Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности
«Журналистика»
Мелани Бачина
ВЕДУЩИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
ПРОГРАММЫ
Любые новости состоят из
двух главных частей - ведущего в кадре и репортажей журналистов новостей. Как
уже говорилось, новости можно сравнить, например, с пирогом, где все сюжеты -
это начинка, а ведущий - тесто. И главная задача - распределить начинку и
тесто, так чтобы пирог "Новости" получился вкусным.
"Тесто пирога", то есть ведущий - 50% успеха. В учебнике по
телевизионной журналистике приводятся слова А. Свободина: "Чтобы стать
телевизионным ведущим, не то, чтобы нужны какие-то особые черты личности,
скорее необходимо отсутствие некоторых черт, которые телеэкран неизменно
обнажает." (Телевизионная журналистика: учебное пособие. - М., 1994, стр. 89)
На мой взгляд, это такие черты, как амбициозность,
субъективизм, неосведомленность в том или ином вопросе, которая, особенно в
прямом эфире, видна сразу. Ведущий новостей занимает особое место в программе.
И задача ведущего так выстраивать программу и подавать ее, чтобы "драма
ежедневной жизни не казалась безысходной". Его политические пристрастия
должны оставаться загадкой. Главное в работе ведущего - рассказывать о
событиях. Понятно, аккуратно, четко, ясно, объективно.
Многие журналисты полагают, что зрители судят о качестве выпуска новостей
исключительно по содержанию. На практике, опросы общественного мнения
показывают, что для зрителей прежде всего важны личность и внешний вид
ведущего. Английское слово "диктор" дословно переводится как
"якорь", что отражает суть этой работы - служить солидным фундаментом
для выпуска новостей. Знакомое, доброжелательное "лицо", которое
зрители любят и которому доверяют. Ведущий является "визитной
карточкой" любой телекомпании и помогает создать ей публичный имидж и
способствовать финансовому успеху.
Внешний вид и голос ведущего очень важны, но еще нужно чтобы он имел опыт
журналистской работы. Он должен не просто читать новости, но и участвовать в их
съемках и монтаже. В любом случае мало телекомпаний, которые могут себе
позволить нанимать человека просто для ведения новостей. В нашей стране, таким
образом работают только новости центральных каналов (ОРТ, РТР, НТВ).
Хотя ведущие могут быть
"звездами телевидения", узнаваемы на улице - все же их роль на
телевидении не отличается от роли любого другого журналиста - сообщать новости
четко, ясно, аккуратно. Очень важно, чтобы ведущие находились на улице, в
реальных условиях, так где происходят какие-то события, и чтобы их видели при
этом. Это позволяет, во-первых, им самим держать "руку на пульсе"
событий и времени, а во-вторых, это позволяет им строить свой имидж - человека,
который не просто сидит в студии и читает текст, а работает в реальном мире.
Таким образом, каждый человек, каждый зритель может сказать: "они такие же
ребята, как мы, они тоже работают."
Можно быть совершенно уверенным в том, что если ведущий работал на улице, делал
сюжет, и люди увидели, как она работает, вечером они обязательно включат именно
эти новости, для того, чтобы посмотреть, что он там "наваял".
С точки зрения Дэвида
Моулда, существует два формата новостей - закадровый и формат ведущего.
Закадровый формат - это программа без ведущего в кадре, новости идут одна за
одной, "встык" или через перебивки. Формат ведущего - стандартен.
Сюжеты связаны ведущим в кадре, который делает подводки к каждому материалу. (Моулд
Д. Как улучшить телевыпуски новостей в странах СНГ. 1996, стр. 7)
У "формата
ведущего" есть явные преимущества перед закадровым форматом, который
используется некоторыми телекомпаниями ("6 новостей" компании ТВ-6, выходившие
около года).
Закадровый формат - это выпуск новостей, состоящий из набора 30-60 секундных
видео сюжетов с закадровым текстом. Такой формат подходит для заполнения пауз
(например, по утрам) или как мостик между вечерним прайм-таймом и ночным
фильмом, но для полноценного серьезного выпуска новостей он не подходит.
Закадровый формат лишает возможности использовать материал без
видеоизображения. Конечно, телевидение должно быть визуально интересным, но
изображение не должно превалировать. Точнее показанное не должно превалировать
над сказанным и наоборот. Основная цель - новостийных репортажей - оперативно
донести информацию до телезрителя - что, где, когда; после - зачем и почему.
Именно поэтому акцент в новостийных материалах делается на сказанное, а не на
показанное, которое только должно визуально подтверждать сказанное. (Иной
подход в телевизионных художественных программах, где на первом плане стоит
изображение.)
Ведущий добавляет больше
содержания, он имеет возможность расставить акценты, дать наводки. Постоянное
видеоизображение может утомить зрителя, а появление ведущего
"разбавляет" видеоряд. Здесь надо бы уточнить, что имеется ввиду.
Несомненно, ведущий в кадре - это тоже изображение. Но оно статично, поэтому
зритель, рассмотрев, во что одет ведущий, начинает вслушиваться в то, что он
говорит. Когда начинается сюжет, все внимание зрителя устремлено на экран, где
видеоряд постоянно меняется, чаще всего текста журналиста зритель просто не
слышит; потому важно, чтобы все-таки показанное и сказанное находилось в
балансе.
Некоторые важные
новостийные репортажи -,особенно, политические или экономические - часто просто
не требуют никакого изображения. При закадровом формате у телекомпании есть два
выбора: либо игнорировать такие материалы, либо подгонять изображение к тексту.
В результате на экране появляются неожиданные картинки, неподходящие по смыслу
к тексту, которые ничего не добавляют к содержанию сюжета. Такие материалы
лучше читать ведущему, а на его фоне поместить фотографии. Переход к
"формату ведущего" позволит увеличить продолжительность новостей и
сделать их более глубокими, так как это даст возможность использовать широкий
спектр сюжетов.
Специалисты рекомендуют
начинать и заканчивать выпуск новостей ведущими в кадре. Ведущие программы -
это хозяева, которые должны встречать и провожать гостей, то есть быть на
"входе" в программу и на "выходе".
Итак, ведущий - это хозяин
программы. Поэтому крайне важно, что он делает и что он говорит. Вот несколько
полезных советов о том, как говорить в эфире, которые даются в книге
"Организация работы отдела новостей" (Материалы семинара Интерньюс):
1) нельзя начинать со слов
"Как и следовало ожидать"...;
2) со слов "удивительным
образом"...;
3) говорить: "в
продолжение вчерашней темы"...;
4) ни в коем случае нельзя
начинать со слова "вчера", каждый журналист должен взять себе за
лозунг выражение: "забудь слово "вчера" новости делаются
сегодня"...;
5) нельзя начинать со слов
"другой", "еще один", "еще раз"...;
6) надо избегать
фактических ошибок;
7) не использовать длинных
слов;
8) нельзя называть новости
хорошими или плохими - обильные ливни могут быть одновременно плохой новостью
для отдыхающих и хорошей для фермеров. (Кэмбелл Р. Организация работы отдела новостей. - М, 1999, стр. 12)
Эфирный текст отличается от
газетной информации. В нем должен присутствовать автор, должно чувствоваться "живое"
слово. Кроме того, эфирный текст отличается своей подвижностью, он может
меняться во время прямого эфира. И главная задача ведущего - вдохнуть в этот
текст жизнь. Используя для этого лишь одно правило - писать нужно, как
говоришь. Лаконичность ведущего - залог успеха. Зритель - умный, не надо ему разжевывать
и объяснять.
В Америке существует старая
шутка по поводу того, что телевизионные новости рассчитаны на студентов
третьего курса. Но в принципе, если говорить серьезно, нужно пользоваться
простым языком, не нужно пытаться показать людям, какой у вас богатый словарный
запас, используя слова, которые только немногие поймут, потому что главная
задача - это передать смысл информации. Нельзя забывать о том, что у зрителя
есть только один шанс понять, что вы хотите ему сказать. Если он читает
стилистический шедевр в газете, он в любой момент может вернуться и перечитать
непонятный абзац. Телевидение такой возможности не дает. Если с первого раза
зритель не понял, то можно считать, что мы его потеряли. "Важно знать для
кого мы делаем новости. И говорить, можно яснее и короче. Предложение - это
упаковка информации. Чем больше слов и больше информации, тем труднее понять
предложение. Не смотря на то, что некоторое разнообразие в длине предложений услаждает
слух, предложение от сокращения только выигрывает". (Теленовости: секреты
журналистского мастерства. Реферат книги И.Фэнга. - М, 1985, стр. 65-66.)
Фэнг советует пользоваться
самыми разными способами сокращения и упрощения предложения, (но он говорит о
журналистском тексте вообще, я приведу лишь выдержки, которые относятся и к
ведущему новостей):
- сложносочиненное
предложение разбивается на два и даже на три;
- чтобы проверить
уместность того или иного прилагательного и наречия, представьте, как
предложение будет выглядеть без него;
- проанализируйте каждый
факт. Так ли он важен для понимания сообщения? Легко ли его запомнить? Если
нет, вычеркивайте его.
- просмотрите все имена,
названия, цифры. Каждое из них - дополнительная информация.
С определенными допущениями
правило подготовки текста для восприятия на слух должно
звучать, по мысли Фэнга, так: "Пиши, как говоришь":
посылать, а не отправлять,
покупать, а не приобретать,
участвовать, а не принимать
участие,
стараться а не предпринимать
попытку,
арестовать, а не взять под
арест,
показать, а не
продемонстрировать
и т. д. ...
И еще один немаловажный
момент - важно не только то, ЧТО говорит ведущий, важно и то, КАК он это
говорит.
Телеэкран раскрывает политические, гражданские, человеческие позиции. И
раскрываются они в живом слове, в слове, обращенном к каждому, в речи подлинной
и выразительной. Обладая возможностью передавать подлинный человеческий голос,
телевидение выступает всегда окрашенным авторской модальностью, которая
особенно ярко проявляется в речи, в ее интонационном рисунке.
Телевизионная речь
предстает как массово - коммуникационная разновидность речи, конструктивный
принцип которой определяется тройной зависимостью: изображение, звук, речь.
Слово, в телевизионном контексте, приобретает особый оттенок, на него ложится
основная функция новостей.
Зрителем воспринимает
абсолютно все: диапазон голоса, интонация, различные акцентировки, которыми
ведущий хочет выделить ту или иную фразу. Голос может быть приятен для слуха, и
только благодаря этому факту люди могут смотреть программу. Показательно и то,
что если голос ведущего не устраивает зрителя, большая часть просто откажется
от просмотра и предпочтет новости на другом канале.
В научно-методической
литературе существуют определенные требования к речи:
1) дикция должна быть четкой,
ясной, без дефектов;
2) тембр голоса должен быть
не слишком высоким и не слишком басовым;
3) в голосе должна быть
определенная индивидуальность, его узнаваемость;
4) темп речи должен быть не
слишком быстрым и не слишком медленным, информация должна поступать быстро и
четко, но так чтобы зритель успевал переваривать все, что до него доносит
журналист. (Кембелл Р. Организация
работы отдела новостей. - М, 1999, стр.3.)
Но вернемся к тексту. Текст
новостей на многих центральных каналах пишет не сам ведущий. Например, на РТР
есть специальный человек, который верстает выпуск. На региональных
телекомпаниях верстка выпуска новостей - это личная обязанность ведущего, он сам
отвечает за то, что он говорит в эфире.
Верстку новостной программы
ведущим рассмотрим на примере региональных новостей.
Текст программы новостей
пишется в последнюю очередь. В первую очередь в общую папку
"скидываются" все имеющиеся репортажи. За два-три часа до выхода
программы в эфир ведущий расставляет сюжеты по порядку, выделяя главные
новости. Иногда определить, какой сюжет пойдет первым, очень сложно. На
центральных каналах разброс новостей велик и почти всегда известна главная тема
дня. В провинции с "главными" новостями намного сложнее. Поэтому
часто ведущий прежде, чем расставить сюжеты, собирает команду журналистов, и
все вместе пытаются выяснить, что же сегодня для области самое главное. Но у
каждой телекомпании свои правила. И в одном городе - конкурирующие телекомпании
могут начинать свои выпуски новостей с абсолютно разных тем. Например, в
"АТФ-новостях" Государственного телевидения есть негласное правило -
никогда не начинать выпуск с "крови", то есть с криминала (разумеется,
речь не идет крупномасштабных трагедиях, таких как, например, обрушившиеся
перекрытия в училище связи). А новости "Час-Пик" телекомпании ТВ-2
довольно часто начинаются с репортажей криминального характера. Здесь у каждой
компании свои приоритеты.
После того, как порядок
сюжетов выстроен, ведущий начинает работать над текстом. Прежде, чем садится
писать, необходимо собрать всю устную информацию, скомпоновать выпуск и
определить, какая информация пойдет, а какая нет. И только тогда можно начинать
писать текст, подгоняя каждую подводку, оставленную журналистом, под свой собственный
стиль.
Как правило, все новости
выходят в прямом эфире. А прямой эфир не дает никаких гарантий. И надеяться на
написанный текст не приходится. Часто во время эфира происходят накладки:
например, некоторые материалы не успевают подготовить к эфиру, и ведущему
приходится извиняться и обещать, что "в следующем выпуске мы обязательно
расскажем об этом событии". Довольно часто это происходит на центральных
каналах и ведущие, к подобным вещам привыкли: у них есть набор фраз, которые в
подобных случаях говорятся.
Крайне важно, чтобы ведущий
не терялся при любых накладках в эфире: растерянное лицо ведущего, несвязная
речь и бегающие глаза - все это наведет зрителя на мысль, что ведущий новостей,
кроме как читать по бумажке, ничего не может и, кроме написанного текста,
больше ничего не знает. Зритель может перестать доверять этому человеку и не
будет больше смотреть именно эти новости. Уверенность ведущего внушает
уверенность зрителю.
Ведущий новостей в статье
Г. Кузнецова "Амплуа семи гномов" - гном №7. Он ежедневно появляется
на экране с жизненно важной для всех информацией. Все понимают, что не ведущий
добывает эти новости. Но он так выстраивает и подает их, что перед зрителем
выстраивается картина сегодняшнего дня, причем мнение ведущего по поводу
происходящего всегда остается тайной. (Кузнецов Г. Амплуа семи гномов // Журналист.
– 1993, № 7.)
Хотя последнее время, точнее последние полгода у ведущих новостей центральных
каналов появилась некоторая личностность подачи новостей, некоторая
аналитичность в высказываниях. Но при этом каждый из них помнит о табу -
никаких личных оценок в новостях. Субъективизм и новости - понятия
несовместимые.
В Америке одно время телекомпании пытались сделать ставку на молодых ведущих,
но потом пришлось вернуться к ведущему средних лет: в них аудитория видит более
надежный "якорь".
Кто-то из остроумных
французов сравнил телеведущего с манекенщицей, которая выходит показать платье,
а не себя. И все же она себя показывает. Ведущий работает ради новостей,
интервьюер выводит на люди своего собеседника, шоумен организует массовое
действо - и каждый из них интересен именно выполнением точной профессиональной
задачи. Профессиональная задача ведущего новостей - информировать людей. Можно
сказать, ведущий должен быть "гидом" по новостям. Он должен уметь
интриговать зрителя, уметь подавать новости, удерживать внимание на протяжении
всей программы. И это зависит не только от его личных качеств, но и от его
умения правильно сверстать новости.
В любом творческом
выступлении есть установка на зрителя, на аудиторию, которая требует доступного
изложения мысли, четкой аргументации, наглядности примеров и доказательств. А
задача журналистов новостей и ведущего программы - придумать композицию,
отобрать необходимый изобразительный материал, зафиксировать конкретные явления
и события с использованием средств, которыми располагает телевидение.
Вот что говорит о ведущем
американских новостей Г. Оганов в книге "ТВ по-американски: “Идеальный
ведущий должен удовлетворять самым разнообразным условиям: он должен быть
красив, вернее привлекателен, симпатичен, в то же время внешность должна
аккумулировать в себе представление о некоем "среднем типе",
достаточно распространенном и приемлемом для всех: ведь красота редкая,
исключительная окажется для многих несовместимой с привычными представлениями и
вкусами. Это же касается поведения на экране: ведущий должен держаться
свободно, смело, но не впадать в крайности и не выглядеть развязным, он должен
излучать уверенность и достоинство, но не создавать впечатления самодовольства.
Он не всезнайка, но эрудит, не рафинированный "высоколобый"
интеллектуал из Гарварда или Принстона, но он должен разбираться в предмете, о
котором пойдет речь - пусть это будет валютный кризис или проблема
демографического взрыва, угроза загрязнения среды или реформа школьного
образования". (Оганов Г. ТВ по-американски. - М, 1996,
стр.83-84.)
Многие сегодняшние ведущие
новостей, особенно центральных каналов, вполне отвечают этим требованиям.
Например, ведущие вечерней
программы новостей "Сегодня" на НТВ - Михаил Осокин и Татьяна
Миткова. Им присущ личностный стиль подачи информации, который способствует
установлению более тесного контакта тележурналиста с аудиторией, а
следовательно и более эффективному восприятию новостных программ. Их новости
сверстаны так, что вся программа выглядит, как небольшой фильм о прошедшем дне.
Удачная расстановка сюжетов и грамотные комментарии ведущего сделали свое дело.
На сегодня это одна из самых "смотрибельных" программ. Люди доверяют
серьезному, эрудированному, сдержанному Михаилу Осокину, который вызывает
чувство уверенности и спокойствия. Его "конек" - концовка; он
заканчивает программу интересной, остроумной или слегка саркастической фразой.
Зритель иногда ждет конца программы только для того, чтобы послушать, что же на
этот раз "отмочит" Осокин. Иногда, завершая программу, он обращает
внимание на какой-то факт, иногда даже "фактик", который освещенный
его мыслью, иронией, лукавой улыбкой, становится вдруг мудрой жизненной
сентенцией, тем "послесловием", которое западает в душу и остается
жить в ней.
Татьяна Миткова -
обаятельная ведущая, которая, работая, в эфире, всегда подчеркивает участие в
новостях других людей - журналистов. Например, в ее фразе - "В эфире
вечерний выпуск новостей, который для вас подготовили мои коллеги и я, Татьяна
Миткова". Она всегда говорит, чей следующий репортаж мы увидим. И это, как
правило, нравится людям. Они чувствуют работу всей команды, старающейся
показать зрителю самые свежие, самые интересные новости. В конце программы,
прощаясь, Татьяна Миткова, серьезная весь выпуск, вдруг улыбается искренне и открыто,
желая удачного следующего дня, оставляя только приятные ощущения у зрителей.
Это гарантия того, что завтра - они обязательно включат НТВ, для того, чтобы
посмотреть выпуск с Митковой.
Таким образом, проблема верстки и ведения программы приобретает все большую
актуальность в связи с появлением на провинциальном рынке большого количества
новостийных программ. С какой новости начать? Какой закончить? Какой задержать
внимание зрителя, чтобы он не ушел в чужое, конкурентное информационное поле? Не
переключился на другие новости, новости конкурентов? Чем жестче будет борьба за
зрителя, тем технологичнее, динамичнее с точки зрения зрительского интереса
будут верстаться новостийные программы. Естественно, что в этой ситуации особое
значение приобретает фигура ведущего - якоря, который "вяжет" или не
"вяжет" внимание зрителя. Заставляет либо ждать, либо не ждать своего
появления.
Хорошая, грамотная работа
ведущего не только в эфире, но и над версткой программы - залог успеха новостей
и в целом всего канала. Новости - лицо любой телекомпании. Кто выигрывает по
рейтингу новостей, тот выигрывает и по рейтингу всего канала...