04. Правовой фундамент деятельности МДОО в России

 

 

 

Отступление 1: для на нас свобода объединения нормальна и естественна. Однако за эту свободу люди в России боролись по крайней мере сто лет. Еще в начале ХХ века, чтобы создать в Кургане общество попечения об учащихся, необходимо было просить высочайшего разрешения императора. Ситуация изменилась в результате Первой русской революции, в результате которой императорским Манифестом от 17 октября 1905 года была дарована свобода ассоциаций. Наибольший всплеск создания общественных объединений – от кооперативных до благотворительных – приходится на период буржуазной революции 1917 года. В нашем регионе это, в частности, наиболее отражено в истории Шадринска (деятельность плеяды активистов-общественников типа Здобнова, чьим именем теперь назвали центральную площадь города).

 

1. Понятие общественного объединения

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. (ФЗ)

Итак, выделяем 4 основных признака:

- добровольное;

- некоммерческое;

- создано по инициативе граждан;

- наличие общих интересов.

Детские общественные объединения – граждане до 18 лет (не менее трех взрослых).

Молодежные общественные объединения – граждане от 14 до 30 лет.

 

2. Правовой фундамент

Основы заложены в ст.20 Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948), документ рекомендательного характера, но он стал стандартом прав человека для большинства стран:

«1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию».

На основе Декларации в 1966 году принят и в 1976 году вступил в действие обязательный для стран-участниц документ – Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицирован в СССР в 1973).

 

Право на объединение: ст. 30 Конституции РФ:

«1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

 

Ст. 11, ч. 1 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека:

«Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов».

При этом Европейская комиссия по правам человека установила, что «"ассоциация" предполагает добровольное объединение для достижения какой-либо общей цели». В дальнейшей судебной практике и Европейская комиссия по правам человека, и Европейский суд по правам человека применяли именно эти два критерия: «добровольный характер» и «общая цель».

Таким образом, конституционное право граждан на объединение включает в себя следующие правомочия:

1) право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей;

2) право вступать в существующие общественные объединения;

3) право воздержаться от вступления в них;

4) право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

 

Право на свободу ассоциаций детей: ст. 15 Конвенции ООН о правах ребенка (ратифицирована в СССР в 1990):

«1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

2. В отношении осуществления данного права не могут применяться какие-либо ограничения, кроме тех, которые применяются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности или общественной безопасности, общественного порядка (ordre public), охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц

 

В России деятельность общественных объединений регулируется:

- Конституцией Российской Федерации (Ст.13 ч.4, Ст.13 ч.5, Ст.19 ч.2, Ст.30);

- Гражданским кодексом РФ (Часть первая, Ст.117);

- Федеральным законом «О некоммерческих  организациях», Гл.2, Ст. 6 «Общественные и религиозные организации (объединения)»;

- Федеральным законом  «Об общественных объединениях»;

- Федеральным законом «Об образовании» (Ст.32).

Основным правовым актом, непосредственно регулирующим деятельность в сфере взаимодействия органов государственной власти и молодежных и детских общественных объединений является Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (28.06.1995  №98-ФЗ. Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели.

 

Указом Президента Российской Федерации “О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики” (сентябрь 1992 г.) определяется, что государственная молодежная политика направлена, в частности, на развитие молодежных объединений, движений, инициатив и констатировалось, что она проводится в отношении молодежных объединений и осуществляется с государственными органами и с должностными лицами, молодежными объединениями, их ассоциациями и молодыми гражданами.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной  политики в Российской Федерации» от 03.06.1993  №5090-1, одним из направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации названа «поддержка деятельности молодежных и детских объединений».

В Постановлении Правительства РФ «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях» от  24.07.2000 №551 дается понятие военно-патриотических молодежных и детских объединений, определяются задачи, правовые основы, основные направления и формы их деятельности.

 

В целом, не менее чем в половине субъектов Российской Федерации сформирована правовая основа государственной поддержки детских общественных объединений. В 47 субъектах Российской Федерации приняты законы о государственной молодежной политике, в которых вопросам государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений отведены отдельные разделы. В 32 субъектах Российской Федерации действуют законы о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений. В 7 субъектах Российской Федерации вопросы поддержки молодежных и детских общественных объединений регламентируются указами, постановлениями или распоряжениями местного органа исполнительной власти.

 

 

4. В соответствии  законами, к некоммерческим организациям относятся:

- общественные объединения,

- некоммерческие партнерства,

- некоммерческие учреждения,

- некоммерческие фонды,

- автономные некоммерческие организации и асоциации (союзы).

Общественные объединения, в свою очередь, подразделяются на:

- общественные организации,

- общественные движения,

- общественные фонды,

- общественные учреждения,

- органы общественной самостоятельности.

 

 

Читаем в электронной библиотеке:

Федеральный Закон «Об общественных объединениях»

Федеральный Закон «О некоммерческих организациях»

Конвенция ООН о правах ребенка

«Я» становится богаче. (Концепция развития личности в детском объединении)

Мирошкина М. Основные типы детских объединений

 

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz