Главная страница сайта Dedovkgu.narod.ru
Страница специальности "Журналистика"
Страница специальности "Организация работы с молодёжью"
МАТЕРИАЛЫ ТРЕНИНГА ТРЕНЕРОВ «ИНТЕРНЬЮС»
для региональных средств массовой информации
Источник: АНО "Интерньюс"
СОДЕРЖАНИЕ
Точность - гарантия от ошибок (Самоконтроль при создании сюжетов)
Простейшие советы телеоператорам (Андрей Мармонтов)
Интервью (Из
лекции Яна Мастерса, преподавателя Фонда Томсона
Основные недостатки выпусков новостей
Непременные условия отличного сюжета
Некоторые принципы психологии зрительного восприятия
Как
писать текст под видео (Ян Мастерс, преподаватель Фонда Томсона
Четыре
типа новостей:
1)
то, что людям
необходимо знать (предупреждения, объявления),
2)
то, что люди
должны знать (повышение цен),
3)
то, что люди хотят
знать (свадьба Аллы Пугачевой),
4) то, что забавно знать (кошка забралась на дерево, ее спасли пожарные).
Миссия
новостей:
- искать факты,
- передавать жизнь настолько полно, насколько это возможно,
- действовать независимо,
- отражать пропорции мира.
Типы
новостей:
- официальные / связанные с властью,
- культурные,
- образовательные, познавательные,
- трудовые (о труде, вакансиях, возможностях заработать),
- бытовые,
- криминальные,
- спортивные,
- рекламные сюжеты,
- случайно увиденные новости,
- развлекательные,
- новость-расследование,
- происшествия,
- экономические и бизнес-новости.
На какие
вопросы должен ответить сюжет:
кто? когда? что? как? где? почему?
Типы
сюжетов:
1)
экстренные
новости,
2)
общие новости,
3)
легкие,
положительные новости,
4)
характерные
новости (планируйте сами!);
а также:
1)
события
произошедшие или происходящие,
2)
предвещающие
новости (анонсы),
3)
истории с
продолжением («сериалы»),
4)
детализирующие
(новости – дополнения к основному сюжету).
Элементы
сюжета:
1)
идея («зачем?») –
сверхзадача,
2)
синхрон,
3)
stand-up
(12-15 сек.),
4)
закадровый текст,
5)
интершум (норма –
10% звука),
6)
видеоряд.
Интервью:
- сидячее,
- стоячее,
- в движении,
- интервью-нападение.
Источники
информации:
- пресс-службы,
- телефон и телефонный справочник,
- телезрители (конкурс на новость),
- слухи + проверка,
- газеты,
- специалисты (эксперты),
- Интернет,
- глаза и уши.
Полезно помнить
при
интервью:
- официальное лицо желательно вытащить из-за рабочего стола
(смена роли),
- оператор должен знать главные вопросы журналиста,
- крупность плана меняется на вопросе журналиста;
по
структуре сюжета:
- расскажите зрителям, о чем вы будете рассказывать,
- расскажите это,
- расскажите, о чем вы рассказали;
вообще:
- журналист должен специализироваться на одной-двух-трех
интересных ему лично темах, причем его познания в них должны быть на уровне
профессионала.
Самоконтроль при создании сюжета
В школе можно получить хорошую оценку, даже если контрольная
написана правильно на 80 процентов.
В журналистике такого не бывает. Даже если статья на 90
процентов соответствует правде, вы получите «двойку». Газетные статьи должны
быть точными на все 100 процентов.
Избежать ошибок не так-то легко, учитывая их разнообразие, –
от опечаток орфографических ошибок, перепутанных заголовков и фотографий до
серьезных просчетов, которые могут нанести ущерб как изданию, так и читателям.
Как их избежать? Мы предлагаем несколько советов.
1.
Корреспондент (или
обозреватель) несет главную ответственность за точность статьи. Не передавайте
материал, если вы на 100 процентов не уверены в каждой приводимой в нем цифре,
факте, имени или адресе.
2.
Свяжитесь с
источниками информации, чтобы еще раз проверить факты, цифры, правописание
фамилий, точность цитат, смысл терминов, высказываний, всего, что может
показаться неясным или водящим в заблуждение.
3.
Посоветуйтесь с
опытными коллегами, чтобы убедиться, что ваш материал написан профессионально.
Узнайте их мнение и совет. Они могут указать на ваши просчеты или задать
вопросы, требующие дополнительного изучения.
4.
Проверьте по
словарю правописание, правильность употребления слов, грамматику предложений.
5.
После
редактирования статьи автор имеет последний перед публикацией шанс исключить из
нее возможные ошибки.
6.
Если вы заведуете
корреспондентской сетью, поручайте новым репортерам простые задания тех до тех
пор, пока они не научатся понимать опасности совершения серьезных ошибок.
7.
Особенно серьезно следует
относиться к финансовым показателям. Случалось, что цифровая ошибка приводила к
крупным финансовым кризисам и подрывала доверие к органу информации. В связи с
этим остерегайтесь следующего:
- проверяйте соответствие цифр их сумме, правильность и
соответствие их процентного выражения;
- зарплата управляющего банком в Токио может на 40 процентов
превышать зарплату его коллеги в Дакке, Бангладеш, но эта разница не будет
осмыслена, если вы не сравните условия жизни в городах;
- то же самое можно сказать и о средних цифрах; можно ли
представить себе человека, утонувшего в реке глубиной «в среднем» один метр?
8.
Так как ошибки
неизбежны, разработайте серьезную политику быстрых и систематических их
исправлений.
Как
журналист должен себя вести во время съемки видеоряда
1.
Ваш оператор должен
иметь четкое представление о будущем сюжете. Расскажите ему обо всем, что будет
происходить на месте съемки, и о том, какие кадры необходимы для вашего
репортажа. Оператор – очень важный человек в команде.
2.
Не оставляйте
оператора в одиночестве. По возможности помогайте ему, наблюдайте за тем, что он
снимает. Быть может, вам удастся разглядеть кадр, который не увидит оператор.
3.
Думайте о том, как
вам смонтировать то, что снимает оператор.
4.
Спрашивайте
оператора о том, сколько монтажных фраз он снял. Не забыл ли он запечатлеть
планы разной крупности. Также убедитесь, насколько последовательно его кадры
отражают происходящее.
5.
Напоминайте
оператору о том, чтобы он не укорачивал планы, и о необходимости «перебивочных»
планов.
6.
Обращайте внимание
на лица людей, участвующих в освещаемом вами событии. Не забывайте о крупных
планах.
7.
Если вы работаете с
начинающим операторов, убедитесь в том, что он правильно установил «белый
баланс». Если вы не сделаете этого, самая уникальная съемка может легко
оказаться браком.
8.
Не суетитесь во
время съемки понапрасну. Дайте оператору возможность поэкспериментировать.
9.
После съемки
отсмотрите материал вместе с вашим оператором. Выберите наиболее удачные планы и
убедитесь в том, что их будет достаточно для монтажа.
Простейшие советы
телеоператорам
Институт прикладных видеотехнологий компании «Сони»
Хорошие кадры, как правило, не получаются случайно. Чувство
композиции, знание принципов визуализации образа, тщательно проработанный
сценарий съемки и крепкие операторские навыки – это всего лишь несколько
элементов, которые помогут вам снимать более эффективно. Вот 16 советов, которые
вы должны взять себе на заметку.
1. Перед
началом работы осмотрите место съемки
Перед тем, как вы начнете устанавливать камеру, обойдите и
осмотрите место съемки. Постарайтесь найти возможные кадры для визуальной
последовательности. Если вы потратите несколько минут на то, чтобы выбрать место
для камеры, определиться с углом съемки и с фоном, это поможет вам снять
наиболее удачные планы из всех возможных.
2. Объект
должен быть хорошо освещен
Выберите угол съемки, который сводил бы к минимуму
воздействие яркого фона. При невозможности хорошо осветить место установите
линзы в положение, которое поможет вам «сократить пространство». Убедитесь, что
предмет, который вы снимаете, - самый яркий в кадре.
3.
Выбирайте наилучшее положение для съемки человека.
Поместите человека, которого вы снимаете, в кадр так, чтобы
его тело и плечи были видны под углом ¾, а лицо было развернуто на камеру. В
этом случае человек выглядит более стройным, есть контакт человека в кадре со
зрителем. Такой кадр ни в коей мере не будет похож на фото задержанных в
отделении милиции.
4.
Выбирайте эффективную, доступную композицию.
При съемке объекта старайтесь показать все его стороны. С
помощью угла съемки постарайтесь создать композиционные линии, которые усилили
бы ваш кадр. Эти линии заставят зрителя сосредоточить свое внимание на выбранном
вами объекте.
5.
Координируйте движение в кадре.
Движение в кадре всегда вызывает интерес. Следите за тем,
чтобы не пересекать ось съемки (правило «восьмерки»). Любое движение должно быть
оправданным. Если движение слишком долгое, постарайтесь снять кадры, которые
помогли бы его сократить.
6. Не
старайтесь показать слишком много.
Телеэкран не столь велик, поэтому на общих и дальних планах
детали не всегда заметны. Сведите число важных деталей до минимума и избегайте
«перебора» объектов в кадре.
7.
Пользуйтесь штативом.
Когда у вас нет движения внутри кадра, камера должна быть
устойчива. Штатив также поможет вам сделать все ваши движения более ровными, без
тряски в начале, в середине или в конце кадра.
8. Меняйте
крупность съемки
Старайтесь делать как общие, так и крупные планы. В этом
случае ваш кадр будет выглядеть более выразительно и естественно.
9.
Начинайте и заканчивайте все движения статичным, хорошо поставленным кадром.
Очень сложно смонтировать кадры, заканчивающиеся на движении,
особенно если скорость движения в этих кадрах разная. Если вы будете заканчивать
все движения статичным планом, последующий монтаж будет более легким и гибким.
10.
Репетируйте перед съемкой
Прорепетируйте все движения камеры до начала съемки. Ставьте
метки, чтобы вам легче было повторить панораму, отъезд или наезд. Репетиция
поможет вам не допускать резких движений.
11. Не
злоупотребляйте трансфокатором.
Одним из признаков любительской съемки является чрезмерное
использование трансфокатора. Трансфокатор должен использоваться для привлечения
внимания к объекту, для «раскрытия» новой, неожиданной информации либо для
установки угла до начала съемки кадра.
12.
Страхуйте себя – делайте съемки с разной скоростью.
При съемке с движением камеры повторите одно и то же с разной
скоростью. Если вы на монтаже захотите использовать быстрый наезд вместо
медленного, вы сможете легко это сделать. Кроме наездов, отъездов и панорам
снимайте также статичные кадры этих же объектов.
13.
Снимайте одно и то же действие с разных точек.
При перерыве в действии изменяйте размер кара, а также угол
съемки на 30-45 градусов. Повторите съемку предыдущего действия с другого угла,
затем продолжайте снимать новое действие. Набирайте достаточно материала таким
способом, с тем чтобы принимать окончательное решение в монтажной комнате, а не
на месте съемки.
14.
Снимайте человеческие реакции, перебивки.
Убедитесь, что у вас есть обратные планы (желательно средние
и крупные) людей, принимающих участие в разговоре и реагирующих на слова
собеседника.
15.
Установите осевую линию съемки.
Проведите воображаемую линию через место съемки и старайтесь
снимать только с одной стороны этой линии. Это поможет вам сохранить
направленность действия. Подстраховывайте себя: снимайте дополнительные
направленные планы.
16. Будьте
изобретательными.
Самые лучшие и искусные кадры получаются в результате
эксперимента. Попробуйте изменять фокус, панораму на реакции людей, держать
объект в расфокусе либо другие приемы, которые помогли бы вам показать, что вы
хотите. Будьте, однако, осторожны, чтобы ваши эксперименты не шли во вред
содержанию.
Правила монтажа
Андрей Мармонтов
Общий
монтаж
1.
Первый кадр каждого
сюжета должен быть минимум 3 секунды. Последующие кадры должны быть не менее 2-х
секунд.
2.
Смена кадров должна
соответствовать ритму и смыслу текста. Очередная склейка может быть произведена
только в начале предложения или, при необходимости, в середине предложения, но
там, где есть смысловая или ритмическая пауза.
3.
«Движение» очень
важно в монтаже и может сыграть решающую роль для качества всего сюжета. Слишком
много «движения» создает ненужную хаотичность, а слишком мало может заставить
зрителя скучать. Не используйте панорамы и «наезды-отъезды» подряд. Разделяйте
их статичными кадрами, где это возможно.
4.
Каждый смонтированный кадр
в идеале должен иметь начало, середину и конец. В крайнем случае – середину и
конец. Таким образом, если кто-то или что-то в кадре совершает некое действие,
то абсолютно необходимо, чтобы это действие было завершено. Если кто-то
собирается что-то сделать, это действие должно быть совершено от начала до
конца. Если же невозможно завершить в кадре начатое действие, не обманывайте
ожиданий зрителя и совсем откажитесь от использования несостоявшегося события.
5.
Если в кадре, необходимом
для монтажа, есть какая-либо вывеска, табличка или плакат со словами, имеющими
смысловое значение, зритель должен иметь возможность прочитать написанное.
6.
Замораживать
замедлять или ускорять изображение при монтаже разрешается только в тех случаях,
когда абсолютно очевидно, что не существует никакого другого решения.
Панорамы и
«наезды-отъезды»
7.
Каждая
использованная панорама или «отъезд-наезд» должны иметь минимум 1 секунду
«статики» в начале и 1 секунду «статики» в конце. Не разрешается переходить в
следующему плану до тех пор, пока камера находится в движении. Продолжать монтаж
можно только после полной остановки движения камеры.
8.
Использование
панорам и «наездов-отъездов» должно быть мотивировано.
а)
«Наезды-отъезды»
должны предоставлять зрителю дополнительную, более детализированную информацию.
Если они не несут никакой новой информации, нет смысла использовать подобные
кадры. Постарайтесь как можно меньше использовать «отъезды-наезды».
б)
Панорама должна
соединять две разные, но относящиеся друг к другу идеи.
9.
Нельзя монтировать
друг за другом однотипные панорамы и однотипные «наезды-отъезды».
10.
Если в сюжете
последний кадр панорама или «наезд-отъезд», картинка должна оказаться статичной
минимум за 1 секунду до того, как сказано последнее слово.
Интервью
11.
Если два разных
фрагмента интервью одинаковой крупности смонтированы друг за другом, то
монтажная склейка должна быть перекрыта перебивкой. Длительность перебивки не
может быть меньше 2 секунд и она должна иметь какое-то отношение к тому месту,
где происходит интервью или к тому, о чем говорит интервьюируемый.
12.
Если в необходимом
по смыслу фрагменте интервью оператор неудачно меняет положение камеры, в
результате чего изображение перестает быть статичным или происходит потеря
резкости, такой кадр также должен быть перекрыт перебивкой длительностью не
менее 2 секунд.
13.
Положение
головы интервьюируемого на крупном плане должно быть таким же, как в
следующем монтажном, например, общем плане.
Связь
монтажных планов
14.
Не разрешается
последовательный монтаж планов, снятых в одном и том же направлении, имеющих
непоследовательную информацию.
Звук
15.
Для монтажа
интервью может быть использован только тот звук, который был записан специально
на динамический микрофон. Как правило, это звук можно найти на первом канале.
Монтируемый звук не должен превышать 0 децибел.
16.
Звук должен быть
без исключения использован во всех монтируемых планах. Средний уровень интершума
не должен превышать минус 9 децибел.
Последний
пункт
17.
После того, как
закончен монтаж сюжета, монтажер вместе с автором должен отсмотреть
смонтированный материал и убедиться, что при монтаже не произошло никаких
ошибок.
18.
Когда вы убедились,
что в смонтированном монтаже нет никаких ошибок, то должны поставить режиссера
или главного редактора в известность, что работа закончена, и, отсмотрев сюжет,
они сделают окончательное заключение.
19.
Когда для монтажа
вам предлагается исходный материал, снятый непрофессиональным оператором,
возможно, что выполнение вышеперечисленных правил может быть затруднено. Тем не
менее, вы должны сделать все зависящее от вас, чтобы не нарушить правил монтажа.
Хорошие, насыщенные информацией сюжеты во многом строятся на
удачном интервью, и простая старая истина состоит в том, что если у вас нет
информации, у вас нет и сюжета. А для хорошего интервью требуется грамотное
планирование, терпение, интерес к собеседнику и настойчивость.
Подготовка
Очень важно организовать свою работу. Заведите небольшой
архив с папками, где будут:
1)
потенциальные темы
для сюжетов,
2)
информация по
разделам: образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство и так далее,
3)
тексты уже
сделанных сюжетов с телефонами, адресами и контактной информацией.
Кроме того, у вас должна быть рабочая записная книжка.
Обязательно сохраняйте координаты людей, у которых вы брали интервью для
сюжетов.
Сбор
информации
- Проанализируйте, какая информация вам нужна: факты, даты,
имена экспертов или подробная предыстория какого-то события. Напишите список.
- Почему вас интересует эта информация: это важно для сюжета;
это нужно, чтобы знать, какие вопросы задавать; просто интересно, но не
обязательно знать? Начинайте с самого важного для сюжета?
- Как вы будете использовать информацию: для графики, для «стенд-апа»,
для подводки к сюжету?
- Сколько времени вы можете потратить на подготовку: четыре
минуты, четыре часа или четыре недели? Будьте реалистом?
- Посмотрите, что на эту тему уже было в прессе, и, что еще
более важно, не освещалось совсем.
- Если готовиться действительно очень хорошо, вас не должен
удовлетворять просто ответ – вы должны постараться найти самый лучший ответ.
Критерии
выбора кандидата для интервью
1.
Доступность. Насколько легко
получить интервью у этого человека? Сколько придется ждать? Уложитесь ли вы в
нужные сроки? Будьте реалистом!
2. Надежность. Насколько правдив был этот человек в прошлом? Подтверждают ли его информацию независимые источники? Какие мотивы у вашего собеседника? Помните, что в глупом положении окажетесь вы, если дадите неверную информацию в эфир/
3.
Осведомленность. Насколько этот
человек в курсе того, о чем он будет говорить в интервью? Скольких человек он
представляет?
4.
«Цитируемость». Насколько хорошо
и интересно человек говорит и насколько легко использовать фрагменты его
интервью.
Почему люди
отказываются с вами разговаривать?
- Нехватка времени. Человек прикидывает, сколько времени
займет беседа с вами, и думает, что для него важнее: поговорить с вами или
заняться своими делами. Заверьте его, что вам не нужно много времени на
подготовку и что у вас «только три маленьких вопроса».
- Чувство вины. Люди могут опасаться того, что беседа с
журналистом приведет к необдуманным признаниям с их стороны или что их слова
будут неверно истолкованы.
- Смущение. Застенчивый человек может бояться самого процесса
интервью, телевизионной техники или считать, что он (или, скорее, она) будет
плохо смотреться в кадре.
- Желание защитить кого-то. Человек может стремиться кого-то
защитить или просто бояться, что он сам будет ассоциироваться с чем-то
неприятным. Или человек может опасаться, что его слова могут поставить под удар
кого-то другого.
- Неосведомленность. Вполне вероятно, что человек просто не
хочет показаться неосведомленным и признать, что он не в курсе того, о чем вы
его хотите спросить. Ему проще отказаться от объяснений.
- Чувство неловкости. Может быть, предмет разговора смущает
человека, или ему стыдно, или он считает, что вы спрашиваете его о чем-то очень
личном.
- Трагедия. Очень часть человек не хочет делать серьезные
переживания достоянием общественности.
Как
договариваться об интервью
- Сосредоточьте внимание на том, о чем человек сам хочет
говорить, а не на том, что он скорее всего откажется обсуждать.
- Будьте аккуратны, но настойчивы.
- «Разработайте» человека, который защищает того, у кого вы
хотите взять интервью: секретаря, пресс-секретаря и т.п. Будьте внимательным и
помните, как зовут «щит» по имени. Если вы сумеете расположить к себе «щит», он
будет вашим помощником. Попробуйте убедить человека соединить вас с тем, кому вы
звоните.
- Попробуйте позвонить человеку домой. Попробуйте просто
приехать и договориться об интервью.
Как убедить
человека дать вам интервью
1. Если вы добились разговора с человеком, который вам нужен,
убедите его в том, что он очень важен для вашего сюжета. Однако не нужно
убеждать человека в том, что вы собираетесь всем рассказать, какой он
замечательный, если на самом деле вы хотите спросить его, является ли он
мафиози. Попробуйте сыграть на:
-
чувстве гордости:
объясните, что вы собираетесь делать сюжет в любом случае и хотите, чтобы все
стороны были представлены, в том числе и сторона вашего собеседника. Если он
«воздержится от комментариев», это будет выглядеть так, как будто он что-то
скрывает или виноват в том, в чем вы его обвиняете;
-
чувстве справедливости:
скажите, что интервью принесет пользу другим людям, убережет кого-то от
неприятностей, которые произошли с ним;
-
демонстративности:
скажите, что людям интересны его мысли и переживания;
-
способности представлять
точку зрения: скажите, что именно он в полной степени владеет информацией и в
состоянии ее адекватно передать;
-
чувстве персонального или
профессионального престижа: некоторые люди реагируют, когда вы щекочете их
самолюбие, некоторые заинтересованы в создании положительного имиджа в прессе и
поддержании хорошей репутации среди коллег.
2. Начинайте с тех людей, кто скорее всего будет с вами
сотрудничать. Часто потенциальный собеседник спрашивает, кто еще дает вам
интервью.
3. Договоритесь о времени. Если вам не могут уделить час,
спросите, сколько времени вам могут уделить. Как правило, выделенное вам время
удается растянуть уже на месте.
4. Продолжайте уговаривать человека. Часто люди просто
поддаются на обаяние и открытость. Будьте настойчивы, но вежливы.
5. Будьте внимательны к человеку. Если человек переживает
трагедию, выразите соболезнование, покажите, что вы сочувствуете ему.
Подчеркните полезность интервью для общества.
6. Намекните на информацию, которой вы располагаете.
Приоткройте то, что человека может заинтересовать. Покажите, что вы знаете о
том, что происходит.
7. Приезжайте лично.
8. Будьте готовы к ответу «без комментариев». Но скажите, что
тогда вы сделаете «стенд-ап» на фоне офиса и скажете, что человек отказался
комментировать события. Но при этом старайтесь не давить на человека или
запугивать его.
9. Отступите на время. Если вас не поджимают сроки, не нужно
надоедать человеку каждый день и вызывать у него чувство раздражения
Если
времени нет
-
Не соглашайтесь,
если секретарь предлагает перезвонить, скажите, что будете ждать на линии, пока
нужный человек не освободится.
- Если это не срабатывает, скажите, что перезвоните через 15
минут.
- Если это тоже не срабатывает, просто приезжайте к нему в
офис.
- Если человек собирается ехать на совещание, постарайтесь
поймать его там. Попросите уделить вам 2-3 минуты. Скажите, что поставите
оборудование в холле или в соседнем помещении и будете ждать, пока он
освободится.
Молчаливый
разговор
Как вы знаете, интервью – это гораздо больше, чем просто
слова, которые произносятся вслух. Есть несколько «уровней», на которых можно
интерпретировать произносимые вслух слова. Часто в правительственных и
законодательных вопросах определенные «кодовые» слова могут сказать очень многое
и повернуть разговор совершенно в другом направлении или придать определенную
окраску информации, которую вы получаете.
Давайте
поговорим о том, что не произносится вслух и не является частью того, что
записывается на пленку. Например, когда вы приезжаете вовремя, вы говорите этим:
«Я ценю ваше время, а вы цените мое». Когда вы улыбаетесь и пожимаете
человеку руку, вы говорите: «Я настроен дружелюбно и заинтересован в беседе».
Когда вы соглашаетесь на предложение выпить кофе или чаю, вы говорите: «Я
благодарен вам за гостеприимство».
- Оставьте оборудование в машине, когда вы только идете на
интервью. Особенно если вы идете к человеку домой. Чиновники гораздо больше
привыкли к камерам, чем обычные люди. Последним нужно время для того, чтобы
привыкнуть к вам и вашей технике.
- Очень часто люди предлагают вам напитки или еду, когда вы
приезжаете к ним домой. Постарайтесь не отказываться от какой-нибудь мелочи типа
стакана воды.
- Во многих странах люди придают большое значение
гостеприимству, и необходимо какое-то время уделить вежливой беседе перед
началом интервью.
- То, как вы одеты, тоже имеет значение для вашего
собеседника. Одевайтесь так, как по вашим предположениям будет одет ваш
собеседник. Не стоит надевать майку и джинсы, если вы собираетесь брать интервью
у депутата Госдумы. Как правило, репортеры должны быть одеты «профессионально».
Но иногда ситуация требует как раз джинсов. Если вы делаете репортаж о
наводнении, вы будете выглядеть глупо в костюме и галстуке. Лучше всего быть
готовым к любой ситуации и держать комплект одежды на работе.
Как начать
- «Улыбайтесь» голосом.
- Представьтесь и скажите, какую телекомпанию вы
представляете.
- Ведите себя официально, не допускайте фамильярности,
называя человека на «ты» и по имени.
- Помните про оборудование. Расскажите человеку, как это
приблизительно работает, сколько времени займет ваша беседа. Будьте внимательны
к своему собеседнику, не создавайте ощущения спешки.
- Объясните собеседнику в общих чертах, для чего вам нужна
информация, которую вы собираетесь от него получить.
- Постарайтесь установить с собеседником партнерские
отношения.
- Просите объяснять жаргонные или профессиональные выражения,
которые употребляет ваш собеседник.
- «Разогрейте» человека, прежде чем начать интервью. Говорите
о том, что интересно вашему собеседнику.
- Во время интервью постарайтесь сделать так, чтобы человек
забыл о вашей технике и просто разговаривал с вами, оставаясь самим собой.
Записывайте!
- Не полагайтесь целиком и полностью на камеру или диктофон,
даже если вы уверены в идеальной работе того и другого.
- Помечайте в блокноте ключевые слова и фразы по ходу
разговора, это поможет найти нужный фрагмент интервью при монтаже. Если вы
берете интервью у нескольких людей для одного сюжета, пометьте для себя
отличительные особенности каждого, цвет глаз, например.
- Блокнот можно использовать в качестве своего рода сигнала
для вашего собеседника. Держите блокнот в кармане во время предварительного
разговора и достаньте его, когда начнете интервью. Будьте аккуратны, делая
записи, и не перебарщивайте, стараясь записать все, что слышите.
- Список вопросов для интервью сделайте на отдельной
страничке, не в блокноте. Не стоит читать вопросы дословно, будьте гибче и
следуйте по течению разговора, а не против него.
Во время
интервью
- Дайте человеку возможность говорить. Иногда вам придется
выслушать информацию, которая у вас уже есть. Если у вас есть время и вашему
собеседнику очень хочется рассказать вам десять историй про охоту на зайцев,
дайте ему такую возможность, а потом плавно переведите разговор на нужную тему.
- Проявите внимание к разговору. Смотрите собеседнику в
глаза. Кивайте и улыбайтесь в нужный момент. Но не старайтесь соглашаться со
всем, что собеседник говорит, особенно если вы на самом деле с ним не согласны.
- Следите за нюансами: жестами, выражением лица.
- СЛУШАЙТЕ вашего собеседника и не упускайте интересных
поворотов беседы, делайте пометки, которые вам помогут потом при монтаже. Многие
репортеры слишком много говорят; не делайте такой ошибки.
- Не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете. Вы должны
быть готовы к теме разговора, но если вы не в курсе – не бойтесь сказать об
этом.
- Оставляйте трудные вопросы на конец интервью.
Окончание
интервью
-
Дайте человеку
понять, что вы собираетесь заканчивать, например: «У меня осталось всего
несколько вопросов».
- Подведите итог разговора, суммируйте все сказанное.
- Не забудьте снять перебивки.
- Предупредите человека, что вы, возможно, позвоните позже
уточнить детали. Не забудьте спросить телефон, по которому вы сможете застать
человека вечером.
- Не забудьте сказать «спасибо»!
Пресс-конференция
На пресс-конференции хозяин положения не вы, а ваш
собеседник, который выбирает удобное ему время, место и вопросы, на которые ему
удобно отвечать. На пресс-конференции становится известно только то, что выгодно
устроителю. Пресс-конференцию лучше всего использовать как основу для дальнейшей
работы.
- Будьте подготовлены по теме.
- Будьте на месте вовремя.
- Не задавайте вопросов, на которые можно ответить «да» или
«нет».
- Не забывайте о том, что если вы зададите лучший вопрос на
пресс-конференции, все остальные используют в своем материале то же самое, что и
вы. Если ситуация позволяет, оставьте лучший вопрос на потом.
- Отдавайте себе отчет в том, что реальная история – это не
сама пресс-конференция. Найдите тех, на кого влияет то, что на этой
пресс-конференции говорится.
Как
задавать хорошие вопросы
Вопрос – это не только вопросительная фраза, которую вы
произносите. Вопрос может выражаться удивленно поднятыми бровями или жестом. Но
ваша задача как репортера должна состоять в том, чтобы задать хороший, понятный
и четко сформулированный вопрос, на который вы получите не менее понятный и
интересный ответ.
Далеко не всякую гайку можно открутить первым попавшимся
ключом. Точно так же, как для каждой гайки нужен подходящий ключ, для того,
чтобы получить определенный ответ, нужно подобрать подходящий вопрос.
Вообще говоря, вопросы делят по трем основным признакам: 1)
«открытые» или «закрытые», 2) первичные или вторичные, 3) нейтральные или
наводящие.
- Выбирайте вопросы с использованием слов «как» и «почему».
Это даст вам возможность узнать мнение человека, понять его точку зрения.
- Расшифровывайте термины! Если вы говорите на какие-то
технические темы, определяйте термины и следите, чтобы все понимали, о чем идет
речь.
- Учитывайте точку зрения вашего собеседника и
предусматривайте возможную реакцию на вопрос.
- Задавайте вопросы, на которые человек способен
квалифицированно давать ответы.
- Отделяйте себя от критики в адрес собеседника: «Некоторые
говорят, что вы…».
- Если вы не зададите вопрос, вы не получите на него ответ.
Не бойтесь показать свою неосведомленность.
- Самый лучший вопрос на свете, который вы можете задать
участнику событий: «Расскажите, что произошло?»
Поясняющие
/ уточняющие вопросы
Если вы получили однозначный ответ «да» или «нет», существуют
несколько вариантов продолжения разговора:
-
спросите, почему ваш собеседник
так считает / говорит (это полезный вопрос на случай, если вы просто не
расслышали предыдущие ответы);
- попросите привести пример;
-
спросите о
последовательности событий: «А что было / будет потом?»;
-
поделитесь с человеком
информацией, которой вы располагаете, по принципу «ты – мне, я – тебе», но не
злоупотребляйте этой техникой;
-
сделайте вид, что вы
совершенно не разбираетесь в вопросе, сыграйте «инспектора Коломбо»: «Я,
конечно, не юрист, но мне кажется…»;
-
попросите пояснить
утверждение для ваших зрителей / слушателей / читателей, которые слабо
разбираются в вопросе;
-
удивите собеседника очень
эмоциональной реакцией;
-
не забывайте о том, что
упущено в разговоре;
-
сделайте заведомо неверное
утверждение, чтобы было трудно удержаться о того, чтобы вас поправить;
-
повторите вопрос: умный
собеседник может уклониться от вопроса, на который вы пытаетесь получить ответ,
например, отвечая на совершенно другой вопрос, чем тот, что вы задали; на это вы
можете возразить: «Разрешите мне повторить мой вопрос» или «Мне кажется, я плохо
объяснил, что я имел в виду».
Люди,
которые говорят, но не отвечают
Умный собеседник не откажется ответить на ваш вопрос, но
сумеет выйти из положения, не давая конкретного ответа на ваш вопрос. Умный
собеседник не будет лгать, он будет уклоняться от ответа. При этом он может
использовать разные приемы.
- Техника «муравей и слон». Если собеседник сталкивается с
непривычной или неприятной темой, он плавно переводит разговор на более приятную
для него тему. Например, если вы спрашиваете политика про результаты его
предвыборной кампании, он может сказать в ответ: «Я очень рад, что вы меня об
этом спросили. Вы знаете, я занимаюсь политикой уже 20 лет. Вот, помню, лет 20
назад, когда я только начинал…». И прежде, чем вам удастся его перебить, ваш
собеседник увлеченно расскажет о чем-то совершенно постороннем.
- Ответ на вопрос, который вы не задавали. Собеседник слушает
ваш вопрос, а потом дает ответ, не имеющий ничего общего с вопросом: «Я часто
сам себя об этом спрашиваю. Но на самом деле проблема здесь совсем в другом, в
том, что…»
- Ответ вопросом на ваш вопрос. Опасно то, что вы можете
потерять контроль и занять место интервьюируемого.
- Отрицание очевидного. Вас стараются сбить с толку,
нагромождая целые баррикады цифр и статистических данных.
- Шутки или анекдоты. Вы реагируете на хорошую шутку и
отвлекаетесь от темы разговора, точно так же как и ваш собеседник. Причем чем
длиннее шутка, тем меньше шансов, что вы не забудете, о чем вообще шла речь.
- Просьба уточнить позже. Собеседник старательно записывает
вопрос, обещает все выяснить и перезвонить вам позднее. Разумеется, он нечаянно
забудет сделать это.
- Сомнение в ваших компетентности, мотивах и манерах. Очень
многие журналисты смущаются, услышав что-то вроде: «Как вы можете говорить такие
гадости о таком милейшем человеке, как я?!» или «Такие наглые / грубые /
бесстыдные вопросы вообще не заслуживают ответа!»
Неудачные
вопросы
Неудачный вопрос – это когда ответ уже содержится в самом
вопросе. То есть когда вы спрашиваете что-то типа: «Как я понимаю, это произошло
по такой-то причине, правильно?». Лучше спросить: «По какой причине это
произошло?».
Не забывайте о том, что интервью должно быть коротким. Вы все
равно используете только маленький фрагмент вашей беседы. Никому не будет лучше,
если вы потратите час на интервью, и у вас будут ответы по 90 секунд каждый, и
потом их будет очень трудно использовать. Слушайте собеседника во время интервью
и следите за тем, чтобы человек давал понятные ответы, которые потом будет легко
использовать. Вы стараетесь получить ответ не длиннее 20 секунд. Иногда
приходится 15 раз задавать один и тот же вопрос, формулируя его по-разному. Если
вы задали вопрос один раз, но получили невнятный ответ, который не сможете
использовать, нужно подумать, как его переформулировать, чтобы человек мог дать
на него четкий ответ. Поэтому никогда не нужно задавать:
-
вопросы, состоящие из двух
частей: это сбивает людей с толку, кроме того, это дает им возможность выбрать
для ответа ту часть, которая им больше нравится;
-
вопросы, состоящие более
чем из двух предложений: человек просто забывает первое предложение;
-
размытые вопросы: как
правило, на них отвечают недоуменным молчанием;
-
вопросы в форме
утверждения: раз нет вопроса, есть риск не получить ответа;
-
вопросы, которые
начинаются с извинений: не нужно предлагать человеку причину для отказа от
ответа;
-
наводящие вопросы: он
демонстрирует вашу необъективность, а репортер должен оставаться нейтральным;
-
«да»-«нет»-вопросы: такие
вопросы имеет смысл задавать, только если у вас будет потом возможность задать
уточняющий вопрос.
Из лекции Яна Мастерса, преподавателя Фонда Томсона
Интервью в репортаже и фильме играет очень важную роль. Одно
дело, когда вы рассказываете историю сами, в своем тексте, другое дело –
человек, который своими словами рассказывает свою собственную историю, и это, в
свою очередь, является частью вашего повествования. Всегда нужно стараться найти
людей, которые так или иначе связаны историей, которую вы снимаете. Вас будут
критиковать и в случае, если вы найдете людей, подходящих для репортажа, но не
сможете задать им подходящие вопросы.
Каждое интервью должно быть тщательно подготовлено заранее,
корреспондент должен принять четкое и ясное решение по поводу того, что он(а)
хочет получить от данного интервью, какова цель этого интервью.
1.
Каждое интервью должно
иметь ясную и четкую цель.
2.
Каждое интервью должно
представлять проблему в новом свете, с не совсем обычной точки зрения на нее.
3.
Будьте осторожны и
внимательны в подборе тех, кого вы приглашаете на интервью. Не следует брать
интервью у чиновника только потому, что он является представителем власти. Если
чиновнику нечего сказать по данной теме, избегайте таких интервью.
4.
После того, как вы
приготовите вопросы для интервью, приготовьте еще один список, состоящий из
слов-подсказок, которые будет напоминать вам о ваших вопросах. Это поможет вам
быть более внимательным слушателем.
5.
Подготовьте человека, с
которым вы беседуете, задолго до интервью. Постарайтесь снять напряжение и
волнение с вашего собеседника. Дайте возможность человеку привыкнуть к свету,
который использует ваш оператор. Для начала задайте ему вопросы, не относящиеся
к теме разговора.
6.
Если вы чувствуете,
что интервью идет плохо, не стесняйтесь прервать его.
7.
Если собеседник
долго отвечает на вопрос, постарайтесь ускорить темп беседы.
8.
Не стесняйтесь
повторять ваши вопросы и задавать их по-другому, в случае, если ваш собеседник
уходит от ответов.
9.
Старайтесь следить
за телодвижениями интервьюируемого. Если человек наклонился к вам во время
интервью, это значит, что он готов говорить с вами на эту тему, но если он
отклонился на спинку стула, это значит, что он не хотел слышать этого вопроса.
Во время
интервью вы должны:
1)
знать предмет,
2)
слушать ответы на
вопросы,
3)
ждать естественной
паузы, прежде чем задать следующий вопрос,
4)
не отклоняться от
темы разговора,
5)
быть настойчивым,
6)
помогать
нервничающему собеседнику,
7)
помнить о том, что
паузы, которые делает собеседник во время интервью, значат очень многое,
8)
всегда помнить, как
зовут вашего собеседника,
9)
правильно
обращаться к собеседнику и не быть с ним слишком фамильярным,
10)
помнить, что вы
задаете вопросы от имени зрителя, а не для того, чтобы показать свою эрудицию.
