Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА ПО С. А. ШМАКОВУ

 

Шмаков Сталь Анатольевич… Он был доктором педагогических наук, профессором, академиком Международной академии наук педагогического образования, академиком Международной педагогической академии, председателем экспертного совета комитета по делам молодёжной политики РФ при правительстве России.

Им написано, издано более 800 научных трудов: монографии, учебные пособия, книги, статьи и более 1500 публицистических статей в центральных и областных газетах по актуальным проблемам воспитания молодёжи. Его книга «Нетрадиционные праздники учащихся» заняла 1-е место на Международной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и большой золотой медалью (1997). По его книгам учатся студенты университетов, педвузов, педколледжей, работают учителя и воспитатели. Он возглавлял на кафедре социальной педагогики Липецкого пединститута работу по разработке концепций, инструктивных писем МО России, рекомендаций для школ России и Липецкого региона по проблемам свободного времени учащихся, социализации школьников средствами развивающего досуга и т.п.

Основную роль брал на себя Сталь Анатольевич в проведении Всесоюзных, Всероссийских научных конференций и семинаров: «Работа с учащимися по месту их жительства» (1980), «Игра, как деятельность, общение» (1985), «Игротерапия в работе с больными детьми» (1987), «Педклассы в системе непрерывного образования» (1993), «Организация летнего отдыха детей и подростков» (1994). Признанный крупный ученый и педагог – экспериментатор. В ряде территорий России по его концепциям созданы и работают научно-практические центры (Сургут, Новокузнецк, Ленинск - Кузнецкий, Новосибирск), проводятся педагогические конкурсы его имени.

К педагогическим открытиям С.А.Шмакова следует отнести:

- разработку теории досуга молодёжи и его педагогических основ;

- системное исследование игры – феномена культуры;

- создание концепции учебных творческих сборов;

- системное рассмотрение традиционных праздников учащихся;

- исследование структуры свободного времени, в том числе школьных каникул;

- создание концепции взаимодействия детских, подростковых, юношеских организаций, ассоциаций, общностей со школой и личностью.                    

За плодотворную научно-педагогическую деятельность он награждён многими правительственными и ведомственными наградами, он – лауреат 4 международных, российских и областных премий в области образования и журналистики (имени Я. Корчака, А.Макаренко, В.Сухомлинского, П.Скороходова).

В педагогике долгое время внимание теоретиков, да зачастую и практиков, привлекали, в основном, игры дошкольников, поскольку из психологии известно, что ролевая игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Именно С.А. Шмаков был одним из тех, кто в 50-е годы возглавил игровую педагогику подростков. Он на практике показал эффективность игровых средств в работе с этим возрастом, доказал, что принцип романтики в пионерском движении достигается именно игровыми формами. Этому была посвящена его кандидатская диссертация.                      

В своей докторской диссертации «Игра учащихся как педагогический феномен культуры», защищенной в 1997 году, С.А. Шмаков рассматривает игру как социокультурный и педагогический феномен по следующим основаниям: она многомерна, так как выступает в педагогическом процессе как вид творческой деятельности, принцип, метод, способ, стиль воспитательного процесса; она рождает, в основном, положительные чувства, энергию, комфортное состояние, оптимистическое мироощущение.

С.А. Шмаков составил функционал игры, который представляет ее как универсальную и феноменальную деятельность, выводящую ребенка за рамки его непосредственного опыта, любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра — стратегически тонко организованное культурное пространство развлечений ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Исследователь показывает игру как фактор, формирующий личность на всех возрастных этапах школьного возраста и за его пределами. Кроме того, игра представлена им как самобытная и суверенная деятельность, являющаяся для детей и подростков «отыгранным опытом», эмоциональной и реабилитационной опорой личности, помогающей адаптироваться, реализоваться и самоутвердиться в жизни. Игра — ведущая модель досуга. Она — действенный метод познания, диагностики учащихся, развития и коррекции. С.А. Шмаков впервые выдвигает игру как один из соответствующих законам детства педагогических принципов, которым как исходным положением следует руководствоваться в своей профессиональной деятельности педагогу. «В многообразии педагогических смыслов и проявляется феноменальная сущность игры», — утверждал Сталь Анатольевич.                                                                                                               

Более пятидесяти лет С.А. Шмаков посвятил проблеме организованного досуга школьников: его значению, месту в их жизни, секретам организации, формам и его изъянам.

