05. Феномен воздействия телевидения
Сайт
dedovkgu.narod.ru,
раздел "Журналистика и массовые коммуникации"
05. Феномен воздействия
телевидения
0. Феномен
(от греч.
phainomenon – видимый,
являющийся) – в широком смысле: наблюдаемое явление или событие. Но чаще мы
используем это слово для обозначения необычного, редкого, уникального явления.
1.
Феномен воздействия телевидения
Говоря о феномене воздействия телевидения, обычно имеют в виду прежде всего его
феноменальную способность влиять на эмоции, мысли и поступки людей. Обычно
отмечается, что по силе такого влияния у телевидения практически нет
конкурентов.
Основные качества телевидения, которые обеспечивают силу его воздействия на
зрителя:
- цветная динамичная картинка,
- яркость и привлекательность образов,
- люди, которые с экрана общаются со зрителем, как правило, талантливые и
умелые коммуникаторы,
- звучащий текст, который помогает понять и оценить происходящее,
предоставляет информацию в «разжёванном» виде.
Эти качества определяют три ключевых эффекта телевидения:
- эффект диалогичности;
- эффект доверительности;
- эффект присутствия.
Эффект (от лат.
effectys – действие,
исполнение) – в данном случае: сильное впечатление, произведенное кем-либо,
чем-либо.
3. Эффект диалогичности
Диалог
(греч. diálogos — разговор, беседа) — разговор, форма непосредственного речевого
взаимодействия двух или нескольких лиц, состоящая из последовательного
чередования стимулирующих и реагирующих реплик. В широком смысле репликой
считается мимика, жест, молчание.
Эффект диалогичности – ощущение у зрителя, что он является участником акта
коммуникации, к нему обращаются и от него ждут реакции. («Наша Раша»: Сергей
Юрьевич Беляков любит разговаривать с телевизором.)
Базовые приемы диалогичной коммуникации ведущего со зрителем:
- контакт глазами (навык важен при чтении и с листа, и с телесуфлера);
- наклон корпуса чуть-чуть вперед, как при заинтересованном общении с
реальным собеседником.
«Стеклянная стенка» и ее отсутствие.
Смотрим: 01 - Шахова - мастер-класс.flv (кому – о чем – зачем)
Доверие зрителя телевизионному коммуникатору тесно связано с принципом
диалогического построения
высказывания в телевизионном сообщении. Хотя голос, реплика зрителя для ведущего
отсутствует в режиме реального времени, он заведомо учитывает роль зрителя в
качестве партнера по общению, моделируя систему так называемых риторических
ожиданий зрителя.
4. Эффект
доверительности – ощущение
зрителем глубокого межличностного контакта с телевизионным коммуникатором и в
связи с этим – доверия к коммуникатору.
Стадии доверительного
общения (по В. Н. Куницыной):
1) стадия социальной перцепции (восприятия): установление первого контакта и
формирование образа другого человека, формирования адекватного первого
впечатления;
2) стадия формирования межличностных отношений: достижение согласия, принятия и
разделение позиций (когнитивный компонент); получение эмоциональной поддержки,
одобрения (эмоциональный компонент); стремление добиться принятия себя как
личности (стадия самораскрытия, личностный компонент);
3) стадия стабилизации межличностных отношений, имеющая целью устанавливать
оптимальный межличностный контакт и преобразовывать его в желательную сторону.
Субъект-субъектный подход. Парадигма
субъект-субъектного подхода в психологии подразумевает отношение к партнеру
как ценности.
Теория «пристройки» (Э. Берн).
Элементы поведения ведущего, обусловливающие эффект доверительности:
- партнёрская пристройка ведущего «наравне»,
- демонстрация убеждённости (или убеждённость?) ведущего в том, что он
говорит,
- установка на поддержание контакта со зрителем,
- доверительность интонаций («сообщаю только вам»),
- свободное владение ситуацией общения, отсутствие «зажатости», естественность,
спонтанность поведения (спонтанность
(от лат. spontaneus - добровольный - произвольный) – самопроизвольность,
действие, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами),
- отсутствие пантомимических «фигур защиты».
5. Эффект присутствия
Парадокс: эффект присутствия одновременно связан как с ощущение реальности
происходящего, так и с «уходом от реальности» (перенос в отдалённые точки мира,
необычные ситуации с сохранение «включённости» в происходящее).
Ценность эффекта присутствия определяется:
- возможностью переживать эмоции, которых зритель лишён в повседневной
жизни,
- высоким доверием к информации («видел своими глазами»).
Элементы поведения ведущего, обусловливающие эффект присутствия:
- присутствие ведущего (репортёра) на месте события,
- эмоциональность ведущего,
- подбор объектов для показа (передачи про путешествия, «инфотеймент»
Парфёнова).
Упражнения с видеокамерой:
чтение – просмотр – коррекция – чтение.
Смотрим: 02 - Времена -
послесловие - Познер.flv (полная доверительность),
03 - Звезды эфира. Рязанов - фрагмент.avi (естественность, спонтанность),
04 - Время - Леонтьева.flv (ведущая, создававшая максимальный эффект
доверительности),
05 - Время - Николаев.flv (то же),
06 - Комолов о профессии.flv
(удивительно точно сказано)
Читаем в библиотеке: