Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация работы с молодежью»
Б. В. Куприянов
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ
Источник: Куприянов Борис Викторович. Формы воспитательной работы с
детским объединением. Учебно-методическое пособие. — 3-е изд., перераб. и исп. — Кострома: КГУ, 2000.
Печатается по:
http://www.altruism.ru/sengine.cgi
Предлагаемое Вашему вниманию издание
представляет собой попытку осмыслить многообразие форм воспитательной работы с
детским объединением. В связи с неоднозначной трактовкой понятия, мы отказались
от употребления термина «детский коллектив». Понятие «детское сообщество» не
является еще общеупотребительным, поэтому мы избрали словосочетание «детское
объединение». Детское объединение в данной работе мы трактуем достаточно
широко, включая сюда и класс общеобразовательной школы, и временный коллектив
загородного детского центра, и клубное сообщество детей учреждения
дополнительного образования.
В основу данной работы положено осмысление опыта
практической воспитательной работы, анализ методической деятельности, научные
изыскания отечественных педагогов. По нашему глубокому убеждению материал,
изложенный здесь, является составной частью педагогической технологии.
В первой части брошюры мы стремились ответить на
вопросы: что такое форма воспитательной работы? какие
основания можно положить в основу классификации форм воспитательной работы с
детским объединением? как будет выглядеть типология форм, если исходить из
культурно-исторического подхода. Следующие три части работы — это описания
трех основных типов форм воспитательной работы с детским объединением:
«представление», «созидание-развлечение» и «путешествие». Издание предназначено
для студентов педагогических вузов, методистов, педагогов-организаторов
молодежных центров и учреждений дополнительного образования, классных
руководителей, заместителей директоров школ по воспитательной работе, учащихся
педагогических классов.
Время от времени приходится слышать от
педагогов — участников разного рода курсов, семинаров, учеб —
просьбу: расскажите, пожалуйста, о новых формах работы. Отвечать всегда
несколько затруднительно: сложно определить на глаз, какие формы, в представлении
того или иного педагога, «новые», а какие «старые». Поэтому, чтобы не
ошибиться, мы начнем с традиционных форм. Эта работа — попытка
классификации всем известных форм воспитательной работы с детским объединением
(коллективом).
К сожалению, в гуманитарных науках порой
возникает понятийная неразбериха. К примеру, педагоги-практики употребляют
нередко в эквивалентном значении понятия «организационная форма воспитательной
работы», «форма учебно-воспитательного процесса», «воспитательное мероприятие»,
«дело» и так далее. Может, само по себе это и не так страшно, однако вносит
серьезную неразбериху в анализ педагогической деятельности, планирование работы
педагогов-воспитателей. Поэтому, для того чтобы не совершить ошибки,
договоримся о понятиях.
В.С.Безрукова вводит понятие «педагогической
формы», которую она определяет следующим образом: «Педагогическая форма —
это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех
его компонентов» [12, c.80].
Е.В.Титова, рассматривая
форму воспитательной работы как внешнее выражение какого-либо содержания,
структуру, систему организации чего-либо и совокупность приемов и средств, дает
такое определение: установленный порядок организации конкретных актов,
ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса,
направленных на решение определенных педагогических (воспитательных и
организационно-практических) задач, совокупность организационных приемов и
воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы
[39, с. 103].
С.П.Афанасьев, ссылаясь на А.Г.Кирпичника,
приводит следующее определение: «Воспитательное мероприятие — это
относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный
фиксированный промежуток времени, организованная педагогами с определенной
воспитательной целью [1,с.57]
Опираясь на высказанные ранее подходы (С.П.
Афанасьев, Л.В. Байбородова, В.С. Безрукова, А.Г.
Кирпичник, С.Д. Поляков, М.И. Рожков, Е.В. Титова) мы полагаем, что сущностными
признаками формы воспитательной работы являются:
- участники деятельности (лица или группы лиц),
выполняющие какие-либо точно установленные функции — организаторов,
выступающих, зрителей и т.д.;
- педагогические задачи, которые можно решить при
помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);
- организация времени (фиксированный промежуток
времени проведения формы);
- набор актов, ситуаций, процедур;
- порядок действий (алгоритм);
- организация пространства.
Обращает на себя внимание ряд положений,
высказанных И.М. Чередовым при анализе форм
организации обучения:
- форма учебной работы — это конструкция отрезка
процесса обучения, характеризующаяся особыми способами управления, организации
и сотрудничества в учебной деятельности [41,с.12];
- содержанием является процесс взаимодействия учителя
с учеником[41, с.16];
- форма организации обучения — конструкция звена
процесса, в которой предусматривается оптимальное расположение и взаимосвязь компннентов обучения, их действия и взаимодействия,
обеспечивающие усвоение учениками знаний, выработку умений и навыков, развитие
их личности[41, с.18].
Исходя из всего вышесказанного, представляется
возможным сформулировать следующее определение формы воспитательной работы:
ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и
взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи. Структура
совместного взаимодействия включает в себя: функции участников, содержание
взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на
котором развертывается взаимодействие. Говоря об алгоритме действий участников,
нельзя не упомянуть об эмоциональном и содержательном ритме формы. «Ритм —
определенная организация тех или иных процессов во времени, их фазность, повторяемость, периодичность» [19, с.123].
Сказка о трехколесном
велосипеде
Недалеко от волшебного леса жили
были люди в деревне. Однажды поздним вечером в одну из крайних изб постучался
волшебник, он очень устал и попросил остаться на
несколько дней передохнуть, чтобы продолжить свой путь.
Выглянул он утром из окна — солнышко встает, девушки деревенские за
грибами пошли, прошептал что-то чародей на непонятном языке и
прямо из воздуха появилось сказочное колесо.
Вышел волшебник прогуляться по улице — видит мужики всей деревней на сход собираются. Вот на
возвышение поднялся староста, речь говорит, народ затылки чешет,
перешептывается. Посмотрел, посмотрел волшебник на все это действо и сотворил
еще одно колесо.
Пока ходил гость по деревне, по сторонам
смотрел, уж смеркаться стало. Молодежь разложила на берегу реки большой костер,
стали парни с девушками хороводы водить. Понравились игры и забавы волшебнику,
он возьми да произнеси заклинание. Тут откуда ни возьмись катится
третье колесо.
Отдохнул, чародей в деревне, новых сил набрался,
а на следующий день, перед тем как попращаться с
гостеприимными хозяевами, собрал странник три колеса и соорудил из них чудо
игрушку — велосипед. «Это говорит вашим деткам останется, чтобы играли,
играли да уму разуму учились!»
Классификация
форм воспитательной работы
Вопрос классификации форм воспитательной работы
является отнюдь не новым. Определенные основы решения этого вопроса заложены
Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересен материал
С.Д.Полякова, представленный в книге «Психопедагогика
воспитания», а также наблюдения Л.В. Байбородовой и
М.И. Рожкова изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной
школе». Значительный вклад в разрешение проблемы классификации форм
воспитательной работы, на наш взгляд, вносят публикации МЦ «Вариант»,
осуществленные под руководством С.П. Афанасьева: «Новогодняя сказка»,
«Новогодняя тусовка», «Последний звонок», «Чем занять детей в пришкольном
лагере или Сто отрядных дел». «Первый звонок: Что
делать в школе 1 сентября. — Кострома: МЦ Вариант. —
1993-1999 гг.»
Е.В. Титова представляет типологию форм
воспитательной работы следующим образом: мероприятия, дела, игры.
Основанием для различения первых и вторых она считает характер субъекта
организации деятельности (взрослые или дети). Так,
мероприятия автор определяет как события, занятия, ситуации в коллективе,
организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью
непосредственного воспитательного воздействия на них, а дела — общая
работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на
пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе [39, с.106-107].
Данный подход мы полагаем хотя и возможным, но не
исчерпывающим. Однако предложение Е.В. Титовой рассматривать в качестве особой
формы воспитательной работы игру имеет под собой несомненное основание.
Действительно, целый ряд форм имеет признаки игры: воображаемая ситуация, роли,
правила. (Например, ярмарка, ситуационно-ролевая игра, вечер
общения в импровизированном кафе, игра-путешествие, парад (шествие),
продуктивная (инновационная игра) немыслимы без игровых атрибутов).
Опираясь на подход к классификации форм
совместной деятельности Л.И. Уманского [40, c.131], С.Д. Поляков выдвигает в
качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия.
Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита»,
«эстафета», «бои», «хеппинг» [34, с. 117].
«Защита» — каждая группа (каждый школьник) выступает,
действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.
«Эстафета» — совместно-последовательная деятельность, группы
(школьники) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом,
сценарием, правилом.
«Бой» — соревнование между группами, школьниками, в
частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН),
«Хеппенинг»- одновременное взаимозависимое действие
школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая
ролевая игра [34, с. 117].
Кстати, у Л.И. Уманского мы находим только три
формы. В том числе, и поэтому, сомнение вызывает предложение С.Д. Полякова
выделять как отдельную форму «бой». Мы полагаем, что соревнование (аналог боя)
следует считать способом организации взаимодействия. Точно так же, по нашему
убеждению, следует определять методами взаимодействия демонстрацию (организацию
целенаправленного восприятия), предметно-практическую деятельность (или ее
имитацию), ритуалы, беседу (диалог и полилог),
исследование. Отдельными приемами можно рассматривать монолог, столкновение.
Основываясь на таком подходе, мы позволим себе не согласиться с мнением С.П.
Афанасьева, полагающего, что «конкурсная программа» может рассматриваться как
отдельный класс форм воспитательной работы [1]. Так,
интеллектуально-познавательная игра может быть проведена в форме представления
на сцене, игры-путешествия, интеллектуальной ярмарки-гуляния.
Содержанием взаимодействия при таком подходе
будут выступать результаты воспитательной работы: познание, осознание, проблематизация, приобретение опыта деятельности,
формирование эмоционально-ценностных отношений, развлечение — отдых.
Весьма важно, на наш взгляд, различать методы,
содержание и материал, который мы используем в работе. «...Однажды, во время
лекции, я спросил у студентов, указывая на письменный стол: что является
содержанием для данного предмета? После некоторой паузы в тишине последовал
ответ: «дерево!» Это был очень удобный случай, чтобы объяснить разницу
содержания и материала». Материалом взаимодействия выступает конкретная
информация: идея, легенда, сюжет, повод. Например, приобрести опыт коллективной
деятельности подростки могут в субботнике, посвященном дню рождения школы.
Возможно, устроить игру — путешествие «Знаешь ли ты родную школу?» или
концерт для первоклассников. Конечно же, материал вносит в задачи, решаемые
деятельностью, некоторые нюансы.
С.П. Афанасьев выделяет творческие конкурсы:
— посвященные какому-либо литературному
персонажу или историческому герою (Шерлок Холмс, Жанна д' Арк, Доктор Айболит и
т.п.),
— представляющие собой соревнование двух
коллективов («Два корабля», «Две парикмахерские», «Две поликлиники» и т.д.).
Исходя из вышесказанного, нам представляется, что в данном случае основанием
для классификации автор избирает именно материал.
Л.В. Байбородова и
М.И. Рожков предлагают для различения форм воспитательной работы два
показателя: количественный (количество участников) и качественный (субъект
организации и общественно значимый результат) [11].
Оговоримся, что в данной статье нас интересуют
кратковременные (от 1 до 2 часов), массовые (не менее 15 участников) формы
воспитательной работы, причем субъект организации может быть любым, как и
предполагаемый результат. Так, здесь мы отказались от рассмотрения крупных
(многодневных) форм воспитательной работы с детским объединением: «Коммунарский
сбор», «Социально-психологический тренинг» и т.п.
Нам представляется весьма значимым положение
С.Д. Полякова о том, что формы обращены, с одной стороны, к содержанию
воспитания, с другой — к методам [34, с. 116]. Поэтому такие признаки
взаимодействия, как функции участников, содержание, методы и приемы,
организация пространства, кажутся наиболее важными в плане построения
классификации.
Основываясь на традициях костромской
научно-методической психолого-педагогической школы (Л.И. Уманский, С.П.
Афанасьев и другие), мы предлагаем в качестве основания для типологии процедуры
(способы) передвижения участников. В этом случае мы можем выделить три основных
типа: «статичные», «статично-динамичные», «динамико-статичные». Размышленяя о классификации обратили наше внимание на поиск
иных оснований для выделения данных типов форм воспитательной работы с детским
коллективом. Мы исходили из того, что сам по себе феномен формы является в
достаточной степени консервативным, и поэтому источники возникновения того или
иного типа форм совместной деятельности и времяпрепровождения следует искать в
истории. В данной работе мы попытались посмотреть на формы воспитательной
работы как на модели жизнедеятельности крестьянских сообществ. Для этого
обратились к книгам М.М. Громыко «Мир русской деревни» и Т.А. Пигиловой «Народная культура. Русский дом». Мы позволили
себе достаточно в большом объеме цитировать указанные работы.
Итак, по нашему мнению, источником возникновения
форм детской деятельности и жизнедеятельности является крестьянские сообщества.
«Свои сообщества крестьяне называли «миром» или «общество», — пишет М.М.
Громыко. «Семья и община служили организующим началом во многих явлениях
духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное
хозяйство, будучи первичным производственным коллективом. Она была носителем
глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей
коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась малой церковью...»[17,
с. 177].
Община также объединяла функции
производственного коллектива, соседской, религиозной общности (частично или
полностью совпадая с приходской общиной), административной единицы.
Вернемся к проблеме классификации форм
воспитательной работы с детским объединением. В этом смысле весьма интересной
представляется мысль замечательного методиста и писателя С.П. Афанасьева о
возможности использования зоологической модели оформления типологии: тип —
класс- род- семейство- вид- подвид. Близкие идеи мы встретили у Е.В. Титовой.
При таком подходе мы можем получить следующую картину. В качестве типов форм
могут выступить указанные выше «статичные» — (представление),
«статично-динамичные» (созидание-гуляние), «динамико-статичные» (путешествие).
Анализ содержания и структуры взаимодействия форм, входящих в каждый из типов,
позволяет вычленить несколько классов. Так, в типе «представление» выделяются
три класса:
1) представления-демонстрации (спектакль, концерт,
просмотр, конкурсная программа — представление, торжественное собрание);
2) представления-ритуалы (линейка),
3) представления-коммуникации (митинг, дискуссия,
лекция, фронтальная беседа, диспут).
Если для примера мы возьмем такой род форм
работы, как «конкурсная программа — представление», то, опираясь на работы
С.П. Афанасьева, сможем назвать в качестве «семейств форм воспитательной работы
с детским объединением» познавательно-интеллектуальные игры- представления и
творческие конкурсы-представления, спортивные соревнования- представления. В то
же время всем известные малые формы работы («Концерт-ромашка», «Концерт-молния»
и т.п.) следует отнести к типу «созидание-гуляние».
В таком роде форм воспитательной работы с
детским объединением как «дискуссия», основываясь на книге М.В. Кларина, можно
выделить следующие семейства: «круглый стол», «заседание экспертной группы»,
«форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание». Кроме того, к роду
«дискуссия» можно отнести такое семейство форм воспитательной работы, как
«собрание коллектива».
Тип «созидание-гуляние» может быть разделен на
три класса:
1) развлечение — демонстрация (ярмарка,
представление в кругу, танцевальная программа);
2) совместное созидание (трудовая акция, подготовка к
представлению, подготовка выставки);
3) развлечение- коммуникация (продуктивная игра, ситуационно-ролевая
игра, вечер общения).
В типе «путешествия» мы обнаружили также три
класса:
1) путешествие- демонстрация (игра-путешествие,
парад-шествие);
2) путешествие — развлечение (поход, прогулка);
3) путешествие- исследование (экскурсия, экспедиция).
Предложенная нами классификация форм
воспитательной работы не является бесспорной, однако она определяет в качестве
источников форм коллективной деятельности детей основные коллективные занятия
сельской общины: совместный труд в помощь соседям, совместное развлечение,
молитву, сход, путешествие. Как видно из вышеизложенного мероприятия (дела)
могут включать одну или две формы.
Формы-представления в
воспитательной работе
Примерами статичных форм
(представлений) являются: линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция,
фронтальная беседа, диспут, дискуссия, просмотр кино-, видео-, телефильма. Все эти формы объединяет то, что организация
пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна,
спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием
выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими
функциями. Среди основных методов, определяющих конструкцию данных форм, «демонстрация»,
«ритуал» и «диалог» (беседа). Размышление о природе возникновения подобного
типа форм, как уже указывалось выше, привели нас к мысли об этнокультурных
корнях. Поэтому мы полагали, что источником данного типа форм воспитательной
работы могли выступать «народное вече» — сельский сход (для всех форм,
предполагающих диалог или полилог) и ритуал молитвы.
М.М. Громыко называет несколько имеющих еще
дохристианское происхождение ритуалов молитв, являвшимся важной формой
организации жизнедеятельности крестьянского мира: «празднование на зеленях» -молебен, который служили при появлении первых всходов [17,
с. 177], «массовые богослужения перед посевом, при первом выгоне скота, во
время летней засухи, градобития, пожаров, падежа скота » [17, с. 179]. Одной из
важнейших форм жизнедеятельности крестьянской общины, по мнению автора
монографии, была мирская сходка. На мирских сходках крестьяне
обсуждали важнейшие вопросы своей жизни: распределение и перераспределение
наделов между собой, разбирали конфликты, в том числе и внутрисемейные,
организацию общественных работ (рытье каналов для осушения полей и лугов,
строительство мостов, дорог, огораживание полей), сроки и приемы некоторых
хозяйственных работ и совместных дел (сенокос, выпас, рыбная ловля и другое),
принимали решения о строительстве школ и библиотек, церквей [17, с. 165, 177].
«Разумеется, пишет М.М. Громыко, решение этих
вопросов на мирских сходках происходило не всегда гладко, много спорили,
шумели» [17, с.165]. В своих рассуждениях мы далеки от того, чтобы ограничивать
историю возникновения «статических» форм воспитательной работы. Так, к примеру,
кроме ритуала молитвы и схода базовыми формами жизнедеятельности могут быть
названы «встречи-сборища» В подтверждение приведем отрывок из книги «Мир
русской деревни». «...Повсеместно были распространены встречи крестьян среднего
и старшего возраста, собиравшихся для бесед о текущих хозяйственных делах,
новостях. Сборища возникали стихийно или по приглашению хозяина какой-либо
избы, а иногда в постоянном месте, куда было принято ходить в определенные
часы. На таких беседах увязывались сроки сельскохозяйственных работ, шел обмен
опытом, вырабатывалось общее мнение о политических, социальных местных
новостях, возникали разговоры про старину... Серьезное обсуждение прерывалось
остротами, поговорками: здесь же звучало множество быличек,
сказок, воспоминаний....»[17, с.182].
Характерной чертой представлений является ярко
выраженный центр внимания. Остановимся на происхождении этого явления. В работе
Т.А. Пигиловой «Русский дом» указывается на
сакральное значение стола в жилище русского крестьянина. «Стол- это
жертвенник — пишет она: «Приготовление и поедание пищи — жертва, и
люди сначала благодарили творца за то, что они имели, потом уж только принимали
пищу. Это ритуал. За столом решались многие проблемы. И сейчас, когда в дом
приходят люди с важным, нужным разговором, сначала сажают их за стол, угощают
чаем, а затем решают проблемы...Если входит человек в
дом, то для того, чтобы приветствовать его, хозяин встает, уважая его....»[32,
с. 26-27].
Дадим краткую характеристику формам, возникшим,
по нашему убеждению, из деревенского схода и молитвы, сборища-встречи.
1. Линейка (торжественная церемония) —
ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на
какой-либо площадке. Выход на линейку имеет на наш взгляд, второстепенное
значение. Функции субъектов взаимодействия следующие:
- ведущий линейки (находится
в центре внимания);
- выступающие (с монологами или короткими
представлениями выходят в центр внимания);
- зрители;
- исполнители ритуальных действий.
Содержанием взаимодействия является формирование
эмоционально-ценностного отношения и получение какой-либо информации. Важным
представляется замечание С.П. Афанасьева о том, что происхождение линейки связано
с построением войск. «В древних армиях перед сражением и после них было принято
выстраивать войска и обращаться к ним с призывным или благодарственным словом,
так и в древней школе (где обучались практически только мальчики — будущие
воины) учеников время от времени выводили на общее построение для поздравлений,
для молитв и экзекуций» [7, с. 10]. До сих пор в армии сохранились такие формы,
как утренний осмотр, утренний развод, развод наряда для несения службы
представляющие собой общие построения.
В работе «Первый звонок» С.П. Афанасьев
подчеркивает первостепенную роль ритуалов при проведении линейки. Он напоминает десять достаточно известных ритуалов (подъем
государственного флага, исполнение гимна, вынос знамени и штандартов,
перекличка, награждение, клятва, присяга, ритуальное приветствие, возложение
цветов) и более десятка новых (вручение верительных грамот, символов, амулетов,
ритуал «обращения к Повелителю Пятерок», ритуал «изгнания двоек», ритуал
«втирания бальзама усердия» и другие) [9, с.24-43].
Большой опыт использования ритуалов был накоплен
в пионерской организации. Основываясь на достижениях недавнего прошлого,
следует подчеркнуть следующее: ритуал должен обязательно проходить в центре
внимания или быть соориентирован на доступность для общего
наблюдения. Весьма показателен ритуал выноса знамени. Как правило
он предусматривал движение ритуальной группы по всему периметру строя и
остановку в центре внимания. Здесь могла происходить передача знамени, смена
почетного караула и т.п. Затем, после окончания церемонии ритуальная группа уже
могла не обходить строй, чтобы избежать однообразия.
2. Спектакль — представление, предполагающее демонстрацию
выступающими для зрителей целостного театрального действия. Как
справедливо указал С.П. Афанасьев, уже много столетий существует такая форма
как «рождественский спектакль»: «в стародавние года на Рождество актеры-
профессионалы и актеры любители играли сцены из жизни Христа» [29, с. 1].
Разновидностями спектакля являются Устный журнал (газета), выступление агитбригады, т.е.
демонстрация какой-либо информации (актуальных проблем) в художественной форме.
Спектакль предполагает реализацию участниками таких функций, как актеры
(выступающие) и зрители. В самом театральном сценарии (пьесе) заложено развитие
сюжета: завязка, восхождение, кульминация, развязка. Поэтому
педагогу-организатору следует учитывать заложенный пьесой
эмоционально-содержательный алгоритм.
Спектакль может проходить не обязательно в
зрительном зале. Однажды в лагере старшеклассников «Трубач» мы проводили
спектакль не в зале, а на открытой площадке, расположенной на высоком берегу
реки. Зрители находились на противоположном — низком берегу. Так как
голосовых возможностей актеров явно не хватало, мы установили мощные динамики.
То есть двигались и жестикулировали одни актеры, а озвучивали их другие.
3. Концерт — «публичное исполнение музыкальных произведений,
возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами» [36, с.
293]. Другими словами, концерт- это, представление, предполагающее демонстрацию
выступающими для зрителей художественных номеров (танец, песня, театральная
миниатюра и др.).
Несмотря на широкую известность концерта как
формы воспитательной работы, позволим себе обратить внимание на такую деталь,
как ритм совместного действия. Если в спектакле он основывается на алгоритме,
заложенным автором пьесы, то сложность концерта как раз и состоит в том, чтобы
разные номера выстроить в последовательные части: завязка, развитие, кульминация,
развязка и финал. В последнее время часто устроители шоу программ используют в
качестве финала сейшен — финальную песню,
которую поют все участники по строчке или куплету.
4. Просмотр кино-, видео-, телефильма,
спектакля — представление, в ходе которого участникам демонстрируется
зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две
функции субъектов взаимодействия — зритель и организатор просмотра. Мы
различили просмотр концерта (спектакля, фильма и т.п.), подготовленного кем-либо
и спектакль (концерт), где выступают сами воспитанники. Основанием для такого
разделения являются признаки формы воспитательной работы. Также, по нашему
мнению необходимо отличать от концерта и спектакля такую форму совместной
организации деятельности, какой является подготовка к представлению.
5. Представление-соревнование (конкурсная
программа на сцене или на площадке) — представление, предполагающее
демонстрацию зрителям соревнования между участниками в чем-либо. В российской
деревне, по свидетельству источников, использованных М.М. Громыко, соревнование
происходило в конной езде, кулачном бою, различных играх с мячом и т.п.
Разновидности: конкурсная программа на сцене [1, с. 57] или спортивные игры на
площадке. Эта форма является достаточно популярной. Вспомнить хотя бы КВН,
рыцарский турнир (демонстративное соревнование в искусстве владения игровым
оружием, соревнование фехтовальщиков, проходящее в антураже средневекового
турнира благородных рыцарей), познавательно-интеллектуальную игру, спортивные командные
игры. Спортивные игры могут быть как традиционные, так и шутливые —
«Дворницкие баталии» [8, с. 16], «Вело родео» [8, с.12], «Ботлбол»
[8, с. 9].
В своей работе «Последний звонок» С.П. Афанасьев
называет эту форму — «Праздничная шоу программа» [7, с.13]. Нам
представляется, что данное название не самое удачное, так как шоу-программой
может любое представление, в большинстве случаев просто необходимо к этому
стремится.
6. Лекция (публичное выступление) —
представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по
какому-либо вопросу.
Анализируя правила устного
выступления И.М.Юсупов называет принципы, лежащие в основе речевого воздействия на
сознание: доступность информации, аргументированность доводов, интенсивность,
ассоциативность, наглядность, экспрессивность, ясность выражений.[42, с.107].
7. Фронтальная беседа («Встреча с интересным
человеком», «Орлятский огонек») — специально
организованный диалог, в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по
какому-либо вопросу (проблеме). Фронтальная беседа может быть организована с
использованием игры. Например, урок («Урок творчества», «Урок
добра», «Урок фантазии» и т.п.), имитирующий школьное аудиторное занятие.
Ведущий приобретает роль учителя, остальные
участники — учеников, а правила такой игры соответствуют правилам обычного
школьного урока. Весьма показательным является изменение, которое произошло с
телепередачей «Час пик». Задуманная как фронтальная беседа (участие в беседе
телезрителей осуществлялось с помощью телефонных звонков), передача
превратилась в демонстративную индивидуальную беседу (телевизионные
аналоги — «Женские истории», «Абажур»). Вызывает интерес технологический
анализ телепередачи «Смак». Данная телепередача является представлением,
демонстрирующим индивидуальную беседу (с интересным человеком) в ходе
предметно-практической деятельности.
8. Митинг — собрание для обсуждения
каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде
устных монологических выступлений отдельных ораторов. Торжественное собрание,
описанное С.П. Афанасьевым, по сути своей, близко к митингу, отличаясь от
последнего характером действия и тем, что оно проводится, как правило, в
зрительном зале [7, с. 11].
9. Диспут — специально организованное
представление в ходе которого происходит
демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
10. Дискуссия (в том числе совещание,
планерка, собрание коллектива)- специально организованный обмен мнениями по
какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде
решения. М.В. Кларин предлагает различать следующие разновидности дискуссии:
«круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты»,
«судебное заседание» [20, с. 187-188]. Не вызывает сомнений предложение А.Г.
Кирпичника считать частным случаем дискуссии собрание коллектива.
Общеизвестно, что эффективность дискуссии
зависит от соблюдения участниками определенных правил. Вот, что пишет о
правилах поведения на деревенской сходке М.М. Громыко: «Словесные оскорбления,
произнесенные на сходке, считались позорящими. Оскорбленный должен был
непременно искать удовлетворения, иначе все будут над ним смеяться. Он требовал
доказательств. Если оскорбитель представлял удовлетворяющие сход
доказательства, оскорбленный не имел права мстить. При попытке
наброситься на оскорбителя его останавливали. Если же доказательства
признавались темными, т.е. не убеждали сходку, то оскорбленный имел право бить клеветника на людях — никто за него не заступался.
Драки на сходках были запрещены обычаем. Крестьянское общественное мнение
считало уместным драку на базаре или в кабаке» [17,
с.98].
11. Защита проектов — представление в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо
проекты.
Достаточно популярной является такая разновидность этой формы как «Защита
фантастических проектов». Функции участников взаимодействия: ведущий,
зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует
такая форма как подготовка к представлению — придумывание, разработка и
оформление проекта.
Созидание-гуляние как
особый тип форм воспитательной работы
Второй тип форм воспитательной работы с детским
коллективом мы назвали статически-динамическим,
или «созидание-гуляние». Такое
двойное название связано с этнокультурным аналогом форм коллективной (соборной)
жизнедеятельности русской общины — совместный труд в помощь соседям:
«помочи» и совместное гуляние после «сделанного дела». Обратимся к работе «Мир
русской деревни». «Обычай помочей — приглашение знакомых людей для помощи
в срочных работах, с которыми семья не успевает справиться самостоятельно».
Помочи могли быть проявлением благотворительности общины по отношению к людям,
попавшим в трудную жизненную ситуацию (пожар, смерть кормильца, уход работника
в рекруты и т.д.), а могли быть элементом взаимопомощи и совместного труда. К
последним относятся «дожинки» — совестное завершение жатвы,
«навозница» — совместный вывоз навоза, «вздымки» —
строительство избы «всем миром», «капустки» —
совместная с соседями и знакомыми заготовка квашеной капусты. «Благодаря
взаимопомощи многие трудные дела превращались в праздник» — пишет М.М.
Громыко.
По всей вероятности, в данной форме
жизнедеятельности — «коллективная работа-гуляние» отражаются особенности
мироощущения наших предков. «Мужчины и женщины, в особенности девушки, на
сенокос убирали себя в самое хорошее одеяние как на самый торжественный праздник,
в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. Причину этого различия
современник видел в том, что на сенокосе собирались в один стан, а на жатве
каждая семья работала отдельно [17, с.40]. Анализ выше цитируемой работы дает
возможность назвать разновидности «помочей-гуляния»:
молодежные посиделки (с работой или без), братчина — «совместная трапеза
полноправных членов однодеревенской общины», хоровод
(«Березка», «Колосок», «Русалки» и т.п.). «Летом — улица, или хоровод в
широком смысле этого понятия, то есть весь комплекс молодежных развлечений под
открытым небом, а зимой посиделки [17, с.182].
Вышеназванные явления в результате исторической
трансформации дали следующие формы воспитательной работы с детским
объединением: ярмарка (народное гуляние), субботник (трудовая акция),
изготовление выставки, газеты, подготовка к представлению, представление в
кругу, ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе,
продуктивная игра. Проанализируем вышеперечисленные формы. Характерной чертой
этого типа форм является то, что одного центра внимания нет. Центры внимания
разбросаны на площадке, и каждый участник может выбирать себе занятие по вкусу,
либо центр внимания перемещается согласно алгоритму данной формы. С
определенной долей приближения мы можем зафиксировать адекватность
«созидания-гуляния» «хеппенингу».
12. Ярмарка (народное гуляние) —
развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее
вовлечение участников в различные аттракционы. Примерами данной формы являются
разработки проведения Новогоднего праздника, выполненные в МЦ «Вариант» под
руководством С.П. Афанасьева:
- «Новый год на Дерибасовской.
Праздничная ярмарка-гуляние» [32],
- «Зимняя ярмарка» [6],
- «Двенадцать месяцев» [33],
- «Новый год в международном аэропорту» [5].
Интересны находки педагогов средней школы № 17,
которые проводили аналогичные мероприятия: «Тверской бульвар», «Манхеттен»,
«Арбат», «Елисейские поля». Приведенные факты свидетельствуют, что игровой
идеей (материалом), положенной в основу разновидностей «гуляния», могут быть
улица, район города, где проходит развлечение, а также место, предназначенное
для этого специфического времяпрепровождения. Методика проведения «гуляния»
подробно описана в перечисленных разработках «Варианта» [5, 6, 32, 33].
Вариантом проведения гуляния является «Вечер альтернатив» популярный в
Костромском областном лагере старшеклассников им. А.Н.Лутошкина
«Комсорг». Особенность «Вечера альтернатив» состоит в том, что гуляют участники
своими отрядами (временными коллективами). Исходя из определенного нами
признака формы, обозначим процедуры, акты и ситуации, присущие ярмарке-гулянию.
Во-первых, это свободное движение участников по всему пространству, где
расположены площадки — аттракционы. Вовлечение в аттракционы обычно обеспечивается
следующим образом: за участие в аттракционах выдаются жетоны, которые можно
обменять на что-либо вкусное или полезное. Существует возможность развернуть
целую экономическую игру. Известны случаи, когда в самом начале и финале
ярмарки жетоны обменивались на настоящие деньги. Несколько иной механизм
вовлечения участников в аттракционы предусмотрен в Методической разработке
«Новый год на Дерибасовской». Здесь старшеклассники
тратят свои жетоны, получая за них карточки со словами. Тот, кто сможет собрать
из полученных слов целую фразу или несколько фраз становится победителем и
получает специальный приз.
Во-вторых, следует определить специфику
аттракциона как специфического конкурса, не требующего особых умений,
длительного времени на выполнение задания.
В-третьих, ярмарка обычно начинается общим
сбором, где объясняются правила игры, могут быть названы призы, которые ждут
участника, набравшего наибольшее число жетонов.
В-четвертых, финал ярмарки может проходить в
виде аукциона — распродажи, где участники смогут освободиться от
оставшихся у них жетонов, приобретая памятные призы и сувениры.
Алгоритм проведения ярмарки включает в себя:
- общий сбор, который может сопровождаться линейкой,
карнавальным шествием,
- свободное движение участников по пространству,
- свободный выбор аттракциона и участие в нем,
- финальный сбор, с аукционом или без него.
13. Представление в кругу — ритуальное
развлечение, которое разворачивается вокруг какого-либо предмета (новогодняя
елка, пионерский костер и т.п.), предполагающее перемещение участников по
кругу. Подробно данные формы описаны в методических разработках «Новый год в Простоквашине» [4], «В замке короля Грегора»
[27], «Новогоднее приключение Петушка — Золотого Гребешка» [13].
Представление в кругу происходит по нашему мнению из хоровода. Вот несколько
выдержек из книги М.М. Громыко:
«В самый день праздника молодежь... шла в лес
«завивать венки»; на лесной поляне собирались парни и девушки из нескольких
соседних деревень: водили хороводы, играли в игры («горелки», «столбики»)...празднование на лесной поляне включало элементы: костер,
приготовление определенного набора блюд, завивание венков...[17, с. 346].
Большое оживление в Троицкий хоровод вносил
обычай исполнения роли березки одною из девушек. Сначала готовили настоящее
деревце: срубали березку с двумя вершинами, свивали их венком и на
образовавшуюся «голову» надевали кокошник или платок. Две ветки отводили в
качестве рук и надевали кофту, юбку, фартук. Наряд завершался лентами, бусами и
полевыми цветами. Под юбку наряженной березки подбегала девочка 10-12 лет
«пошустрее», с репутацией хорошей плясуньи» [17, с.352].
14. Танцевальная
программа (дискотека) — специально организованное на одной площадке
развлечение, предполагающее танцы [10]. Существует разновидность
танцевальной программы включающая соревновательность —
это, так называемый «Стартинейджер».
15. Вечер
общения в импровизированном кафе — специально
организованное на одной площадке развлечение, имитирующее застолье.
Методика организации достаточно полно представлена С.П. Афанасьевым в выпусках
№5 и №6 серии «Новогодняя тусовка». Разновидности
данной формы: «вечеринка», «посиделки», «салон», «клуб», «прием». «ассамблея» [28], [18]. Данная
форма предполагает такие атрибуты кафе как столики, приглушенное освещение,
угощение и т.д. Однако возможны и «посиделки без угощения» — «Алфавитные
концовки» [8, с. 6], «Блокнот интерпретатора» [8, с. 8]. Очевидно, что
прообразом вечера общения в импровизированном кафе являются братчина и молодежные
посиделки. Вот, что пишет М.М. Громыко: «Возрастной состав посиделок различался
в зависимости от местной традиции. Нижняя его граница определялась наличием или
отсутствием самостоятельных посиделок подростков. В самой общей форме можно
сказать, что он совпадал с составом хоровода: определенный возрастной рубеж,
признаваемый в этой районе, как достаточный для приобретения качеств жениха или
невесты, открывал для юного крестьянина и двери посиделок...»[17, с. 416].
16. Субботник
(трудовая акция)- ограниченная по месту и времени специально
организованная предметно-практическая трудовая деятельность детей.
Термин субботник не является научным, однако, он результат
культурно-исторического процесса, поэтому его использование вполне, на наш
взгляд допустимо. Сам по себе субботник может и предполагать игру, однако
возможно превратить уборку территории, закрепленной за коллективом младших
школьников, в секретную миссию по задержанию диверсантов — фантиков.
Интересным представляется описанное С.П. Афанасьевым и С.В. Комориным
отрядное дело — «Бунт» [8, с. 10], сочетающее в себе митинг и трудовую
акцию.
17. Изготовление выставки (газеты, книги,
летописи и т.д.)- специально организованная деятельность по созданию экспонатов
или информационного продукта для последующей демонстрации кому-либо [8, с. 7,
8]. Функции участников взаимодействия ярко просматриваются, если учесть, что в
основе данной формы лежит предметно-практическая деятельность. Именно поэтому
логично предположить, что при изготовлении выставки необходимы те, кто
организует совместное и индивидуальное творчество и те, кто непосредственно
выполняет задания. С точки зрения организации пространства и времени видно, что
эта форма является дискретной. В воспитательных целях изготовление выставки,
газеты, летописи и т.д. может использоваться для приобретения детьми опыта
деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений, а также для
отдыха.
18. Подготовка к представлению —
специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и
реализации замысла какого-либо концерта, спектакля и т.п. Возможно
выделение каждого этапа, как отдельной формы работы: придумывание
(разновидности: «мозговой штурм», «принудительное ассоциирование»,
«классификация» и т.п.), реализация замысла (репетиция). Как правило,
данная форма рассматривается как первая часть представления [8, с. 5, 11]. На
наш взгляд, это не совсем правильно, так как режим (структура) взаимодействия в
достаточной степени отличаются.
19. Ситуационно-ролевая игра как форма
воспитательной работы — это специально организованное соревнование в
решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников,
исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и
регламентированное правилами игры. В наших работах представлены разновидности
ситуационно-ролевой игры: малая игра (МИГ), большая ролевая игра (БРИГ),
игра-эпопея. Как показывает наш опыт практического использования и
эмпирического изучения ситуационнорролевой игры, последняя характеризуется тем, что. Во-первых, участники
деятельности выполняют функции — игроков (в малой игре от 13 до 20,
оптимально 15, в большой игре от 30 до 300 и более, в игре эпопее 100- 700),
организаторов, чаще называемых «мастерами игры», функция зрителей для данной
формы не предусмотрена. С помощью ситуационно-ролевой игры можно развивать
коммуникативные способности, способствовать самопознанию и самоопределению
участников как субъектов взаимодействия, стимулировать интерес к познавательной
деятельности в сфере истории, литературы, культурологии
и т.д. По времени оптимально, что бы малая ситуационно-ролевая игра (игровое
ролевое взаимодействие) длилась от одного часа до двух, большая до 12 до 3
суток, игра-эпопея одну-две недели. Классический
вариант проведения данной формы предполагает ознакомление участников с
правилами игры, общей легендой и индивидуальными вводными, непосредственно само
игровое ролевое взаимодействие, обмен впечатлениями после игры. Наша
собственная опытно-эспериментальная работа
свидетельствует, что эффективность использования ситуационно-ролевой игры
обеспечивается следующим алгоритмом: авансирование, информирование,
опробование, индивидуальное ориентирование, инструментирование,
игровое ролевое взаимодействие, вербализация игровых ощущений, реконструирование (анализ), рефлексия, упражнение в
коммуникации.(Подробно см. 16, 25, 26).
Весьма интересным в плане происхождения
ситуационно-ролевой игры как формы детского времяпрепровождения представляется
следующая выдержка: «Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине
В.И.Сурикова (по непосредственным наблюдениям художника), бытовало
преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в равной
мере и элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и
катание с ледяных гор, участием молодежи в строительстве специального
сооружения... Одна партия занимала крепость. Другая —
шла на приступ. Осаждающие были конными и пешими. Последние лезли на стену,
срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной поверхности, а верховые должны
были по одному прорваться в ворота. Осажденные
метлами, хворостинами, нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить
отступить обратно... Потом победители шли торжественно по селению...»[17,
с.340].
20. Продуктивная (инновационная) игра —
совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению
какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в т. ч. и
специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных
результатов. Специалисты при характеристике продуктивных игр наделяют их рядом
черт:
— наличие сложной задачи, принципиально новой
для участников игры;
— разделение участников на небольшие (8 —
12 человек) группы, которые поэтапно разрабатывают варианты решения
поставленной задачи;
— прохождение каждой группой всех процедур
(диагностика задачи, диагностика ситуации, диагностика и постановка проблем,
определение целей, выработка решений, разработка проекта, разработка программы
реализации) в ходе игры с обсуждением результатов работы группы на общей
дискуссии после каждой процедуры;
— наличие в каждой группе консультанта,
специальным образом организующего работу группы с использованием
соответствующих логико-технических, социально-технических и психологических
средств.
Как правило, алгоритм продуктивной игры
предполагает следующие процедуры: общий сбор-старт (постановка проблемы,
объяснение правил), работа по группам, общий сбор-финиш (подведение итогов).
Поэтому продуктивная игра может считаться достаточно сложной формой, так как
она включает в себя в качестве промежуточной или итоговой процедуры такую форму
как «Защита проектов».
Объединяет все формы статично-динамичного типа
то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, процедуры (способы)
движения могут быть жестко или не жестко заданы.
Формы воспитательной работы
типа «путешествие»
Третьим выступает такая разновидность, как «путешествие», или, в нашей
интерпретации, динамико-статичный
тип форм воспитательной работы. К этому типу мы относим такие известные формы,
как игра-путешествие, экскурсия, поход, парад (карнавальное шествие).
Источником возникновение такой разновидности форм являются путешествия как
таковые: выход на охоту, поездка на ярмарку, путешествие на богомолье, на
заработки, переселение на новые земли и так далее.
«Путями-дорогами крестьян, уходивших на время из
родной деревни для заработков на стороне, пересечена была Россия во всех
направлениях. Уходили на близкие, дальние и очень далекие расстояния, с севера
на юг и с запада на восток. Уходили, чтобы вернуться в намеченный срок, и
приносили с чужих земель не только деньги или купленные вещи, но и множество
впечатлений, новых знаний и наблюдений, новых подходов к жизни... В отход
отправлялась преимущественно уужская молодежь, даже
подростки — до солдатской службы. Иногда уходили и девушки: няньками,
кухарками в рабочих артелях земляков... ..»[17, с.259].
«...Русский крестьянин не только до Дальнего
Востока доходил, осваивал землю в трудных условиях, и в благодатных южных
степях разворачивал многоплановое хозяйство, да еще пробивался в сословие
казаков...»[17, с.258].
«...В деревне Долголаптеве Орловского уезда в
первой половине 70-х годов 19 века хлеб в поле побивало градом в течение трех
лет подряд. Мир принял решение отправить от себя странников по одному человеку
от каждого двора» [17, с.180].
Следует отметить, что имитация путешествия давно
и прочно вошла в народную культуру. Многие деревенские праздники, по
свидетельству М.М.Громыко, сопровождались шествиями. Это «колядки», хороводное
передвижение на Троицын день, хождение из дома в дом перед Рождеством и другими
праздниками. Вообще, ритуальное шествие является одной из древнейших форм
отправления религиозных культов.
Остановимся более подробно на формах
воспитательной работы рожденных из путешествия и его имитации.
21. Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра»,
«игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Мы прибегли
к определению С.П. Афанасьева, так как он кажется наиболее удачным. Назначение
игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:
- для информирования воспитанников;
- служить средством отработки каких-либо умений
(организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
- предназначаться для контроля соответствующих знаний,
умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием
соревнования между командами участницами;
- способствовать осознанию взглядов, отношений или
ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,
- организации коллективного планирования деятельности
коллектива.
Игра-путешествие, применяемая как форма
организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения
коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
Рассмотрим набор актов, ситуаций и процедур
взаимодействия, характеризующих игру-путешествие. Главное, что отличает
игру-путешествие, является процедура целенаправленного движения групп
участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из
вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько
модификаций игры- эстафеты. Первая модификация — маршрутный лист четко
обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая — в
маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и
местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по
определенной территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное
время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация —
порядок движения известен только проводнику. Возможны модификации
игры-путешествия по количеству участников в командах. Игра-путешествие может
предполагать участие команды, состоящей из одного-двух
человек, а может — и до восьмидесяти. Особая процедура — это
передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в
качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут
двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в
сумерках на свет фонарика).
Следующая по значимости процедура состоит в
организации деятельности на площадке. Деятельность на площадке может быть
организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания,
спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения
командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро
утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок,
рассчитанных на восприятие информации, с такими,
которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще, организаторам
игры-путешествия можно посоветовать разработать эмоциональную партитуру
деятельности и строго («по нотам») разыграть ее в ходе игры-путешествия. Общую
организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие
на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.
Третья процедура — это общий сбор
участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали
процедуру первого сбора — «сбор-старт», а последнего — «сбор-финиш».
На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя
легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки
результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги,
награждаются (если необходимо) победители.
Реализация игрой-эстафетой педагогической цели
зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей
деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к
восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку
понятных для школьников задач. Последействие должно создать условия для выхода
эмоций (как положительных, так и отрицательных), и, кроме того, содержать
подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.
Таким образом, алгоритм проведения
игры-путешествия включает в себя:
1) подготовку участников к восприятию
игры-путешествия;
2) сбор-старт;
3) движение команд по маршруту;
4) участие команд в организуемой на площадках
деятельности;
5) сбор-финиш;
6) организация последействия.
22. Экскурсия — специально организованное передвижение
участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. А.Е.Сейненский предлагает
понимать под экскурсией «форму организации учебно-воспитательного процесса,
позволяющего проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в
естественных условиях или в музеях, на выставках и проч.» [38, с.609]. Автор
указывает, что «для успешного проведения экскурсии необходимо составить
подробной план, разработать маршрут, сформулировать задания и вопросы для
учащихся». А.Е. Сейтенский так определяет функции
участников экскурсии: с одной стороны -организация
наблюдений, консультирование, сообщение необходимых сведений, с другой —
самостоятельное наблюдение, ведение записей, фото и видеосъемки, магнитофонных
записей.
Как показывает анализ литературы, наиболее часто
упоминаются авторами учебные, производственные и краеведческие экскурсии.
Экскурсия может быть и шутливо-ироничной.
Подобный вариант ее проведения («Закоулочная
экскурсия») описан С.П. Афанасьевым и С.В. Комориным
[8, с. 19].
23. Экспедиция — коллективное путешествие куда-либо, посещение каких
либо объектов с исследовательской целью. Родство экспедиции с экскурсией
и походом несомненно, мы бы даже позволили себе
заметить, что экспедиция занимает среднее положение, между этими двумя формами.
В Российской педагогической энциклопедии экспедиция кратко характеризуется в
статье об экскурсии. Однако, мы бы все же рискнули
настаивать на тезисе о самостоятельности экспедиции как отдельной формы
воспитательной работы. Это связано прежде всего с тем,
что нам представляется существенным отличие между наблюдением (экскурсией) и
исследованием (экспедицией), что же касается похода, то последний может быть
просто развлечением.
24. Поход — дальняя прогулка или
путешествие [32, с.573], специально организованное передвижение на определенное
(достаточно протяженное) расстояние, в ходе которого предполагаются остановки
(привалы).
Поход как форма воспитательной работы, по мнению
Ю. Козлова и В.Ященко, обладает рядом педагогических потенциалов. Во-первых,
использование похода позволяет осуществлять диагностику личности и коллектива.
Совместное путешествие может привести к улучшению межличностных отношений в
группе. В-третьих, при определенном педагогическом обеспечении в результате
похода происходит расширение кругозора его участников. И
наконец, формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию
пространства охваченного движением группы.
Характерной чертой всех форм воспитательной
работы типа «путешествие» является наличие оформление схемы маршрута. В
игре-путешествии, как и в походе схема движения обычно
называется маршрутным листом. Однако, в первом случае маршрутный лист во
многом — атрибут игры.
В походе маршрутный лист необходим —
указывают Ю. Козлов и В.Ященко, как один из способов профилактики в обеспечении
безопасного проведения похода; документ группы на маршруте, дающий в частности,
право льготного проезда на железнодорожном транспорте; отчетный документ,
который является основанием для оформления туристских значков и разрядов.
При проведении похода трудно переоценить
значение безопасности жизни и здоровья участников путешествия. Обеспечить
безопасность можно в случае:
- соблюдение всеми участниками похода правил техники
безопасности,
- правильной организацией питания,
- грамотной организацией движения группы,
- обеспеченность необходимым снаряжением (в том числе
и медицинской аптечкой) и одеждой, соответствующей сезону.
Большую роль в реализации воспитательных
возможностей похода и обеспечении безопасности жизни и здоровья участников,
играет подготовительная работа. Являясь самостоятельной частью воспитывающей
деятельности, подготовительная работа представляет собой совокупность отдельных
форм. Так, подготовительная работа, направленная на увеличение познавательного
эффекта похода может включать беседу, исследовательские задания, заочное
путешествие (по карте предстоящего маршрута). Накануне похода проводятся также
инструктаж по технике безопасности, упражнения в выполнении ряда предстоящих
участникам действий.
По итогам похода желательно провести ряд
мероприятий: беседа — обсуждение итогов похода, просмотр кино(фото) видео материалов, отснятых в ходе путешествия,
оформление выставки, альбома и другие.
25. Парад (карнавальное шествие)- ритуальное передвижение участников с целью
демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в
настоящее время используется достаточно редко, хотя долгое время была
непременным атрибутом празднования в школе 23 февраля. В лагерях
старшеклассников Костромской области карнавальное шествие нередко предваряет
собой праздничное гуляние (ярмарку). В этом случае каждое временное объединение
изображает делегацию какой-либо экзотической страны. Наиболее выигрышно выглядят,
пусть даже несколько в комично утрированном изображении группы изображающие
индийцев, шотландцев, японцев или китайцев, испанцев, швейцарцев или баварцев,
аборигенов Аляски и т.п.
Завершая краткий обзор фронтальных форм
воспитательной работы, мы не можем не поделиться некоторыми мыслями.
Во-первых, культурно-исторический анализ
массовых форм воспитательной работы создает впечатление, что некоторые
устойчивые конструкции взаимодействия, возникшие в ходе эволюции совместной
деятельности взрослых были переданы в «общественный инкубатор». В
общественном инкубаторе они стали предметом обработки специалистов в сфере
воспитания. Эти устойчивые конструкции — формы воспитательной работы обрабатываемые педагогами, продолжают нести
информацию прежних поколений.
Во-вторых, идея профессора М.И. Рожкова о том,
что при определении методов воспитания ключевое понятие «взаимодействие»,
находит, на наш взгляд, подтверждение в предложенной нами классификации
фронтальных форм воспитательной работы. Кроме того, становится весьма значимым
его мысль о бинарности методов воспитания. Вообще, мы
полагаем, что метод воспитания — это способ педагогического управления
взаимодействия ребенка с окружающей средой. Рассуждая
таким образом, можно выделить несколько групп бинарных оппозиций. Первая:
- демонстрация педагогом — исследование ребенком,
- демонстрация педагогом — восприятие ребенком,
- демонстрация ребенком — восприятие педагогом,
- демонстрация ребенком — исследование педагогом.
Вторая:
- взаимодействие «человек — человек» (совместная
коммуникация) — взаимодействие «человек -предмет»
(предметная деятельность),
- созидание — развлечение.
В-третьих. Если иметь в виду, что технология
воспитательной работы это — идеальная модель решения некой совокупности
близких педагогических задач, представляющая алгоритм действий и операций,
основанный на определенном психолого-педагогическом механизме, то явно видна
близость технологии и формы организации деятельности, просматривается связь
технологии и метода, формы и метода. Несколько утрируя, можно утверждать, что
ограниченный по месту, времени, содержанию взаимодействия и участникам метод
становится формой или технологией (при определенной детализации).
1. Афанасьев С.П. Методика организации
конкурсных программ// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 1.-С. 57-61.
2. Афанасьев С.П. Методика проведения
творческих конкурсов// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 2.-С. 67-71.
3. Афанасьев С.П. Методика организации
интеллектуально-познавательных игр// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№
3.-С. 72-76.
4. Афанасьев С. Новый год в Простоквашино. Новогодняя театрализованная программа по
мотивам сказки Э. Уппенского для младших школьников.
// Новогодняя сказка. — Выпуск № 2 .- Кострома: МЦ «Вариант», 1993.
5. Афанасьев С. Новый год в международном
аэропорту. Праздничная программа для старшеклассников// Новогодняя тусовка. Выпуск № 4, Кострома: МЦ «Вариант», 1994.
6. Афанасьев С. Зимняя ярмарка. Новогодняя
программа для младших школьников // Новогодняя сказка. — Выпуск№ 5 — Кострома: МЦ «Вариант», 1993.
7. Афанасьев С.П. Последний звонок: Как
организовать праздник для выпускников: Методическое пособие. — Кострома, 1995.
8. Афанасьев С.П., Коморин
С.В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел».
Методическое пособие. — Кострома: РЦ НИТ «Эврика-
М», 1998.-112с.
9. Афанасьев С.П. Первый звонок: Что делать
в школе 1 сентября: Методическое пособие. — Кострома: «Эврика-М», 1999.-112с.
10. Афанасьев С. Новогодняя дискотека «На
волнах «Европы — плюс»: Праздничная дископрограмма для старшеклассников. // «Новогодняя тусовка».- Выпуск № 1.- Кострома: М.Ц. «Вариант», 1994.
11. Байбородова
Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие.
Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.
12. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная
педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и
индустриально-педагогических техникумов. -Екатеринбург:
Деловая книга, 1996.
13. Бильгельдеева
Т.Ю Новогоднее приключение Петушка- Золотого Гребешка. Новогоднее представление у елки для младших школьников по мотивам русских народных
сказок. // Новогодняя сказка — Выпуск № 1.- Кострома: МЦ Вариант, 1993.
14. Гагарина И. Новогодняя школа
спасателей. Новогодняя игра-путешествие для младших школьников по мотивам
диснеевских мультсериалов // Новогодняя сказка. — Выпуск № 8.- Кострома:
М.Ц. «Вариант», 1993.
15. Гиндис Б.
Вечерний огонек. — ВДЦ «Орленок», 1998.
16. Грознов С.
Новый год в НИИЧАВО (Научно-исследовательском институте чародейства и
волшебства). Новогодняя сюжетно-ролевая игра для старшеклассников по мотивам
повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». // Новогодняя тусовка.- Выпуск № 7. — Кострома: Вариант, 1994.
17. Громыко М.М. Мир русской
деревни. — М.: Мол. гвардия,
1991.
18. Дмитриев А. Новогодний бомонд.
Праздничная программа для старшеклассников в новогоднем кафе.// Новогодняя тусовка. — Выпуск № 5.- Кострома: МЦ «Вариант», 1994.
19. Душков Б.А. Психологические проблемы
ритмов в жизни и деятельности человека. Психологический журнал, 1980.- Т. 1.-
№2.
20. Кларин М.В.
Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.:
Арена, 1994.
21. Козлова Ю., Ярошенко В. Поход —
дело серьезное // Учительская газета.- 1999.- №6 (9723).- С. 17.
22. Коморин С.
Новогодний детектив: Праздничный КВН для
старшеклассников. // «Новогодняя тусовка. —
Выпуск № 9.- Кострома: МЦ «Вариант», 1994.
23. Коровкина
Т.Е., Куприянов Б.В. Коллективные формы
воспитательной работы с подростками и старшеклассниками: игра-путешествие. //
Вестник КГПУ имени Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. 1997. — №
4.
24. Куприянов Б.
Новогоднее путешествие по сказочному лесу Новогодняя игра-путешествие для
младших школьников // Новогодняя сказка. — Выпуск №.4.-Кострома: М.Ц.
«Вариант», 1993
25. Куприянов
Б.В., Илика А.А. Коммуникативная ситуационно-ролевая
игра для старшеклассников «Яхта» . Методическая
разработка. — Кострома: Вариант, 1995.
26. Куприянов
Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в
социальном воспитании старшеклассников. — Кострома: КГПУ, 1998.
27. Куприянов
Б.В. В замке короля Грегора.: Новогоднее представление у елки для младших школьников по мотивам мультсериала
«Приключения мишек гамми».- // Новогодняя сказка.
Выпуск №4.- Кострома: М.Ц. «Вариант», 1993.
28. Куприянов
Б.В. Новогодняя ассамблея: Праздничная историческая программа для
старшеклассников в новогоднем кафе // Новогодняя тусовка.-
Выпуск № 6.- Кострома: М.Ц. «Вариант», 1994.
29. Куприянов
Б.В. Новогодние приключения Алисы Селезневой и ее друзей: Новогодний спектакль
для младших школьников по мотивам произведений К. Булычева
с детективным началом и счастливым концом. — // Новогодняя сказка. —
Выпуск № 10.- Кострома: М.Ц. «Вариант», 1993.
30. Лутошкин А.Н.
Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: Педагогика, 1988.-128с.
31. Новиков С. Свежие приключения Буратино,
или Новый год в стране шоу-бизнеса. Спектакль-мюзикл для старшеклассников. //
«Новогодняя тусовка».- Выпуск №..- Кострома: М.Ц.
Вариант, 1994.
32. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый
словарь русского языка. — М.: Азбуковник, 1997.
33. Пигилова Т.А.
Народная культура. «Русский дом».- М.: Русское поле, 1993.
34. Поляков С.Д. О педагогической
инноватике.- М., 1990.
35. Поляков С.Д. Психопедагогика
воспитания. — М: Новая школа, 1996.
36. Садко П. Новый год на Дерибасовской: Праздничная ярмарка-гуляние для
старшеклассников// Новогодняя тусовка.- Выпуск №3,
Кострома: МЦ «Вариант», 1994.
37. Садко П. Двенадцать месяцев. Новогодняя
конкурсная программа для младших школьников. //Новогодняя сказка. — Выпуск№ 6.-Кострома: М.Ц. «Вариант», 1993.
38. Сейненский А.Е.
Экскурсия // Российская педагогическая энциклопедия в 2тт..- Т.2.-
М.: Большая российская энциклопедия.-1999.- С.609-610.
39. Титова Е.В. Если
знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для
учителя. — М.: Просвещение, 1993.
40. Уманский Л.И. Психология организаторской
деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980.
41. Чередов И.М.
Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. —
М.: Педагогика, 1997.- 152с.