02.
Изобразительно-звуковой образ
1.
Изобразительно-звуковой (аудиовизуальный) образ (ИЗО)
– это элемент экранного искусства, который рождается из соотношения и
взаимосвязи отдельных аудио и видео (звуковых и зрительных) элементов.
ИЗО складывается из
-
видеоизображения,
-
видеоэффектов,
-
темпа и ритма,
-
закадрового текста,
-
шумов,
-
музыки.
Цельность ИЗО и его соответствие идейному замыслу обеспечивает
телережиссер.
2.
Видеоэффекты
Наиболее
распространенные - монтажные переходы. Их называют своеобразными знаками
препинания в экранном языке. Эффекты вводятся в ИЗО при
нелинейном монтаже в омпьютерной программе или при
прямой трансляции/записи с помощью монтажного пульта.
Вытеснение
одного изображения другим осуществляется при помощи затемнений, всевозможных
шторок, наплывов (микшера).
Можно
использовать различные смазки в конце эпизода, получаемые при резком повороте
съемочной камеры в сторону (в голубизну неба или черноту пропасти), уход в нерезкость или выход из нее.
Только
в том случае, если этот монтажный стык несет смысловую нагрузку, оправдан
драматургически, он может быть применен с большой осторожностью.
3.
Темп и ритм
Чередование
кадров, монтажных фраз, эпизодов — всех элементов экранной речи — их
взаимосвязь, сопоставление, получаемое в результате смены изобразительных
композиций при помощи внутрикадрового движения и межкадрового
соединения, предопределяют ритмическую основу телепроизведений.
Часто
темп и ритм произведения зависят от темперамента режиссера.
На
телевизионном экране ритм имеет временную окраску подобно отсчету тактов в
музыке и определяется понятием длительности – кадра, монтажной фразы.
4.
Звук в телевизионном произведении
С
приходом звука на экран палитра художественно-выразительных средств значительно
обогатилась.
Сейчас даже трудно себе представить, что реакция большинства выдающихся
режиссеров на появление звука в 20-х годах была отрицательной. Новое
техническое средство, позволяющее записывать и воспроизводить звук, встречали
настороженно.
Телевизионный
экран избежал дискуссий о целесообразности использования звука, так как
"немым" никогда не был. Телевидение возникло как разновидность
вещания, и звук сразу занял подобающее ему место.
Звук
на экране существует в трех формах: слово, музыка и шумы. Слову принадлежит
главенствующая, ведущая роль.
5.
Закадровый текст
Изображение,
как правило, монтируют под готовый закадровый комментарий. Впрочем, Рабигер допускает и «прямой» комментарий.
До
сих пор идут дискуссии о том, что
телевидении важнее – слово или картинка. Истина, скорей всего,
посередине: они выступаю как союзники при донесении до зрителя информации.
Словесные
формы:
-
авторский комментарий (в кадре и за кадром),
-
дикторский текст, интервью,
-
диалоговые формы и монологи,
-
тексты, воспроизводимые актерами,
-
тексты-размышления документальных героев.
При
начитке текста следует обратить внимание:
-
на темп речи,
-
на интонационный рисунок,
-
на тембр голоса.
6.
Музыка
Музыкальный
строй телепроизведения выявляет жанровые и
стилистические его особенности, помогает наиболее полно раскрыть авторский
замысел.
Основные
элементы и выразительные средства музыки: лад, метр, ритм, темп свидетельствуют
(даже есть сходство в терминологии) об общих закономерностях с экранным
искусством.
Основополагающей
категорией для них является категория времени. Благодаря
ей ритмы музыки и ритмы зрительного ряда поддаются
синхронизации.
Музыкальное
решение может быть тождественно зрительному ряду или контрастно, а также дано в
контрапункте.
Роль
музыки в создании ИЗО:
-
для создания атмосферы действия, для характеристики среды обитания героев;
-
может указать на географические координаты местности, где происходит действие;
-
при помощи музыкальных произведений можно передать характерные приметы времени;
-
позволяет дать нужные характеристики героям телепроизведений;
-
музыка может быть введена в изобразительно-звуковую структуру произведения как
его лейтмотив, самостоятельный смысловой элемент, выражающий основную идею,
наиболее важный эмоциональный пласт;
-
музыкальное решение используется как своеобразный авторский комментарий,
субъективный взгляд автора на изображаемое явление, его личностное отношение к
видеоматериалу.
-
музыкальные произведения включены в визуальную структуру, являясь основной ее движущей
силой.
В
работе над музыкальным оформлением телепроизведения
существуют два пути: либо, отталкиваясь от изображения, авторы подбирают к нему
музыку (из фонотеки или сочиняют оригинальную), либо, имея уже готовую
фонограмму, монтируют под нее изображение.
7.
Шум
До
70-х годов фонограмма состояла в основном из музыки и слов, и только
впоследствии шумы стали использоваться как самостоятельный элемент звукового
решения телепроизведений.
В
экранном искусстве шумы (точно так же как музыка и текст) подразделяются на закадровые (интершум) и
внутрикадровые (лайфы).
Шумы
различают и по их функциональному значению. Одни из них могут быть главными,
другие — второстепенными, третьи — фоновыми.
Недостаточно
просто зафиксировать реальный звук, следует осмысленно включить его в образную
структуру эпизода, возложив на него решение определенных, строго очерченных
творческих задач.
Тишина
как художественно-выразительное средство экрана, к сожалению, редко
используется в образной структуре телепроизведений.
Используя тишину творчески, можно подчеркнуть напряженность ситуации,
сосредоточить внимание зрителя на снимаемом объекте — беззвучное течение
времени всегда настораживает и заставляет пристальнее вглядываться в
изображение.
8.
Заканчивая рассмотрение звуковых художественно-выразительных средств экрана,
следует остановиться на акцентах, используемых в его образной структуре.
Для
того чтобы привлечь внимание зрителя, сосредоточить его на наиболее важных
композиционных и смысловых компонентах кадра, подчеркнуть эмоцию, снимаемый
объект выделяют не только оптически, к примеру, при помощи света, цвета или
внутрикадрового движения (наезд на крупный план), но и акустически.
Звуковые
акценты — шумовые, музыкальные и интонационные — помогают раскрыть скрытый
глубинный смысл изображения, подчеркнуть наиболее существенные моменты
действия, добиться нужного эмоционального воздействия на зрителя.
9.
Синтетичность телеискусства
Иногда
зрителя привлекают отдельные компоненты изобразительно-звукового образа,
например, музыка из фильма. Однако большинству важен органический сплав всех
компонентов — экранный образ того или иного явления. Именно поэтому
телевизионное искусство называют синтетическим.