Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Журналистика»
Наталья Маркова
В журналисты – из программистов
Интервью А. Лукина с Анотоном
Комоловым
2004 год
Печатается по: http://www.zarplata.ru/
Бытует мнение, что на
телеэкран без связей не попасть. Однако успех телеведущего и популярного радиодиджея Антона Комолова
доказывает обратное. Скорее всего
эту сказку выдумали те, кому страшно или лень кардинально менять свою жизнь.
Главный секрет Антона в том, что он не боится трудностей.
Антон Комолов после
окончания физико-математического лицея поступил в Московский государственный
технический университет имени Н. Э. Баумана. Получил диплом инженера САПР
(системы автоматизированного проектирования).
В 1994 году по объявлению пришел на радио Maximum
внештатным корреспондентом и по совместительству работал оператором телефонных
аппаратов. Чуть позже начал вести отдельную рубрику. В августе 1995 года
дебютировал на радиостанции «Серебряный дождь» в качестве ведущего блока
новостей.
В марте 1997 года перешел на «Радио «Классика»,
где был одним из ведущих утреннего шоу «Пиратское радио». В том же году Антон
впервые появился на телевидении, дебютировав в качестве ведущего на BIZ-ТV. В сентябре 1998 года стал
вести «Большое Кино» и Playstation на новом телеканале «MTV–Россия». С июля 1999
года — ведущий программы «Бодрое утро». До апреля 2001
года оставался диджеем на «Хит FМ».
В конце 2000 года становится PR-менеджером в ИД «ГеймЛэнд», с апреля 2001 по
июнь 2002 года — PR-директор
журналов FHM и Yes!
В мае 2002 года перешел на телеканал ТВС ведущим программы «Земля — воздух», а позже и «Большого
ремонта».
С августа 2002 года работает ведущим
утреннего «Только так! Шоу» на «Европе Плюс».
С сентября 2003 года — член жюри реального шоу
«Народный артист» на канале «Россия». Параллельно начинает вести ток-шоу
«Короткое замыкание» на том же телеканале. Является постоянным членом жюри
программы «КВН» (Первый канал).
Из полученных наград Антон Комолов может похвастать дипломом премии «Стильные штучки»
как самый стильный телеведущий (1999 год), одним из главных телевизионных
успехов — номинацией на телепремию «ТЭФИ» в 2001 году и выходом в финальную
тройку в номинации «Лучший ведущий развлекательной программы» наряду с Максимом
Галкиным («Кто хочет стать миллионером») и Юрием Стояновым и Ильей Олейниковым («Городок»). В 2001 году Антон был награжден премией масс-медиа «Знак качества — 2000» как лучший телеведущий.
— Антон, кем вы мечтали стать в детстве — и кем хотели видеть вас родители?
— Я, как почти все дети, мечтал стать тем, кого
видел. Одно время мне хотелось быть водителем автобуса, потому что нравилась
кабина ЛИАЗа (так назывались автобусы, которые раньше
ездили по улицам), особенно большой ящик справа от водителя и огромный руль.
Потом хотел стать таксистом — мне нравилось, как они пользовались
прикуривателем. Мне казалось это крутым, и ради этого я готов был таксовать. Конечно, мечтал быть космонавтом — про полеты к
звездам говорили тогда много, к тому же я любил читать фантастику. Более того,
родители подарили мне выпущенную к очередному Дню космонавтики красивую книгу с
большими фотографиями и рассказами. Такая полуфантастическая романтика долго
влекла. Потом хотел быть учителем, дворником, но все это в раннем возрасте: в
детском саду, начальной школе. В старших классах мне нравилась математика,
родители культивировали мой интерес, поэтому я понимал, что пойду в технический
вуз и, наверно, стану программистом.
— Но в то время про компьютеры знали только
избранные…
— Папа, инженер-электронщик, работал в различных
НИИ, где стояли огромные компьютеры, которые тогда называли ЭВМ
(электронно-вычислительная машина). Он обслуживал жутко гудящие шкафы IBM-360.
Благодаря папе я, наверно, одним из первых увидел персональные компьютеры с
тактовой частотой четыре мегагерца, которые не функционировали без специальной
загрузочной дискеты.
— Вы были прилежным учеником или двойки домой
таскали?
— До шестого класса был круглым отличником.
Двойки приносил только по поведению. В старших классах мне нравилось втянуть
преподавателей, особенно тех, которым не очень симпатизировал, в спор на
постороннюю тему, задать ставящий в тупик вопрос. Они воспринимали это как
дерзость.
А вот в физматлицее
учиться было тяжело. Во-первых, там давали институтские знания. Во-вторых, я
потерял особый интерес к учебе, начал играть в баскетбол. Но однажды на
собрании учительница математики сказала моим родителям, что их ребенок, по ее
мнению, неправильно выбрал школу. Меня это задело, и я вывел по всем ее
предметам пятерки. Она меня подстегнула, я взялся за ум.
— Родители заставляли выбрать какую-то
конкретную специальность?
— Чтобы заставляли — такого не было. Я после
девятого класса поступил сразу в две спецшколы: при МИФИ и при Бауманке. Последнюю выбрал потому, что в МИФИ много
занимались теоретической физикой, которая меня не очень привлекала. Правда, за
два года учебы в лицее я захотел стать актером. В итоге на вступительных
экзаменах в Бауманку узнавал, какие предметы надо
сдавать в ГИТИС.
— Родители были в курсе?
— Нет. И вовсе не потому, что боялся их гнева. Я
не очень люблю рассказывать, хвастать тем, чего еще не совершил, чего не
случилось. Но я не жалею, что не пошел в театральный.
Тогда выбор был сделан исключительно из прагматичных соображений: решил, что
после окончания ГИТИСа буду работать, скажем, в ТЮЗе, а после Бауманки —
программистом, чья зарплата намного больше актерской.
— По специальности удалось поработать?
— Нет. Даже будучи студентом, шабашку
находил совсем в других сферах: сначала грузчиком трудился, потом на радио
подался. Хотя курсе на первом сделал товарищу курсовой
проект за деньги. В дальнейшем, наоборот, уже я платил.
— Не обидно в таком случае за бесцельно
просиженные на лекциях МГТУ имени Баумана шесть лет?
— То время я провел не зря. В Бауманке, как и в других технических вузах, не только дают
знания — там учат работать в принципе: пользоваться литературой, организовывать
самого себя. Учиться в Бауманке, к тому же на дневном
отделении, очень сложно. Поблажек мне не было. Из-за любого мелкого незачета не
допускали к сессии. Приходилось брать себя в руки, что, кстати, сейчас очень
помогает. Кроме того, я научился находить необходимую информацию: поставлю
задачу, обложусь книгами и все узнаю. А главное, техническое образование как
базис лучше, чем гуманитарное. На основе технических знаний можно построить
любое образование: экономическое, актерское, журналистское.
А вот гуманитарий способен стать только
гуманитарием — дальше не продвинется. Конечно, ни сопромат, ни термех, ни другие дисциплины мне в работе особо не нужны,
но я не страдаю от этого.
— Как при своем прагматизме вы оказались сначала
на радио, а потом на телевидении?
— В 1994 году я учился на втором курсе, когда на
радио Maximum услышал объявление о наборе диджеев. Я послал резюме. С первого раза — никакой реакции.
Послал снова — опять тишина. Случайно нашел телефон Maximum,
позвонил, мне дали номер телефона и факса Михаила Козырева — тогда он был
программным директором.
Я послал резюме напрямую (думаю, не я один так
поступил), и мне перезвонили. Как сейчас помню, это был Костя Михайлов (работал
на разных станциях и вел программу «Утро» на Первом
канале — ред.), он и пригласил меня на собеседование. Диджеем меня не взяли. Я ходил по улицам с микрофоном и
проводил так называемые стрит-токи (мини-интервью). Чтобы закрепить свою
позицию на Maximum, я начал подрабатывать
телефонистом.
— Журналистскую профессию вы осваивали, как
говорят, с низов. А кто продвинул вас на более высокую ступень?
— То, что я могу не только сидеть на телефоне и
задавать вопросы прохожим, заметил Александр Абрахимов.
Он позволил мне делать еженедельную рубрику, основанную на стрит-токах с моими
авторскими комментариями. Мои первые опыты были ужасны, но несколько раз мои
комментарии Абрахимов все же оставлял. Я жутко
гордился тем, что мой голос звучит на радио Maximum
и что в конце своей четырехчасовой программы Александр Абрахимов
перечисляет всех, кто над ней работал, и среди 284 помощников называл и мою
фамилию. У меня от этого патока по сердцу текла.
Через три месяца я перешел на новую станцию —
«Серебряный дождь». Туда перевелась моя знакомая с Maximum,
которую я попросил узнать о вакансии диджея. Таковой
не оказалось, зато было свободным место ведущего
новостей. Полтора года я озвучивал новости, потом перешел на «радио «Классика»,
где первое время также был связан с информацией.
— Сейчас ваши программы не являются новостными.
Вам не понравилось работать с информацией?
— Вряд ли открою Америку, если скажу, что
новости — штука более серьезная, чем, допустим, утреннее шоу, которое я сейчас
делаю вместе с моей коллегой на «Европе Плюс». Новости предоставляют меньше
возможностей для реакции, над многими из них не похихикаешь, не поприкалываешься. А меня привлекает свободная форма,
поэтому я очень обрадовался, когда на «Классике» стал соведущим
утреннего шоу. Потом попробовал себя в качестве линейного диджея
на «Хит FM»: ставил музыку и между песнями несколько раз в час выходил с
так называемыми подводками. В итоге сейчас занимаюсь самым оптимальным для меня
вариантом — развлекательной программой без привязки к каким-либо событиям.
Людям хватает негатива, они сыты тем, что говорят и показывают по телевизору,
поэтому иногда они хотят просто развлечься. Для них и работаю. Но это мой
личный выбор, кому-то гораздо интереснее новости.
— Однако популярность вы приобрели благодаря
телевидению. Почему не бросили радио, став сначала звездой русского МTV, а потом и ТВС?
— Интересно было, да и денег никогда не бывает
много. Когда мне повысили зарплату, первые пару-тройку месяцев радовался, а
потом снова не удавалось дотянуть до получки. Так будет всегда: сколько бы
человек ни зарабатывал, ему всегда хочется больше и всегда не хватает. Растет
зарплата, растут аппетиты. Но эта причина все же неглавная. На телевидении у
меня достаточно консервативная программа «Короткое замыкание» — серьезная, с
жестко очерченными рамками. А на радио я не ограничен практически ничем по
стилистике, кроме некоторых технических нюансов.
— Какое место при выборе работы занимают деньги?
— Я мужчина, и хотя пока не женат, задумываюсь
над тем, что придется обеспечивать семью и помогать родителям.
— Как заработали свои первые деньги?
— Если не считать бабушкины и дедушкины деньги,
которые кидал в копилку…
— Но вы их не заработали!
— Почему?! Я же хорошо себя вел! (Смеется.)
Впервые по-настоящему заработал еще в школе, где-то в 1992 или 1993 году. Папа
одноклассника занимался бизнесом. И мы с приятелем поехали разгружать фуру с
неваляшками. На огромном КамАЗе сделали несколько ходок между складом и
магазинами. Коробки были легкими, но большими, и в них постоянно звенело, когда
игрушки перекатывались. За полтора дня разгрузки я заработал две с половиной
тысячи рублей, что было очень неплохо. Купил себе кроссовки и во время первой
же игры в баскетбол порвал их. Пришлось ехать и обменивать.
— На журналистике можно заработать?
— Мне кажется, человек любой профессии при
желании сможет заработать. Когда я понял, что на MTV не удастся получать
столько денег, сколько хотелось бы, я начал подрабатывать на радио. Когда снова
стало не хватать, нашел третье место. Было бы желание, а возможность заработать
найдется. Главное, чтобы не было ненужного пафоса, мол, я телеведущий, а потому
не буду опускаться и, например, заниматься пиаром.
Любая работа хороша. У меня нет гонора.
— Недостаток журналистского и актерского
мастерства не сказывается на работе или вы все необходимое понемногу освоили?
— Я не получил ни актерского, ни журналистского
образования, не знаю его специфики, а потому и не понимаю, чего мне не хватает.
Я осознаю свои минусы и слабые места, но могу с ними бороться. Когда смотрю
свои телепередачи или слушаю радиопрограммы, я вижу, что где-то надо было
дожать собеседника, а где-то — жестче пошутить. Кроме того, люди, с которыми я
работаю, делают какие-то замечания, на них я и ориентируюсь, к ним
прислушиваюсь. Оттого, что у меня нет специального образования, я не страдаю.
Профессия, кажется, тоже.
На телевидении, как и на радио, главное — быть
естественным, не пытаться, словно доллар, нравиться всем. Когда я работал на
радио и первое время на телевидении, самой лучшей похвалой для меня были слова
друзей, что в эфире я такой же, как в жизни. Нужно избавляться от скованности в
общении, закомплексованности. Я достаточно коммуникабельный. Если мне удалось
это перенести на экран, отлично.
— Важен ли для успеха талант и нужен ли он ведущему?
— Я, честно говоря, побаиваюсь слова «талант».
На эстраде талант слышен сразу. У актеров, особенно театра, а не кино (так как
фильм можно удачно смонтировать), он виден. Ведущий, я думаю,
должен иметь самые разные способности, для него важен набор определенных
качеств: наличие мозгов и образования, начитанность, подвешенный язык, хорошая
реакция во время разговора, чувство юмора, обаяние, внешность, наконец.
Кто-то выбивается в люди и без таких качеств, обладая другими талантами:
умением дружить с нужными людьми, любить правильных людей. Важно, какие цели
преследует человек. Кому-то достаточно попасть в телевизор, засветиться и
тащиться потом от собственной значимости. Я этого не понимаю.
— Иными словами, на российском телевидении можно
сделать карьеру и без «волосатой руки»…
— Конечно, только путь к успеху окажется
длиннее. Например, я попал на телевидение безо всякой «волосатой руки». Мой
знакомый Андрей Чибис, который тогда работал на BIZ-TV, сказал мне, что
проводят кастинг. Но в отборе я участвовал на общих основаниях.
— Какую роль в карьере журналиста играет
внешность?
— Никакой, если речь идет именно о работе
журналиста.
— Вы считаете себя журналистом?
— Нет. Я скорее ведущий. Безусловно, ведущий
должен иметь журналистские навыки, но не всякий ведущий сможет работать
журналистом, и далеко не каждый журналист будет хорошим ведущим.
Советы будущему карьеристу от Антона Комолова
Не бойтесь начинать с нуля и подниматься шаг за
шагом по карьерной лестнице.
Помните: нет неудобной работы. Я начинал
телефонистом, что, конечно, звучало хуже, чем ведущий Первого
канала, но я не стеснялся этого.
Не стоит пугаться долгого пути, нужно все время
целенаправленно двигаться к поставленной цели.
Важно постоянно заниматься самообразованием и не
останавливаться на достигнутом. Однако я считаю, что
цель не оправдывает средства.