 

Законы педагогики досуга

 

В педагогике закон трактуется как объективная, повторяющаяся диалектическая связь всех явлений, входящих в процесс воспитания.

Закон сочетания продуктивного и непродуктивного: досуг ориентирован на внутренний мир, на удовлетворение удовольствия от процесса досуговых действий и переживаний. Но вместе с тем, у досуга возможен и конкретный, осязаемый выход в виде творческой продукции.

Закон творческой энергетики: досуг реализует потенции человека, все виды его энергии, тем он и ценен.

Закон диалектического соотношения времени, пространства и содержания досуга: вся досуговая деятельность протекает в рамках свободного времени, досуговой территории и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и питают вкусы, интересы, пристрастия, духовные и физические силы.

Закон «зеркальности» и универсальности досуга: досуг отражает и воспроизводит окружающий мир, все его богатства, тем он и универсален.

 

Принципы организации детского досуга.

 

Принцип в педагогике – генеральная идея, объективная норма, свод главных правил реализации воспитательного назначения досуга. Принципы это то, чем руководствуется воспитатель в своей работе.

Первый принцип – принцип «красной линии»: в работе с детьми всегда (как внутренняя цензура) должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно.

«Красная линия» - это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всём:

- в отношениях содружества классного руководителя и детей, в приятельско - товарищеских контактах и связях, которые создаёт демократическая сфера досуга. За «красной линией» - панибратство, лжедружба, наказуемая интимность отношений. Здесь нельзя заигрываться и разумная дистанция необходима.

- В демократических основах «субординации», самоуправления в сфере досуга. Переход «линии» приведёт к неуправляемости, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей к запретам, которые в досуге всегда - тупик, к приказному тону, а значит, к взаимной отчуждённости.

- В информации любого толка, которой мы обогащаем ребят. И прежде всего в вопросах политики, социальной жизни людей, истории, национальных проблем, эротики и т.п. «Красная линия» касается трактовки этих вопросов, их содержания, их «подтекста».

- В организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел». Его подсказывают личный опыт, интуиция, разумная осторожность и, если хотите, необходимая перестраховка. Здесь важно всё: мера досуговой деятельности, санитарно-гигиеническая сторона досуга, безопасность игр, игрушек, игровых аксессуаров. Здесь необходимо учитывать и «политику» досуговых заблуждений детей.

Второй принцип принцип «могучей кучки»: досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно на всех. Для того, чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен чётко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий всех соучастников в целом. «Могучая кучка» - союз единомышленников, спаянных и вдохновлённых сознанием важности выполняемой задачи. Можно понимать под таким союзом ядро детского коллектива во главе с классным руководителем, можно – группу взрослых, друзей класса. В «могучей кучке» всегда высокое притяжение человечности, взаимовыручка и чувство локтя, взаимодоверие. Здесь всё делается  и созидается вместе.

Третий принцип – «принцип фельдмаршала Кутузова»: иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Так поступал Михаил Кутузов, он побеждал тем, что просто ждал, как развернутся сами по себе военные перепетии. Вроде бы ничего не делал, но одерживал победу. Мы много суетимся, блефуем, делаем вид, вечно подгоняем ребят. А ведь досуг – их личное, добровольное дело. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. Можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности. Лучше и продуктивнее понять, помочь.

Четвёртый принцип – «принцип горы»: в работе, сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. Ни в чём. Мир ожиданий детей в школе высок, а уровень жизни – низок. Дети живут скудно, без мечты, без идеала, с нарушенной психикой. Делают в школе лишнюю, никому, кроме чиновников из «системы», не нужную работу. Отсюда социальная апатия, агрессивный инфантилизм, социальное иждивенчество, инерция, стадная форма мышления, безверие – одна из самых страшных болезней нашего общества. От постоянных неудач дети, как правило, озлобляются, мельчают, тупеют. В досуге всегда заложен резерв удач. Но чтобы преодолеть кризис доверия детей ко взрослым, к учителям, который вырос неимоверно, надо поднять планку высоты помыслов, слов, дел, отношений, в том числе в досуговой деятельности. Резкий поворот к коммерциализации породил нецивилизованные формы досуга, резко снизил его качество, девальвировал те ценности, что люди копили и ценили веками. Люди в горах обычно всё время идут вверх.  «Принцип горы» требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте. Школе, классу необходима стратегия «ударных» дел. Редких, но метких, высоких дел.

Пятый принцип – «принцип антиканонов»: у детей есть чрезвычайно важное – это их энергетика. Она обычно не совершенна, нестабилизирована, разбросана, но она, эта энергия, даёт возможности повернуть ребёнка к деятельности. Однако эта энергетика часто очень инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры и может привести к плохим последствиям. Принудительный трафаретный досуг держит детей на рабском уровне поведения в школе. Хотя эта внешняя покорность ребят – иллюзия. В воспитательной работе существуют «обручи», которые стягивают детскую общность: набор псевдоидей, страх, запрет, принудиловка.  Принцип антиканонов ориентирован на то, чтобы дети учились переступать ограничительные флажки казарменной педагогики, выходили за стереотипы, за пресловутую систему воспитания. Он служит пробуждению социального, психологического, творческого воображения ребят. Какова здесь «генеральная» идея: всё, решительно всё осмысливать и делать по-новому. Разрушение «канонов» подавления личности, «канонов» торжествующей бессмыслицы школьных дел, скуки и «зелёной тоски» - вечная задача и принцип новой педагогики.

Шестой принцип – «принцип камня, брошенного в воду»: любой ребёнок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей - регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бросить, как камень в воду», в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы. Все дети обязаны по очереди пробовать свои силы во всех многообразных ситуациях жизни. А уж в досуге тем более. Именно в досуговой деятельности дети, как правило, представляют самих себя. И это уже их отвага. Вот почему надо постоянно «бросать» их в «воду» творческой деятельности. Постоянно!

Седьмой принцип – принцип опоры на положительные эмоции ребёнка: существует старая мудрость: ищи в ребёнке хорошее, его всегда больше. Увидеть добрые начала и опереться на них – вот принцип общей и досуговой педагогики. Положительное и прекрасное рождают доброе. Сам по себе качественный досуг одобряет, выпрямляет, ободряет и реабилитирует детей. И вместе с тем, именно в его сфере так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребёнка. Такая опора окрыляет. Детские таланты оскудевают от невнимания. Ребёнок кажется себе ещё лучше, если кто-то замечает его рост. Вот в чем «фокус» этого простого принципа. 

 

Методы досуговой педагогики

 

Методы - путь познания и преобразования мира и человека, в нём живущего. Методы – совокупность приёмов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспитывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы – то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы – «орудие» профессиональной работы.

Досуговая педагогика создала свои, специфические методы сотрудничества и сотворчества с детьми:

1. Методы игры и игрового тренинга. Игра – самостоятельный и законный для детей важный вид их деятельности, равноправный со всеми иными. Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников («третий лишний», «ручеек», «садовник», «колечко», и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры «проявляют» физические способности: ловкость, силу, координацию и т.п.

2. Метод театрализации. Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, школьного кафе, «голубого огонька», вечера при свечах, морской кают-компании, русских «посиделок», «семечников», «завалинки», «театральной гостиной», вечера русской (любой) кухни, пира-бала именинников, вечера этикета, дня рождения коллектива, «капустника», «кабачка 13 стульев», «хоровода друзей», «праздничного вечера» и т.д. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит детей с разнообразными сюжетами жизни.

3. Методы состязательности. Состязание – чисто детская привилегия. Состязание – внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, побед над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребёнка, кроме нравственной сферы.

4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на    совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всём.

5. Методы воспитывающих ситуаций. То есть вызванных к жизни процедур, самореализации, доверия, мнимого доверия, организованного успеха, саморазвивающего дела и т.п.

6. Методы импровизации. Жизнь детей импровизирована. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Дети очень внушаемы. Пример одного входит в подсознание другого. Импровизация – действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать экспромтом. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение искуса, соблазна творческого усилия. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала. Методы импровизации противостоят школьным методам репетиционности, и они порождают азарт ребёнка со знаком плюс.

Шмаков, блестящий организатор игровых праздников, задолго до методики коллективно-творческих дел, разработанных И.П. Ивановым, применял логику КТД. Любое творческое дело начиналось с большого совета вожатых, где шло планирование и обсуждение предстоящей многодневной деятельности. Затем каждая структурная единица данного коллектива (отряд, класс, объединение и т.д.) детально рассматривала и реализовала полученные задания (номера в цирковом представлении или учреждения в Городе мастеров и пр.). После проведения праздников — обязательный детальный анализ с акцентом на позитивных моментах. Сталь Анатольевич показал образец руководства игрой. К игре привлекались почти все взрослые. При этом они не изображали игру, а именно включались в нее. Это главное условие для включения детей. Ситуация всеобщего праздничного действа способствовала изменению состояний участников. Обязательным условием организации было обеспечение игровыми ролями всех членов детского коллектива. Но С.А. Шмаков, пропагандируя игру как универсальное средство воспитательного процесса, постоянно напоминал о чувстве меры и предостерегал от гиперболизации этого средства.

 

Методические подсказки организатору детского досуга.

 

Выбор дела. Это прерогатива детей. Здесь нельзя «давить на психику», можно заинтересовать, заинтриговать, увлечь. Приёмы поиска и выбора очередного или перспективного дела таковы:                             

1. «Разведка» интересных дел. Небольшим группам ребят поручается «разведать», куда можно коллективно пойти, где, что проводится интересного? Когда? Кого можно пригласить в гости?                            2. Группе ребят, у которых есть общий прочный интерес к какой-либо деятельности, предлагается собраться вместе, подумать и, опираясь на свой интерес, что-то предложить классу.                                                   

3. Можно объявить конкурс на  самое, самое…Условия его просты: такого дела у нас ещё не было, в нем могут участвовать все…               4. Учитель проводит анкету «Что ты предлагаешь нашему коллективу?» Ответы на вопросы анкет, предложения ребят, чужие идеи коллектив обсуждает вместе и выбирает для себя наиболее значимое.

Коллективное придумывание дела. Методика планирования, сценирования, составления программы дела изложена в системе коммунарской педагогики И.П. Иванова. Пробуждённая энергия мышления даст свой результат.

Приглашение к участию в деле. Организовать отношение школьников к проводимому делу помогут такие «технологические» приёмы:

- красочные объявления, афиши, плакаты, рекламы, нестандартные по форме, сюжетные, с интригующим текстом;

- пригласительный билет;

- приглашение - письмо, открытка, визитка;

- «живая реклама» (ребята, специально костюмированные);

- объявление по радио и телевидению.

Приглашение – это уважение к    участникам и гостям, это культура.

Встреча участников и гостей дела:

- встреча-церемониал (гостей встречают хлебом-солью, заздравной песней, особым приветствием);

- сюжетная встреча (у входа в зал разыгрывается театральное действо, к примеру, в день 8 Марта девочек встречают мушкетёры, Дон Кихот и Санчо Панса и т.д. Участники должны при входе ответить на вопросы, разгадать загадку и т.д.);

- пройти на вечер можно только по самодельной игрушке или «предъявить» маску, карнавальный костюм, текст афоризма и т.д. Вариантов придумать можно много.

