Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

Д. Н. Лебедев

 

В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЕД, ПИОНЕРИЯ

Размышления об истории и современных проблемах пионерского движения в преддверии его юбилея

 

Печатается по: http://mgpo.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=34&Itemid=68

 

 

 

Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошлом, что-то неся на своих крыльях в будущее. В мае 2007 года исполняется 85 лет пионерскому движению нашей страны.

Вряд ли этот юбилей Пионерии станет таким же, воистину всенародным праздником, какими они бывали когда-то. Впрочем, совсем незамеченным он пройдёт тоже едва ли. Всё-таки, пока ещё старшие поколения наших сограждан прошли через пионерскую организацию и в целом, как показывают исследования и опросы, большинство отзывается о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация, наподобие пионерской», была бы нужна и сейчас. А кроме того, сегодня, спустя более чем 15 лет после прекращения деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, уже никто не сможет сказать (как говорили ещё недавно), что, мол, пионерам жить осталось недолго. Мы выстояли, доказали, что Пионерия и не была, и не является случайностью в жизни нашего общества, что корни у неё глубокие, а идеи, лежащие в основе её жизнедеятельности – серьёзные и не потерявшие актуальности поныне. Собственно, это и является главным итогом прошедших полутора десятилетий для пионерского движения страны.

Так что, праздник состоится. А уж размышления и рассуждения по этому поводу будут звучать обязательно, хотя и различные. Кто-то упомянет о пионерах лишь для того, чтобы лишний раз боднуть наше прошлое, кто-то с грустью вздохнёт, вспомнив своё пионерское детство, такое отличное от детства большинства современных подростков. Кто-то станет «извлекать уроки» (и какие разные это будут уроки в зависимости от того, кто их станет извлекать!), а кто-то просто скажет своим детям и внукам: «Я был пионером, чем и горжусь!». Для нас, пионерских работников, вожатых и Инструкторов Пионерии, предстоящий юбилей – хороший повод поднять пионерские проблемы перед широким кругом наших сограждан, и, в первую очередь, педагогов, ведь как исследования, так и наша каждодневная практика показывают: лишь очень немногие из них имеют достаточно ясное преставление о том, что же такое есть сегодня пионерская организация, кто же такой сегодня пионер. А так хочется, чтобы современная Пионерия не была, так сказать, «неизвестным науке зверем»! Решению этой задачи и посвящена настоящая статья. Пусть для читателей она станет «информацией к размышлению». Мы же постараемся показать, что «хорошо забытое старое» вовсе не обязательно означает устаревшее. И начнём мы с краткого исторического очерка. Не будем забывать: пионерское движение занимало центральное положение в отечественном детском общественном движении в течение почти всего XX века, а значит, нельзя допустить, чтобы гигантский позитивный опыт 20 – 90-х годов пропал втуне и не был творчески использован в настоящее время. Мы попробуем в самом общем виде очертить исторический путь развития Пионерии, обращая особое внимание на те трансформации пионерского движения, которые были характерны для него на всём пути его исторического развития. Эти трансформации видятся нам реальными вехами истории Пионерии, в немалой степени детерминированными ситуацией в стране, логикой, особенностями современного им общественного развития.

Такой подход важен, на наш взгляд, ещё и потому, что многие, не только критики, но и друзья Пионерии, грешат отсутствием видения логики её развития, полагая, в частности, что Пионерия 20-х и, скажем, 80-х годов - явления совершенно идентичные. Думается, на самом деле, всё было значительно сложнее, не говоря уже о современном этапе развития пионерского движения, на который мы обратим особое внимание. Итак…

 

1.

Пионерские группы появились в нашей стране в начале 20-х годов ХХ века. Появились они не на пустом месте: при их создании учитывался опыт ранее существовавших организаций детей рабочих, внешкольных, творческих коллективов, а также опыт скаутских организаций России. Первые пионерские отряды начали создаваться в феврале 1922 г. в Москве. 13 февраля на базе 16 типографии на Красной Пресне прошёл пионерский сбор, как считается, первого (или одного из первых) отряда. Им руководил бывший скаутмастер, комсомолец Михаил Стремяков. С конца зимы 1922 г. пионерские отряды в Москве создавались в разных её районах. Днём рождения Пионерии считается 19 мая 1922 года. В этот день II-я Всероссийская конференция РКСМ постановила распространить опыт деятельности московских пионеров на всю страну.

Пионерская организация изначально задумывалась как авангардная организация детей трудящихся, ориентирующаяся в своей жизнедеятельности на идеологию и созидательную практику советского государства. В 20-ые годы пионерские объединения функционируют как объединения чаще всего внешкольные: при клубах, на предприятиях, по месту жительства. Они активно включаются в социально значимую деятельность взрослых: участвуют в борьбе с беспризорностью и неграмотностью, внедряют культуру в детскую среду, принимала участие в других важных для страны начинаниях.

Появляются пионерские газеты («Ленинские искры», «Пионерская Правда» и другие), журналы («Барабан», «Пионер», «Вожатый» и пр.). Создаются пионерские лагеря (в 1925 г. открыт знаменитый «Артек»), Дома пионеров… Число пионеров растёт. Если в 1922 г. их было около 4 тысяч, то в начале 30-х годов - уже 6 миллионов.

Пионерские объединения в этот период развиваются относительно свободно, хотя их самостоятельность изначально была ограничена «привязанностью» к Комсомолу, что, впрочем, можно объяснить, исходя из анализа конкретно исторической ситуации того времени. Взлёты чередуются со спадами. Причинами последних стало и отсутствие необходимого количества квалифицированных вожатских кадров, и копирование форм работы взрослых, и погоня за количественным составом организации.… Но постепенно, к концу 20-х годов ситуация стабилизируется. В 1929 г. проходит первый Всесоюзный пионерский Слёт в Москве. Он, как бы, итожит первый период в истории Пионерии - период становления пионерского движения (подчеркнём, скорее всё-таки пока движения).

С начала 30-х годов начинается второй этап пионерской истории в нашей стране. Пионерское движение постепенно трансформируется во Всесоюзную организацию, получившую ещё в январе 1922 г. имя В.И.Ленина. Данный этап стал особо знаменателен началом процесса введения пионерской организации в школу (Постановления ЦК ВКП (б) апрель 1932 и Коллегии Наркомпроса май 1932 г.), что было, конечно, удобнее для организации пионерской работы. Под школьной крышей объединялись все воспитательные институты общества, что было и логично, и, по видимому, целесообразно для своего времени. Но имелись в этом и свои «но». Именно с 30-ых годов начинается процесс постепенного огосударствления пионерской организации, «сращивание» её с системой образования, что грозило потерей детской общественной организацией своего самодеятельного характера. Об этой опасности предупреждала тогда Н.К. Крупская, которая считала: самое страшное, что может произойти с пионерской организацией – это превращение её «из организации самих детей в организацию для детей».

Перевод пионерских объединений в стены школы, структурирование всесоюзной организации и постепенное превращение её в организацию массовую, причём с всё более выраженными чертами организации государственной знаменовал первую серьезную трансформацию Пионерии. Теперь уже труднее стало говорить об авангардном характере организации (массовая организация неминуемо теряет эту характеристику). А опасность утраты организацией самодеятельных начал стало характерной особенностью этого и последующих этапов развития пионерского движения. В то же время, базовые пионерские ценности: созидательный характер жизнедеятельности, коллективизм, товарищество отношений, и пр. сохранялись.

Немало славных дел на счету Пионерии 30-х: Всесоюзные пионерские экспедиции, участие в поддержке курса на индустриализацию, коллективизацию и «культурную революцию», осуществлявшегося в СССР. Пионеры собирали средства на займы индустриализации, передавали радиоприёмники в деревни, собирали библиотечки книг для сельских школ, занимались спортом.… С 1936 г. организуются первые всесоюзные военно-спортивные игры и соревнования за обладание оборонными значками. Много интересных начинаний родилось внутри самой Пионерии. Вспомним, хотя бы, движение по бескорыстному оказанию помощи людям - тимуровское движение, «подсмотренное» и ярко описанное А.П. Гайдаром в своих повестях. Издание «Тимура и его команды» в 1940 г. стимулировало активное его развитие по всей стране.

В годы Великой Отечественной войны, безусловно, вынужденно происходит вторая трансформация Пионерии и, по нашему мнению, начинается третий этап её истории. Он характеризуется свёртыванием самодеятельных начал детской организации, ещё большей степенью сливания её с другими общественными и политическими институтами государства и общества, прежде всего, со школой, что в условиях войны было вполне объяснимо. В те грозные годы пионеры активно участвуют в борьбе с фашистами. В тылу они собирали средства в фонд обороны; работали на предприятиях и на колхозных полях, заменяя ушедших на фронт взрослых. Ребята собирали дикорастущие лекарственные растения, помогали ухаживать за ранеными бойцами, выступали в госпиталях с концертами; отправляли тёплые вещи для воинов. Занимались и другими важными делами. Многие подростки-пионеры сражались с врагом на фронте и в партизанских отрядах. Только медалями «За оборону Москвы» было награждено более 20 тысяч юных ленинцев. Четверо пионеров: Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей и Валя Котик были удостоены звания Герой Советского Союза. А сколько героев было взращено довоенной ещё Пионерией, тех, кто в рядах армии и трудового фронта вносил свой вклад в дело победы! И Победа пришла!

Общеизвестно, война нанесла колоссальный урон стране. Нанесла она серьёзнейший ущерб и Пионерии. Думается, в первое послевоенное десятилетие до детской организации руки толком ни у кого не дошли - шла титаническая работа по восстановлению из руин городов и сёл. А ситуация в пионерской организации страны была непростой. Как свидетельствуют историки детского движения, по сути дела самодеятельной детской организации не стало. Существование в стенах школ детей в красных галстуках превратилось в, своего рода, традицию, что ли. Тенденции же огосударствления Пионерии усилились. Именно в этот период Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина (ВПО) превращается в сверхмассовую организацию. Так начинался новый этап в пионерской истории.

Рубеж 50-х – 60-х годов XX века частенько именуется периодом «оттепели». Отразилось это, в какой-то мере, и на Пионерии. Решения 8-го Пленума ЦК ВЛКСМ (1957), в которых прозвучала серьёзнейшая тревога по поводу утери ВПО имени В.И. Ленина своей сущности как самодеятельной организации детей, положили начало стимулированию в ней самодеятельных начал. В этот период по-иному заработали Советы пионерской организации, появились пионерские штабы и другие формы привлечения ребят к управлению делами своей организацией, был открыт Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок», который многие годы был настоящей «лабораторией передового опыта» и школой актива. Едва ли случайностью в этой связи является и появление именно тогда педагогической системы, связанной с именем И.П. Иванова, одним из стержней которой является методика коллективной творческой деятельности, больше известной как «Коммунарская методика». Эта система и эта методика задумывалась автором как инструментарий по активизации самодеятельного потенциала детской организации, что было крайне важно и актуально.

В 1962 г. после долгого перерыва прошёл второй Всесоюзный пионерский Слёт. В этом году в рядах Всесоюзной пионерской организации было объединено более 18,5 миллионов юных ленинцев. В 1967 году Положение «О Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина» закрепило основы организации на этом этапе её развития.

Пионеры конца 40-х – 60-х провели немало важных пионерских дел: поисковые экспедиции, движение «Украсим Родину Садами!» (1947), всесоюзное соревнование отрядов за право называться «Отряд – спутник семилетки» (1959-1962); «Пионерскую двухлетку» с её трудовыми акциями. Вспомним, именно в эти годы по инициативе костромских пионеров появилось движение «Зон пионерского действия», трудовая Операция «Пионестрой» (1966), инициаторами которой были пионеры Ленинграда, Операция «Чукотка» по строительству дворца пионеров в Анадыре, проводившаяся по призыву Московской городской пионерской организации с 1969 по 1974 годы и многое, многое другое. Тогда же, в 60-ые годы по инициативе газеты «Пионерская Правда» взяли старт спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба» и др., стала проводиться Всесоюзная военно-спортивная игра «Зарница» (1967)…

Активная и творческая пионерская деятельность продолжалась и в 70 – 80-е годы. В эти годы реализовывались комплексные программы пионерской жизнедеятельности под названием «Марши пионерских отрядов» (1970-1982) и «Марши юных ленинцев» (1982-1987). Эти программы ориентировали ребят на созидание, способствовали становлению их гражданственности, развитию творчества, помогали формировать товарищеские отношения в коллективах… Однако, позитивного потенциала, заложенного в решениях 1957-1967 годов, хватило лет на 15. В середине 80-ых годов начинается новый, «предкризисный этап» развития советской Пионерии. Постепенно накапливались противоречия. Какие? В самом общем виде, следующие:

ВПО имени В.И.Ленина занимала определённое место в общественно-политической структуре советского общества, являясь её «младшим звеном». Выполняя социальный заказ советского общества, все годы своего существования организация участвовала в важнейших общественно значимых делах, связанных с деятельностью взрослых. Вместе с тем, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной и, по существу, государственно-общественной организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х годов ВПО насчитывала в своём составе около 20 миллионов детей), организация постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию (при явно недостаточных силах и средствах, вкладываемых в неё), что порождало проблемы, усугублявшиеся кризисными явлениями в разных сферах жизни советского общества. Всё это свело на «нет» попытки совершенствования системы жизнедеятельности организации, предпринимавшиеся в этот период (новые элементы в последних программах «Марша юных ленинцев», например «Пионерская поверка», «Пионерское слово – пионерское дело – пионерская честь»; решения Всесоюзной Конференции пионерских работников - март 1990, в которых намечался целый комплекс мер по реформированию организации и др.). Не удалось перестроить и отношения взрослых и детей в организации. Пионерские вожатые, которые были, собственно говоря, кадрами органов образования и классные руководители оставались людьми, осуществлявшими «педагогическое руководство», обеспечение деятельности, оставаясь по своей позиции, в массе своей, руководителями и наставниками, но, увы, не старшими товарищами пионеров, членами самой организации. Передовой же опыт пионерских коллективов оставался лишь каплей в море.

Вместе с тем подчеркнём особо, ВПО имени В.И. Ленина была одной из немногих социально-политических (по тогдашнему определению) структур советского общества, которая и проявляла готовность к изменениям, и производила изменения, необходимые для её дальнейшего функционирования в стремительно изменяющейся тогда жизни. Это доказывает, в частности, анализ важнейших документов того времени: Нового Положения о ВПО имени В.И. Ленина (1986), Проектов (Концепций) обновления Всесоюзной пионерской организации (1987-1990) – а их было с полдюжины.  О новых веяниях свидетельствовал ход и решения IX Всесоюзного пионерского Слёта (1986), Сбора активистов перестройки (1987). Постепенно изменялся и характер руководства организацией со стороны ЦС ВПО имени В.И. Ленина, переходившего от директивного управления к существенно более демократичному стилю. А «Программы сотрудничества» (1990) – это новый подход к деятельности! Более того, на страницах газеты «Пионерская Правда» прошла общепионерская дискуссия о будущем Пионерии, в ходе, которой и ребята и взрослые активно выступали, с одной стороны за сохранение пионерской сущности организации, а с другой – за более самодеятельную и самостоятельную, не всеохватную по составу организацию, в которой бы нашлось место и системе взрослого членства, и новым творческим формам и методам работы, и разновозрастным отрядам, и профильным пионерским коллективам, и детским палатам Советов пионерской организации, и многому другому, безусловно, важному и нужному для дальнейшего развития организации. Да, сколько же нового, интересного и продуктивного было предложено, проговорено и предположено!

Оглядываясь сегодня назад, вспоминая то спрессованное до предела время, автор этих строк, бывший непосредственным участником тех событий, с горечью отмечает: эта, очередная трансформация Пионерии, могла бы завершиться успешно, если бы не разрушительные для советского общества и государства процессы конца 80-х – начала 90-х годов XX века. Именно на фоне, проходивших в стране глобальных, деструктивных процессов, произошёл переход из предкризисного состояние пионерского движения в кризисное, нарастание кризиса Пионерии, как части общего кризиса нашего общества. Мы, пионерские работники, видели подавляющее воздействие внешних обстоятельств на детскую организацию. И у нас не хватило (видимо и не могло хватить) сил парировать удары, сыпавшиеся на неё. В результате Х Всесоюзный пионерский Слёт, проходивший осенью 1990 года (на Слёт приехали делегации уже не пионерских республиканских детских организаций Молдовы – «Ватра», Армении – «Уйс», Грузии…), 1 сентября преобразовал ВПО имени В.И.Ленина в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организаций) СССР, по сути дела, уже новую, смешанную по своему составу детскую, «зонтичную» организацию.

Впрочем, этим актом, который можно было бы охарактеризовать как «исторический компромисс» (на Слёте дискуссировались и варианты объединения только пионеров, а также полного роспуска организации), кризис Пионерии не был разрешён. Он вошёл в свою новую стадию: в длящейся и поныне этап кризиса, в ходе которого решается главное: выстоит ли Пионерия в принципе. Если «да», то, что останется неизменным в основе «пионерских ценностей», а что изменится (поскольку изменяется всё вокруг). И вообще, какой дорогой пойдёт пионерское движение в условиях становления новых экономических, социальных, политических и идеологических отношений в стране и тех процессов, которые идут во вновь ставшем явью детском общественном движении?!

 

2.

Итак, с рубежа 80-90-х годов прошлого столетия стал явью новый этап – этап кризисного развития пионерского движения страны, главной сутью которого стало то, что Пионерия была ввергнута в борьбу за само своё существование. Видоизменилась и форма её существования: снова, как и в 20-ые годы, она стала движением.

Рассмотрим современный этап развития Пионерии чуть подробнее. А для начала, позвольте предложить Вашему вниманию общий обзор ситуации в пионерском движении России и сопредельных стран, конечно, в самом общем виде и без претензии на истину в последней инстанции.

В первую очередь отметим, что оно и сегодня остаётся весомым пластом всего отечественного детского общественного движения. По нашим данным почти 57% подростков (последний раз такого рода исследование нами проводилось зимой 2004/2005 года в 12 российских регионах), причисляющих себя к любым детским общественным формированиям, - пионеры (К слову, общее число подростков, охваченных детским общественным движением в стране невелико, по данным того же исследования, оно в среднем менее 15%, впрочем, некоторыми исследователями называется более скромные цифры и, как нам кажется, они могут быть более близкими к истине, нежели наши).

В России немало областей, краёв и республик, где пионерские организации многочисленны, крепко стоят на ногах и занимают центральное положение в системе регионального детского движения. Достаточно назвать Орловскую, Нижегородскую, Волгоградскую, Курскую, Липецкую, Читинскую области, Башкирию, Краснодарский край… Есть регионы, в которых пионерское объединения не так многочисленны, но они тоже выстояли и действуют. Это, в частности: Смоленская, Московская, Владимирская, Ульяновская, Курганская, Челябинская, Омская области, Ставропольский, Приморский края, республика Марий Эл, Москва… Ну, а кое-где остались лишь «пионерские островки». Однако, не будет преувеличением сказать: не смотря на неравномерность своей географии, локальность и очаговость, в той или иной мере и форме, так или иначе, пионерские объединения действуют почти во всех субъектах РФ.

Есть они и в бывших республиках Советского Союза. В Белоруссии, например, республиканская пионерская организация (БРПО) объединяет в своих рядах даже не десятки, а сотни тысяч ребят и их старших товарищей. Немало пионеров в Украине, Крыму, в ряде республик Средней Азии, Молдове. В Прибалтике и в Закавказье сохранились лишь пионерские очаги. В последние годы, особенно в России, и в Белоруссии, пионерские организации имеют стойкую тенденцию к росту и укреплению. Судите сами: в 1994 году процент пионеров из числа ребят, членов различных детских общественных объединений в исследуемых регионах РФ был лишь около 46%. - рост налицо. БРПО также выросла за эти годы и численно, и качественно. Появились новые пионерские формирования.

Впрочем, следует отметить, что пионерское движение сегодня вовсе не единое и монолитное образование: в России и в ряде других сопредельных стран оно выражено многопластово. Более того, у пионерских организаций и объединений сегодня немало различий. И кое-какие из них носят принципиальный характер. Вот лишь некоторые из них.

Мы встретим и сегодня припартийные пионерские объединения. Их сравнительно немного, но они есть. В то же время, подавляющее большинство пионерских организаций придерживаются позиции неприпартийности. Они не ставят перед собой задачи растить юную смену для какой-либо политической силы общества; воздерживаются от вовлечения детской организации в непосредственную политическую борьбу взрослых.

Мы обнаружим, что пионеры носят даже разные пионерские галстуки, хотя красный цвет пионерских галстуков продолжает прочно занимать доминирующее место в символике пионерских организаций.

Мы увидим, что есть пионерские объединения, базирующиеся, как и прежде, в стенах школы и занимающие в школьной системе определённое место. Иные же строятся практически полностью на внешкольной основе.

Многие пионерские организации давно и прочно взяли на вооружение систему ступеней роста пионера и прочее «хорошо забытое старое»; стали организациями детей и взрослых. Но есть и такие, которые до сих пор имеют верхнюю возрастную границу для детей – членов объединения (12-14 лет).

Есть организации, которые существенно обновили и осовременили содержание работы и свой методический арсенал. А иные – ведут работу, используя лишь традиционные методы и подходы.

Имеются и другие оттенки.

Кроме того, можно выделить пласт организаций и объединений «пионерского типа». Они отказались от названия-символа «пионер», от ряда пионерских традиций, символики, но, если судить по их деятельности, системе отношений и жизнедеятельности, остались во многом на пионерских позициях. Чаще всего такие формирования имеют «пионерских корни». Сама же по себе подобная перестройка многих из них была защитной реакцией на тот прессинг, которому подвергались пионерские объединения в начале 90-х.

Подчеркнём особо: сегодняшние пионерские объединения, да и сами пионеры не во всём похожи на своих предшественников в 20-е, 60-е или 80-е годы. Воистину, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Но, трансформируясь (напомним ещё раз, трансформаций в пионерской истории было немало), пионерские организации в массе своей стараются сохранить то доброе и славное, позитивное и ценное, что было накоплено ими за 85 лет своей истории (у настоящих пионеров вообще принято бережно относиться к своей истории и традициям).

Имеются у нас в целом и в каждом отдельном случае немало проблем. Вряд ли стоит говорить в этой связи и о недостатке денег, кадров, слабости материальной базы и т.п. Это всё банально, хотя и весьма болезненно для нас. Следует сказать вот о чём. С рубежа 80-х - 90-х годов XX века, и особенно после Х Всесоюзного Слёта (осень 1990) начался лавинообразный процесс (и он был в целом объективным) преобразования тогдашних областных и т.д. пионерских организаций в смешанные по своему составу Союзы детских организаций (СДО), Федерации детских объединений (ФДО) и т.п. При этом далеко не всегда выстоявшие пионерские коллективы сохранили своё единство, связи, общие структуры. В результате – специфическое, «пионерское» начало размываться в обобщённом - «детском». Единого же пионерского центра и в значительной части регионов РФ, и в масштабах всей России, и на межреспубликанском уровне до сих пор создать не удаётся. Так вот, разобщённость пионерских формирований, как нам кажется, является сегодня наиболее серьёзной проблемой для дальнейшего развития пионерского движения в целом. Это обстоятельство представляет, по нашему мнению, реальную опасность для самого существования Пионерии как явления, поскольку порождает не только организационную, но сущностную, так сказать, «идеологическую» раздробленность.

Было бы полбеды, если бы речь шла о различных подходах к формам и методам пионерской работы в современных условиях. Здесь и есть смысл, и есть о чём поспорить, есть что поискать, есть над чем подумать. Беда в том, что порой само понимание сути и смысла современного Пионерства у тех, кто работает сегодня, оставив на знамени слово «Пионер», бывает различным, случается, даже противным пионерской традиции, а то и без учёта современной ситуации. В результате, разным становится понимание задач этой детской организации, возможного и допустимого в ней.

Такого рода ситуация в общественном движении взрослых, как известно, не редкость. Объяснима она и у нас, учитывая сказанное выше. Но в пионерском, а значит, детском общественном движении, она особенно опасна, может грозить девальвацией, и даже дискредитацией самой пионерской идеи и пионерского движения как такового. А всё потому, что в подоплёке борьбы часто оказываются интересы взрослых (и взрослых сил), порой весьма далёкие от интересов и потребностей детей и их объединений. Эта опасность нами осознавалась. В течение 90-х годов прошлого века вёлся поиск нового (основанного как на пионерской традиции, так и на понимании того, что с изменениями в обществе, Пионерия не могла не измениться сама), образа Пионера; шла работа по обоснованию характерных черт современной пионерской организации. Вот что получилось у нас.

 

3.

Мы считаем, что Пионерство сегодня (этот термин мы будем часто и разнопланово использовать, говоря об основах современного пионерского движения) – это, прежде всего, образ жизни человека, требующего от него активности и неуспокоенности, стремления к познанию окружающего Мира и самосовершенствованию; творческого поиска и заинтересованности. Заинтересованности в людях и в том, чтобы жизнь вокруг становилась «хоть чуть-чуть чище, краше и добрее». Пионерство как образ жизни неразделимо с такими понятиями, как гражданственность и патриотизм.

Мы считаем, что Пионерство пронизано духом настоящего товарищества, как между детьми, так и между детьми и взрослыми; идеями истинного коллективизма; уважением к личности, стремлением обеспечить каждому широкое поле для человеческого роста, развития и высокой требовательности к человеку. Но требовательности сугубо уважительной.

Мы считаем, что главная, стержневая идея Пионерства – это идея бескорыстной заботы об улучшении своей и окружающей жизни, о людях близких и далёких (в том числе: о своей семье, товарищах, своём коллективе, организации) и, конечно, о себе самом.

Пионерство – это жизненная позиция человека. Вот, как сами ребята в 90-ые годы XX века, обрисовывали эту позицию

Если пионер – значит «первопроходец», то, прежде всего, «он открывает хорошее в людях, людей для себя и себя для людей»…

Если пионер – «первый», то «это не значит, что мы, мол, лучше всех…»… «это означает, что он первым готов протянуть бескорыстную руку помощи человеку, родной природе, Отечеству»… «Пионер - Гражданин своей Родины, которому небезразличны горе, радости, чаяния и надежды народа»; «Пионер – личность критически мыслящая…» «Он борется со злом»…

«Пионер умеет дружить, дорожить дружбой». Он «способен сочетать «Я» и «МЫ», «МЫ» и «Я»…

Пионер – «организатор новых, интересных и полезных для окружающих дел»; он «человек активный, неуспокоенный, развёрнутый лицом к людям»…

Ребята отстаивают точку зрения о том, что Пионер – это ещё и качества личности. Вот их слова: «Он добр, честен, щедр и смел»; он «не боится трудностей, предпочитает творчество во всём»… «Он смело идёт вперёд и ведёт за собой своих товарищей»… «Он умеет различить вокруг добро и зло, плохое и хорошее, мыслить критически»… «Он первым готов выступить на защиту Правды, Дружбы, Добра, Справедливости»… «Он стремится много знать, уметь, но всё, что он знает и умеет, он готов передать другим»… «Он видит и свои недостатки, и готов первым делать шаги к их исправлению»…

Мы, взрослые члены пионерских организаций, вполне солидарны с нашими младшими товарищами. Но для нас же важно ещё и то, что сказанное детьми помогает вычленить характеристики пионерской организации и в принципе, и применительно к нашим дням.

Начнём с её целей. В формулировках целей жизнедеятельности, закреплённых в Уставах большинства из известных нам пионерских организаций, разными словами выражена следующая идея: «помочь пионеру познать и улучшить окружающий Мир, стать достойным Гражданином своего Отечества» (приведённая формулировка взята из проекта Устава, который готовился для принятия ещё Х-м Всесоюзным пионерским Слётом). В этой идее объединены три важнейших компонента, непосредственно связанных с сущностными характеристикой пионерского объединения: познание окружающего Мира, его преобразование (улучшение) и формирование личности юных Граждан своего Отечества. Их увязка в цели пионерской организации, а все эти компоненты, повторим, как правило, присутствуют в формулировках целей организаций пионеров, действующих сегодня (а по сути дела присутствовали у пионеров всегда), оправдана и име­ет сугубо диалектический смысл.

Улучшать Мир невозможно без его познания, в про­цессе которого настоящий Гражданин и патриот (а именно формированию таких личностей, «любящих Родину, уважающих все народы, живущие на Планете», организация ставит задачу способствовать) не может пройти мимо проблем и бед людей, своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная общественная практика стимулиру­ет его стремление к дальнейшему открытию Мира и к самосовершенствованию. А это в свою очередь формирует истинный патриотизм, настоящую гражданственность не словесную, а деятельностную, т.е. основанную на активности, неуспокоенности, заинтересованности в людях, и в том, чтобы жизнь вокруг становилась лучше.

Таким образом, в самом общем виде можно сказать: Пионерская организация – это самостоятельная, самодеятельная, гуманистическая, патриотическая, общественная организация детей и взрослых с ярко выраженной общественной направленностью своей многопрофильной социально и личностно ориентированной деятельности, стержнем отношений внутри которой являются коллективизм и товарищество; пронизанная самобытными традициями, творчеством, игрой, романтикой борьбы и поиска.

Остановимся подробнее на некоторых из выделенных нами характеристиках современной пионерской организации.

Для начала подчеркнём: мы ни в коем случае не претендуем на монополию в современном детском движении. Убеждён, все попытки создать сегодня, в условиях резкого социального расслоения общества, единую и единственную детскую организацию, будут обречены на провал. Ужасно сложно найти сегодня систему ценностей для детской организации, под которой подписались бы все слои нашего общества. А значит, иначе, как насаждением сверху, это не получится, а значит, ничего хорошего не будет.

Теперь, обратим особое внимание на общественный характер организации и важность сохранения для неё разумной самостоятельности в жизнедеятельности, даже, если она имеет государственный статус или активно поддерживается какими-либо общественными силами.

Применительно к современным пионерским организациям этот вопрос напрямую связан с устоявшимся отношениям к ним как к организациям жёстко припартийным и сугубо политизированным.

По нашему мнению, отношения эти во многом надуманы, ведь даже ВПО имени В.И.Ленина следует отнести скорее к государственно-общественным детским организациям. А вот была ли она действительно жёстко припартийной и, тем более, сверх политизированной (неконструктивные критики избирают для своих атак на Пионерию именно эти позиции), на наш взгляд, это ещё вопрос, и на него ещё предстоит ответить на основе подлинно научного исследования истории Пионерии.

Вместе с тем, отметим, при однопартийной политической системе (как это было в СССР) модель общественно-политической системы, состоящей из одной взрослой политической организации – одной молодёжной - одной детской была понятна и при всех «но», не лишена логики.

В то же время, думается, для детской организации жёсткая привязка к государству ли, к системе образования ли, к общественной или политической структуре взрослых ли или к чему-либо ещё, губительна (сегодня особенно). Именно она лишает детскую организацию разумной самостоятельности, а значит, препятствует реализации её внутреннего социально-педагогического потенциала. И опыт ВПО имени В.И.Ленина, как показывают исследования истории Пионерии, в немалой степени - тому подтверждение. На наш взгляд, кем бы организация ни поддерживалась, она должна иметь возможности реализовывать свои, специфические функции, решать свои задачи специфическими для детской общественной организации средствами, вытекающими, в первую очередь, из социальных потребностей, интересов, а также из возрастных и психологических особенностей основной части её членов, т.е. детей.

Исходя из этого, мы твердо стоим на позициях неприпартийности любых детских общественных объединений, отстаиваем идею не вовлечения их в непосредственную политическую борьбу взрослых. Говоря же о пионерских организациях, надо, кроме всего прочего, иметь в виду следующее.

В общественном мнении пока ещё прочны стереотипы отношений к пионерам, как к «борцам за дело всех подряд», как к «осколкам проклятого прошлого», как к «юным коммунякам» (взятые в кавычки фразы слышаны автором не единожды) и т.п. Всё это не может не усложнять жизнь детской организации. И побороть эти стереотипы в условиях припартийных пионерских объединений едва ли удастся. Кроме того, припартийный характер сужает возможность создать полновесную общественную организацию, достаточно массовую по своему составу. Но это не всё. Действующее законодательство запрещает создавать припартийные молодёжные организации из детей до 14 лет (в пионерской организации, даже межвозрастной, основная масса детей – моложе этого возраста); а также деятельность политических (политизированных) и религиозных организаций детей в стенах учреждений системы образования. Значит, условия для жизнедеятельности припартийных детских объединений будут крайне сложными, нестабильными и чреватыми.

Сказанного выше, в принципе, должно бы хватить для того, чтобы задуматься о целесообразности жёсткой привязки детских объединений к политическим системам взрослых. Особенно в современных условиях. И, хотя бы потому, что на карту ставятся судьбы детей. Но и это ещё не всё.

Педагогическая наука и практика доказывает, что вовлечение детей «пионерского возраста» в политическую борьбу (как форму политической деятельности) взрослых противно их возрастным и психологическим особенностям. В самом общем виде можно сказать, что эти особенности (в т.ч. незавершённость формирования абстрактного мышления и нестабильность психики подростка; отсутствие у него глубоких знаний, жизненного опыта и многое другое), в первую очередь, препятствуют сознательному и осмысленному участию в ней подростков. Значит, если они, образно говоря, «пойдут на баррикады» сегодня, то именно за своими старшими товарищами. А это к добру не приводит.

Одновременно с этим, сказанное, вовсе не означает отрицание возможности или целесообразности поддержки детского общественного движения, пионерского в том числе, общественными и политическими силами взрослых. Она (поддержка) и может, и, мы уверены, должна быть. Но она должна быть мягкой, корректной и главное – бескорыстной.

Подчеркнём, отказываясь от монополии в детском движении, припартийного характера организации, мы ни в коем случае не собираемся отказываться от истории Пионерии, её символики (ребята сами нашли вполне современное объяснение смысла своих символов), от настоящих пионерских традиций, овеянных духом игры и романтики, творчества и заботы, дружбы и товарищества, а главное – от сути и смысла Пионерства.

Считая нецелесообразным, противным потребностям, возрастным и психологическим особенностям подростков нарочитую политизацию и вовлечение любой детской организации в политическую борьбу взрослых, мы не собираемся провозглашать себя «находящейся вне политики», т.е. аполитичной организацией. По нашему убеждению вне политики ни одна общественная структура, даже детская, полностью быть не может, да и, если мы стремимся формировать у подростков гражданственность, без политической деятельности вообще не обойдешься. Важно соблюдать разумную, психолого-педагогически обоснованную «меру политизации».

Особо подчеркнём в этой связи патриотический характер пионерского движения, а патриотизм (мы говорим о «пионерском патриотизме») – категория политическая. Он в том, в частности, что мы стремимся помочь ребятам стать достойными Гражданами своего Отечества, любящими Родину (пусть порой и «странною любовью», как писал наш Великий поэт), знающими её историю (без изъятий и конъюнктур), гордящимися и стремящимися брать пример с её Героев (Мы хотели бы, чтобы героика целинной эпопеи и талант безвестных мастеров, создавших шедевры города на Неве, подвиг Гагарина и моряков Ушакова - одинаково трогали ребячьи души. А это значит: вечная по своей сути идея чтить память Героев, их подвиги по защите Отечества, по созиданию нового, подвиги творцов, первопроходцев, трудовые подвиги тех, чьими руками строились заводы и города, остается истинно пионерской идеей); уважающими все народы, живущие на Планете.

Он в том, что мы стремимся формировать у ребят готовность к участию (если это потребуется) в защите Родины.

Он в том, что мы ориентируем своих членов на сознательное участие на посильном для них уровне в созидательной общественной практике, направленной на улучшение своей и окружающей жизни (ребячье понимание того, что надо стремиться сделать жизнь вокруг «хоть чуть-чуть чище, краше и добрее» в этой связи весьма актуально).

Неправы те, кто утверждает, что ушла в прошлое и в современных условиях потеряла актуальность, скажем, тимуровская работа. Практика показывает: нравственный потенциал бескорыстной, а, тем более, тайной (не напоказ) помощи тем, кто в ней нуждается, ни в коем случае не исчерпан и не заслонен стремлением «делать деньги» (все это наглядно продемонстрировали итоги проведенных в последние годы общепионерских Акций «Эстафета радости», «Венок Славы», «От сердца к сердцу»). Пионеры не потеряли интереса к походам и экспедициям, в том числе по памятным местам. Пионеры продолжают работу с малышами, помогают ветеранам, престарелым. Не забыты и трудовые десанты, игра «Зарница»… Такого рода деятельность способствует гражданскому становлению юных патриотов своего Отечества и интернационалистов, не приемлющих национальной розни и национализма в любых его проявлениях, что, как нам представляется, крайне важно, учитывая современные российские реалии. Кроме того, мы стремимся в организации ориентировать подростков на сознательную работу над собой; на то, чтобы они сами тянулись к знаниям, и к самосовершенствованию. Мы делаем всё возможное, чтобы подвигнуть каждого встать на путь самовоспитания, стремления раскрыть свои таланты и способности, закалять своё тело, становиться лучше самому и помогать в том другим. Организация же призвана создать ребятам для этого условия.

Практика современных пионерских объединений показывает, что в их деятельности важную роль играют «внутренние» коллективные творческие дела различного вида, решающие множество важных для развития подростков задач: познавательные (без познания, напомним, невозможно созидание), развивающие творческий потенциал личности (помогающие ребятам реализовать свои интересы, потребности и запросы), развлекательные (но не лишь бы развлекаться, а помогающие укрепить свой коллектив, снять рабочее напряжение, доставить удовольствие товарищам), а также дела обучающие, в том числе готовящие юных организаторов.

Особо следует сказать о роли спортивных дел в пионерской работе. Мы не ставим задачу готовить спортсменов, но подвигнуть ребят к занятиям физической культурой (в рамках организации и вне нее), спортивными играми, туризмом, что тесно связано с краеведением и поисковой работой, организуемой пионерскими коллективами, стараемся.

Таким образом, мы видим многопрофильность пионерской деятельности, её социальную (патриотическую по характеру, формирующая гражданственность), с одной стороны, и личностную (опирающаяся на интересы, потребности и запросы подрастающей личности, объективно способствующая становлению личности), с другой, характеристики.

Кроме того, организация выступает в качестве фактора социальной защиты подростка. Мы видим задачу в том, чтобы помочь ребятам адаптироваться в современном обществе, прививая им, если можно так выразиться, активный «социальный иммунитет» по отношению к тому злу, которое, увы, порой так плотно окружает нас сегодня.

При этом речь ни в коем случае не идёт о создании для пионеров, так сказать, тепличных условий жизнедеятельности. Наши ребята и находились и находятся в гуще современного, далёкого от истинного гуманизма социума (и это, конечно, существенно осложняет ситуацию); но, как показывает практика, организованные пионерские коллективы, являются хорошей защитой от внешнего негатива. Жить интересной, содержательной жизнью, пронизанной гуманистическими отношениями, значительно интереснее для очень многих подростков (кстати, именно отношения в организации, которые «дают почувствовать себя человеком»; «не подавляют, а поднимают тебя»; «отличаются добротой, пониманием и суровой справедливостью»… - являются, как показывают исследования, являются одном из наиболее привлекательных факторов для пионеров в их организациях).

Основой пионерских отношений нам видятся коллективизм и товарищество.

В 90-е годы XX века весьма распространенной являлась точка зрения о том, что коллективизм (по мнению этих авторов - «толпизм») приводит к нивелированию личностей. По нашему мнению это неверно.

Прежде всего, коллективизм не есть толпизм. Более того, только та группа может иметь право называться коллективом, в которой принципом взаимоотношений во всех сферах ее жизнедеятельности стало гармоничное сочетание общего - коллективного и особенного - личного. В таком сочетании суть истинного коллективизма и одновременно главная сложность на пути формирования настоящих коллективов. Разумеется, было бы напрасным утверждать, что все пионерские объединения являются в этом смысле группами, находящимися на уровне коллектива, но к этому мы стремимся, хорошо понимая, что формирование коллективов - это длительный и сложный процесс.

Практика показывает, что, чем крепче становится отряд, чем ближе он подходит к уровню настоящего коллектива, тем бережнее в нём отношение к каждому, тем чаще решения принимаются не формальным большинством голосов, а с учетом мнения всех пионеров, тем явственнее микроклимат в детском сообществе пропитывается добротой и внимательностью, стремлением раскрыть каждую личность, поднять пионера еще на одну ступеньку человеческого роста.

Мы убеждены, реальному коллективизму противостоит не индивидуальность человека, а индивидуализм.

Одним из важнейших правил внутренних отношений, а порой и жизненной позицией ребят, во многих известных нам пионерских коллективах постепенно становится знаменитое макаренковское правило: чем больше уважения и доверия к человеку, тем больше требовательности по отношению к нему. Это правило представляется нам одним из постулатов настоящего коллективизма. Оно несет в себе, помимо всего прочего, мощные стимулы для внутреннего роста всех без исключения членов организации.

Теперь несколько слов о товариществе. Можно очень не любить само слово «товарищ», но, как нам кажется, нельзя не видеть (если этого не делать умышленно), что глубинный смысл товарищества имеет весомый воспитательный потенциал. К слову, товарищеские отношения, как и отношения коллективизма не являются выдумкой периода последних десятилетий: достаточно вспомнить хотя бы Великую литературу прошлых веков, гоголевского Тараса Бульбу с его знаменитым диалогом о сути товарищества, или искромётное «Один за всех, и все за одного!» бессмертных мушкетёров Александра Дюма. А если серьёзно, товарищеские отношения предполагают не только статусное, так сказать юридическое, равенство партнеров, но и создают основу для отношенческого равенства соратников по общему делу, людей, уважающих, помогающих друг другу. А, кроме того, что особенно важно для детей, - для равноправия. Товарищеские отношения – это отношения гуманистические. Особенно необходимы такие отношения в межвозрастной, детско-взрослой организации (Важно добиться, чтобы товарищеские отношения между детьми, между детьми и взрослыми, а также среди взрослых членов организации пронизывали бы все сферы ее жизнедеятельности), каковой нам и видится сегодняшняя, а главное завтрашняя пионерская организация.

В основу построения такой организации положена идея взрослого членства, почерпнутая современными пионерским организациями, как из собственной истории, так и из опыта скаутов и Союза Польских Харцеров, который в свое время, думается, успешно сочетал в своей деятельности скаутский метод и опыт советской Пионерии.

Проблема взрослого членства в детской общественной организации требует особого разговора. Ограничимся утверждением: без взрослого членства, без принятия вожатыми и инструкторами Пионерии по отношению к ребятам позиции старшего товарища (т.е. системы отношений, построенных на принципах равенства, равноправия, взаимного уважения, доверия и соратничества в общих делах), у организации нет будущего. Понятно, что сама идея взрослого членства при обязательном сохранении самодеятельного характера детской общественной организации - вещь весьма непростая, но, повторяем по нашему мнению, иного пути нет. А практике многих пионерских коллективов доказывает, что всё это вполне реально.

Наконец, ещё о двух принципиальных позициях.

Важнейшей основой жизнедеятельности пионерской организации, и одновременно условием реализации того потенциала, который заложен в Пионерстве, является претворение в жизнь пионерской самодеятельности (как, во-первых, принципа жизнедеятельности, когда пионер является не столько объектом воспитательного воздействия, сколько субъектом, иначе говоря, хозяином, творцом и защитником своей организации; как, во-вторых, особое качество деятельности, основанное на добровольности вхождения и выхода подростка из организации, на сознательности принятия им обязанностей, связанных с членством в детском общественном объединении; и как, в третьих, сложное, интегративное качество личности, составляющими которого является: самостоятельность, активность, творчество, ответственность). Этот принцип и прежде декларировался в пионерских документах, но его реализации в массовой практике препятствовали и жесткая привязка пионерской организации к школе (Впрочем, об этом мы подробно говорили выше), и позиция взрослых, которая сначала формулировалась как «педагогическое руководство», затем стала определяться как «педагогическое обеспечение» (о необходимости внедрять в пионерской организации товарищеские отношения с высоких трибун стали говорить лишь в последние годы существования всесоюзной Пионерии.), жесткая централизация и сугубое единообразие пионерской жизни и деятельности.

Есть ли у нас сегодня шанс избежать старых просчётов? Уверен, есть.

Прежде всего, мы стараемся освободиться от всего, что тормозило в прошлом движение пионерской организации вперед: от излишней политизации и формализма, от тенденции к единообразию и скучных, сидячих форм пионерской деятельности, от заорганизованности и замкнутости на себе.

Имеются у нас и неплохие инструментарии для того, чтобы развивать пионерскую самодеятельность: опыт пионеров разных поколений, гайдаровская (имеется в виду, разумеется, А.П. Гайдар) традиция, всё накопленное «Артеком», «Орлёнком» и другими лагерями, включая лагеря пионерского актива, пионерскими штабами, крапивинской «Каравеллой», многими пионерскими коллективами вчера и уже сегодня, в новых условиях.

Активно используется нами стройная и исключительно плодотворная система педагогических взглядов и методических подходов, которая известна как «коммунарская методика». Нам представляется, что идеи и педагогический опыт её автора, прекрасного ленинградского педагога и учёного Игоря Петровича Иванова, его соратников и последователей, подходят для Пионерии как нельзя лучше. Эта система позволяет формировать субъектную позицию личности в организации а, кроме того, легче внедрять истинно коллективистские, товарищеские отношения в детские объединения. Она способствует формированию у взрослых, работающих с детьми, позиции старшего товарища по совместной, коллективной и творческой Заботе об улучшении своей и окружающей жизни. Что нам и требуется.

И ещё одно: в своё время один из зачинателей и скаутского, и пионерского движения в нашей стране Иннокентий Николаевич Жуков назвал «скаутинг» и «пионеринг» формами «длительных воспитывающих игр».

Роль и значение игры в жизнедеятельности пионерских организациях трудно переоценить. Причём, речь должна идти не просто об использовании в жизни организации игр и игровыхэлементов.

Игра «В страну Пионерию» - нечто более сложно, нежели просто набор игр. Эта действительно длительная, сложная, и действительно воспитывающая игра, построенная на бережном и осторожном вовлечении детей в сложную взрослую жизнь; игра, насыщенная многофакторным игровым взаимодействием взрослых и детей. Это игра, которая при успехе постепенно становится образом жизни её участников и её стилем. Если это получается (а это далеко непросто), жизни организации пропитывается такими важными моральными категориями, как романтика и тайна (как сказал писатель М. Анчаров: «Романтика – это тоска по Великому»), не как самоцель, а как важнейшее средство пробуждения душ подростков, творчество, во имя созидания, дружбы и радости. В процессе доброго, умного, гуманистического (товарищеского) игрового взаимодействия, идущего в ходе общественно значимой и личностно ориентированной деятельности, ребята и взрослые получают ни с чем не сравнимый опыт настоящей, истинно Человеческой жизни.

В пионерских объединениях сегодня среди инструментариев есть и немало такого нового, которое является, так сказать, «хорошо забытым старым». Среди прочего выделим систему ступеней роста пионера - способы и приёмы, помогающие выстроить, организовать и стимулировать личный, в т.ч. человеческий рост члена организации, ребёнка и взрослого.

Итак, Патриотизм и Забота об улучшении своей и окружающей жизни, Самодеятельность и Творчество, Стремление нести радость людям и самосовершенствоваться, Коллективизм и Товарищество, Гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой товарищеской требовательностью к Человеку, умная игра и активность, неуспокоенность… - вот что, как нам кажется, лежит сегодня (а, по сути дела, лежало всегда) в основе Пионерства как образа жизни, жизненной позиции человека и системы качеств личности пионера. Именно на этих принципиальных позициях мы стремимся строить жизнедеятельность нашей, Московской городской пионерской организации, организации, возрождённой как самостоятельное общественное объединение в марте 1992 года (хотя пионерские коллективы в Столице в рамках Московского Пионерского Содружества ни на день не прекращали работу).

Та позиция, которую мы кратко излагали выше (кто-то назвал её пионерской идеологией), встречает понимание у подавляющего большинства пионерских объединений, с которыми мы поддерживаем контакты. Собственно, это сегодня во многом наша общая позиция, закреплённая в документе под названием «Пионерская декларация», впервые принятом ещё в 1992 году, а в 1999 году, на 3-м международном сборе пионерских организаций, доработанном в новой редакции. На этой основе, как нам кажется, можно искать пути к объединению всего пионерского пласта современного детского общественного движения и в России, и на межреспубликанском уровне.

Впрочем, работу по осмыслению сути и смысла современного Пионерства, как основы для объединения пионерских сил, считать завершённой нельзя. Нам ещё много предстоит поработать над этими проблемами, так сказать, в практическом, деятельностном аспекте.

В противном случае истинного пионерского единства не получится.

В противном случае сложно будет противостоять попыткам иных взрослых (такие примеры имеются) использовать имя и образ пионера, наши базовые ценности для решения своих, далёких от интересов детей целей или сознательно бросить на них тень.

В противном случае невозможно будет бороться с имеющимися в обществе стереотипами отношения к пионерам.

Если же учесть откровенно конъюнктурную позицию многих средств массовой информации, отстранённость от решения этих проблем государства, то всё это приобретает особую актуальность.

Тем более что при отсутствии сильного, общефедерального пионерского центра, в структурах региональных СДО, ФДО и т.п. размывание «пионерского» в «детском» продолжается и сегодня.

Таким образом, проблема пионерского единства выходит на первый план.

 

4.

Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в начале 90-х годов прошлого века.

Изначальной сложностью для нас было то, что в Российской Федерации никогда не было своей общереспубликанской пионерской структуры (напомним, пионерские отряды стали создаваться в начале 1922 года, а в декабре этого же года был создан СССР и областные, республиканские и т.п. пионерские организации стали напрямую входить в союзную организацию). Тем не менее, уже 19 июня 1992 года ряд российских пионерских и «смешанных» детских организаций, в состав которых входят пионерские коллективы, провозгласили создание Пионерского Содружества как «блок пионерских сил» (существовало с 1992 по 1999 гг.) в рамках крупнейших детских объединений: СПО – ФДО (международная детская организация, прямой правопреемник ВПО имени В.И.Ленина) и ФДО «Юная Россия».

Хотя самостоятельной организаций Содружество так и не стало (Следует сказать откровенно: сил у тех, кто твердо стоит на позициях пионерской интеграции, не словесной, а реальной, и сегодня не хватает), в пике в составе Содружества было более 40 региональных организаций.

Отметим, что за прошедшие годы было проведено несколько общепионерских дела: «Эстафета Радости»-92 (дело, ставшее во многих пионерских организациях традиционным) и «Венок Славы» (1994-95), «От сердца к сердцу» (1999-2001), «Память сердца» (2004-2005). Не всё, конечно, удалось, но этот опыт показал, что мы можем действовать вместе и в современных, весьма непростых для организации общих дел условиях.

С 1997 практически ежегодно проводятся Международные сборы пионерских организаций и лагеря актива (в Ялте, Минске, Брянске, Орле, Липецке, Москве). Тогда же были разработаны важные общепионерские документы, в частности упомянутая нами «Пионерская Декларация», в которой была предпринята попытка современного осмысления сути и смысла Пионерства как образа жизни, системы ценностей и жизненной позиции человека.

Конечно, интеграционный процесс в пионерском движении идёт совсем не просто. (Зарегистрировано уже два межрегиональных пионерских объединения, однако немало пионерских организаций пока не участвует в объединительном процессе Пионерии). Но, что исключительно важно, нам удалось сформировать костяк заинтересованных и дальнейшей интеграции и во взаимодействии пионерских организаций России.

Сегодня существует несколько центров, так сказать, «притяжения пионерских сил»: Минск (Белорусская республиканская пионерская организация, на сегодняшний день являющаяся крупнейшей пионерской организацией на территории бывшего СССР), Москва, Орёл, Волгоград.… Но все эти центры, так или иначе, но взаимодействуют, как бы это ни было сложно в современных условиях. И это здорово!

Таким образом, центростремительная тенденция в пионерском движении сохраняется. Это ярко проявилось в частности в ходе проведения в Москве в дни празднования 80-летия Пионерии, в мае 2002 г. международного юбилейного пионерского Слёта, в работе которого приняло участие более 30 пионерских делегаций из России, Белоруссии, Украины и Молдовы. Общий сбор Слёта призвал все пионерские объединения к поиску и скорейшему нахождению адекватной современной ситуации в РФ и странах СНГ, в пионерском движении формы пионерского единства. За то же высказались и участники прошедшей в Столице (март 2003) первой за многие годы пионерской научно-практической конференции, в ходе которой появился проект принципиально нового документа: Договора «О взаимодействии пионерских объединений РФ». Годом позже, 25 марта 2004 года, Договор был принят Конференцией представителей пионерских организаций России.

На наш взгляд, идея заключения между пионерскими объединениями договора «О взаимодействии», разработанного на базе положений «Пионерской Декларации», и на этой основе создания федеральной пионерской структуры в форме Пионерского Координационного Совета России, получила сегодня достаточно широкую поддержку (его уже поддержало и подписало более 25 региональных пионерских организаций с географией от Смоленской области и до Приморья, и от Ханты-Мансийского АО до Краснодарского края), не случайно. Такая мягкая и корректная форма объединения пионерских сил не может, как нам кажется, не устроить тех, кто по-настоящему заинтересован в пионерской интеграции, ведь она не требует распускать имеющиеся объединения, подгонять их под единый ранжир, но даёт общее знамя, общую «крышу» пионерским организациям, укрепляет, а не раздробит движение, а значит - придаёт ему стимул для движения вперёд.

Мы уверены, реализация на практике этой идеи в полном объёме позволит создать условия для окончательного выхода пионерского движения из кризиса и для начала, таким образом, нового этапа в развитии этого отряда детского общественного движения нашей страны. А это, в свою очередь, позволит Пионерии в большей мере реализовать заложенный в ней социально-педагогический потенциал. Так что, у меня лично нет сомнений в том, что пионерская история не завершится 85-м пионерским днём рождения. Будут ещё юбилеи, будут новые пионерские дела, будут множиться ряды мальчишек и девчонок в пионерских галстуках.

Пока же, позвольте поздравить всех пионеров и пионерских работников, всех ветеранов Пионерии, всех тех, кто дорожит своим пионерским детством с грядущим пионерским юбилеем!

 

Лебедев Дмитрий Николаевич,

Координатор Московского городского Совета пионерской организации,

учитель истории 259 школы г. Москвы

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz