Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

25. Молодежный туризм

 

 

 

1. Основные понятия:

Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан России, иностранцев и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, физкультурно-спортивных, религиозных и иных целях, без занятия коммерческой деятельностью в стране или месте временного пребывания (ст. 1 Федерального закона № 132-ФЗ).

Туристская индустрия - это совокупность гостиниц, транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, а также организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем и организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.

Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Туроператорская деятельность предполагает формирование, продвижение и реализацию туристского продукта юридическим лицом (туроператор).

Турагентская деятельность связана с продвижением и реализацией туристского продукта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагент). В отличие от туроператоров турагенты продают уже готовый туристский продукт, но не формируют его.

Социальный туризм - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей.

 

 

2. Из истории организованного молодежного туризма в России

Первые экскурсии школьников были проведены в 1870 году с учениками Александровской школы в Тифлисе. Первой русской туристской организацией было общество велосипедистов-туристов ("Русский турингклуб"), созданное в 1885 году в Петербурге (филиалы в Киеве, Москве, Харькове, Тобольске, Риге и Благовещенске).

На базе этого клуба в 1895 году в России было создано Российское общество туристов, которое ставило своей целью организации путешествий внутри страны и за рубежом. При обществе была комиссия по организации экскурсий для школьников по России. Оно просуществовало до 1928 года и было ликвидировано, а в 1929 году создается общество пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий.

В 1936 году руководство внутренним туризмом поручается профсоюзам.

В 1957 в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который дал старт созданию Бюро Международного молодежного туризма «Спутник».

БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ создано в 1958 как Сектор обслуживания при Комитете Молодежных Организаций (КМО).

Наиболее серьезные причины:

- необходимость использования туризма для пополнения бюджета ВЛКСМ;

- иде­ологической работы с советской и зарубежной молодежью.

«Спутник» взял на себя организаторскую работу по удовлетво­рению потребности молодежи школьного и комсомольского воз­раста в путешествиях и отдыхе.

Использование для создания и функционирова­ния туристского подразделения жестко структуриро­ванной разветвленной системы ВЛКСМ позволило за 30 лет вывести «Спутник» в число ведущих мировых туристских организаций – как по объемам деятельности, так и по разнообразию туристских услуг.

В середине 1980-х прибыль «Спутника» составляла десятки миллионов рублей, существовало свыше 240 ту­ристских подразделений, 24 молодежных туристских центра и гостиницы.

Наиболее объемной частью деятельно­сти являлась организация внутрисоюзных путешествий и экскур­сий советской молодежи.

В арсенале «Спутника» были: поездки в составе туристско-экскурсионных поездов, морские, речные и озерные круизы, учебные программы для школьников и учащихся системы профтехобразо­вания, специализированные поездки для творческой молодежи и т.д. Особая роль уделялась Всесоюзной экспедиции «Моя Роди­на — СССР». В рамках этой программы миллионы школьников по минимальным ценам (а часто — и вообще бесплатно) имели воз­можность знакомиться с известными туристскими центрами - Москвой, Ленинградом, городами «Золотого кольца», куда ребята чаще всего попадали именно по путевкам «Спутника». По таким путевкам в областные центры приезжали школьники из отдален­ных населенных пунктов, посещали соседние регионы и т.д., что способствовало расширению кругозора, формировало интерес к окружающему миру и воспитывало любовь к Родине.

 

 

3. В настоящее время существует концепция развития молодежного туризма в России, утвержденная Федеральным агентством по делам молодежи. Согласно ей, создание инфраструктуры молодежного туризма решает несколько актуальных задач:

1) для личности:

- укрепление здоровья – наличие туристских клубов, секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских лагерях, вести активный, здоровый образ жизни;

- возможность путешествовать. Этому должна способствовать сеть молодежных турбаз, гостиниц, оборудованных туристских маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах транспорта;

- качественный, безопасный отдых. Программа предусматривает подготовку специалистов туристской сферы деятельности;

- повышение воспитательно-образовательного, культурного уровня;

- профессиональная ориентация;

2) для государства:

- развитие туризма как важной отрасли экономики;

- занятость населения;

- повышение статуса страны на международном уровне;

- оздоровление населения;

- воспитание патриотов России.

