Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация работы с молодежью»
Марлена
Кульпетдинова, Инна Валгаева, Владимир Ковров, Дмитрий Лебедев, Елена
Рутковская
«Я» СТАНОВИТСЯ БОГАЧЕ
(Концепция развития личности в детском объединении)
Источник: Теория,
история, методика детского движения. Информационный бюллетень / Под ред. Т.В.
Трухачевой. – М.: Издательство “Пресс-Соло”, НИИ детства Российского детского
фонда. – 1995.
Происшедшие в последние годы преобразования в России
резко обострили проблему детства, обозначили многоаспектность и неординарность
ее решения.
Сегодняшнее положение детей в государстве и обществе,
противоречивость их вхождения в социальную среду, обострившиеся проблемы
подростков и выбор ими путей и способов решения, усиливающаяся отчужденность
детей и взрослых – явления, которые не могут не отразиться на становлении
растущей личности, на завтрашнем дне нашего государства. Реформирование
политической системы страны коренным образом изменило характер и структуру
детского движения, являющегося одним из факторов развития личности,
саморазвития общества и его стабилизации.
Присущие сегодняшнему этапу развития детского
общественного движения противоречия, и, прежде всего, между его непреходящей
социальной значимостью и реальным отношением общества к его состоянию и
современным проблемам, между значительными и уникальными возможностями детских
объединений и их фактическим использованием, объективно устранимы. И если
преодоление первого связано с социально-политическими и экономическими
изменениями в обществе, то второе может быть снято разработкой и внедрением
адекватных сегодняшнему дню организационных решений и педагогических
технологий.
Принципиально иной характер детского движения и
принципиально иные условия развития современных детей актуализируют разработку
концепции развития личности в условиях детского общественного объединения.
Идея создания возможного варианта такой концепции
принадлежит членам московской ассоциации исследователей и организаторов детских
общественных объединений “Дети и общество”. Взявшись за ее разработку в 1993
году, авторы видели основную цель в том, чтобы сфокусировать систему идей,
раскрывающих основы и сущностные характеристики общественных объединений детей,
специфику влияния их деятельности на развитие личности, условия, способствующие
реализации на практике воспитательного потенциала педагогически организованного
сообщества детей.
При выдвижении концептуальных положений учтены историко-педагогический
анализ концепций детского движения в России, результаты научных исследований и
опыт деятельности существовавших и вновь созданных общественных организаций,
тенденции и инновационные процессы современного этапа развития детского движения.
1. Детское движение сегодня: анализ ситуации
1.1. В нынешних условиях социального расслоения
общества, разрушения традиционных нравственных идеалов, снижения доступности
для всех людей сферы культуры, досуга, образования и др., резкого ухудшения криминогенной
ситуации, в обстановке нестабильности и тревоги многие дети, стремясь
удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, находят
выход из создавшегося сложного положения, опору, понимание и защищенность в
детских общественных объединениях, являющихся основой детского движения.
1.2. За последние годы облик детского движения в
стране существенно изменился, и перемены еще будут продолжаться.
Единой, монопольной и, по существу, государственной
всесоюзной пионерской организации больше нет. Новые, а также возрожденные
“старые” детские объединения лишь в небольшой степени заполнили то
пространство, которое она занимала многие десятилетия…
1.4. Каково же сегодняшнее детское движение?
Современный этап развития детского движения,
характеризующийся переходом от одной детской организации к многообразию (по
целям, идеологическим ориентациям, содержанию, формам и методам деятельности,
степени включенности в социальную практику) общественных формирований,
динамичностью, определенной независимостью от государственных и общественных
структур и личностной ориентированностью, отражает все те инновационные
процессы и явления, которые происходят в жизни нашего общества. Но, будучи в то
же время явлением педагогическим, детское движение выступает сегодня
самостоятельным (не вместо школы и не вместе со школой) фактором развития
личности…
2. Детское общественное объединение как фактор
развития личности
2.1. Детское общественное движение мы
рассматриваем как совокупность состояний жизнедеятельности общественных
формирований, обеспечивающих вхождение, адаптацию и интеграцию личности в
социальную среду. Основу движения составляют различные детские объединения. (В
законе “Об общественных объединениях” данное образование выступает в качестве
общего понятия.)
2.2. Каковы сущностные характеристики детского
общественного объединения?
Детское общественное объединение представляет собой созданное на добровольной основе
самостоятельное общественное формирование детей и взрослых для совместной
деятельности в целях удовлетворения социальных потребностей и интересов.
Объединение считается детским, если
значительная часть его состава… – несовершеннолетние граждане.
2.2.1. Особенность такого рода сообществ в том, что
они прежде всего создают условия для удовлетворения детьми потребности в
общении и совместной социально значимой деятельности, в равноправном положении
со взрослыми, для устранения дефицита содержательного разновозрастного общения,
развития социального творчества, самовыражения и утверждения среди других
своего “я”, освоения и формирования собственного социального опыта.
Функции детского общественного объединения заключаются в:
а) широком разностороннем включении личности в систему
общественных отношений;
б) организации жизнедеятельности, удовлетворяющей
потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию,
возрастным особенностям;
в) защите прав и свобод личности от негативных влияний
социальной среды;
г) корректировке различных влияний на личность и
личностных проявлений (актуализация значимых интересов, умений,
противопоставление негативным стремлениям увлекательного образа совместной
жизнедеятельности, его нравственных ценностей).
2.2.2. Открытость и добровольность членства,
эмоциональная привлекательность деятельности, большие социальные права (бóльшие
по сравнению с правами ученика, ребенка в семье), возможность выбора
конкретного вида деятельности, совместные формы ее организации обусловливают
особые социально-педагогические особенности детского объединения.
Как специфический канал социализации оно оказывает
подчас ненамеренное воздействие содержанием и характером жизнедеятельности
ребенка в нем, благодаря чему он усваивает или отвергает те или иные ценностные
ориентации, моральные нормы, навыки совместных действий, группового поведения.
2.3. Возможна ли какая-либо классификация
современных детских объединений?
Основой для классификации детских объединений могут
быть различные факторы. В зависимости от путей включения детей в широкий спектр
отношений и удовлетворения их интересов и потребностей можно, на наш взгляд,
выделить три группы организаций, объединений и движений детей и
подростков.
2.3.1. Объединения, имеющие своей главной задачей
удовлетворение интересов и потребностей подростков, передачу им знаний, умений
и навыков и через это – включение их в социальную практику. Именно это
отличает такие общественные объединения от кружков, секций и иных подобных
образований в школах, внешкольных учреждениях или по месту жительства.
К объединениям этой группы можно отнести: клубы
общения; “школы” и клубы, вводящие подростков в современные экономические
отношения; объединения, первоначально созданные только с целью обучения
подростков, но впоследствии переросшие в коллективы, действующие на пользу
окружающим, сохранившие при этом и свое первоначальное предназначение;
творческие коллективы, обретшие самодеятельные черты и активно передающие свои
умения другим людям.
В то же время эти объединения находятся на грани между
обычными кружками и клубами внешкольных учреждений, школ и общественными
объединениями детей. Эта грань зыбка и трудноуловима, тем не менее, различать
те и другие можно по чертам самодеятельного характера и характерным признакам
контакта с социальным окружением.
2.3.2. Общественные объединения, предлагающие
подросткам различные виды деятельности и через нее и с ее помощью включающие
ребят в социальную практику. На этой базе строятся отношения в организации
между взрослыми и детьми, среди детей и самих взрослых, что создает
благоприятные условия для влияния на развивающуюся личность.
Наиболее типичными на сегодня профильными детскими
общественными объединениями… являются: военно-патриотические и
военно-спортивные, туристические и краеведческие, юнкоровские,
милосерднические, экономические, объединения, включающие подростков в работу с
малышами, миротворческие детские объединения…
Следует отметить: большая часть объединений этой
группы функционирует на базе каких-то взрослых объединений или находится в
тесной связи с ними.
2.3.3. …Объединения, предлагающие детям систему
ценностей, на основе которой строится деятельность и которая является основой
для формирования определенных отношений между детьми и между детьми и взрослыми
в процессе деятельности и общения. Выработать такую систему ценностей
непросто, но это позволяет активно влиять на формирование личности подростка.
Объединениями этой группы можно считать: религиозные
детские объединения…, национальные детские организации, скаутские организации…,
коммунарские группы – осколки ранее существовавшего коммунарского движения,
остающиеся и по сей день наиболее многочисленными из всех перечисленных выше…
2.4. Каковы специфические черты воспитательного
потенциала детского общественного объединения?
Воспитательный потенциал детского общественного объединения есть определенная
целостность социально-психологических факторов, обусловливающих потребности
личности в жизнедеятельности объединения, позицию субъекта познания,
деятельности, общения, права, творчества, саморазвития.
2.4.1. Его общие характеристики предопределены
природой данного типа формирования (добровольность волеизъявления,
самоопределение, самоуправление), возможностью реализации в нем прав человека,
в том числе ребенка, и освоения социальной роли члена общественного
объединения, спецификой создания и функционирования как воспитательной системы,
особенностями взаимоотношений детей и взрослых – членов объединения,
своеобразием микрокультуры, диапазоном социальных связей…
2.5. Особо богатый потенциал заключает в себе
самодеятельное детское объединение. Самодеятельными мы считаем
такие объединения, которые ставят цель научить всех своих членов определять
направленность и содержание, формы и способы организации деятельности на основе
свободного выбора, с опорой на интересы.
В понятие “все члены детского объединения” нами
включаются не только дети, но и сотрудничающие с ними взрослые: друзья,
помощники, консультанты, инструкторы, … взрослые члены объединения.
2.5.1. Чем обусловлена специфика воспитательного
потенциала самодеятельных объединений?
Само понятие “самодеятельность” в нашем
понимании – качество, выражающее сущность как детского объединения, так и
конкретной личности. На уровне объединения оно отражает специфику деятельности
детей – деятельности по внутреннему убеждению, направленной на удовлетворение
интересов, ожиданий детей, их максимальное самопроявление, актуализацию
возможностей, развитие способностей. Основным условием такой деятельности
является позиция каждого ребенка в детском объединении как субъекта
целеполагания, организации и оценки своей и коллективной самодеятельности.
На уровне отдельной личности самодеятельная сущность
выражается в таких качествах, как инициатива, самостоятельность,
ответственность, творчество.
2.5.2. Самодеятельность детского объединения
основана на:
- стремлении ребят действовать (формировании положительных
нравственных мотивов, принятии цели, возникновения желания ее достигнуть);
- умении действовать (вовлечении всех ребят в
коллективную организаторскую деятельность, целесообразном построении ее,
выявлении и формировании лидерских умений разного плана);
- уверенности в личностной и общественной значимости
деятельности (формировании определенного уровня волевого развития ребенка,
навыков доведения начатого до конца).
2.5.3. Управление самодеятельным детским
объединением – это особое самоуправление, при котором создана реальная
возможность практического включения в управление жизнедеятельностью объединения
всех или подавляющего большинства его членов, причем с обязательным осознанием
ими этого участия, его значимости. Отсутствует особый постоянный, обособленный
от всех аппарат власти одних над другими, деление на “руководителей” и
“руководимых” (открытость органов самоуправления для всех членов объединения).
Органически сочетаются механизм управления-руководства и коллективной
организации деятельности.
2.5.4. Воспитательные возможности описанного типа
детских объединений обусловлены степенью реализации в них самодеятельности и
самоуправления (в различных видах) во всех сферах жизнедеятельности, широты
выбора общественно-полезной и нравственно значимой деятельности, больших и
равных прав.
Принципиально важным для реализации воспитательного
потенциала детского самодеятельного объединения является создание им реальных
возможностей для:
- осознания личностью целей, перспектив объединения,
своего пребывания и деятельность в нем, актуализации и развития личных
интересов, потребностей, возможностей;
- обеспечения личностно значимой многоролевой
деятельности, интенсивного межличностного и межвозрастного общения,
благоприятного положения каждого в системе отношений детского объединения…
2.6. Можно ли считать детское объединение
воспитательной системой?
Целенаправленная совместная деятельность детей и
взрослых – членов детского объединения, функционирующего в конкретной
социокультурной среде, дает основание рассматривать общественное объединение
как особую воспитательную систему.
2.6.1. Ее своеобразие обусловлено прежде всего тем,
что она возникает и строится на принципах самоорганизации, самодеятельности
и самоуправления. Вместе с тем ей также присущи и общие системные принципы,
и в первую очередь принципы разнообразия, динамизма и открытости.
2.6.2. Стержнем воспитательной системы является
уважение к личности и ее правам, развитие у нее стремления к самосознанию,
самосовершенствованию и самореализации. Поэтому к числу педагогических
функций детского объединения следует отнести: развивающую,
ориентационную, компенсаторную, коррекционную, обеспечивающие в своей
совокупности условия для:
- формирования опыта самореализации через социальное
воздействие;
- удовлетворения потребностей, интересов, актуализации
возможностей личности, не востребованных в других сообществах;
- ориентации в системе социальных и нравственных
ценностей;
- поддержки самодостаточности жизнедеятельности
объединения для удовлетворенности ею каждым его членом.
2.6.3. Специфические воспитательные задачи
детского общественного объединения, независимо от конкретных его целей, в самом
общем виде связаны с формированием у личности (ребенка и взрослого)
положительной “Я-концепции”, общечеловеческих ценностей (плюрализм, уважение к
правам личности и закону, терпимость, милосердие, взаимопонимание), опыта
межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству,
гражданской и социальной ответственности.
2.6.4. Детские сообщества, основанные на близости
интересов и добровольном включении ребят в социально ориентированную
деятельность, являются потенциальным гарантом прав подростков на
выживание и развитие, сохранение индивидуальности; на свободу мысли, совести и
религии, свободу выражения взглядов по всем вопросам, затрагивающим их
интересы; свободу ассоциаций и мирных собраний; на образование; на игру и отдых
и др., закрепленных Конвенцией о правах ребенка. Отсюда и одна из особенностей
механизма воспитательного влияния общественного объединения – реализация прав
ребенка через призму прав членов и норм жизни объединения. Другими
специфическими звеньями этого механизма являются совместная социально полезная
деятельность и обеспечения в ходе ее динамики социальных позиций личности.
2.6.5. Направленность на реализацию прав ребенка
предопределяет и основные черты методики организации
жизнедеятельности объединения, а именно: поливариантность сочетаний в ней
поиска, игры, диалога, соревнования, романтики и творчества, более всего
отвечающих возрастным особенностям детей, равно как особенностям должного бытия
ребенка в условиях общественного формирования.
3. Условия развития личности в детском общественном
объединении
3.1. Добровольность вхождения и свобода выхода из
объединения, отсутствие жесткой заданности и регламентированности деятельности,
возможность реализации прав и свобод, закрепленных Конвенцией о правах ребенка,
создают иные, чем, к примеру, школа и семья, условия для развития личности.
Общественное объединение есть определенное пространство прав, свобод и
обязанностей.
3.1.1. Что и как развивает личность в детском
движении?
Развитие личности в нем есть качественные изменения,
происходящие в ее структуре в процессе освоения роли члена общественного
объединения, отражающей принадлежность к общественному формированию,
наделенность определенными правами и обязанностями, заданность стиля поведения
и отношений.
Освоение роли члена общественного объединения связано
прежде всего с осознанием личностью цели своего вхождения в него, своего места,
роли и образа жизни в нем (и за его пределами); возможностей, предоставленных
ей объединением; добровольно принимаемой меры ответственности за себя и за
других. Сознательное участие в деятельности объединения предопределяет
выполнение роли субъекта познания, деятельности, общения, права, творчества,
саморазвития. Это, в свою очередь, ведет к необходимости развития представления
о себе и других, умения строить с ними отношения, совместно участвовать в
деятельности, самоутверждаться и самореализовываться через сотрудничество.
3.1.2.
Освоение роли члена конкретного объединения (эколога, скаута, пионера… и т.д.)
сопряжено с овладением определенными знаниями и умениями. В результате
целенаправленного воздействия в рамках объединений и вне их актуализируются
потребности (в общении, совместных действиях, заботе, признании, достижении,
самовыражении и др.), способности к их разнообразной – по направлению, содержанию,
характеру, формам, способам – деятельности и системе отношений, стимулируется
саморазвитие и самосовершенствование на основе самопознания и социальной
активности.
3.2. Как обеспечить процесс развития личности в
детском объединении?
В основу обеспечения процесса развития в общественном
объединении должно быть положено системное осуществление личностно-деятельностного,
средового и ролевого подходов.
Личностно-деятельностный подход предполагает ориентацию на развитие личности как цель
и главный результат ее жизнедеятельности в условиях объединения, признание
индивидуальности каждого члена объединения (ребенка и взрослого), динамизм и
разнообразие деятельности.
Средовой подход
обеспечивает созвучность жизни ребенка и жизни объединения как микросоциума,
согласованность интересов объединения и окружающей среды.
Ролевой подход
предусматривает динамику позиций членов объединения (от исполнителя до лидера).
3.3. Влияние детского объединения на развитие
конкретной личности определяется:
- личностной позицией ребенка (в единстве ее
внутренней или субъективной и внешней или объективной сторон);
- положением личности в системе отношений детского
коллектива;
- характером, формами, способом организации,
направленностью деятельности;
- разнообразием реализуемых личностью в объединении
социальных ролей (позиций);
- поведением личности в коллективе, связанным с
доминирующими интересами, потребностями, направленностью, характером
самооценки.
3.4. Почему важно обеспечить ребенку субъектную
позицию в объединении?
Субъектная позиция подростка в детском объединении – это такая позиция,
при которой подросток выступает в качестве субъекта выдвижения перспективы и организации
деятельности объединения, выработки общих требований, оценок, суждений в нем, а
не пассивным объектом воспитательных влияний, создания условий для реализации
прав и свобод личности. Подросток как субъект действует во имя целей своего
объединения и осознает себя в качестве деятеля, стремится быть на уровне как
общественных, так и собственных требований к себе, имея при этом реальные
возможности личностного самопроявления, самопознания, саморазвития…
3.4.2. Жизнь подростка – субъекта общественного
объединения заполнена определенными содержательными отношениями, интересными
переживаниями. Включение в общественно-полезную и личностно-значимую
деятельность, самоуправление… влечет за собой развитие социальной взрослости
подростка. Устойчивым становится круг общественно направленных интересов, что,
в свою очередь, является психологической базой формирования ценностных
ориентаций подростка.
3.4.3. Если ребенок занимает в объединении субъектную
позицию, испытывает готовность осуществлять в нем совместную с другими его
членами деятельность, общаться с ними, иметь общий круг интересов и запросов,
то он психологически подготовлен к восприятию идущих от детского объединения
воспитательных воздействий.
3.4.4. Разнообразные, эмоционально насыщенные
деятельность и общение со сверстниками и старшими (или младшими), равными с
подростком в правах, осуществляемые на добровольной основе и по собственному
выбору, – одно из средств компенсации нарушений его общения с родителями, с
учителями, а зачастую и одноклассниками, преодоления таких явлений и
психологических образований, как заниженная самооценка, неприятие оценок и
суждений взрослых (независимо от их правоты), задержка личностного
самоопределения, тяга к интимно-личностному и стихийно-групповому общению со
сверстниками, повышенные тревожность, агрессивность, замкнутость.
3.5. Как должны строиться взаимоотношения в
детском объединении?
Одним из определяющих факторов формирования и развития
личности выступает система ее взаимоотношений с другими людьми.
3.5.1. В различных ситуациях совместной деятельности
могут преобладать либо деловые, обусловленные должностными обязанностями
взаимодействующих, либо личностные взаимоотношения, детерминированные
субъективной потребностью в общении.
В процессе совместной деятельности в детском
объединении дети и взрослые занимают разные позиции (равных сотрудников,
организатора и исполнителя), в ней доминируют то деловые, то личностные
взаимоотношения. В результате создается определенная сетка отношений, в которой
личность (как ребенка, так и взрослого) получает разнообразный опыт построения
взаимоотношений.
3.5.2. Оптимальными для развития личности могут быть
не любые, а лишь нравственные, гуманные, демократические отношения, полностью
исключающие авторитаризм, насилие, манипуляцию поведением и сознанием другого.
Признается автономность другого, его право на собственный голос. Децентрация от
собственного “я” приводит к открытию мира внутренних переживаний другого,
умению его понять. Вследствие этого на первое место выступает развитие личности
другого.
В процессе подобных взаимоотношений идет нормоосвоение
(освоение общечеловеческих ценностей): у детей 7-10 лет – как требований
взрослых, которые должны выполняться ребенком; у детей более старшего возраста
– осознание нормы как обязательной для каждого члена общества…
3.5.3. В отношениях усваиваются новые социальные роли,
происходит движение ребенка в системе общественных отношений, развиваются
коммуникативная, познавательная активность, происходит познание других и
самопознание…
3.5.5. Для положительного решения проблемы
построения взаимоотношений, оптимальных для развития личности в детском
объединении, необходимо:
- осознание взрослыми своей роли в детском
объединении;
- переход от субъект-объектного отношения к другим к
субъект-субъектному;
- формирование установки – как у взрослых, так и у
детей – на положительные, нравственные взаимоотношения друг с другом;
- учет психологических особенностей детей разного
возраста;
- интеграция взаимных усилий взрослого и ребенка в
создании благоприятной атмосферы в объединении;
- использование различных ситуаций совместной
деятельности и поиск необходимого сочетания деловых и личностных
взаимоотношений для обогащения личностного практического опыта общения и
отношений с людьми разного возраста…
3.6. Становление субъектной позиции личности, которое
предопределяется сложившейся системой взаимоотношений, непрерывно происходит во
всех сферах жизнедеятельности объединения. Ее содержание, характер, формы и
способы осуществления – ведущий фактор развития личности.
3.6.1. Как целесообразно организовать
жизнедеятельность детского объединения?
Развитие личности будет позитивным только в
развивающемся общественном объединении. Диалектическая взаимосвязь этих
процессов обусловливает основные принципы жизнедеятельности объединения:
социализации,
предусматривающий непрерывность и открытость освоения ребенком социального
опыта, включения объединения в широкие социальные связи, определения своего
места в социальной среде;
гуманизации,
признающей личность и само объединение как самоценность;
демократизации,
гарантирующей личности осуществление ее прав и ответственности в деятельности
объединения и реализацию прав и обязанностей объединения в государстве и
обществе;
индивидуализации, предполагающей учет и развитие индивидуальности личности и
становления непохожести объединения;
сотрудничества,
обусловливающего субъект-субъектные отношения в объединении и такую же форму
взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;
интеграции,
требующей объединения и использования творческих потенциалов всех членов
общественного формирования и благоприятных “внешних” воспитательных влияний.
3.6.2. Жизнедеятельность объединения, построенная на
этих принципах, выдвигает необходимость обеспечения в процессе ее организации
последовательности и взаимосвязи диагностики, программирования, организации
деятельности, ее анализа и коррекции. Направленность на развитие личности
как целевая установка деятельности общественных объединений требует его
ориентации не только на сегодняшний день детей и взрослых, но и хорошего знания
и учета их “вчера” и возможного “завтра” с позиций индивидуальных и возрастных
возможностей, социальной ситуации…
3.6.4. Гуманизация и демократизация жизнедеятельности
детских формирований ставит руководителей и лидеров объединений в ситуацию
строгого следования принципу самодеятельности при планировании и организации
деятельности. Только в этом случае обеспечиваются равные возможности всем
членам объединения в выдвижении целей, принятии решений о содержании и способах
организации жизнедеятельности, анализе и оценке ее результатов. При этом опора
на принципы природосообразности, личностной и общественной значимости,
перспективности, романтики, творчества, эмоциональной привлекательности,
успешности и свободный (жестко не регламентированный) характер усиливает
воспитательный потенциал совместной деятельности.
Формы и способы
ее осуществления, отвечающие специфике общественных формирований, должны
предусматривать овладение знаниями в процессе практических дел; общение и
отношения преимущественно в малых группах (звенья, патрули, команды, советы,
инициативные группы); целесообразное сочетание и динамику различных позиций
личности (от созерцателя до творца)…
3.7. Каким должно быть взаимодействие взрослых и
детей в объединении?
Новым явлением в современном детском движении является
членство взрослых в общественных объединениях детей, способствующее не только
удовлетворению потребностей подростка в признании и равноправном положении со
старшими, но и форсированию его отношения к себе как субъекту воспитания и
социального творчества, а также созданию атмосфера общей заинтересованности,
совместного поиска, установлению отношений взаимопонимания, взаимодоверия,
взаимной ответственности, обеспечению условий личностного роста каждого в
объединении в целом.
3.7.1. Как член общественного объединения
взрослый имеет те же права, что и дети, и более широкие обязанности.
Статус взрослого предполагает его защитную (прав и интересов, здоровья и безопасности
детей), педагогическую (создание условий для развития личности и объединения)
функции и функцию материально-финансового обеспечения. Он выступает источником
социального опыта детей, их умений и знаний (предметно-практических,
коммуникативных, социальных), образцом человека и профессионала, общественника
и труженика, гражданина и созидателя, помощника и друга.
Взрослый должен быть для ребенка своим человекам,
который увлечен вместе с детьми общей целью, видит в каждом ребенке
единомышленника, поддерживает его стремление к самосовершенствованию, строит
отношения с ним на основе правды, терпимости, добра, веры. Демократизм, доверие
и уважение в отношениях “взрослый - ребенок” – условие самореализации ребенка,
развития личности взрослого.
Взрослый-руководитель объединения дополнительно принимает на себя организаторскую,
прогностическую, коррекционную функции, трансформацию социальных целей и
проблем в соответствии с возрастными возможностями их восприятия детьми.
Реализация руководителем и лидерских функций значительно повышает эффективность
воспитательного воздействия…
3.7.4. Детские общественные
объединения, составляющие основу детского движения, развиваются как суверенные
самоуправляемые системы. Правомерно отказавшись от прямого диктата и
вмешательства в их деятельность, государственные и общественные структуры
(взрослых) в то же время не могут занимать по отношению к ним позицию
стороннего наблюдателя. Не устраненность друг от друга, а уважение и признание
самоценности общественных формирований, их самостоятельности, сотрудничество и
поддержка в целях воспитания юных граждан должны определять сегодняшнюю этику
отношений государственных и общественных организаций, действительно заботящихся
о благополучии нашей страны…