Во время
интервью вы не должны:
1)
заигрывать
с представителями властных структур либо идти у них на поводу,
2)
вести дебаты с
собеседником; наша работа – задавать вопросы,
3)
задавать вопросы в
то время, когда говорит ваш собеседник,
4)
терять спокойствие
и выходить из себя,
5)
излишне
симпатизировать собеседнику в случае, если вы разделяете его взгляды,
6)
говорить «да» во
время ответа собеседника.
Пособие Американского института печати.
Элвуд Элроу
1. Знайте предмет
Посетите библиотеку, а также разузнайте, что за человек ваш
будущий собеседник. Какой у него опыт, чем он знаменит? Есть ли что-нибудь
сомнительное в его персоне?
Запишите вопросы, которые предполагаете ему задать. Имейте
представление, какая информация нужна для материала, который вы должны написать.
2. Достигните взаимопонимания
Позаботьтесь, чтобы ваш субъект знал, кто вы и чего вы от него хотите.
Достигните ясной договоренности: когда вы встречаетесь, где и
при каких обстоятельствах. Можно ли записывать интервью? Можно ли использовать
магнитофон? Нужен ли вам специальный пропуск или удостоверение? Будет ли это
эксклюзивное интервью или другие интервьюеры будут также присутствовать? Будет
ли кто-нибудь присутствовать при интервью? Будет ли интервью закончено за один
раз? Можно ли будет производить фотосъемку?
3. Установите деловые отношения
Будьте
точным и профессиональным репортером. Не забывайте взять все необходимое для
интервью. Ваш собеседник будет более открытым, если будет видеть, что вы сами
готовы к интервью.
По
возможности найдите удобное место подальше от шумов, отвлекающих факторов и
зрителей. Место и тональность имеют большое значение, особенно если
интервьюируется незнакомый вам человек. Если на это есть время и интервью не
должно носить конфронтационного характера, «растопите лед», проведя пару минут в
непринужденной болтовне.
Если вы
считаете это необходимым, еще раз скажите о целях интервью, его формате.
Уточните
у собеседника его имя и должность. Если это необходимо, уточните номер
служебного телефона, спросите номер домашнего телефона.
Если
собеседник желает сузить тему интервью, обязательно спросите о причинах этого.
Стараясь понять его мотивы, не забывайте о собственных интересах.
4. Приступайте к делу
Держите
свои основные вопросы перед собой или в голове. Однако не следуйте списку
буквально, помните о необходимости докопаться до всех до всех нюансов и побочных
вещах.
Предоставьте возможность высказаться. Задавайте проблемные вопросы «как?» и
«почему?» для выяснения деталей и подходов. Если в ответ раздалось лишь «да» и
«нет», наклонитесь вперед и ждите. Чтобы заполнить образовавшуюся паузу, ваш
собеседник начнет пояснять свой ответ.
Не
задавайте два вопроса в одном. Делайте вопросы фокусированными и краткими:
вопрос не должен длиться более 15 секунд или быть длиннее двух-трех предложений.
Если
интервью отклоняется от темы, имейте наготове вопрос, который вернет его в
русло.
Остерегайтесь ситуации, когда вопросы задаются вам, например: «А вы сами что
думаете об этом?»
Сохраняйте беспристрастность. Если вашему собеседнику не нравится то, как раньше
освещалась его деятельность, обещайте лишь, что приложите все усилия для
справедливого и точного изложения содержания интервью.
В ходе
интервью проявляйте щепетильность по отношению к просьбам: а) не публиковать
определенную полученную во время беседы информацию, если только об этом не было
предварительной договоренности; б) сохранять в тайне источник информации; в)
ознакомиться с готовым материалом до его публикации.
5. Усвоение информации
Если вы
договорились о магнитофонной записи интервью, производите ее, не привлекая к
этому излишнего внимания.
Научитесь делать записи в блокноте, так чтобы это не очень
бросалось в глаза. Не доверяйте своей памяти, когда речь идет о важных вещах,
делайте записи разборчиво. Когда необходима точная цитата, объясните
собеседнику: «Я хочу эту мысль записать точно, она мне кажется наиболее важной».
Запечатлите в памяти обстоятельства интервью, сделайте это не
только зрительно, но и при помощи других чувств. Запомните характерные детали:
прическу собеседника, то, как часто звонит телефон, какие книги находятся в
помещении, посторонние звуки, наличие или отсутствие запахов.
Если вы что-то не поняли из содержания интервью, заметили
непоследовательность в высказываниях или чувствуете подвох, попросите разъяснить
и развить спорные моменты. Действительно ли это ваш собеседник имеет в виду?
Если вы разговариваете с ученым или специалистом, то попросите разъяснить
сложное простыми словами. Не мог бы он привести пример или сравнение? Каковы
приоритеты, на чем следует поставить ударение, какова точная последовательность?
И, прежде всего, в чем заключается значение сказанного?
6. Окончание интервью
Когда,
как вам кажется, интервью подходит к концу, подведите его черту. Спросите, к
примеру: «Так как бы вы сформулировали основную мысль?» или: «Что было наиболее
важным из сказанного?»
Подумайте над следующими вариантами последнего вопроса (может быть, его стоит
задать, отложив блокнот или выключив магнитофон):
«Не упустил ли я чего-нибудь? Возможно, вы хотите что-либо
добавить?»;
«Не найдется ли у Вас дополнительных материалов по этой теме?
Может быть, Вы знаете, где я могу их получить? Есть ли подходящие фотографии,
схемы, карты? Знаете ли Вы о других хороших источниках информации по теме
данного интервью?»
«Как люди обычно реагируют на подобную информацию?»
«Какие Ваши дальнейшие планы?» (обычно это вопрос приводит к
новым материалам).
Поблагодарите за интервью и попрощайтесь. Не мешает также послать записку с благодарностью по почте или позвонить, когда ваш материал будет опубликован/
7. Обдумайте будущий материал
На
обратном пути обдумайте материал и постройте его в голове. Какова главная тема?
Каким должно быть начало? Есть ли в интервью уже публиковавшаяся или посторонняя
информация? Следует ли сверить полученные данные с другими источниками? Есть ли
в какой-либо его части признаки дурного вкуса? Есть ли опасность судебного иска
по обвинению в клевете? Следует ли предоставить затронутой в интервью стороне
возможность возразить?
Если вы
не планируете немедленного написания материала, позаботьтесь, чтобы ваши записи
сохранились и лежали там, где вы их потом сможете легко разыскать.
Основные
недостатки выпусков новостей
Соотношение
видео и текста:
а)
на телевидение
пришло работать много газетных журналистов, и вследствие этого их тексты, как
правило, получаются длинными;
б)
по этой же причине
тексты часто излишне «литературны», рассчитаны скорее на чтение «про себя», чем
на восприятие текста «на слух»;
в)
полное совпадение
видео и текста: иллюстрация в стиле «что вижу, о том пою»;
г)
полное несовпадение
смыслов видео и текста в стиле «в кадре про бузину, а в тексте – про дядьку»;
д)
не учитывается роль
интершума и синхронов в телевизионном повествовании;
е)
не учитывается
воздействие картинки и телезрителя.
Закадровый
текст:
а)
незнание специфики
телевизионной речи;
б)
недостаток простоты
и ясности повествования для самого неискушенного зрителя;
в)
недостаток
журналистской грамотности;
г)
отсутствие культуры
речи (незнание правил ударения, склонения числительных и т.п.).
Хронометраж
сюжетов:
-
избыток слишком длинных
сюжетов, нарушающих ритмику выпуска.
Отсутствие планирования сюжетов:
а)
нехватка сюжетов в
«пустые» дни, хотя многие «нетленки» могли бы быть сняты заранее;
б)
неиспользование
архива или его отсутствие либо недостаток заранее сделанных «подсъемок»
дополнительного видеоряда для сюжетов о совещаниях;
в)
цейтнот при
ежедневных съемках и как результат – поверхностное освещение событий;
г)
стремление все
сюжеты сделать пакетом, тогда как могли бы сэкономить время для действительно
важных сюжетов, нуждающихся в присутствии всех элементов;
д)
частое непонимание
необходимости давать зрителю возможность додумать самое главное после просмотра
сюжета.
Интервью
«начальников» и прочих официальных лиц:
-
стандартный подход:
начальник за столом на фоне безобразно скучной стены. Необходимо вывести его
из-за стола, поместить в окружение, близкое к теме сюжета («близость к народу»).
Если начальник ссылается на цейтнот, убедите его в важности его выигрышного
появления на экране.
Подводки:
а)
длинные подводки
тормозят выпуск, теряется динамика. Часто подводки излагают всю суть сюжета, и
репортерский материал теряет фактор новизны;
б)
повтор одних и тех
же фраз в анонсах, подводках, начале сюжетов – очень серьезный недостаток
стилистики выпуска.
Стенд-ап:
а)
боязнь использовать
этот прием из-за неумения, незнания вариаций, технологии производства, места и
роли стенд-апа в сюжете;
б)
ложное понимание
«скромности журналиста», когда репортер считает неприличным свое появление на
экране;
в)
напротив, частное и
неоправданное использование стенд-апа, самовыпячивание, преувеличение роли
журналиста в происходящем, своего «я».
Использование архивов:
а)
элементарное
отсутствие архива; оправдание – мало кассет;
б)
отвратительное ведение
архива – невозможность быстро найти нужный материал, быстрее снять заново,
отсюда – новые расходы;
в)
нет специального
«архивариуса» для обработки видеоматериалов;
г)
ошибки в
использовании архива.
Продолжительность интервью:
а)
неграмотность в
отборе синхронов для сюжета;
б)
длинные непрерывные
синхроны: не перекрываются на 12-15 секунде кадрами того, о чем идет речь;
дается длинный синхрон, хотя можно часть пересказать закадровым текстом.
Элементы
сюжета:
-
не все элементы сюжета
используются в производстве; не применяются графика, музыка;
Графика:
а)
недостаток графики
(фото, карта, портрет репортера при использовании «хрипушки» и т.п.);
б)
неправильное
использование графики: длинные куски мелкого текста на экране, короткое время
демонстрации.
Интершум:
а)
неиспользование
всех преимуществ интершума (например, в начале сюжета для привлечения внимания
зрителя);
б)
незнание технических
возможностей своей аппаратуры для использование интершума;
в)
при съемках
репортер не думает о возможном использовании интершума, не планирует подсъемки,
не инструктирует оператора.
Музыка:
а)
частая нехватка
энергичной музыки на «шапке»;
б)
отсутствие отбивки
на коротко музыкальной подложке как сигнал для зрителя «назад, к экрану»,
особенно после рекламной паузы;
в)
музыкальные
подложки в сюжетах о культуре, спорте, спецрепортажах;
г) игнорирование музыкального интершума в сюжетах о музыкальных событиях.
Необходимость планирования
- Упреждение событий, готовность к событию. Возможность
сделать необходимые съемки заранее или подобрать архив, тем самым освободить
камеры для оперативных съемок.
- Сведение ежедневной суеты и цейтнота в работе новостей до
минимума. Оптимизация деятельности.
- Решение проблемы так называемых «пустых дней».
Необходимость регулярных утренних планерок:
-
то, что проговаривается,
становится очевидным для всех;
-
то, что планируется,
становится законом;
-
участники планерки самим
фактом обсуждения «расписываются» в сопричастности, остается меньше возможностей
для отговорок в случае неснятого или не так снятого материала.
Виды
планирования
Стратегическое планирование.
Это долгосрочный вид планирования. В план закладываются уже известные задолго до
события факты (если используется календарь памятных дат, например). Подобного
рода сюжеты наверняка будут готовиться не в режиме оперативной съемки,
потребуется архив или плановые съемки.
Оперативное планирование.
Обычно за неделю или полмесяца. В план закладываются события, о которых известно
за несколько дней (заседания, визиты, открытия и праздники, например) из
различных источников информации. Возможно планирование тем для спецрепортажей.
Здесь же определяются тематические сюжеты для рубрик, планируются «сериалы» из
сюжетов на всю неделю.
Планирование дня.
Итог известных событий будущего дня подводится накануне вечером, утром на
планерке озвучивается, принимаются решения, что и как снимать. В течение дня
могут быть оперативные изменения, но весомо оправданные. В конце дня продюсер
обязательно указывает, какие сюжеты (темы) нуждаются в продолжении, когда к ним
можно вернуться, и вносит эти данные в файл для оперативного планирования. Быть
может, тема получила новый поворот, и необходимо это снять. Здесь же
определяется, какой сюжет требует превращения в «сериал».
Источники
новостей
1.
Календарь памятных
дат.
2.
Интернет, подписки
на релизы пресс-агентств.
3.
Пресс-релизы.
4.
Продолжение собственных сюжетов (follow-up).
5.
Газеты.
6.
Выпуски новостей
центральных каналов.
7.
Планирование
рубрик.
8.
Опросы зрителей.
9.
Поиск новых
поворотов темы.
10.
Сообщения
информаторов.
Непременные
условия отличного сюжета
Видео
1.
Правильное
использование фильтров при съемке.
2.
Отсутствие
«засветки».
3.
Уместное и
правильное применение искусственного света.
4.
Наличие резкости
кадра.
5.
Отсутствие в кадре
микрофона.
6.
Съемка ведется
преимущественно со штатива.
7.
Горизонтальный
уровень камеры.
8.
Камера достаточно
приближена к важному объекту / действию.
9.
Творческий подход:
камера показывает то, что не видит глаз.
10.
Правильное
оформление интервью.
11.
Хорошо выбран
второй план для интервью.
12.
Хороший
естественный звук (интершум).
13.
Эффектное
использование макрофокуса.
14.
Эффектные крупные
планы.
15.
Эффектный начальный
кадр.
16.
Эффектный финальный
кадр.
Монтаж
1.
Красивое,
привлекающее внимание начало.
2.
Хороший
естественный звук вначале.
3.
Отсутствие очень
коротких кадров.
4.
Чистый монтаж всех
звуковых рядов.
5.
Хорошее звучание
голоса на естественном фоне.
6.
Отсутствие
«прыжков» при смене кадра.
7.
Правильное
использование кадров с применение трансфокатора и с панорамами.
8.
Эффектное
использование определенной последовательности кадров.
9.
Нет пересечения
линии симметрии.
10.
Статичные кадры
минимальной длины.
11.
Нет склеек: средний
план к среднему, крупный к крупному.
12.
Соединения с
помощью естественного звука.
13.
Чистый единый
уровень записи звука на протяжении всего сюжета.
14.
Творческий подход:
тактичное использование музыки и естественных шумов.
Текст
1.
Основная идея
материала четко выражена.
2.
Хорошая подводка
ведущего к сюжету.
3.
Персонифицированный
подход (главный персонаж / персонажи, герои).
4.
Доказательность
утверждений и выводов.
5.
Даны ответы на все
поднятые вопросы.
6.
Есть ответ на
вопрос: «Кому все это нужно?», зачем вообще снимался сюжет.
7.
Правильное
использование голоса за кадром (в нужных местах).
8.
Несколько интервью
с выражением разных точек зрения.
9.
Правильная
грамматика.
10.
Отсутствие орфографических
ошибок.
11.
Отсутствие жаргона
и узкопрофессиональной терминологии.
12.
Отсутствие штампов.
13.
Использование
разговорного стиля.
14.
Особые литературные
или ораторские приемы.
15.
Идеальное
структурное оформление текста.
16.
Все части текста
логически связаны между собой.
Некоторые
принципы психологии зрительного восприятия
1. Процесс восприятия дискретен.
2. Зрение ограничено:
-
разрешающей способностью
глаза;
-
длительностью показа;
-
освещенностью.
Цвет виден хорошо только на умеренно
освещенных предметах. Это связано с тем, что чувствительность яркостных
рецепторов глаза выше, чем цветовых. Основную информацию о яркости глаз получает
из зеленого цвета. Именно поэтому в формате
BETACAM
зеленая составляющая передается в яркостном канале с шириной полосы (то есть
четкостью) в два раза большей, чем синяя и красная составляющие.
3. У нас есть ямковое и периферийное зрение.
Ямковое – в середине сетчатки. Там наибольшая плотность
колбочек и палочек и получается наивысшая четкость.
Периферийное еще называют боковым. Оно обладает меньшей
четкостью, но зато замеченное периферийным зрением движение привлекает внимание
сразу.
Все же в первую очередь мозг обрабатывает изображение,
полученное ямковым зрением.
4. Верхний порог скорости восприятия зрительной информации
примерно 40 бит в секунду.
5. Зрение – ведущий канал восприятия. Если изображение
перегружено, то закадровый текст не будет услышан. То же самое, если на экране
много читаемого теста.
6. Зрение обладает инерцией. Если предмет резко
останавливается, взгляд продолжает движение.
7. Движущийся предмет всегда больше привлекает внимание, чем
неподвижный. Мы можем пропустить любую важную информацию, поданную в статичной
форме, если в это время что-то интенсивно шевелится.
8. Из двух движущихся объектов глаз предпочтет тот, что
движется быстрее.
9. Если точка на экране стоит, а фон движется, будет
ощущение, что фон стоит, а точка движется.
10. Человек тратит больше времени на узнавание, чем на
определение, что это не то.
11. Если наблюдатель долго смотрит на движущийся объект, а
потом переключает взгляд на неподвижный объект, первое ощущение – что объект
движется в противоположном направлении.
12. В наше восприятие встроен механизм торможения: мы
отстраняемся от цикличных звуков и движений.
13. Наш мозг немедленно заметит нарушение этой цикличности,
так как реакция на всякое изменение – важная особенность нашего восприятия.
14. Мы знаем, что мир объемен, поэтому неправильно сделанные
спецэффекты вызывают ощущение нарушения пространства. То же касается инерции и
других физических явлений.
15. Мы постоянно ведем поиск взаимосвязей между происходящими
явлениями. Отсутствие таких связей или чересчур большое их количество приводят к
потере интереса.
Стендап
Стендап (англ.
standup
– стойка) - прием в телевизионном репортаже, при котором журналист находится в
кадре и сообщает информацию по теме сюжета.
Стендап делают для того, чтобы:
- сделать лицо корреспондента узнаваемым,
- подчеркнуть, что корреспондент находится на месте события,
- подвести итог или рассказать о перспективах событий;
- привлечь внимание зрителя к важной информации;
- показать интересный объект;
- плавной перейти от одной части сюжета к другой;
- решить проблему нехватки видеоряда.
Основные требования к стендапу:
- продолжительность не более 10-20 секунд;
- фон за журналистом должен иметь отношение к теме сюжета;
- обычно в стендапе используется средний план, чтобы
совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый фон;
- стендап как правило не используется в начале сюжета, если
это не общение в эфире ведущего и корреспондента;
- текст стендапа должен содержать минимум субъективных
оценок, даже если журналист позволяет себе комментарии;
- должна сохраняться атмосфера естественного общения со
зрителем;
- внешний вид журналиста должен соответствовать теме и
атмосфере сюжета;
- текст стендапа должен отделяться от закадрового текста.
Типы
стендапов
1. Стендап
в начале сюжета
Это не принято в большинстве телекомпаний за исключением
случаев, когда:
-
один и тот же репортер
делает два сюжета, которые ставятся в выпуске подряд; в этом случае стендап
показывает, что человек уже в другом месте и речь идет о другом событии;
-
сам ведущий новостей,
«лицо канала», едет на съемку.
2. Стендап
в середине сюжета («мостик»)
Наиболее популярный тип стендапа:
-
репортер связывает разные
части сюжета;
-
репортер дает информацию,
для которой нет видеоряда;
-
репортер работает в прямом
эфире.
3. Стендап
в конце сюжета
Используется как концовка или как анонс продолжения темы.
Стендап
можно снять:
-
стоя;
-
сидя;
-
в движении.
Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки,
откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон. Всегда лучше делать
стендап на фоне чего-то статичного, чем на фоне людей, особенно если они делают
что-то интересное.
Что нужно
помнить:
-
постарайтесь выглядеть
хорошо; сбившийся на сторону галстук только отвлекает внимание от того, что вы
говорите;
-
будьте свободным, не
напрягайтесь;
-
смотрите в камеру;
-
будьте внимательны к
тексту: у вас не будет возможности исправить его позже;
-
в начале и конце сделайте
5-секундные паузы, чтобы облегчить монтаж;
-
запишите по крайней мере
два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать;
-
если вы пытаетесь сделать
что-то необычное, всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап;
-
объясните или упомяните о
том, где вы находитесь, если это не очевидно;
-
разговаривайте с аудиторей,
а не «говорите» ей;
-
будьте осторожны с
материалом, снятым в разное время суток.
Постарайтесь НЕ:
-
не выучивайте текст
стандапа наизусть;
-
не ставьте знаки
препинания кивком головы;
-
не привязывайте текст к
конкретной дате или времени;
-
не делайте стендап на фоне
группы людей, которые должны делать вид, будто вас нет;
-
не говорите полушепотом,
например, в комнате, где идет собрание;
-
не думайте о микрофоне в
кадре;
-
не надевайте
солнцезащитные очки;
-
не делайте стендап в
головном уборе даже в мороз.
Ян Мастерс, преподаватель Фонда Томсона
Существует два способа написания теста под видео:
- «американский»: журналист сначала пишет текст, а затем
находит под него подходящее видео;
- обратный путь, более профессиональный и легче
воспринимаемый зрителем.
Когда я пишу текст, то придерживаюсь следующих правил:
-
нужно четко и ясно
представлять себе главную мысль повествования;
-
начало текста должно быть
эмоциональным, чтобы произвести впечатление на зрителя;
-
нужно разговаривать со
зрителем, а не читать ему лекцию; писать нужно словами, с помощью которых мы
каждый день разговариваем друг с другом;
-
после того, как текст
написан, нужно прочитать его вслух, если необходимо – нужно заменить трудно
читаемые слова другими;
-
полезно представить, будто
всем вашим зрителям 14 лет, чтобы ваш текст был ясен и понятен для всех: мы
пишем, чтобы ясно излагать мысли, а не чтобы произвести на кого-то впечатление
нашим красноречием;
-
чем короче текст, тем
лучше; пусть видеоряд скажет за вас. Совсем не обязательно закрывать весь
интершум закадровым текстом; интершум – друг, а не враг;
-
не следует описывать
действия, которые и так ясно и четко видны на видео;
-
нужно постараться сообщить
зрителю что-то новое и необычное для него;
-
можно предупредить зрителя
о том, что он увидит в сюжете что-то необычное;
-
обязательно нужно сообщить
зрителю те факту, которые помогут лучше понять видео;
-
нужно избегать в тексте
клише: лучше говорить не об органах правопорядка и образовательных учреждениях,
а о милиции и школах;
-
с большой осторожностью
следует относиться к сокращениям и аббревиатурам;
-
нужно тщательно проверить
все факты и события, изложенные в сюжете.