 

 

4. Элементы туристической инфраструктуры, рассчитанные специально на молодежь:

- специализированные проездные билеты (европейский опыт);

- карты скидок (программа «Евро<26» РСМ);

- хостелы.

 

 

5. Хостелы

Дешевые молодежные гостиницы существуют в Германии почти 100 лет. "Каждое место для ночлега должно иметь мешок, набитый соломой, валик под голову, две простыни и суконное одеяло", - так представлял себе устройство Jugendherberge в начале прошлого века энтузиаст молодежного туризма школьный учитель Рихард Ширман. Он стал активно пропагандировать идею создания дешевых молодежных гостиниц. В 1912 году в замке Алтена в Сааре был открыт первый в мире молодежный отель. Две спальни с массивными трехэтажными кроватями, кухня, столовая, душевое помещение. Вскоре появились учебные помещения. До конца 1980-х молодежные отели в Германии были символом коллективных классных поездок, принятых в школах Германии. Сейчас поселиться здесь может любой человек независимо от возраста, однако он должен вступить в Объединение молодежных гостиниц.

Путешественников привлекают не только низкие цены за ночлег, но и особая непринужденная атмосфера. В отличие от гостиницы, которую большинство рассматривает исключительно как "место, где можно поспать", хостел - это особый мир, в котором можно и нужно общаться и заводить новых знакомых. Отличительной чертой хостела является нахождение общих душевых кабин и туалетов на этаже, а не в каждом номере. Однако это не значит, что по своим условиям хостелы уступают гостиницам. Хостелы отличаются своей чистотой и даже более строгими правилами проживания, нежели пятизвездочные отели. Во многих хостелах за границей нельзя курить, кое-где мужчин не пустят на один этаж с женщинами. Каждый день полы и туалеты подвергаются жесточайшей санитарной обработке. Наличие в хостеле горячей и холодной воды обязательно. В большинстве хостелов завтрак включён в стоимость проживания. Клиент может оставить свои вещи в камере хранения хостела, к которой будет иметь доступ в любое время. Обычно хостелы открыты 24 часа в сутки.

Существует Хостел-движение, в том числе российское. В числе его основных задач:

- создание инфраструктуры в сфере международного молодёжного сотрудничества (молодёжных гостиниц, операторов молодёжного туризма, центров информации);

- предоставление молодёжи возможности зарубежных поездок для знакомства с культурой других стран, установлении прямых контактов;

- расширение культурных и общественных связей молодёжи, проживающей в разных регионах РФ и за рубежом.

 

 

6. Виды туризма

По способу передвижения – пешеходный (в том числе лыжный), автомобильный, караванинг (с использованием прицепов и автомобилей типа «дом на колесах»), конный, велосипедный, железнодорожный, водный, морской (в том числе круизы), автостоп (разновидность неорганизованного туризма с использованием в качестве передвижения бесплатно или за небольшую плату попутных автомобилей, появившаяся в начале 1920-х годов и связано с массовым распространением автомобилей в странах Западной Европы и США; в разных странах мира существуют ассоциации любителей автостопа).

По географиивнутренний и международный (выездной и въездной).

По уровню регламентацииорганизованный и неорганизованный.

По цели – гастрономический, культурный, лечебно-оздоровительный, музейный, ностальгический (этнический), образовательный (в том числе языковой), охотничий, паломнический, приключенческий, рекреационный (много зрелищных и развлекательных программ), спортивный, экологический (в том числе сельский или аграрный), экскурсионный, деловой, шопинг-туризм.

По числу участниковгрупповой (с формированием временного коллектива; привлекателен групповыми скидками) и индивидуальный.

По особенностям участников – детский (группы в сопровождении взрослых), молодежный, инвалидный, свадебный, семейный, студенческий.

 

 

7. Проблемы молодежного туризма в России:

- устаревшие технологии,

- отсутствие инфраструктуры,

- низкий уровень благосостояния,

- отсутствие культуры путешествий.

 

 

 

Вверх

Hosted by uCoz