вторую группу вошли ребята, интересующиеся солнечной активностью.

И третья группа – это секция по наблюдению переменных звезд.

Кроме наблюдений и практических занятий, участникам представилась возможность прослушать целый ряд выступлений различных специалистов..

 

 

7. Опыт проведения волонтерской смены «Не все равно» (Иваново)

Обучение профилактической работе по методикам «равный - равному» и уличной работы, основам психоанализа, приемам вербального убеждения с использованием статистических и медицинских знаний, основам социальной рекламы, обучение социальному служению, общественно-полезному труду, основам психоанализа, оказанию первой медицинской помощи.

В смене принимает участие 88 подростков 14–18 лет из малообеспеченных семей.

 

 

8. Опыт проведения профильной смены поисковых отрядов (Тюмень)

Мастер-классы различной направленности: «Информационная поддержка деятельности поисковых объединений», «Материально-техническое обеспечение деятельности поисковых объединений», «Военная археология. Методика работы с экспозиционным материалом», «Фото- и видеообеспечение деятельности поисковых объединений», «Начальная медицинская подготовка», «Жизнеобеспечение и выживание в экстремальных условиях», «Топография и ориентирование», «Архивно-мемориальная работа».

 

 

9. Опыт проведения журналистской профильной смены (Барнаул)

“Журналистский пленэр”: интенсивное обучение по игровым и тренинговым методикам, активный отдых на природе, обмен опытом между юнкорами; выпуск газет; интеллектуальные состязания и развивающие игры плюс туризм (сплав по реке и т.п.) с написанием текстов.

 

 

10. Опыт проведения военно-патриотической смены (Пенза)

Смена «Ратники». Создание условий для формирования у подростков идей патриотизма и гражданственности, положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, профилактика правонарушений и асоциального поведения, улучшение физической подготовки и подготовки по основам военной службы, раскрытие способностей.

Смена проводится по методике «погружения». По сути, подростки попадают в учебное подразделение бойцов группы специального назначения.

Курсы:

- правовая подготовка (международное гуманитарное право, сфера НОН, необходимая оборона и крайняя необходимость и т.п.)

- мемориальный час (теоретические знания по военной истории России);

- историко-краеведческая работа (изучение истории жизни Пензенских полководцев, знаменитых людей Пензенского края;

- строевая подготовка и основы военной службы;

- военно-спортивная подготовка (изучение оружия Российской армии, радиодело, тактическая подготовка; стрельба из пневматической винтовки, стрельбы из ПМ, автомата Калашникова, военно-инженерная подготовка, преодоление полосы препятствий, совершение марш-бросков, основы рукопашного боя);

- первая медицинская помощь;

- школа выживания (поведение в экстремальных ситуациях, способы борьбы со стрессовыми состояниями, психологическая подготовка, основы прикладной биологии);

- ориентирование и топография;

- высотная подготовка (применение альпинистской техники при работе на здании).

По окончании курса - тактическая игра на местности.

 

 

Вверх

Hosted by uCoz