01. Ключевые компетенции телеведущего Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Журналистика и массовые коммуникации"


01. Ключевые компетенции телеведущего
 


1. Считается, что человек, умеющий мастерски вести передачи в прямом эфире, – большая редкость, чуть ли не национальное достояние. Таких эфирных асов на российском телевидении не так много. Профессия телеведущего становится все более сложной и многогранной. Она предполагает не только наличие таланта, то есть способности к творческой деятельности, одаренности, но и высокое мастерство владения словом, определенные внешние и физические данные, владение профессиональными компетенциями. При этом способности к творческой деятельности не сводятся только к знаниям и умениям, но обусловливают легкость и быстроту их освоения, и являются одним из критериев успешности в профессии. Способности не сводятся к врожденным задаткам, но формируются на их основе. Такие известные телеведущие, как Владимир Познер, Владимир Соловьев, Светлана Сорокина, Михаил Леонтьев не имеют специального журналистского образования, что не мешает им быть успешными профессионалами в этой области. Именно овладение профессиональными компетенциями позволили раскрыться и отшлифовать их творческие способности и талант.

 

Под профессиональными компетенциями мы понимаем совокупность личностных и профессионально значимых качеств, необходимых для эффективной работы. При этом следует различать такие понятия как компетентность и компетенции. Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) способность, отражающая необходимые стандарты поведения специалиста, позволяющие ему решать профессиональные задачи.

Компетенции могут быть как желательными, то есть необязательными, так и критически необходимыми, то есть ключевыми, без которых работа будет неэффективной.

Компетенции включают:
- деловые и личностные качества,

- знания, умения и навыки.

Компетенции – это показатели, по которым оценивается эффективность работы сотрудника.

Эффективность
(лат. effectivus — дающий определенный результат, действенный) – достижение оптимального результата при оптимальных затратах ресурсов.
Компетентность –
совокупность компетенций и наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенциям сейчас отводится важная роль в кадровой политике любой компании, думающей о своем развитии. Особенно остро этот вопрос стоит при подборе творческих кадров. Мы в данной работе коснемся только тех ключевых компетенций, которые, на наш взгляд, необходимы телеведущему для эффективной работы.

2. Процесс, которым профессионально занимается телеведущий, называется социальной коммуникацией.
Коммуникация
(лат. communicatio – делаю общим, общаюсь) – акт общения, связь между двумя и более индивидами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц. Если не достигается взаимопонимания, коммуникации не состоялось.
Социальная коммуникация
- это: - передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов - процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом. - механизм, посредством которого реализуется власть (власть как попытка определить поведение другого человека).
Хороший ведущий способен общаться, даже когда молчит.
 

Смотрим:
 
01 – BBC no news 

3. Ориентиры Би-Би-Си при подборе ведущих (официальное «Руководство для создателей передач Би-Би-Си»):
- интересы программы (содержание = информация + эмоция);

- интересы фигурирующих в программе людей (создание комфортных условий, «ведение» их – помощь в совершении необходимых действий и изложении необходимой информации, сохранение человеческого достоинства);
 
- интересы аудитории.

Смотрим:
02 – Кожухов о профессии 

Как показывают немногочисленные исследования, зрители оценивают телепередачи и работу телеведущих прежде всего по фактору эмоционального и психологического
комфорта, включающий в себя самые разнообразные содержательные характеристики. Во-вторых, критерием оценки передачи является способность телеведущего устанавливать контакт со зрителем, то есть коммуникативность. Полученные результаты исследований говорят о том, что коммуникативная выразительность телевизионного продукта превалирует над содержательным его аспектом. Лучшие ведущие становились почти членами семей зрителей.
 

Смотрим:
03 – Пять вечеров (фрагмент) 

Ирина Павловна Смирнова
(Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, Москва) выделяет следующие ключевые компетенции телеведущих:
- профессионализм
– умение применять профессиональные знания в полном объеме при решении задач, связанных с профессиональной деятельностью.Высокий профессионализм тетеведущих обязательно предполагает:а) наличие опыта, б) особые личностные качества, часть которых можно отнести к лидерским:
-
коммуникативность – умение эффективно общаться с людьми с разным статусом (зрителями, сотрудниками, руководством телеканала, коллегами, партнерами и т.д.), устанавливать контакты, получать и обрабатывать информацию и доносить ее до зрителей, мастерское владение словом, вербальными и невербальными средствами выразительности. Эффективность телекоммуникации зависит от того, насколько точно ведущие телепрограмм представляют себе зрителей, на которых они рассчитывают, а также ориентируются на них при воплощении своих творческих замыслов. И если интересы, потребности и ценности субъектов творческой деятельности, то есть телеведущих и зрителей, не совпадают, или прямо противоположны, то мы имеем дело с так называемым феноменом «разорванной коммуникации», что в свою очередь порождает психологические барьеры в социальных коммуникациях;
- креативность – способность генерировать новые идеи,
-
инициативность – готовность брать на себя новые задачи и осуществлять новые подходы к решению профессиональных задач,
-
развитая интуиция – способность предвидеть развитие событий, расставлять приоритеты, оценивать качество информации, соответствовать ожиданиям аудитории, понимать запросы зрителей;

