Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация
работы с молодежью»
25.
Молодежный туризм
1.
Основные понятия:
Туризм - это
временные выезды (путешествия) граждан России, иностранцев и лиц без
гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных,
познавательных, профессионально-деловых, физкультурно-спортивных, религиозных и
иных целях, без занятия коммерческой деятельностью в стране или месте
временного пребывания (ст. 1 Федерального закона № 132-ФЗ).
Туристская
индустрия - это совокупность гостиниц, транспорта, объектов
санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов
и средств развлечения, объектов познавательного, делового,
лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, а также
организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских
информационных систем и организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов
(гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
Туристские ресурсы - природные, исторические,
социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также
иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов,
содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их
физических сил.
Туристский продукт - комплекс услуг по
перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в
общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по
договору о реализации туристского продукта.
Туроператорская деятельность предполагает формирование,
продвижение и реализацию туристского продукта юридическим лицом (туроператор).
Турагентская деятельность связана с продвижением и
реализацией туристского продукта юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем (турагент). В отличие от
туроператоров турагенты продают уже готовый
туристский продукт, но не формируют его.
Социальный туризм - туризм,
полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств
государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках
государственной социальной помощи), а также средств работодателей.
2. Из истории организованного молодежного туризма в
России
Первые экскурсии школьников были проведены
в 1870 году с учениками Александровской школы в Тифлисе. Первой русской
туристской организацией было общество велосипедистов-туристов ("Русский турингклуб"), созданное в 1885 году в Петербурге
(филиалы в Киеве, Москве, Харькове, Тобольске, Риге и Благовещенске).
На базе этого клуба в 1895 году в России
было создано Российское общество туристов, которое ставило своей целью
организации путешествий внутри страны и за рубежом. При обществе была комиссия
по организации экскурсий для школьников по России. Оно просуществовало
до 1928 года и было ликвидировано, а в 1929 году создается общество
пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось во Всесоюзное
добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий.
В 1936 году руководство внутренним
туризмом поручается профсоюзам.
В 1957 в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль
молодежи и студентов, который дал старт созданию Бюро Международного
молодежного туризма «Спутник».
БММТ «Спутник» ЦК ВЛКСМ создано в 1958 как Сектор
обслуживания при Комитете Молодежных Организаций (КМО).
Наиболее
серьезные причины:
-
необходимость использования туризма для пополнения бюджета ВЛКСМ;
- идеологической
работы с советской и зарубежной молодежью.
«Спутник»
взял на себя организаторскую работу по удовлетворению потребности молодежи
школьного и комсомольского возраста в путешествиях и отдыхе.
Использование
для создания и функционирования туристского подразделения жестко структурированной
разветвленной системы ВЛКСМ позволило за 30 лет вывести «Спутник» в число
ведущих мировых туристских организаций – как по объемам деятельности, так и по
разнообразию туристских услуг.
В середине
1980-х прибыль «Спутника» составляла десятки миллионов рублей, существовало
свыше 240 туристских подразделений, 24 молодежных туристских центра и
гостиницы.
Наиболее
объемной частью деятельности являлась организация внутрисоюзных путешествий и
экскурсий советской молодежи.
В арсенале
«Спутника» были: поездки в составе туристско-экскурсионных поездов, морские,
речные и озерные круизы, учебные программы для школьников и учащихся системы профтехобразования, специализированные поездки для
творческой молодежи и т.д. Особая роль уделялась Всесоюзной экспедиции «Моя Родина
— СССР». В рамках этой программы миллионы школьников по минимальным ценам (а
часто — и вообще бесплатно) имели возможность знакомиться с известными
туристскими центрами - Москвой, Ленинградом, городами «Золотого кольца», куда
ребята чаще всего попадали именно по путевкам «Спутника». По таким путевкам в
областные центры приезжали школьники из отдаленных населенных пунктов,
посещали соседние регионы и т.д., что способствовало расширению кругозора,
формировало интерес к окружающему миру и воспитывало любовь к Родине.
3. В настоящее время существует концепция развития
молодежного туризма в России, утвержденная Федеральным агентством по делам
молодежи. Согласно ей, создание
инфраструктуры молодежного туризма решает несколько актуальных задач:
1) для личности:
- укрепление здоровья – наличие туристских клубов,
секций позволит молодежи участвовать в походах, соревнованиях, туристских
лагерях, вести активный, здоровый образ жизни;
- возможность путешествовать. Этому должна
способствовать сеть молодежных турбаз, гостиниц, оборудованных туристских
маршрутов, система льготного проезда туристских групп на различных видах
транспорта;
- качественный, безопасный отдых. Программа
предусматривает подготовку специалистов туристской сферы деятельности;
- повышение воспитательно-образовательного,
культурного уровня;
- профессиональная ориентация;
2) для государства:
- развитие туризма как важной отрасли экономики;
- занятость населения;
- повышение статуса страны на международном уровне;
- оздоровление населения;
- воспитание патриотов России.
