06. Классификация МДОО

 

 

1. Изучение молодежных и детских общественных объединений – существовавших прежде и действующих ныне – дает возможность классифицировать их следующим образом.

 

По степени автономности можно выделить:

- объединения, созданные по инициативе детей и молодежи и преимущественно ими управляемые;

- созданные по инициативе взрослых и действующие с их участием;

- объединения, созданные по инициативе государства либо общественных структур, которые участвуют в руководстве объединением.

По отношению к общественным ценностям выделяются:

- антисоциальные;

- асоциальные;

- просоциальные.

По наличию формальной регистрации есть:

- неформальные объединения;

- незарегистрированные, но действующие на базе или под покровительством официальных структур (школьные объединения и т.п.);

- имеющие официальную регистрацию.

По приоритетным целям общественные объединения можно разделить на:

- предлагающие детям и молодежи определенную систему ценностей (пионеры, скауты и т.д.);

- занимающиеся преимущественно развитием личности;

- организующие отношения детей и молодежи с обществом, в частности, защищающие их права (движение Соколов – Социалистический образовательный интернационал);

- предоставляющие своим членам услуги (клубы совместного досуга и т.п.).

По характеру социализации выделяются:

- ориентированные преимущественно на коллективную деятельность и развитие личности в коллективе (пионерская организация и т.п.);

- социально-индивидуальной направленности (скауты и т.п.);

- ориентированные на создание условий для индивидуального развития личности (творческие союзы).

По содержанию деятельности выделяются:

- объединения, занимающиеся социальным творчеством, конструированием среды для освоения навыков социального взаимодействия;

- связанные с профессиональной подготовкой («Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т. д.);
- общественные структуры, формирующие определенное отношение к своей стране и государству (клубы юнармейцев, друзей милиции и пограничников и т.п.);
- культурологического характера (национальные традиции, историческая реконструкция, творческие);
- ориентированные на здоровый образ жизни (спортивные, туристские).

По идеологическому признаку существующие молодежные и детские общественные объединения можно разделить на:
- политические;

- околополитические (официально не провозглашающие политических целей, но преследующие их);
- религиозные;
- национальные;

- светские неполитические, но обладающие своей системой ценностей;

- условно внеидеологические.
По разнообразию видов и направлений деятельности:

- профильные,

- многопрофильные.

 

Ряд исследователей детского движения классифицируют объединения зависимости от путей включения детей в широкий спектр общественных отношений и удовлетворения их интересов.

1) Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это – включение их в социальную практику. Именно это отличает такие общественные объединения от творческих объединений – кружков, секций.

К объединениям этой группы можно отнести: клубы общения; “школы”; объединения, первоначально образовательные, но впоследствии переросшие в коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение; творческие коллективы, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям.

2) Общественные объединения, предлагающие подросткам различные виды деятельности и через нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику.

Это военно-патриотические и военно-спортивные, туристические и краеведческие, юнкоровские, милосерднические, экономические, педагогические, миротворческие детские объединения.

3) Объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится деятельность и которая является основой для формирования определенных отношений между детьми и между детьми и взрослыми в процессе деятельности и общения.

Объединениями этой группы можно считать: религиозные, национальные детские организации, скаутские, пионерские организации, коммунарские группы – осколки ранее существовавшего коммунарского движения, остающиеся и по сей день наиболее многочисленными из всех перечисленных.

 

 

Читаем в электронной библиотеке:

«Я» становится богаче. (Концепция развития личности в детском объединении)

Мирошкина М. Основные типы детских объединений

 

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz