Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация
работы с молодежью»
24.
Направления работы в молодежном и детском лагере. Профильные смены
1. Концепция лагеря (лагерной смены)
Концепция
(от лат. conceptio - понимание, система,
совокупность) - комплекс ключевых положений (идей, взглядов, принципов), дающих
целостное представление о каком-либо явлении или событии.
Разнообразие концепций
«Летний дом» (Новосибирск?) – разновозрастные отряды
по 12 человек, один вожатый, каждый отряд живет в отдельном домике.
2. Проектирование смены
Принцип комплексности при проектировании смен
Три основных компонента смены:
- оздоровительный: ориентирован
на здоровьесберегающие технологии; включает в себя
мониторинг состояния здоровья участников, выстраивание рационального режима
отдыха, питания, физических нагрузок; соблюдение правил личной гигиены,
воздержание от вредных привычек;
- образовательный (научиться новому);
- развивающий.
3. Направления и формы работы с детьми и молодежью
в лагере:
- физическое развитие и оздоровление
(физкультура, соревнования, физический труд, подвижные игры, туризм,
медицинские мероприятия, питание);
- эмоциональное развитие
(конкурсы и соревнования, различные «огоньки» и «костры», творчество,
праздники);
- социальное развитие (работа в малых группах и самоуправление,
ролевые игры, социальные игры («Сюрприз»), тренинги, реализация соцпроектов);
- интеллектуальное развитие
(экскурсии, интеллектуальные игры («Контакт»), встречи с интересными людьми,
викторины, дискуссии, творчество);
- нравственное развитие (различные
«огоньки» и «костры», ролевые игры, общественно полезные акции).
В рамках этих направлений и организуются виды
деятельности: медицинско-оздоровительная, воспитательная,
социально-культурная, образовательная, методическая
4. Профильная смена (лагерь)
Профиль
(франц.
profil, от итал. profile — очертание) – совокупность основных, типичных
черт, характеризующих хозяйство, профессию, специальность.
Целью профильной смены в молодежном, детском лагере
является освоение или совершенствование ее участниками
каких-либо профессиональных или творческих навыков.
Особенности профильных смен:
- различаются содержанием образовательной и
развивающей деятельности, которая организуется в соответствии с профилем;
- профильные приоритеты во многом определяют
содержание развлекательных (досуговых) мероприятий;
- для работы на профильных сменах привлекаются
вожатые, обладающие соответствующими профилю навыками, и/или дополнительно
специалисты по профилю;
- часто требуется специальное оборудование.
5. Варианты профильных смен
Научно-образовательная (естественно-научная,
экологическая, математическая и физико-математическая, краеведческая,
археологическая, астрономическая и т.п.)
Образовательная (языковая).
С общественно полезной деятельностью (природоохранная, трудовая, строительная и т.п.)
Смена для активистов общественных объединений, или
лидерская.
Религиозная
Оздоровительная
Спортивная (оздоровительная или для
спортсменов, ориентированных на высокие достижения)
Туристическая (спортивная и любительская)
Творческая (по видам – от КВН до
журналистики и классической музыки)
Педагогическая и социально-технологическая
Техническая
Военно-патриотическая (кадетская)
6. Опыт проведения профильных смен для одаренных
детей
Проект
«Планета будущего» (Москва)
Ключевой принцип - создание ситуации успеха каждому ребенку. Дети пробуют себя в различных видах деятельности,
открывают для себя новые возможности – в отличие от развития уже выявленных
способностей в обычной жизни. Психолого-педагогические методики позволяют путем
погружения в особую развивающую среду в короткий срок получить значительное
усиление процесса развития способностей детей. В основе этих методик лежит
исследовательская деятельность, эксперимент, игра и командное выполнение
поставленных задач. Весь образовательный компонент программы подчиняется
сюжетной линии (в зависимости от профиля смены). Учитывая широкий спектр
интересов детей, все спецкурсы и мастер - классы условно разделены на базовые
(компьютерные технологии, журналистика, фотодело, психология делового общения,
практика разговорного английского языка и др.) и профильные (в зависимости от профиля
смены – математические, экологические, биологические и т.д.).
Психологи используют методики «запуска
активности», формируют у ребенка самоуважение, повышают самооценку,
вырабатывают стремление к саморазвитию, и, как следствие - повышают мотивацию
на хорошую учебу и активную жизненную позицию.
Очень важным руководители смены считают
формирование навыков и умений командной работы, неконфликтного взаимодействие,
делового общения, ведь, как известно, талантливые дети часто оказываются в
изоляции в школьном коллективе.
С некоторыми детьми проводится
индивидуальная корректировка и личностная диагностика. Это может делаться по
просьбе вожатого или самого ребенка, или родителя.
Астрошкола (Самара)
Основная
задача - предоставить возможность школьникам овладеть современными методами
астрономических наблюдений.
Во
время летней смены преподаватели осуществляли подготовку школьников к
Всероссийской олимпиаде. Все участники были разделены на три группы.
Первая
группа
- секция наблюдателей метеоров.
Во
вторую группу вошли ребята, интересующиеся солнечной активностью.
И
третья группа – это секция по наблюдению переменных звезд.
Кроме
наблюдений и практических занятий, участникам представилась возможность
прослушать целый ряд выступлений различных специалистов..
7. Опыт проведения волонтерской смены «Не все равно»
(Иваново)
Обучение профилактической работе
по методикам «равный - равному»
и уличной работы, основам психоанализа, приемам вербального убеждения
с использованием статистических и медицинских знаний, основам
социальной рекламы, обучение социальному служению, общественно-полезному
труду, основам психоанализа, оказанию первой медицинской помощи.
В смене принимает участие 88 подростков 14–18
лет из малообеспеченных семей.
8. Опыт проведения профильной смены поисковых
отрядов (Тюмень)
Мастер-классы различной направленности:
«Информационная поддержка деятельности поисковых объединений»,
«Материально-техническое обеспечение деятельности поисковых объединений»,
«Военная археология. Методика работы с экспозиционным материалом», «Фото- и видеообеспечение деятельности
поисковых объединений», «Начальная медицинская подготовка», «Жизнеобеспечение и
выживание в экстремальных условиях», «Топография и ориентирование»,
«Архивно-мемориальная работа».
9. Опыт проведения журналистской профильной смены
(Барнаул)
10. Опыт проведения военно-патриотической смены
(Пенза)
Смена «Ратники». Создание условий для формирования
у подростков идей патриотизма и гражданственности, положительной мотивации к
службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, профилактика правонарушений и
асоциального поведения, улучшение физической подготовки и подготовки по основам
военной службы, раскрытие способностей.
Смена проводится по методике «погружения». По сути,
подростки попадают в учебное подразделение бойцов группы специального
назначения.
Курсы:
- правовая подготовка (международное гуманитарное
право, сфера НОН, необходимая оборона и крайняя необходимость и т.п.)
- мемориальный час (теоретические знания по военной
истории России);
- историко-краеведческая работа (изучение истории
жизни Пензенских полководцев, знаменитых людей Пензенского края;
- строевая подготовка и основы военной службы;
- военно-спортивная подготовка (изучение оружия
Российской армии, радиодело, тактическая подготовка; стрельба из пневматической
винтовки, стрельбы из ПМ, автомата Калашникова, военно-инженерная подготовка,
преодоление полосы препятствий, совершение марш-бросков, основы рукопашного
боя);
- первая медицинская помощь;
- школа выживания (поведение в экстремальных
ситуациях, способы борьбы со стрессовыми состояниями, психологическая
подготовка, основы прикладной биологии);
- ориентирование и топография;
- высотная подготовка (применение альпинистской
техники при работе на здании).
По окончании курса - тактическая игра на местности.