Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация работы с молодежью»
Марина Мирошкина
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Источник: Мирошкина М.Р. Как составить программу работы клуба по месту
жительства. – М.: ГК РФ по молодежной политике, Детский спортивно-культурный центр
“Восход”, 2000.
…Остановимся на двух типах детских объединений.
Различия между ними лежат в сфере законодательной. Условно назовем их
государственными детскими объединениями и негосударственными (общественными)
детскими объединениями (названия условные, т.к. не закреплены законодательно).
Под государственными детскими объединениями
будем понимать различные детские формирования, созданные с целью реализации
государственных (развивающих, образовательных, воспитательных и прочих
программ). Они создаются в рамках государственных институтов (школа,
внешкольное учреждение, муниципальное учреждение по работе с детьми и
подростками по месту жительства) на основании Закона РФ “Об образовании”,
являются структурной единицей, субъектом деятельности данного института. Их
деятельность нормируется соответствующими документами министерств и ведомств.
Критериями государственных
детских объединений являются:
1) наличие утвержденной государственной программы
деятельности (типовой, экспериментальной и пр.);
2) наличие взрослого руководителя детского
объединения – сотрудника государственного учреждения, реализующего программу и
несущего ответственность перед администрацией государственного (муниципального)
учреждения за достижение определенных педагогических результатов, получающего
за свою педагогическую деятельность соответствующую заработную плату;
3) определенная ведомственными
нормативными актами и финансовыми правилами численность детского объединения;
4) определенная ведомственными
нормативными документами учебная нагрузка членов объединения в течение дня,
недели, учебного года;
5) добровольность участия в учебной и
организационной деятельности детей и подростков - членов объединения;
6) свобода выбора детьми и подростками
объединения по интересу;
7) свободный выход их объединения.
Основными типами детских объединений государственного типа являются учебная группа,
класс, школа, клуб, кружок, ансамбль, студия, секция…
Учебная группа (кружок) – группа учащихся с общими интересами, обучающихся по
единой учебной программе в течение определенного времени (учебного года, полугодия,
четверти).
Школа –
специализированное (профессиональное) подразделение, которое осуществляет
специальное образование.
Класс –
группа учащихся, занимающихся под руководством определенного педагога, или
учащихся, изучающих определенный предмет.
Секция –
учебное подразделение в составе какого-либо учреждения, организации,
объединения с определенной специализацией.
Студия –
школа для подготовки специалистов в различных областях искусства, создаваемая с
целью развития художественных и творческих способностей, выявления ранней
одаренности детей.
Ансамбль –
группа исполнителей, выступающих как единый художественный
коллектив.
Клуб –
объединение детей и подростков с общими интересами для проведения совместных
занятий и совместного досуга с целью их разностороннего развития.
“Детское общественное объединение –
объединение граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан,
объединившихся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов,
развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а
также для защиты своих прав и свобод” (Закон РФ “О государственной поддержке
молодежных и детских объединений”). Детские общественные объединения создаются
на основе Законов РФ “Об общественных объединениях”, “О государственной
поддержке молодежных и детских объединений”, Президентских программ “Молодежь
России” и “Дети России”.
Критериями
детского общественного объединения являются:
1) наличие определенной педагогической системы,
которая реализуется в рамках данного объединения (скаутинг, пионерство,
коммунарская методика, сюжетно-ролевые игры и т.д.);
2) наличие лидера – совершеннолетнего
члена объединения, несущего ответственность за жизнь и здоровье детей перед их
родителями, перед вышестоящей организацией, а также являющегося носителем и реализатором заданного типа педагогической технологии;
3) наличие уставных и программных
документов, отражающих сущностные характеристики объединения, соответствующих
действующему законодательству и принятых самим объединением на учредительной
конференции;
4) наличие определенной внешней
ангажированности детского объединения некоторыми категориями взрослого
населения (религиозное, национальное, профильное детское объединение);
5) наличие отличительных символов,
ритуалов, атрибутов, присущих членам данного объединения;
6) наличие определенной… системы
внутренних межличностных и групповых взаимоотношений им взаимодействий, в
частности, системы управления, самоуправления, структуры объединения;
7) добровольность вступления, деятельности
и выхода из объединения.
К числу
детских общественных объединений относятся организации, федерации,
ассоциации, объединения, лиги и т.д.
Организация – самостоятельное, самодеятельное объединение, имеющее
своей целью воспроизводство в подрастающем поколении личностных качеств,
системы взглядов, отношений и взаимодействий с окружающим миром, присущих
определенной категории взрослого населения, и реализующее свою цель через
систему отношений, структуру, финансовый механизм, определенные в уставном
документе, имеющее определенные внешние отличия…
Ассоциации и федерации детских организаций – детские объединения, объединяющие меньшие по
численности и масштабам деятельности детские объединения…
Лиги – широкомасштабные
профильные объединения, реализующие сходные … программы.