- социальная адаптивность
– способность быстро адаптироваться в новых условиях, понимать и поддерживать позитивные изменения, способность работать в быстроменяющейся ситуации, в условиях неопределенности, способность к постоянному профессиональному развития, самосовершенствованию;
- ответственность
– способность брать на себя ответственность за свою работу, за реакцию, которую способен вызвать у зрителей тот или иной продукт его профессиональной деятельности. 
Знания и информация являются стратегическим ресурсом телеведущего и открывают возможности для разного рода злоупотреблений, начиная с сокрытия информации и ее незаконным обнародованием;
- способность к рефлексии, самосознанию, то есть осознание и оценка своих действий и их результатов, мыслей, чувств, моральных интенций, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни;
- стрессоустойчивость – способность личности справляться со стрессом, не допускать влияние стресса на качество профессиональной деятельности;

Смотрим: 04 – Дождь – Лиманова и фак 

- высокие стандарты поведения,
-
владение на высоком уровне вербальными и невербальными средствами выразительности,
- правильные мотивационно-целевые доминанты общения телеведущего с аудиторией: зачем, почему, с какой целью происходит общение; что телеведущий стремится передать, выразить, сообщить зрителям. Речь идет о «системе координат», в которой журналист «видит» окружающий мир. Именно от качества этой «системы координат» и зависит впечатление участников программы и телеаудитории от телевизионного общения.
 

Смотрим:
05 – Жильцова о профессии 

- мировоззренческая зрелость журналиста, то есть глубина познания им реальной действительности и собственной личности, что достигается путем расширения своего кругозора и повышения уровня собственной компетентности.
   
 

Рекомендации Би-Би-Си по подбору телеведущих основаны на предметном, прагматичном подходе.
1.
Внешность. «Для телевидения прекрасно подходит приятное, правильное, твердое лицо; очень хорошо, если глаза, рот, нос, уши не слишком велики. Цвет лица роли не играет, это дело гримера. Голубые глаза нередко выглядят жутковато на телеэкране. Дикторы-женщины примерно поровну делятся на светлых и темных. Однако у большинства дикторов-мужчин на английском телевидении темные волосы. Если вы блондин, вы, возможно, введете новую моду – на светловолосых дикторов. Если вы предрасположены к полноте, следите за своим весом; на экране люди кажутся толще и вообще крупнее.»
2.
Голос и речь.
3.
Здоровье.
4.
Образование и жизненный опыт, знание жизни и людей. Большинство зрителей быстро отличит зрелого и вдумчивого диктора от «телевизионной звезды». Они сразу поверят человеку, который «знает, о чем говорит».
5.
Ум и находчивость. Сообразительность и находчивость – способность быстро решать новые проблемы. Именно это телевизионному ведущему приходится делать всю свою трудовую жизнь.
6.
Чувство юмора. «Во-первых, зрителю неприятно смотреть на мрачное лицо. Он насмотрелся угрюмых физиономий за свой рабочий день.
Во-вторых, без чувства юмора не вынесешь дикторской жизни. Очень трудно выдержать такое нервное напряжение. Надо уметь посмеиваться над собой и над своим трудным положением. В телескоп доброго юмора видишь все не так мрачно.»
7.
Искренность. Считается, что телевидение отсортировывает людей неискренних. Это правда: явный обманщик изобличается здесь весьма наглядно. С другой стороны, первоклассный журналист телеэкрана способен имитировать искренность – выражение лица, голос, подбор слов могут казаться абсолютно естественными. Смотрим: 06 - Веселая погода (искренность или неумение контролировать ситуацию?)
8.
Хорошая реакция.
9.
Выносливость.  

Смотрим: 07 - Тяжелая работа телеведущей 

10.
Терпение.
11.
Воображение.
12.
Энтузиазм. Вряд ли можно представить теледиктора, холодно и вяло объявляющего программу, читающего текст реклам или передающего новости.
13.
Умение работать в коллективе. Телевидение – самый коллективный вид журналистики. Каждый зависит от каждого. 

Список компетенций может быть продолжен. Любая творческая личность неповторима, индивидуальна, и располагает собственным набором компетенций, которые позволяют ей сохранять свою уникальность, поддерживать интерес зрителей к своей деятельности. Однако мы считаем, что без развитых ключевых компетенций деятельность телеведущего будет неполноценной.

К сожалению, нет четких критериев измерения уровня компетентности телеведущих, критериев эффективности их деятельности. Однако психологические тесты позволяют замерить уровень тревожности, насколько ведущий программы стрессоустойчив, адаптивен, ответственен, коммуникабелен и т.д.
 

(Популярный тест на стрессоустойчивость, коммуникабельность???)

Профессионализм телеведущего оценивают по эффективности речевой коммуникации. Под этим следует понимать достижение адекватного предмету смыслового восприятия и точной интерпретации передаваемого сообщения. Если реципиент (зритель) усвоил - для какой цели порожден данный текст как продукт творчества, - что именно хотел сказать его автор с помощью всех использованных им средств, то можно утверждать, что он трактует текст адекватно. Неадекватное понимание устного или письменного сообщения может привести к смысловым ошибкам, к так называемым «информационным шумам», стать причиной нежелательных конфликтов. Профессиональный ведущий исключает факторы, которые снижают эффективность коммуникации. 
Телеведущие – это лицо канала. На них равняются. Они задают тон. Помимо высокого профессионализма обязательно и наличие опыта, личностных качеств, высоких стандартов поведения, владение на высоком уровне вербальными и невербальными средствами выразительности. При этом речь не идет об отношении к человеку как к конкретной личности, зритель оценивает экранный образ, и, следовательно,
профессиональные качества телеведущего.
 
Телеведущий – жестокая профессия. Легко вылететь «в тираж», если приелся зрителю, потому что остановился в развитии и перестал быть интересным.  


Смотрим:
08 – Мастер-класс Юлии Бордовских 

Читаем в библиотеке:
Каким должен быть телеведущий. Рекомендации Би-би-си