01. Режиссура. Язык экрана
1.
Режиссура - своеобразный вид художественного творчества,
позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное
решение идейно-тематического замысла произведения одного из "зрелищных
искусств" с помощью только ему присущих выразительных
средств.
В
различных «зрелищных искусствах» и выразительные средства разные. Что касается «экранных искусств», в частности, документального кино
и телевидения, это изображение («картинка»), особенности публицистического текста,
особенности драматургии, звук – музыкальное оформление, интонации и тембры
голосов, шумы и т.п. Для того чтобы из всего этого коктейля родилось
цельное произведение, и требуется режиссер.
Режиссерский замысел – представление о том, как должен выглядеть продукт, какую
информацию, идеи и эмоции предстоит донести до зрителя и какими средствами
следует это сделать.
2.
Язык экрана создан кинематографом: телевидение возникло, когда язык этот был
уже развит мастерами кино и освоен зрителями, научившимися его понимать.
Основные
элементы этого языка.
Известно,
что на экране можно видеть часть пространства, как бы вырезанную рамой экрана.
«Поле зрения» кинокамеры (как и телекамеры) ограничено рамкой с соотношением
сторон, как правило, 3:4. Изображение части пространства, заключенное в рамку
экрана, видимое в каждый данный момент, называют кадром. Понятие «кадр» охватывает и еще один признак –
протяженность во времени, т. е. длительность пребывания изображения на экране. Кадром
называют также часть фильма (или телепередачи), снятую во время непрерывной
работы камеры.
Планом называют масштаб
изображения, содержащегося в кадре. Наиболее употребительное деление планов –
на три вида: общий, средний и крупный. Наиболее точное
– на шесть видов:
1)
дальний план (человек и окружающая его обстановка),
2)
общий план (человек во весь рост),
3)
средний план (человек до колен),
4)
поясной план (человек до пояса),
5)
крупный план (голова человека),
6)
макроплан (деталь, например глаз).
Операторы
выделают и два неудачных плана – «молочный» (по грудь) и «яичный». Их
использование считается признаком неграмотности.
Еще
один важный элемент языка экрана – ракурс.
Термин этот заимствован из изобразительного искусства: первоначально он
обозначал всякое сокращение, укорочение фигур, изображаемых в перспективе.
Возник он в те времена, когда живопись переходила от плоскостного изображения к
перспективному. Со временем ракурсом стали называть
только особенно сильные сокращения, возникающие при изображении фигур и
предметов с необычных точек зрения (сверху, снизу и т. п.). Сегодня термин
«ракурс» обозначает любой угол, образуемый оптической осью объектива и
плоскостью предмета, в том числе и прямой. Говорят об обычном и необычном
ракурсе.
3.
План, ракурс и ограниченное рамкой пространство существуют и в живописи, но фундаментальное
отличие кино и телевидения в том, что изображения непостоянны, они появляются и
исчезают, а предметы в них движутся. Совокупностью сменяющихся кадров и
воздействуют на зрителя кино и телевидение. При этом кадры должны быть
соединены, смонтированы осмысленно – так, чтобы между ними существовала
определенная и ясная связь. Процесс такого соединения кадров называют монтажом. При монтаже должна
сохраняться логика, правильная последовательность событий. Впрочем, при
художественном монтаже допускается образная связь, которая отражает авторскую
трактовку событий.
4.
О съемке с движения. Это средство экранной выразительности имеет особое
значение для телевизионной журналистики.
Виды:
а)
панорамирование — съемка камерой, которая
поворачивается вокруг своей вертикальной или горизонтальной оси; это
воспроизведение движения глаз или головы человека, стоящего на месте;
б)
проезд, или тревеллинг
— передвижение камеры, снимающей фигуру или предмет, когда угол между
оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки
неизменным: проезд камеры вдоль улицы (горизонтальный тревеллинг)
или от земли до крыши дома (вертикальный тревеллинг),
движение камеры рядом с движущимся автомобилем;
разновидность
тревеллинга – отъезд
и наезд (иначе – тревеллинг
назад и тревеллинг вперед), когда меняется угол
зрения объектива и зависящая от него крупность изображения; в последние
десятилетия вместо реального наезда камеры используют оптический – смену угла
изображения специальным объективом;
в)
траекторная съемка — различные
сочетания тревеллингов с панорамированием.
Другие
элементы языка экрана:
-
наплыв,
- затемнение,
- вытеснение
(или «шторка»),
- двойная
экспозиция,
- скольжение
(или «смазка»),
- расфокусировка.
В
последние годы набор таких приемов расширился благодаря использованию
электронных «спецэффектов».
5.
Отличие телевидения от кино
А.
«Эффект присутствия», утраченный кино, но сохраняющийся в телевидении. При этом неважно, идет прямая передача или в записи. Телевидение
способно показать на экране образ настоящего, и зритель испытывает переживание,
одновременное с происходящими событиями.
Б. Условия просмотра и характер аудитории. Особенность эта важнее всех остальных. Относительно небольшой размер экрана телевизора требует установления между зрителем и человеком на экране контакта особого рода, близкого по характеру к межличностному контакту. Именно этим объясняется значение и привлекательность для аудитории телевизионной информации, персонифицированной (т.е. олицетворенной) ее автором и участниками события. Этим объясняется стремление крупнейших телекомпаний иметь таких постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала бы симпатии и доверие зрителей, - создавала «эффект доверительности».
Далее, кино функционирует
дискретно, тогда как телевидение функционирует
непрерывно. Вся телепрограмма разворачивается одновременно и параллельно с
текущей жизнью телезрителя.
Кино как род искусства
адресовано массовому сознанию, телевидение адресовано общественному мнению, не
только отражая его, но и формируя.
Итак, главное отличие
телевидения от кино состоит в разных общественных функциях: телевидению более
свойственны функции журналистики, а кино - функции искусства.
6.
Виды телевизионной режиссуры:
а)
режиссура прямого эфира (или прямой видеозаписи),
б)
режиссура монтажных передач.
Режиссура
прямого эфира заключается в том, что монтаж осуществляется переключением камер.
При этом телевизионный режиссер действует в соответствии со сценарием или (в
репортажных передачах) — импровизирует непосредственно «в эфире», что делает
его работу гораздо более трудной, чем в кино. Телеоператоры при этом, выполняя
указания режиссера, снимают необходимые ему планы и ракурсы. В телевидении, в
отличие от кино, не приветствуются планы и ракурсы, которые разрушают ощущение
достоверности событий.
Режиссура
монтажных передач гораздо ближе к документальному кино. Здесь принцип тот же: заранее
снятые кадры выстраиваются в определенном порядке и комбинируются со звуком и
эффектами. Все это позволяет реализовать авторский замысел и с помощью образов
довести до зрителя информацию и вызвать эмоции.
7.
Работа телевизионного режиссера проходит в аппаратной, оборудованной пультами
переключения звука и изображения и мониторами, приборами связи с операторами и
ассистентами. Что касается аппаратных монтажа, то здесь
оборудование линейного монтажа (когда режиссер, мотая рабочую ленту, по очереди
выбирает кадры и сразу перезаписывает их на «чистовик») все чаще уступает
компьютерам с программами для нелинейного монтажа (когда все рабочее видео
сначала захватывается в компьютер, потом режется на кадры, и уже те монтируются
в чистовой видеоряд).
8.
Телережиссура как вид творчества
Даже в информационной программе, которая носит жесткий устоявшийся формат,
возможно творчество. (Где именно?)