Организационный момент дела. Участники любого мероприятия должны раздеться, сдать верхнюю одежду, привести себя а порядок, настроиться, адаптироваться (могут осмотреть специальные выставки, поделки, аннотированные книги, плакаты и т.д.).

Начало дела.

1. Представление гостей, церемониал знакомства.

2. «Живой эпиграф», театрализация.

3. Звуковые, световые, технические эффекты.

4. Кинопролог, музыкальная увертюра, общая песня, зажжение огня и т.д.

Композиция дела. Дело может быть сценарным и импровизационным. В основной части соседствуют слово, образ и показ, творческая деятельность, конкурсность.

Занимательная часть. Она может быть рассыпана по композиции дела, может быть собрана в один блок (общие песни, коллективные игры, конкурсы, забавы и аттракционы, танцы, концертные номера и выступления, сюрпризы).

Завершающая часть. Она должна быть четкой, яркой, краткой. Здесь уместны: награждение, раскрытие секретов, коллективная оценка, принятие решения, ритуал, общая песня и т.д.

Последействие. Это подведение итогов, анализ и оценка дела, наметка следующих дел. Каким требованиям должно соответствовать досуговое дело? Их следует выделить несколько:

- ориентир на всех ребят. Содержание, которое интересно всем. Большой выбор разных ролей и поручений;

- творческий потенциал дела, питающий импровизацию, экспромт, свободу действий;

- пропорциональность частей проводимого дела, точный регламент, соответствующий возрасту школьников;

- соотношение обязательного и добровольного;

- широкое поле творческого общения, самовыражения, самореабилитации;

- единство формы и содержания, духовная, гуманная основа сотворчества и сотрудничества.

 

Условия, способствующие эффективности досуговой деятельности школьников.

 

1. Разновозрастная и разнополая компания соучастников досуговой деятельности (пусть во многих деяниях класса участвуют братишки и сестрёнки, школьные друзья, шефы-старшеклассники, гости).

2. Культура досуга. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, ожесточение, обиды и т.д. Здесь надо учить ребят достойно оценивать победу соперника, достойно переживать поражение «своих».

3. Создание бесконфликтной обстановки как гарантии творческого роста ребят. Создание условий для свободного самовыражения, развития духовных и физических сил.

4. Наличие сбалансированного педагогического «приданого», базы досуга: библиотечка художественной литературы, библиотечка рабочей литературы (энциклопедии, словари..), фонотека, кинотека, изотека, фототека, игротека, театральный и досуговый реквизит, спортивный инвентарь, эколого-ботанический инвентарь, трудовой инструментарий, аптечка, техническая аппаратура, сменная наглядность, рабочая документация класса, форма школьников и т.д.

 

Лидер отечественной игровой педагогики Шмаков за время своего почти полувекового творчества показал себя талантливым методистом и непревзойденным по успешности практиком. Он создал методику проведения длительных ролевых игр (на языке сегодняшнего дня — игровых программ): «Город мастеров», «Снежная республика», «Цирк смелых и умелых» и др. Определив игру как стимул неигровой деятельности, он  разработал ряд трудовых по содержанию и игровых по форме операций. Сталь Анатольевич обладал «чувством праздника». Любую деятельность — трудового, спортивного, эстетического характера — он умел оформить как игровое действо с элементами драматизации, музыки, песен и стихов (собственного сочинения). Вслед за А.С. Макаренко он провозглашал мажор и оптимистический стиль обязательным условием детской жизнедеятельности.

Деятельность С.А. Шмакова как пропагандиста, практика, методиста и режиссера игровой деятельности неоценима. Результатом ее являются когорты учеников разных поколений, несущих идеи Ее Величества Игры (по выражению Сталя Анатольевича) в детскую и взрослую педагогику современности.

 

 

Вверх