Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация работы с молодежью»
В. Александрова
Хорошо забытое старое
Публикуется по: «Вожатый», 1989, № 7
Москва начала нынешнего века. Из тесных, душных каморок и сырых
подвалов, где ютилась городская беднота, дети выходили погулять на пыльные
улицы и в грязные дворы. Делалось ли что-то, чтобы облагородить их досуг?
...В конце апреля 1909 года учитель из Тулы Георгий Константинович
Ремизов на Тверском бульваре встретил детей, игравших под присмотром старших.
«Заметив, что игры идут вяло и неинтересно, я обратился к детям с предложением
устроить для них игры, – писал он впоследствии. – ...Игры... прошли весьма
оживленно, так что, когда я собрался уходить домой, дети не отпускали меня и
просили устроить для них игры в следующий раз. Я исполнил эту просьбу и
руководил детскими играми 1-го мая в течение 1,5 часов. Детей собралось больше
прежнего, и все присутствовавшие здесь родители и посторонние зрители очень
благодарили меня и просили организовать игры в нескольких пунктах Москвы».
Этот эпизод побудил Ремизова обратиться в городскую управу, чтобы ему
разрешили в течение лета 1909 года устраивать для детей развлечения. Опыт у
него уже был. На визитной карточке, приложенной к прошению вместе с фотографией,
указано, что Георгий Константинович «преподаватель пения в женской
прогимназии А. Н. Копыловой, регент любительского хора и руководитель детских
игр и развлечений». «Хочу работать для детей, моих милых и дорогих друзей, не с
корыстной целью, а по идее», - написано в
прошении.
Власти не отказали. Газеты напечатали расписание игр в Александровском
и Екатерининском садах, в Грузинском сквере и на бульварах, и они стали
проводиться ежедневно дважды, утром и вечером, продолжаясь обычно около трех часов.
Предлагались игры подвижные и состязательные («Неводы»,
«Волки и овцы», «Пчелы», «Гуси и волки», «Черные и белые», «Гуси в клетке»,
«Голубятники», «Тройка»), развивающие сообразительность и смелость
(«Бездомный зайчик», «Лягушка и журавли», «Лабиринт», «Третий лишний», «Пустое
место» и др.), игры с пением. Последние детям особенно нравились.
Площадки, постоянно окруженные тесным кольцом зрителей, каждый раз
посещало от 200 до 400 ребят. Приходили дети из разных слоев общества – от
босоногой бедноты до чистенько одетых отпрысков самых
преуспевающих семейств. Всех очень привлекали экскурсии. Летом 1909 года дети
ездили в Петровско-Разумовское, в имение князя
Волконского. А на пароходах, отданных их владельцем Окуневым в распоряжение
Ремизова, путешествовали по Москве-реке до Воробьевых гор.
Нередко в игру включались и взрослые. Вскоре у Георгия Константиновича
среди них нашлись добровольные помощники-организаторы. Работу облегчали
неоднократные и довольно-таки щедрые пожертвования энтузиастов. Директор
Зоологического сада распорядился бесплатно пустить туда 1200 детей, его
примеру последовали владельцы кинотеатров «Паризьен»
и «Континенталь».
Ремизов переехал на постоянное жительство в Москву, стал преподавать
пение в Якиманском 5-м городском женском училище и
летом снова пришел на площадки для игр.
Детей, обделенных вниманием взрослых, предоставленных самим себе, было
гораздо больше на окраинах, чем в центре. Поэтому постепенно игры переносили
на Бабьегородскую площадь (ныне район Крымской
набережной), в Дорогомилово, к Донскому монастырю и
церкви Николы в Грачах. Вот как, по отчету Ремизова, было в 1911 году около
Донского монастыря: «Желая с первых же дней привлечь
возможно большее количество детей, мы... раздавали знакомым детям флаги,
звонки и ходили по тем улицам и переулкам, которые прилегали к площадке для
подвижных игр и были населены беднейшими жителями города. На наш звон отовсюду
толпами сбегались любопытные дети и, узнав, в чем дело, шли за нами. Через
20-30 минут количество детей доходило до 100 и более. На второй неделе со дня
ведения игр надобности в таком сборе детей не было: они собирались на площадке
значительно раньше того времени, когда должны были начинаться игры».
В 1912 году в городе действовали уже 24 площадки, но в 1913 году
сочли, что их число увеличивать не надо, поскольку они были малы по размерам,
не были оборудованы. Решили подготовить показательную площадку, а городская
управа наметила впоследствии по этому образцу создать в Москве много таких
мест, которые «должны иметь большое культурное значение для детей, отвлекая...
от вредного влияния улицы, шалостей, приучая их к некоторой дисциплине».
По-прежнему приглашали юных москвичей в поездки за город. Немало было
ребят, которые впервые открывали для себя окрестности Белокаменной. В
аэродинамическом институте Д. П. Рябушинского,
расположившемся в имении «Кучино», дети увидели
всевозможные летательные аппараты. Отправлялись в Новый Иерусалим, Покровское-Стрешнево, в Сельскохозяйственный институт. В
Пушкино им показали текстильно-прядильную фабрику Арманд, потом на
«общественном кругу» их ждал сюрприз от местного дачного общества – «подвижные
игры и садовый дивертисмент с участием артистов». А вот как описано в газетной
заметке возвращение домой: «Когда вышли на шоссе, ведущее к станции, то тысяча
детских ног подняла легкое облако пыли, которая золотилась и таяла в косых
лучах солнца; тысяча детских рук замахала разноцветными флагами, и радужная
лента, колыхаясь в золотистой пыли, поплыла вдоль
дороги, а за ней бежали взоры и плыли мечты... Куда? Куда-то далеко, в «страну
детей»... в страну грядущего, где отдых на лугу не будет редким праздником для
большинства городских детей, где дети, эти «цветы земли», по прекрасному
выражению М. Горького, не будут расти и увядать на
камнях мостовой».
