Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация работы с молодежью»
Надежда Кулакова
КОГДА КОМПАНИЯ ДРУЗЕЙ СТАНОВИТСЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Источник: «Отечественные записки»,
2005 год, № 6
Печатается
по: http://www.strana-oz.ru/
«— Ты что, не знаешь про СОВУ?! — с
недоумением ответила на мои сетования лучшая подруга Ксюша. Ну, в общем, это
Содружество Вадковцев, туда все наши ходят, и я тоже
вступить хочу. Ты со мной?
— Не
знаю. А чем эта СОВА занимается? И кто там главный? А меня возьмут?
— Мы
организуем разные соревнования, участвуем в каких-то играх сами. Помогаем администрации Центра и просто общаемся. А главная
там Вера (Вера Леопольдовна Егорова, но мы зовем ее просто Вера, потому что она
один из инструкторов лагеря), она тебя конечно возьмет…
Несмотря
на то что у меня много уроков, факультативы, надо
успеть побыть с родителями, почитать, погулять и с друзьями из школы тоже,
поговорить с подругами по телефону и переделать кучу других очень важных дел, я
хожу в Центр творчества в среднем четыре раза в неделю, придумываю с друзьями и
организую множество разных дел для кружковцев и очень довольна этим!»
Наверное,
этот отрывок из детской заметки ярче всего рассказывает о типичной современной
детской организации. Это — уже не кружок по интересам и уже не бесцельно
слоняющаяся компания друзей. Это — объединение ребят, которым интересно что-то
созидать в нашем мире. И рядом с ними — один взрослый человек, причем такой, которого
они воспринимают почти как ровесника, только чуть более опытного, которому
проще подсказать, как в случае необходимости найти подход к «этим скучным
взрослым».
Это — «не
формальная», т. е. юридически не зарегистрированная организация, не требующая
от новых членов ничего, за исключением личной активности и заинтересованности.
Хотя в некоторых подобных уже придумали свои символы и ритуалы, традиции
посвящения…
Создаются
такие организации в школах, центрах внешкольного воспитания, клубах, иногда в
библиотеках или даже в музеях — везде, где готовы предоставить крышу. Где можно
собираться под видом занятий в кружке, в факультативе, секции, профильном
клубе. Тут, собственно, и пролегает граница. В кружке, факультативе или секции
ребята собираются, чтобы получить знания у взрослых. А в своей организации они
ищут возможности применить эти знания. Здесь и сейчас. Почувствовать свою
значимость в этом мире, показать, чего они стоят. Если педагог соответствует
запросам детской организации, его могут и допустить в число единомышленников. А
если нет — будут использовать «втемную», т. е. провоцировать на поступки в
интересах своей детской организации.
Примеров
тому можно найти множество. Скажем, феномен органов школьного самоуправления.
Пока самоуправление пытаются «внедрить» сверху — оно никак не работает. А стоит
дать ребятам знания о правах, а потом — отстранить ся от создания условий для их реализации, сразу же
среди учеников появятся желающие взять управление школой в свои руки.
Или, к
примеру, общественная организация — «Творческое объединение ЮНПРЕСС». Ребята
объединились после одной из журналистских смен в ВДЦ «Артек» еще в 1989 году.
Потому что столкнулись с проблемой — есть свое мнение, но на страницы «детских»
изданий это мнение не допускается. Зато можно пробиться на страницы
«оппозиционных» взрослых изданий. Но нужно, чтобы кто-то брал на себя труд и
ответственность пробиваться. Тогда и возникло объединение юных журналистов из
разных регионов, с центром в Москве, куда пересылались письма, телеграммы (Интернета
еще не было), надиктовывались тексты по телефону. Юные редакторы приезжали по графику в Москву, жили на квартирах у
друзей, готовили номера газет и полосы, а единомышленники среди взрослых
(выросшие до совершеннолетия юные журналисты) добывали на эти издания деньги,
заключали договоры с типографией, с «Роспечатью» на
распространение и т. п. Со временем организация получила и юридический статус,
и зарегистрированные собственные издания (детское информационное агентство, а
затем — газету и журнал, распространяемые на территории СНГ и Балтии по
подписке).
Но гораздо
чаще детские движения инициируются сверху. И не обязательно этот опыт —
отрицательный. Ребятам всегда нужен лидер, герой, кумир, которому хочется
подражать. Это могут быть артисты или спортсмены — и мы получим команду фанатов
(порой официально зарегистрированную), могут быть — политические лидеры (и мы
получим юных зюгановцев, жириновцев,
баркашовцев, «молодогвардейцев» или — движение «Мы»).
А могут быть — уголовные авторитеты. И мы получим «бригаду» малолетних
преступников.
В
постперестроечное время среди взрослых единства не было, и на роль безусловных
общероссийских лидеров претендовали два типа организаций — пионеры и скауты.
Заменим
пионеров скаутами!
Под этим
лозунгом в первые годы перестройки проходили все совещания в госструктурах,
если на них рассматривался вопрос о поддержке организаций, работающих с детьми.
Мне доводилось, как журналисту, присутствовать на двух таких совещаниях: на
парламентской комиссии в Госдуме и на конкурсной комиссии по присуждению
грантов общественным организациям в Государственном комитете по молодежной
политике (одно время это учреждение было в ранге министерства). В каждом
случае, когда возникал вопрос, чей проект работы с детьми финансово и
организационно поддержать, из самых авторитетных уст звучало: «Давайте
поддержим скаутов!»
Государственная
политика в последние годы существования СССР и в первое десятилетие новой
России заключалась в возрождении одной из крупнейших детских организаций
дореволюционной России. Идеи скаутизма («скаут» переводится на русский язык как
«разведчик») отвечали интересам российского самодержавия, стремившегося
удержать молодое поколение от революционных выступлений. Первые скаутские
отряды создаются в Царском Селе под Санкт-Петербургом (30 апреля 1909 года,
руководитель — Григорий Алексеевич Захарченко, преподаватель Александровского
юнкерского военного училища, штаб-ротмистр, спортсмен). Царь Николай II лично
посетил первый отряд скаутов, а наследник престола царевич Алексей вступил в
этот отряд. После револю ции скауты разделились на
«белых», «красных» и «нейтральных». А в середине 20-х годов скаутское движение
было запрещено как чуждое пролетарскому государству. Лидеры скаутизма частично
работали в России нелегально, частично — эмигрировали.
Но,
несмотря на все усилия государства, такой же мощной и единой организации, как пионерская, из скаутов не вышло. Хотя в декабре 2005 года
официально зарегистрирована Всероссийская национальная скаутская организация
(последователи тех, кто вернулся из эмиграции), до сих пор существуют и ОРЮР
(Организация российских юных разведчиков-скаутов —
зарегистрированная в 1996 году и продолжающая традиции движения, сохранившегося
на территории России), и Русский союз скаутов, и множество региональных
объединений.
Как
показала дискуссия между идеологами скаутизма и пионерского движения уже в
перестроечные годы, различие в работе с детьми было в том, что в пионерском
отряде ребята приучались к коллективному принятию решения и к коллективной
ответственности, а в скаутском отряде — к личной ответственности за порученное
дело и к выполнению приказа скаут-мастера.
В
практической деятельности организаций много общего. Так, в канун 60-летия
Победы в Великой Отечественной войне патриотические акции проводили и пионеры,
и скауты. Национальная организация скаутов России запланировала и провела
поисковые экспедиции — поиск юных героев войны, бывших в 1941–1945 годах в
возрасте сегодняшних скаутов, — чтобы посадить в их память аллеи славы.
Российский союз скаутов (РСС) приступил к подготовке традиционного
военно-патриотического похода к местам боев Красной армии на Северном Кавказе
(1943 год). В течении 10 дней 30 скаутов и
инструкторов поднимались на высоту около трех тысяч метров. Цель — дойти до
Главного Кавказского хребта, подняться на Наурский перевал, очистить от снега и
подкрасить памятные таблички, а также установить новую «Знаем, помним, чтим».
Пионерские
дружины вместе с ветеранами создавали Книги памяти, одна из ярких акций
московских пионеров — создание с помощью ребят книги «Дети войны». Разумеется,
вместе с ветеранами ребята возлагали цветы и памятные гирлянды у памятников и
мемориалов, выезжали вместе с участниками войны на «поездах памяти» по местам
боев от Москвы до Берлина.
Пионеры
в радужных галстуках
После X
Всесоюзного пионерского слета (осень 1990 года, Артек) по инициативе самих
детей (и вопреки разработкам взрослых — наши юные корреспонденты сами были тому
свидетелями — им удалось выпускать там ежедневный информационный бюллетень)
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина была преобразована в Союз
пионерских организаций (Федерацию детских организаций). Такое сложное название
ребята предложили потому, что не хотели раскола детского движения из-за
идеологических позиций взрослых. Вместо коммунистического девиза был утвержден
новый: «За Родину, добро и справедливость!» А вот официальный девиз скаутов и
сегодня звучит: «Будь готов!»
СПО-ФДО —
крупнейшая международная детская организация в границах бывшего СССР.
Пионерские организации действуют в Российской Федерации, на Украине, в
Белоруссии, в Казахстане и других республиках, ранее входивших в состав СССР.
Работая под общим девизом, каждая организация имеет свою символику. Многие
российские пионеры носят галстуки цветов российского флага, есть организации,
сохранившие красный цвет галстука. Украинские пионеры носят радужные галстуки.
СПО-ФДО как правопреемник пионерской организации остается учредителем газеты
«Пионерская правда», журналов «Пионер», «Костер», «Мурзилка»,
«Икс-Пилот». Региональные отделения также имеют собственные средства массовой
информации, например, волгоградская областная пионерская организация
издает газету «Новая улица», пионерская организация Удмуртии — газету «Зечбур!» («Здравствуйте!»).
Во многих
регионах России пионерской организации возвращены Дома пионеров. В некоторых
школах вновь открыты «Пионерские комнаты», и снова началась подготовка вожатых
— по сути — организаторов детского движения. Такая работа, кстати, все годы
продолжалась на базе круглогодичных лагерей актива — «Орленок» и «Артек». Таким
образом, две крупнейшие организации на российском уровне представлены примерно
в равной степени. Хотя, в отличие от зарегистрированной в
прошлом году Российской национальной скаутской организации, такой же юридически
зарегистрированной Российской пионерской организации после закрытия в 1996 году
«Юной России» (организация не прошла перерегистрацию в Минюсте) теперь нет.
Вместо нее зарегистрирована другая организация — Общероссийский союз
общественных объединений «Союз детских организаций России “Юная Россия”». И в
этом союзе пионеры, скауты, юные экологи — вполне равноправные члены.
Все
цвета спектра
Между тем
пионеры и скауты — далеко не единственные на постсоветском пространстве детские
организации. По данным на 2002 год организованными формами детского движения в
России охвачено более 5,5 млн
подростков, которые являются членами более 20 тыс. объединений. Причем более
80% — это детские организации, не зарегистрированные в органах юстиции. Сведения о реально действующих зарегистрированных можно
получить, например, в Национальном совете молодежных и детских объединений
России. Это общественное формирование создано 10 января 1992 года по инициативе
восьми общественных организаций. Национальный совет был зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации 21 августа 1992 года. Причем
первоначально предполагалось, что государственную поддержку будут получать
только те организации, которые войдут в Национальный совет. Ибо появилось очень
много общественных объединений, в том числе зарегистрированных как детские,
которые числились на бумаге, получали льготы, но фактически не вели никакой
работы. А для вступления в Национальный совет требовалась не только финансовая,
но и творческая отчетность.
После
перерегистрации общественных объединений в 1996 году и после получения в 2002
году номеров в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) членство
в Национальном совете уже не является необходимым условием для получения
государственных, президентских, министерских грантов. Тем не менее
число организаций, вступающих в Национальный совет, ежегодно растет. Потому что
работа в нем помогает межрегиональному взаимодействию общественных объединений.
На сегодня
в Национальный совет молодежных и детских общественных объединений России
входит 73 организации, из них 24 общероссийских и 17 межрегиональных
общественных организаций детей и молодежи и 32 региональные ассоциации —
«круглые столы». Приведем краткую справку о детских организациях федерального
уровня, вошедших в Национальный совет.
ДИМСИ
— объединение детей и молодежи. Среди крупнейших организаций, входящих в Нацсовет и в то же время — достаточно авторитетных в
регионах, следует назвать ДИМСИ — «Детские и молодежные социальные инициативы»,
— созданную в 1995 году. В организацию можно вступать начиная с 10 лет. Цель организации — поддерживать
детские и молодежные социальные инициативы. На сегодня в составе организации
около 50 действующих региональных отделений и представительств. Программы,
которые реализует организация, связаны с волонтерским движением. Например, это шефство над ребенком из неполной семьи (программа
«Большие братья и сестры») и профилактика правонарушений и помощь в духовном
совершенствовании тем юным ребятам, кто уже оказался за решеткой (программа
«Мир без решеток»), программа «Юное поколение выбирает книгу» (поддержка
интереса к духовным ценностям через увлечение чтением), программа «Врата
учености» (развитие интеллектуальных и творческих способностей детей) и
некоторые другие.
В рамках
этих программ проводятся региональные и общероссийские слеты и фестивали,
выставки, конкурсы, обмены опытом. Инициаторами социальных проектов в
большинстве случаев выступают сами дети.
Мне
удалось присутствовать на конкурсе социальных проектов Приволжского
федерального округа. И особенно потрясли меня проекты, разработанные ребятами
из маленьких сельских школ. Так, ребята из села Кинель
Самарской области разработали и внедрили проект сельского пляжа. Причем им
пришлось не просто разработать пляж на берегу речки, но и получить официальное
разрешение районной экологической комиссии на снятие дерна на берегу реки
(чтобы очистить песок), нанять трактор для этой работы, самим добыть
стройматериалы и сделать грибки. А потом, когда пляж стал популярным в селе
местом отдыха, ребята столкнулись с проблемой пляжного мусора. И те, кого в
школе считали лентяями и хулиганами, вдруг сами взяли
на себя обязанность каждый вечер ходить и собирать этот мусор. Наконец, они
пришли к выводу, что необходимо установить для мусора специальный контейнер на
пляже. И ребята добились, чтобы поселковые власти не только установили его, но
и обеспечили регулярный вывоз мусора.
Лига
юных журналистов. Не менее крупной является общероссийская общественная детская
организация «Лига юных журналистов», созданная в 2000 году. Сегодня в ней около
50 региональных отделений и представительств. Организация создана для поддержки
движения юных корреспондентов, самостоятельно издающих газеты, журналы, интернет-сайты, радио- и телевизионные программы. Как
правило, в составе таких детских редакций работают не более двух взрослых. А
школьные редакции вообще нередко не имеют взрослых кураторов. В Лигу юных
журналистов можно вступить начиная с восьми лет. Но
обычно прием ведется через региональную организацию или представительство.
В истории
Лиги были случаи, когда региональное отделение возникало по инициативе детей,
которые для официальной регистрации вынуждены были
хотя бы формально привлекать к своей деятельности трех взрослых (это —
требование Закона об общественных объединениях). Всю остальную работу — сбор
актива, поиск средств и издание газеты, проведение фестивалей, издание справочника
по детским СМИ региона, выборы представителей на российские фестивали и даже
приглашение специалистов на мастер-классы
из других регионов или Москвы они организовывали сами. Провернувшего
колоссальную работу по объединению юных журналистов Пермской области Илью Вилькевича мы не смогли направить на международную
конференцию, так как ему еще не исполнилось 18 лет. Похожая ситуация в свое
время складывалась и в Тульской области. Приехав после журналистской смены в
ВДЦ «Орленок» (это — одно из программных дел Лиги юных журналистов), тульские юнкоры решили создать в своем регионе отделение Лиги. И,
чтобы их приняли всерьез на областном уровне, привели в комитет по делам
молодежи своих родителей — в качестве поручителей.
Лига юных
журналистов проводит фестивали, тренинги, семинары, учебу руководителей и
детского актива, стажировки юных журналистов в профессиональных изданиях. Но
главная задача организации — помочь детям и подросткам осуществить свое право
на получение и распространение информации. Сейчас при поддержке и по инициативе
организации в педагогических и журналистских вузах вводится новая специальность
— руководитель детского пресс-центра, и Министерству образования предстоит
включить такую ставку в штатное расписание школ.
Деятельность Лиги юных журналистов, а также множества региональных
объединений юных журналистов («Лига начжуров
Чувашии», «Союз юнкоров Свердловской области»,
«Ассоциация юных журналистов Самарской области») позволяет детям решать очень
важную для них задачу — создание трибуны, с которой они могут докричаться до
взрослых, заявить о своей позиции — со страниц собственных газет, журналов,
теле- и радиопрограмм, интернет-изданий, а также со
страниц изданий для взрослой аудитории. Далеко не всегда журналистика становится будущей
профессией. Чаще — это потребность в расширении коммуникативных возможностей
для поиска единомышленников в самых разных областях: политике, экологии,
экономике, социальном проектировании…
Общероссийское
общественное движение «Ассоциация учащейся молодежи Российского союза молодежи
“Содружество”». Организация объединяет старшеклассников и подростков, студентов
колледжей, техникумов, вузов — увлеченных учением. В программе — соревнования
среди лучших по профессии (раньше этим занимались профсоюзы), помощь в проведении
выставок «Образование и карьера», а еще — юниорская лига КВН.
На уровне
России работают также несколько межрегиональных общественных детских
организаций. Среди тех, кто входит в Национальный совет, можно назвать такие:
«Ассоциация
витязей» — межрегиональная детско-юношеская общественная организация содействия
военно-спортивному и патриотическому воспитанию (штаб-квартира в Москве);
«Ассоциация
девочек-скаутов» (АДС) — детская межрегиональная общественная организация
(штаб-квартира в Волгограде);
«Интеллект
будущего» — межрегиональная детская научная творческая общественная организация
(штаб-квартира в г. Обнинске Калужской области);
Клуб
«Кожаный мяч» — автономная некоммерческая организация (штаб-квартира в Москве);
«Школьная
лига КВН» — межрегиональное детское общественное движение.
Есть и
несколько региональных организаций, имеющих филиалы и представительства в
разных регионах. Среди них такие как «Творческое объединение “ЮНПРЕСС”» (ведет
методическую и кадровую работу с детскими региональными СМИ и — в содружестве с
Лигой юных журналистов — организует тренинги и семинары по детской
самодеятельной прессе, в том числе и на международном уровне); Региональная
общественная организация инвалидов «Детский Орден милосердия» (проводит для
ребят «Школы взаимной человечности», приглашая на совместные сессии
ребят-инвалидов и тех, кто считает своим долгом помогать
таким ребятам адаптироваться в обществе). Или же — «Молодежная морская
лига» (организация, работающая с клубами юных моряков по всей России, с юнгами,
с нахимовскими училищами). Самые активные ребята (15–17 лет) получают
возможность пройти стажировку во время кругосветного плавания на паруснике
«Крузенштерн». Все эти организации имеют опыт работы с государственными и
международными грантами, являющимися единственными источниками их
существования, в то время как организации российского и межрегионального уровня
обычно собирают и членские взносы.
Ассоциации
и круглые столы детских объединений
Благодаря грантовым программам иностранных фондов многие общественные
детские объединения сумели наладить контакты с муниципальными органами власти. Рычаг для этого был, разумеется, финансовый: объявляется конкурс
среди общественных организаций какого-то региона, например Приволжского
федерального округа (фонд АЙРЕКС — США) или Чеховского района Подмосковья (фонд
CAF — Великобритания) по трем-пяти-семи номинациям (детское творчество, помощь
инвалидам, правовая защита детства, детские СМИ и т. п.) с условием, что от
половины до трети расходов возьмут на себя муниципальные власти.
Волей-неволей приходилось руководителям детских организаций идти на прием,
предлагать свою программу, сообщать о том, что часть их работы оплатят
зарубежные партнеры… Если доводы были убедительными,
власти средства находили. И затем уже, оценив
деятельность общественников, стремились и сами поручить им часть работы. Таким
образом, формировалась программа государственных и муниципальных заказов
детским общественным организациям.
В
результате сегодня во многих регионах созданы так называемые «круглые столы»,
где детские общественные организации работают в единых программах с государственными.
Например,
в городе Набережные Челны (Татарстан) существует Ассоциация детских организаций
«Я — челнинец». Она включает
организацию «Союз друзей природы» — общественное объединение детей,
занимающихся экологией, «Научное общество учащихся» (объединяющее ребят,
занятых исследованиями и проектами в различных областях науки — физики, химии,
географии, языкознания, биологии и т. п.), туристический клуб «Экстрим», общество юных рационализаторов и изобретателей, а
также школы города. Ассоциация работает в помещении городского центра
детского творчества, на базе которого также работают объединение скаутов г.
Набережные Челны (10 отрядов) и «Детский Орден милосердия» (Челнинское
отделение в структуре СПО-ФДО).
В Москве
на территории Северо-Западного административного округа существует
детско-молодежное движение «Союз Значимых Активных Объединений — “Мы вместе!”»,
которое объединяет более 50 детских и молодежных общественных организаций. Оно
организационно оформлено осенью 2003 года. У Союза есть свой флаг, эмблема,
форма, песня. Спектр деятельности — военно-спортивное,
туристское, гражданско-патриотическое, трудовое, экологическое, культурное и
творческое направления, а также различные формы школьного самоуправления
(парламентская республика, совет старшеклассников и т. п.). Активисты
объединения выезжают благодаря муниципальной поддержке в подмосковные лагеря и
базы отдыха, соревнуются в различных конкурсах, программах, участвуют в
окружных акциях. Спектр организаций очень широк. Например,
есть военно-патриотическое объединение «Гвардия Жукова» (на базе школы № 115),
есть детский коллектив «Юные миротворцы» (ребята объездили уже несколько стран
Европы), есть региональная общественная организация «Ермак», которая организует
спортивные турниры по русскому бою не только окружного, но и всероссийского и
международного уровня, спартакиады «Дорога памяти», а также соревнования,
посвященные памяти воинов, погибших в локальных конфликтах. Есть в
составе объединения и турклуб «Гадкий утенок», и
«Компас» (компьютерные асы), и «Эврика» (ассоциация лидеров, умеющих создавать
хорошее настроение), есть несколько экологических клубов, есть пресс-центры,
есть «Лицейское братство» и союзы старшеклассников… Ребят — лидеров детских
движений — в управах знают в лицо и рекомендуют как равноправных партнеров.
Форма
«Круглого стола» позволяет объединять работу кружков внешкольного и
дополнительного образования. Например, общую программу могут провести школьный
кружок домоводства — т. е. государственное учреждение, и ассоциация Детских
театров моды «Золотая игла», имеющая юридическое лицо (общественное
объединение). Общественное объединение по своему статусу имеет право объявить
конкурс, привлечь спонсоров, грантодателей и
пригласить к участию детей из государственных и муниципальных кружков, отметить
победителей призами. Государственный кружок таких прав и полномочий не имеет.
Ибо у него — только бюджетные средства. И сбор средств с родителей
— это уже финансовое нарушение. Выделить кружку средства на новую швейную
машинку — это уже нецелевое расходование бюджетных средств. А в конкурсе ребята
могут просто ее выиграть.
Круглые
столы сегодня регистрируют как общественные объединения с юридическим статусом
на самых разных уровнях.
Например,
есть Координационный совет молодежных и детских организаций Удмуртской
Республики (Ижевск); Национальный cовет
молодежных и детских объединений Кавказа (Грозный); Совет молодежных и детских
общественных объединений Краснодарского края (Краснодар); Круглый стол детских
и молодежных объединений Архангельской области; Ассоциация «Круглый стол»
детских и молодежных общественных объединений Кировской области. Такие же
объединения есть в Саратове, Санкт-Петербурге, Пермском крае…
Неформальные
объединения
Неформальные
организации чрезвычайно разнообразны, обычно — не очень многочисленны. Но
именно в них дети заявляют себя как творческие лидеры, способные повести за
собой ровесников. Такие объединения возникают из какого-то модного увлечения
детей, которое затем формирует субкультуру подростков, рождает традиции,
организационные формы, стиль одежды, поведения, свой сленг.
Исследователь
молодежных субкультур Ю. В. Шинкаренко в своей мини-энциклопедии юношеских субкультур Урала приводит примеры 36 таких неформальных объединений,
родившихся из неожиданных детских увлечений. Я приведу примеры тех, которые
достаточно популярны на уровне России.
«Анимешники» — те, кто увлекается японской анимацией. В
Перми объединение анимешников называет себя «отаку» (переводится как «ваш дом»). В самой Японии этим словом называют фанатов чего-либо. Оно несет
отрицательную оценку. Но в Перми его понимают просто как «увлекающийся аниме», только что звучит «по-японски». Поклонники японской
анимации начали собираться только в 2000 году, но движение очень популярно, и
не только на Урале. Уже проводятся крупные российские
и даже международные встречи в самых разных городах.