4. Элементы туристической инфраструктуры,
рассчитанные специально на молодежь:
- специализированные проездные билеты (европейский
опыт);
- карты скидок (программа «Евро<26» РСМ);
- хостелы.
5. Хостелы
Дешевые
молодежные гостиницы существуют в Германии почти 100 лет. "Каждое место
для ночлега должно иметь мешок, набитый соломой, валик под голову, две простыни
и суконное одеяло", - так представлял себе устройство Jugendherberge
в начале прошлого века энтузиаст молодежного туризма школьный учитель Рихард Ширман. Он стал активно
пропагандировать идею создания дешевых молодежных гостиниц. В 1912 году в замке
Алтена в Сааре был открыт первый в мире молодежный
отель. Две спальни с массивными трехэтажными кроватями, кухня, столовая,
душевое помещение. Вскоре появились учебные помещения. До конца 1980-х
молодежные отели в Германии были символом коллективных классных поездок,
принятых в школах Германии. Сейчас поселиться здесь может любой человек
независимо от возраста, однако он должен вступить в Объединение молодежных
гостиниц.
Путешественников
привлекают не только низкие цены за ночлег, но и особая непринужденная
атмосфера. В отличие от гостиницы, которую большинство рассматривает
исключительно как "место, где можно поспать", хостел
- это особый мир, в котором можно и нужно общаться и заводить новых знакомых. Отличительной чертой хостела является нахождение общих душевых кабин и туалетов
на этаже, а не в каждом номере. Однако это не значит, что по своим условиям хостелы уступают гостиницам. Хостелы
отличаются своей чистотой и даже более строгими правилами проживания, нежели
пятизвездочные отели. Во многих хостелах за границей
нельзя курить, кое-где мужчин не пустят на один этаж с женщинами. Каждый день
полы и туалеты подвергаются жесточайшей санитарной обработке. Наличие в хостеле горячей и холодной воды обязательно. В большинстве хостелов завтрак включён в стоимость проживания. Клиент
может оставить свои вещи в камере хранения хостела, к
которой будет иметь доступ в любое время. Обычно хостелы открыты 24 часа в сутки.
Существует Хостел-движение,
в том числе российское. В числе его основных задач:
- создание инфраструктуры в сфере международного
молодёжного сотрудничества (молодёжных гостиниц, операторов молодёжного туризма,
центров информации);
- предоставление молодёжи
возможности зарубежных поездок для знакомства с культурой других стран,
установлении прямых контактов;
- расширение культурных и
общественных связей молодёжи, проживающей в разных регионах РФ и за рубежом.
6.
Виды туризма
По способу
передвижения – пешеходный (в том
числе лыжный), автомобильный, караванинг (с
использованием прицепов и автомобилей типа «дом на колесах»), конный,
велосипедный, железнодорожный, водный, морской (в том числе круизы), автостоп (разновидность
неорганизованного туризма с использованием в качестве передвижения бесплатно
или за небольшую плату попутных автомобилей, появившаяся в начале 1920-х годов
и связано с массовым распространением автомобилей в странах Западной Европы и США; в
разных странах мира существуют ассоциации любителей автостопа).
По географии – внутренний и международный
(выездной и въездной).
По уровню регламентации – организованный и
неорганизованный.
По
цели – гастрономический, культурный,
лечебно-оздоровительный, музейный, ностальгический (этнический),
образовательный (в том числе языковой), охотничий, паломнический,
приключенческий, рекреационный (много зрелищных и развлекательных программ),
спортивный, экологический (в том числе сельский или аграрный), экскурсионный,
деловой, шопинг-туризм.
По числу участников
– групповой (с формированием временного коллектива;
привлекателен групповыми скидками) и индивидуальный.
По
особенностям участников – детский (группы в сопровождении взрослых),
молодежный, инвалидный, свадебный, семейный, студенческий.
7.
Проблемы молодежного туризма в России:
-
устаревшие технологии,
-
отсутствие инфраструктуры,
-
низкий уровень благосостояния,
-
отсутствие культуры путешествий.