Еще в конце XIX века
возникли первые учреждения, подобные нашим загородным пионерским
лагерям,— «летние колонии». В Москве ими ведало
Общество школьных ваканционных колоний, с 1886 года
направлявшее туда на отдых гимназистов. Попечительница женских училищ Е. Н.
Орлова организовала такие колонии для детей мещан, купцов, крестьян в разных
местах, в том числе и своем имении. В 1887 году там впервые отдохнули 15
девочек из городских училищ. В Петербурге первые колонии основало Общество
охранения народного здравия. Открыли их для больных учащихся гимназий.
Размещали колонии чаще всего в школах или помещичьих домах,
предоставляемых хозяевами, как правило, безвозмездно. Закупали самый обычный
инвентарь. Управлять хозяйством, присматривать за детьми поручалось городской
учительнице, иногда, в зависимости от количества ребят, у нее были помощница
и прислуга.
Сначала дело велось на частные средства. Число колоний с каждым годом
росло, и для руководства ими образовался особый кружок. С 1900 года Московская
управа стала ежегодно отчислять на их расширение до 300 рублей.
В конце учебного года детей обследовал врач – возможность поправить
здоровье могли дать только самым ослабленным. После
каникул снова обязательный осмотр врача.
В документах нашлось описание обстановки в колонии: «Кровати большею
частью состоят из деревянных досок, положенных на брусья или козлы; матрацами
служат мешки, набитые сеном или соломой, подушки тоже сенные... Столы, на
которых колонисты обедают, ужинают, пьют чай и занимаются, простые деревянные.
Во всех почти колониях имеются гигантские шаги, качели и разные игры – крокет,
мячи, шашки и т. п.».
Дети сами убирали свои комнаты, стирали, шили. При многих колониях
были огороды, где ребята охотно работали, чему способствовало
и разрешение часть урожая увозить домой.
Несколько раз за лето совершали дальние походы: учительница старалась
их ознакомить с сельским бытом, дать
элементарные сведения из ботаники, зоологии. Ведь чуть ли не половина детей
впервые оказывались в деревне. «Они не умеют различать растения одно от
другого и не знают животных. Бывали случаи, когда дети овец и свиней принимали
за собак и удивлялись, видя, что овцы едят трапу, березу называли веником, а
когда им растолковывали, что веник и дерево два разных понятия и что дерево,
из ветвей которого делают веник, называется березой, тогда они и все другие
деревья стали называть березой».
А чем занимались в ненастные дни? «Для чтения чаще всего выбирались
статьи по естественной истории. Читалось, например, «О вредных и полезных
насекомых» (Комарова), «О перелетных птицах» (Кайгародова),
«Как живет хлеб в поле и деревья в лесу»...
Каждый колонист обязан был вести дневник и, как отмечается в одном из
отчетов, «характерную особенность записей составляет, между прочим, частое
повторение слов «идти» и «есть», что соответствует вполне действительному
положению вещей».
К началу XX века около Москвы насчитывалось несколько десятков
колоний. В 1905 году почетный гражданин Москвы В. А. Бахрушин неоднократно
жертвовал большие суммы на их устройство, изложил принципы создания новых дач:
«При приобретении участка надо... чтобы поблизости имелась река или озеро, т.
к. купанье для детей весьма важно; чтобы местность была по
возможности красива и находился лес или роща; чтобы участок имел
удобное сообщение с ближайшим городом и отстоял от него не особенно далеко... В
центре участка должны строиться т. наз. «центральные помещения»: общая
столовая зала, вмещающая в себя по крайней мере 600
человек; кухня с помещением для служащих, образцовая прачечная и непременно с
сушилкой... При этом же здании может помещаться центральная библиотека с
квартирой для заведующего всеми колонистами... Устройство сада или огорода
весьма желательно. Разделять детей по полу и возрасту. Это облегчает надзор и даст возможность правильно организовать
занятия и развлечения. Жизнь отдельной дачи вполне регулируется ее заведующим,
но он должен стремиться к тому, чтобы жизнь вверенной ему дачи носила семейный характер и в основу был положен принцип
труда... Очень важно, чтобы работа, которой занимаются дети, давала наглядные
результаты».
Многие дети, однако, вынуждены были лето проводить в городах. Но и
здесь пытались что-то для них сделать. Предшественники городских пионерских
лагерей возникли в Москве в 1911 году. Помощник члена городской управы С. В. Зенченко предложил организовать первый «летний детский сад
для слабых детей, учащихся в городских колониях». «Многочисленный опыт
городов Западной Европы и опыт Петербурга, – писал он в своем докладе,
показывают, что, оставаясь в большом городе, но поставленные в благоприятные
условия – питания, пользования воздухом и
светом, а также занятий физическим трудом, дети приобретают значительный
запас здоровья».
В июне 1911 года такой сад был открыт при 3-м Сыромятническом
мужском училище. 65 детей находились здесь с 8 утра до 6 вечера, получая
завтрак, обед и чай с молоком. Игры чередовались с занятиями столярным делом,
садоводством и огородничеством. 210 рублей на приобретение инструментов выделила
управа, но основные средства поступили от частных лиц. В начале июля заведующий
Иван Григорьевич Гутер организовал экскурсию.
Проехав на трамвае к Измайловской военной богадельне, дети пешком прошли на
пасеку Общества акклиматизации животных, побывали в Музее пчеловодства. А 7
августа — праздник. Хор и балалаечники исполнили русские народные песни, были
представлены «сцены из народного быта с пением и пляской».
Подобные городские лагеря стали действовать в Москве каждое лето.