«Толкиенисты». В начале 90-х годов молодые люди,
вдохновленные идеями, образами, персонажами книги Дж. Толкиена
«Властелин колец», стали объединяться в небольшие группы. Но им, как они сами
вспоминают, не хватало «чегото масштабного».
И в 1991 году появляются первые «Хоббитские игры»,
где участники — в самодельных костюмах, при деревянных доспехах — разыгрывают
целые сцены из книжек Учителя.
К 1994
году в России формируется уже достаточно серьезная «тусовка»
толкиенистов. В этом же году проходят Вторые Всероссийские «Хоббитские
игрища»— под Нижним Тагилом. Но в 1994–1995 годах началось
дробление «тусовки» на «мягких» игроков и «жестких», на «театральную школу» и
«функционеров». Игроков первой ветви интересовали костюмы, манера
говорить; вторые же больше проявляют интерес к сюжету, экономике, политике
игры. Есть и еще одно разделение: на тех, кто не отделяет игру от реальной
жизни, и тех, для кого это — всего лишь способ развеяться. Первых, кого игра
захватила полностью, называют Дивные. У них и в
обычной жизни остаются «игровые» имена, они сохраняют за собой игровое
поведение. По этому же типу создаются и другие объединения ролевиков.
Есть, например, объединения, увлекающиеся исторической реконструкцией. Одна из
самых известных реконструкций — «Бородинское сражение». Ребята, увлеченные этой
деятельностью, ежегодно разыгрывают Бородинскую битву на историческом месте,
причем все костюмы российской и наполеоновской армий создают сами. Есть
молодежь, увлекающаяся реконструкцией рыцарских турниров. Есть поклонники
русских княжеских дружин… В канун 60-летия Великой
Отечественной войны предпринимались попытки реконструкции сражений Великой
Отечественной.
Ролевые
игры возникают в детской и подростковой среде после просмотров приключенческих
фильмов или появления популярных книг: уже никого не удивляет игра в героев
«Гарри Поттера» или в персонажей лукьяненковских
«Дозоров» или в «Бригаду».
«Моберы». Что такое «флэш-моб» —
понятно из перевода. С английского — это «мгновенное
столпотворение». Предварительно сговорившись, люди собираются в одном месте,
чем-то обращают на себя внимание и исчезают. Начало игры выглядит так:
незнакомые друг с другом люди получают по электронной почте, «аське», мобильному телефону сообщение, в котором указаны
время, место и задание для очередного моба. И начинают действовать. Есть несколько правил. Нельзя
общаться с другими участниками, конфликтовать с охранниками, опаздывать,
раскрывать зевакам суть происходящего. Нельзя принимать алкоголь.
Внешне это
может выглядеть, например, так: молодые люди с трагическими лицами возлагают
цветы к ногам пластикового Рональда Макдональда. После этого внезапно исчезают
в толпе.
Такие
игры-акции (быстро ставшие популярными у подростков) проводятся в самых разных
городах: Екатеринбурге, Пензе, Москве… Лидер моберского движения в Пензе — 17-летняя Маша Сироткина —
собирает «моберов» на самые неожиданные
«демонстрации». Приглашения рассылает эсэмэсками и по
электронной почте. Для нее это — возможность познакомить молодых людей,
оторвать от рутинных занятий (в основном, зубрежки). Много времени это не
занимает, а на улицу от компьютеров и учебников вывести ребят удается. Хотя у
Марии есть и еще одно увлечение — с 15 лет она вице-президент общероссийской
общественной детской организации «Лига юных журналистов».
Среди тех
организаций, которые «на слуху», есть байкеры, панки, рэперы, сатанисты, скинхеды… Но все они ближе к молодежным организациям, хотя и
привлекают подростков «пионерского» возраста. Лидерами в них всегда остаются
старшие. И если говорить о роли их в детском движении, то это объединения, где
собираются дети и подростки, нуждающиеся в сильном лидере, вожаке, недалеко
ушедшем от них по возрасту, но — сильном, уверенном, готовом заступиться. И еще
— эти движения дают возможность детям выплеснуть внутреннюю агрессию, которая
накапливается в связи с тем, что ребята не могут найти для себя среду,
нормальный подростковый коллектив, в котором можно чувствовать себя личностью.