Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОДЕРЖАНИЮ И МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С ПИОНЕРАМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

(ПРОГРАММА «ОРИЕНТИР»)

 

Печатается по: Пионерская работа в школе. – М.: Просвещение, 1972.

Источник: О дальнейшем улучшении деятель­ности ВЛКСМ по руководству Все­союзной пионерской организацией имени В. И. Ленина. - М., Молодая гвардия, 1967, стр. 32—76.

 

 

 

Утверждены Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года

 

 

 

Почетна и ответственна роль комсомола в руковод­стве пионерской организацией имени В. И. Ленина. Это одно из главных поручений партии комсомолу, гово­рилось в приветствии ЦК КПСС XV съезду ВЛКСМ.

Центральный Комитет Коммунистической партии обя­зал комсомол постоянно совершенствовать формы и ме­тоды работы с детьми, изживать однообразие в пионер­ской работе, увлекать ребят живыми и интересными де­лами, развивать самостоятельность и самодеятельность пионеров.

Пионерская организация —детская коммунистиче­ская самодеятельная организация. Ее главная цель — помогать партии, комсомолу, школе воспитывать юное поколение страны в духе коммунистических идеалов.

Воспитание юных граждан осуществляется тем ус­пешнее и плодотворнее, чем полнее оно соответствует каждому возрастному этапу. Учет психологических осо­бенностей детей разного возраста, особенностей их фи­зического развития — одно из решающих условий улуч­шения деятельности пионерской организации.

Настоящие рекомендации составлены с учетом раз­личных особенностей, возрастных групп детей и предпо­лагают последовательное расширение круга деятельно­сти пионерских коллективов, усложнение форм и мето­дов их работы, непрерывное повышение ответственности каждого пионера за дело своего коллектива.

Рекомендации по содержанию и методике работы с пионерами разных возрастов («Ориентир») адресованы старшим и отрядным пионерским вожатым, учителям, ра­ботникам внешкольных учреждений. Они призваны по­мочь определить основные направления работы октяб-рятских групп, пионерских отрядов и дружин, подска­зать, как повседневные дела ребят связывать с требова­ниями Законов пионеров Советского Союза и правилами октябрят.

Рекомендации адресованы также районным, город­ским, областным, краевым, республиканским комитетам комсомола, советам пионерской организации. Они требу­ют от комитетов комсомола и советов пионерской орга­низации более совершенных методов работы, а также значительной перестройки системы подготовки и пере­подготовки кадров старших и отрядных вожатых.

Настоящие рекомендации не должны ограничивать инициативу вожатых и педагогов. Они предполагают творческое планирование работы дружин и отрядов с учетом требований сегодняшнего дня, насущных задач пионерии, традиций, местных и национальных условий жизни пионерских коллективов, уровня их развития.

В программе «Ориентир» четыре раздела:

октябрята (IIII классы);

пионеры младшего возраста (IIIIV классы);

пионеры среднего возраста (VVI классы);

пионеры старшего возраста (VIIVIII классы).

 

 

Октябрята

 

I. Краткая характеристика психологических особенностей детей 7—9 лет (IIII классы)

 

Подвижность, любознательность, конкретность мыш­ления, большая впечатлительность, эмоциональность, подражательность и вместе с тем неумение долго кон­центрировать свое внимание на чем-либо одном — вот не­которые общие черты семи-, девятилетних детей.

С приходом в школу заметно изменяется развитие ум­ственных сил, воли и чувств ребенка, расширяется его кругозор, разнообразятся интересы. Школа становится центром жизни ребят, с ней связаны новые переживания, здесь ребята больше, чем где-либо, пр-иобщаются к ми­ру старших.

Поведение дошкольника носил© в значительной мере меироизшэлшый характер. Учение в школе, требующее сознательной организации своего времени, работы, помо­гает ребенку постепенно овладевать своим поведением. У детей появляются первые признаки самостоятельно­сти, ответственности, чувства собственной значительно­сти. Однако эти качества еще далеко не устойчивы.

В первые ученические годы дети особенно эмоцио­нально относятся к требованиям и правилам школы. На­ряду с учением в их жизни важное место продолжает за­нимать игра, являющаяся для ребят этого возраста од­ним из основных путей проникновения в окружающий мир.

В эту пору весьма высок естественный авторитет стар­шего. Все его предложения принимаются и выполняют­ся очень охотно. Его суждения и оценки, делаемые в эмо­циональной и доступной форме, часто становятся сужде­ниями и оценками самих детей.

 

II. Воспитательные задачи в работе с октябрятами

 

Задача педагога, вожатого — помочь ребятам понять, что они не только школьники, они октябрята—внучата Ильича, будущие пионеры-ленинцы, у них есть свои правила, которые они должны научиться выполнять.

В октябрятском коллективе—г в звездочке или груп­пе— октябренок учится действовать не в одиночку, а вме­сте со своими товарищами, согласованно, помогая друг другу. Руководит этими действиями учитель и старший товарищ октябрят — вожатый-пионер.

Педагог и вожатый призваны способствовать началу становления коммунистической направленности лично­сти детей младшего школьного возраста, создавать у них яркие, эмоциональные представления' о нашей Родине, революции, о ее вожде В. И. Ленине.

Октябрятская группа должна помогать формирова­нию у ребят таких нравственных качеств и привычек по­ведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, быть смелым, точным: сказал — сделал, обещал — выполнил; навыки организованности, испол­нительности, вежливости, уважения к старшим, нетерпи­мость к лени, зазнайству, грубости, лжи, капризам, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу —ло­мает деревья и кустарники, кто жестоко обращается с животными и птицами.

В коллективе октябрята приобретают первые осознан­ные представления о коллективизме, товариществе, пер­вые навыки общего труда на пользу людям. Они не толь­ко должны знать и понимать смысл правила «Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут», но и научиться по­стоянно следовать ему.

Задача воспитателей и вожатых — пробуждать у ок­тябрят любовь к чтению, развивать их любознательность, любовь к природе, закалять их организм.

Октябрята — будущие пионеры. И вся работа с ними должна быть прежде всего направлена на подготовку к вступлению в пионерскую организацию.

 

III. Методические рекомендации по организации работы с октябрятами

 

Каковы наиболее важные требования к организации работы октябрятской группы?

Прежде всего — правильная дозировка деятельности ребят, особенно трудовой, чередование разнообразных видов работы, красочность и яркость оформления всех коллективных дел. Жизнь октябрятских групп и звездочек должна быть пронизана игрой, а все дела октябрят — но­сить конкретный характер.

Октябрятская группа организуется в I классе. Один из пионерских отрядов дружины работает с ней до тех пор, пока октябрята не станут пионерами. Вожатый груп­пы — комсомолец или старший пионер. Группа октябрят делится на звездочки. В каждой звездочке — 5 октябрят. Вожатый звездочки — пионер V, VI или VII класса. Для лучшей организации работы с группой очень важно, что­бы все звездочки были примерно равными как по коли­честву октябрят, так и по их силам. Это объясняется тем, что вожатому часто приходится прибегать к организации таких игр и занятий, где звездочка выступает в роли ко­манды, бригады.

Весьма желательно формирование звездочек из ре­бят, живущих рядом: в одном доме, в одном дворе. Дружба в эти годы рождается, как правило, по принци­пу соседства — живут рядом, сидят за одной партой. К тому же это позволяет звездочке собираться не только в школе.

Примерно раз в месяц вожатые вместе с учителем проводят общие сборы октябрятской группы, на кото­рых беседуют с октябрятами на те или иные темы, игра­ют, читают им книги, показывают диафильмы, проводят различные конкурсы, разучивают песни, танцы. Очень важно, чтобы эти занятия все время чередовались: бесе­да, требующая сосредоточенности и внимания, сменя­лась игрой, а игра — делом, призванным вновь собрать внимание октябрят.

В конце каждой такой встречи желательно вместе с октябрятами в спокойной и дружеской форме оценивать действия звездочки, отдельных ребят, их успехи и не­удачи.

Особое значение приобретает организация обществен­но полезного труда октябрятской группы: выбор цели, распределение обязанностей. Труд, как правило, должен быть коллективным, у каждой звездочки свой участок работы, четкое и ясное задание. Обязательно посильное чередование труда и отдыха, смена видов работы. Важен также игровой момент, всегда увлекающий малышей. Не просто уборка двора, а «война с королем Мусором»; из­готовление игрушек на елку — в «мастерской Деда Мо­роза», с «октябрятским конвейером», «Кукольное ате­лье», где октябрята шьют платья своим куклам.

В октябрятской звездочке поручения ребятам дает вожатый-пионер или коллектив звездочки. Все поручения достаточно просты, конкретны: ребятам всегда должно быть ясно, как и что делать и, главное, для чего все это надо делать. Вожатый назначает: санитара («стража чи­стоты»), цветовода («друга цветов»), скорохода-связно­го, знатока погоды (ведущего календарь погоды). Со временем круг поручений расширяется. На втором году жизни октябрятской группы появляются задания быть «хранителем клада игр и затей», «заведующим веселой библиотекой» и т. д.

Поручения даются октябрятам на сравнительно ко­роткие сроки — на две недели, месяц — и постоянно ме­няются.

Учитель играет чрезвычайно важную роль в коллективе младших школьников. Он должен максимально спо­собствовать формированию у детей чувства принадлеж­ности к октябрятскому коллективу, установлению друже­ских взаимоотношений между октябрятами и их стар­шими товарищами — пионерами. Педагогу следует тер­пеливо готовить пионеров-вожатых, не обладающих достаточным опытом работы с малышами, к выполне­нию роли руководителей, организаторов жизни октябрят.

 

IV. Примерное содержание и формы работы с октябрятами

 

Октябрятам о В. И. Ленине. Знакомство с жизнью и деятельностью В. И. Ленина. Детство В. И. Ленина. Ле­нин — вождь Великой Октябрьской социалистической революции, борец за счастье трудового народа.

Читая вслух первые книги о Ленине, слушая расска­зы вожатых, учителей, старших друзей, октябрята зна­комятся с эпизодами из его жизни, борьбы и труда. Бе­седы, отрывки из произведений должны быть доступны пониманию октябрят, носить образный, увлекательный характер, подкрепляться показом диафильмов, репродук­ций картин, посвященных В. И. Ленину.

Почему ребят называют «октябрятами», «внучатами Ильича»? Этому посвящаются беседы вожатых, пионе­ров, разучивание песен и стихотворений о юных ленин­цах-пионерах и октябрятах — внучатах Ильича. Празд­ники «День красной звездочки», день рождения В. И. Ле­нина.

Октябрятам о Родине. Наша страна — Союз Совет­ских Социалистических Республик. Флаг, герб, гимн СССР. Доступная информация о событиях в  стране по материалам газет и журналов, радио- и телевизионных передач. Чтение книг о Родине, о дружбе всех советских народов, просмотр фильмов и диафильмов.

Родина — это-все, что нас окружает. Первое знаком­ство октябрят с окружающим их миром: школа, ули­цы, прилегающие к школе. На улицах — завод, фабрика, магазин, аптека, почта, детский сад, больница. В селе — ферма, клуб, мастерская и т. д. Здесь трудятся советские люди, родители октябрят. Что они делают? Для чего? Знакомство с их трудом (почтальон, милиционер, рабо­чий-строитель, продавец, воспитатель детсада, шофер, водитель трамвая, летчик, пожарник, колхозник и т. д.), объяснение общественной значимости их труда. Игры в почту, стройку, магазин, в больницу, школу, детский сад, в трактористов, железнодорожников, в «город Октябрятск». Экскурсии в поле, лес, на реку. Рисунки на темы: где я был, что я видел.

Октябрятам о защитниках Родины. Советские во­ины — на страже мира. Наша армия защищала Совет­скую страну в борьбе с врагами. Рассказы, экскурсии в музеи, просмотры фильмов, позволяющие ребятам как можно полнее узнать и научиться ненавидеть фашизм, буржуев-насильников, которые во имя собственной на­живы эксплуатируют, убивают людей.

Встречи с воинами. Рассказы об армии, чтение книг, просмотр кино- и диафильмов. Рисунки на тему о Совет­ской Армии. Герои-воины. Общие представления о родах войск: пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики, ра­кетчики, моряки.

Игры октябрят в летчиков, танкистов, ракетчиков, «парад октябрятских войск» в день 23 февраля, 9 мая.

Стихи и песни о Советской Армии, солдатские песни. Простейшие военно-прикладные навыки октябрят: быть наблюдательными, уметь маскироваться, преодолевать небольшие препятствия и т. д.

Через стремление ребят к военной игре умело воспи­тывать у них такие качества, как дисциплина, смелость, находчивость.

Октябрятам о дружбе детей в Стране Советов. Октя­брята в наших союзных республиках. Рассказы, фото­графии, фильмы и песни о том, как они живут, чем зани­маются, какие песни поют и в какие игры играют, какие сказки  им   нравятся.  Чтение  октябрятской   страницы «Звездочка» в газете «Пионерская правда», присмотр телепередач, проведение утренников, встреч с героями любимых сказок народов СССР.

У октябрят есть друзья и за рубежом: в Польше — зухи, в Болгарии — чавдарчата, в Венгрии — кишдо-боши, в Чехословакии — искорки и т. д.

Труд октябрят. Первые навыки общественно полез­ного, коллективного труда. Подготовка «уголка октяб­рят». Дежурство октябрят по классу, работа на при­школьном участке. Забота о цветах, кустарниках, де­ревьях. Забота о птицах, зимующих в родных краях, сбор ягод, грибов, желудей, лекарственных трав. Сбор маку­латуры. Самообслуживание дома.

Навыки простейшего мастерства — приготовление игрушек для елки, для малышей во дворе, подарков ма­ме в день 8 Марта, пионерам — к 19 мая, младшим и старшим братьям и сестрам.

Октябрята прилежно учатся. Учение в школе — гла­вный труд, основная обязанность октябрят. Внимание октябрятских групп, вожатых к прилежной учебе каж­дого октябренка.

Создание в группе «библиотечки октябрят». Разго­вор о книгах, о чтении. Выпуск своих «книжек-малы­шек».

Клуб «Почемучек». Праздник «Прощание с буква­рем», конкурс «Хорошо ли мы считаем, пишем и чита­ем». Смотры тетрадей и учебников, чистоты и порядка в домашнем «уголке школьника».

Октябрятам о прекрасном. Экскурсии и прогулки октябрят: «Наша школа» — с рассказом, как пионеры за­ботятся о том, чтобы школа была красивой; в школьный сад, по ближайшим улицам, где малышам показывают новые красивые здания, памятники, помогают увидеть красоту родной природы во все времена года.

Занятия по развитию творчества ребят, разучи­вание стихов, песен, танцев, занятия в кукольном или теневом театре, октябрятском хоре, лепка, рисование, украшение класса, комнаты к праздникам.

Экскурсии в музеи, на выставки (в том числе и шко­льные).

Коллективные походы в кино, театр с последующей беседой об увиденном, услышанном.

Праздники-смотры чтецов, художников, исполните­лей танцев и песен. Праздники Нового года, встречи и проводы птиц, первого снега и первой травы, цветов, урожая.

Физкультура у октябрят. Навыки в соблюдении ре­жима дня, правил гигиены, охраны здоровья. Праздник Мойдодыра.

Разучивание комплексов физической зарядки. Смотр — кто лучше их выполняет. Игры-соревнования: бег со скакалкой, гонки обручей, школа мяча, спуск с .!горы на санях, стрельба снежками в цель и т. п.

Командные игры-соревнования: «Перестрелка», «День-ночь», «Охотники и утки» и т. д.

Обучение ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Лыжные прогулки. Зимний праздник во дворе с аттракционами «и играми-соревнованиями.

Октябрятам о пионерах. Знакомство с жизнью и де­лами отряда — руководителя октябрятской группы. Песни, игры пионеров. Страницы пионерской летописи, расска­зы, книги, фотографии и фильмы о героях-пионерах гра­жданской и Отечественной войн, о Павлике Морозове и Мамлакат. Пионерская символика: Красное знамя, флаг, вымпел, галстук, значок, салют, девиз и Законы юного пионера, пионерские атрибуты: горн, барабан и т. д.

Беседы вожатых групп и пионеров-инструкторов, учителей, родителей о пионерской организации. Чтение книг, просмотры фильмов и диафильмов о пионерах и октябрятах. Встречи, приглашения на пионерские сборы и праздники: пионеры — октябрятам, октябрята — пионе­рам. Игра-соревнование «Путешествие в страну Пионе­рию».

Октябрята становятся пионерами. В III классе боль­шинству октябрят исполнится 10 лет, и они могут уже вступать в пионерскую организацию. Это очень важный шаг в их жизни. Они знакомятся с новыми высокими, привлекательными для них требованиями полноправных членов пионерской организации. Важно, чтобы сам прием в пионеры был торжественным и волнующим, подчерки­вал значение организации, в которую вступает октябре­нок, ее самодеятельный характер, ее права.

Октябренок должен знать, что в пионеры его принима­ют старшие товарищи, что рекомендует его вожатый октябрятской звездочки — пионер, что вожатый ручается за него в том, что он не подведет товарищей, будет нас­тоящим юным ленинцем.

Прием в пионеры происходит на сборе отряда стар­ших пионеров. Вожатый звездочки представляет отряду октябрят — будущих пионеров. Пионеры обсуждают каж­дого; кто пожелал вступить в пионерскую организацию, а потом решают вопрос о его приеме в свои ряды откры­тым голосованием.

На ближайшем сборе дружины все ребята, принятые на отрядном сборе в пионеры, перед строем дружины, перед Красным знаменем дают Торжественное обещание, и им повязывают красные галстуки.

 

 

Пионеры младшего возраста

 

I. Краткая характеристика психологических особенностей детей 10—11 лет (IIIIV классы)

 

10—11 лет — этот возраст отличает большая жизне­радостность, внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности.

Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко всту­пают в общение со"сверстниками и взрослыми. Даже не* знакомый человек может без труда установить непринуж­денные отношения с младшими пионерами. Большое зна­чение для них начинает приобретать оценка их поступков и поведения как со стороны взрослых, так и товарищей. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Легко и охотно выполняют они  поручения и отнюдь  не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей,  облечен­ных определенными  обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю инте­реса к делу, а успех — большой эмоциональный подъем. Младших   школьников   захватывают и увлекают герои­ческие подвиги, смелые поступки, проявление мужества, силы. Из личных качеств они больше всего ценят физи­ческую силу, ловкость, а также смелость, находчивость, верность другу. В этом возрасте ребята склонны постоян­но мериться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приклю­чения, поиск. Особенно привлекает младших пионеров но­вое, яркое, незнакомое. В то же время  далекие цели   и перспективы их затрудняют точно  так   же,   как неконк­ретные поручения, беседы слишком отвлеченного  содер­жания.

Пионеры младшего возраста охотно принимают ру­ководство старших. К их предложениям относятся с до­верием, с готовностью откликаются на них. Доброжела­тельное отношение, участие взрослых вносят оживление в любую деятельность ребят и вызывают их активность.

 

II. Воспитательные задачи в работе с пионерами младшего возраста

 

Вожатым, педагогам предстоит сформировать у ре­бят, только что вступивших в ряды пионерской органи­зации, привлекательную позицию пионера, то есть вос­питать у них чувство принадлежности к детской комму­нистической организации как   к коллективу,   имеющему свои цели, свои законы, призванному быть помощником комсомольцев  и  коммунистов.   Ребята   еще  не совсем готовы проникнуть в смысл этой   позиции.  Однако гал­стук, значок пионера,  новая пионерская   форма,  краси­вые пионерские символы,   торжественные   ритуалы соз­дают ощущение нового жизненного положения, необы­чайно радуют детей, рождают готовность отвечать воз­росшим требованиям.

Все это создает хорошую основу для формирования определенной системы отношений детей к окружающе­му миру, приобщает их к революционной романтике, к высоким и значительным делам взрослых, к тем суще­ственным изменениям, которые происходят вокруг бла­годаря труду советских людей.

Перед руководителями пионеров младшего возрас­та стоит задача — опираясь на коллектив, воспитывать у ребят высокие нравственные чувства: радость труда на общую пользу, ощущение своей полезности Родине, гордость за ее успехи и достижения, чувство дружбы с пионерами всех республик Советской страны; воспиты­вать чуткость, привычку замечать, когда дети и взрос­лые (в школе, во дворе, в семье, в квартире) нуждают­ся в помощи, привычку действовать, не дожидаясь призыва, просьбы или распоряжения старших. У млад­ших ребят должна воспитываться постоянная готов­ность защищать слабых и малышей, сочувствовать тем, кто имеет физические недостатки, не допускать униже­ния детей другой национальности.

Жизнь отряда младших пионеров организуется так, чтобы  у пионеров была постоянная возможность для упражнения в смелости, выдержке, честности, справед­ливости, скромности, готовности к преодолению труд­ностей. Задача педагогов и вожатых — воспитывать у пионеров начала организованности и исполнительности, навыки коллективной работы в составе звена и отряда.

Педагогу и вожатому следует стремиться к тому, что­бы успешное учение всех ребят класса воспринималось бы пионерами как первое общественное дело пионерского коллектива. Надо, чтобы ребята не довольствовались знаниями, приобретенными на уроках в школе, а посто­янно пополняли их из книг, газет и журналов, из пере­дач по радио и телевидению, в процессе познаватель­ных игр и занятий.

Необходимо постоянно развивать эстетические чув­ства ребят, стимулировать их стремление к творчест­ву, а также к развитию силы, ловкости, физической сно­ровки.

 

III. Методические рекомендации по организации работы с пионерами младшего возраста

 

Деятельность пионеров этого возраста в отряде дол­жна быть эмоционально насыщенной, пронизанной пи­онерскими обычаями, традициями, ритуалами. Четкий строй линейки, торжественный церемониал выноса зна­мени, приветствие салютом, готовность к немедленному исполнению поручения — все это украшает деятельность коллектива, делает ее привлекательной, создает мажор­ный тон, помогает детям быстрее войти в жизнь пионер­ской организации.

Дела младших пионеров должны быть ограничены во времени и объеме, привлекательны близостью непосред­ственно ощутимого результата. Это требование объясня­ется недостаточным развитием воли у ребят, их неуме­нием распределять свои силы на длительный срок.

Игра сохраняет свое значение и широко использует­ся в работе с младшими пионерами. Сильным побудитель­ным действием в этом возрасте обладает соревнование. Однако следует помнить, что увлечение излишней состя­зательностью, стремление во что бы то ни стало выйти вперед за счет других, может иметь нежелательные по­следствия— воспитывать эгоизм, карьеризм. Наиболь­шим успехом пользуется соревнование относительно ма­лых, коллективов   (звеньев), равных по своим силам, за конкретные цели, с постоянной взаимопомощью звеньев -друг другу, регулярным подведением итогов.

Звенья младших пионеров немногочисленны по. свое­му составу — 5—7 человек. Звенья с такой численностью легче организуются и активнее действуют. Руководит звеном звеньевой, которого пионеры сами выбирают на сборе звена. У звена есть старший друг — пионер-инст­руктор, который является советчиком ребят, передающим им опыт самостоятельной пионерской работы.

Звеньевые, как и другие активисты отряда, сменяют­ся сравнительно часто (один-два раза в учебную чет­верть, полугодие), что позволяет всем пионерам полу­чить опыт руководства и подчинения товарищам в кол­лективе.

Пионерский сбор отряда пионеров младшего возрас­та — это всегда праздничное событие в жизни ребят. Он призван в яркой и привлекательной форме определить предстоящую деятельность отряда. Сбор должен в каж­дом случае нести большую познавательную нагрузку, че­му бы он ни был посвящен: героической истории нашей Родины, встрече с интересными людьми, пионерам-героям и т. д. На сборе ребята выбирают совет отряда, обсуж­дают календарные планы работы, распределяют поруче­ния между звеньями, слушают отчеты звеньевых, членов совета отряда, отдельных пионеров о выполненных ими поручениях, об их работе. Главную роль в подготовке сбо­ров и в их проведении пока еще играют старшие — пи­онеры-инструкторы, вожатый.

Роль вожатого и учителя в отряде младших пионеров. Воспитательные задачи, единые по существу, решаются педагогом и вожатым различными путями. Важно закре­пить в сознании ребят особую роль отрядного вожатого — комсомольца. Он — член пионерского коллектива и его руководитель. Через него младшие пионеры ощущают конкретную связь своего отряда с комсомолом.

Роль учителя в руководстве пионерским отрядом бо­лее сложная. Глубоко вникая в дела отряда, в его жизнь и работу, он всегда действует через вожатого и пионер­ский актив, всемерно развивая самостоятельность пионе­ров, чувство хозяев своей организации. Учитель помогает вожатому и ребятам советом, как провести сбор, подска­зывает им те способы и приемы, которые позволят инте­ресно работать и успешно выполнить намеченную задачу. Вместе с вожатым он учит пионеров составлять планы работы отряда и звена, выполнять их и правильно оценивать сделанное, воспитывает у пионеров заинтересованность в делах отряда, чувство личной ответственнос­ти перед коллективом.

 

IV. Примерное содержание и формы работы с пионерами младшего возраста

 

О В. И. Ленине и его соратниках. Ребята продолжа­ют знакомиться с жизнью и деятельностью В. И. Ленина. В.И.Ленин предстает перед младшими пионерами как создатель и вождь Коммунистической партии. Под руко­водством партии наш народ совершил революцию, вышел победителем в гражданской и Великой Отечественной войнах, построил социалистическое общество; под руко­водством КПСС наш народ, выполняя заветы В. И. Ленина, строит коммунизм. Ребята узнают о ближайших сора­тниках В. И. Ленина. Они знакомятся с коммунистами — передовиками производства своего родного города, села.

Пионеры читают книги о В. И. Ленине и его сорат­никах, просматривают кинофильмы и диафильмы, подби­рают для ленинского уголка вырезки из газет и журна­лов, фотографии, открытки, плакаты, репродукции кар­тин, коллекционируют марки, посвященные Ленину, пар­тии.

Они проводят экскурсии по ленинским и революцион­ным местам, знакомятся с историческими памятниками и достопримечательностями родного города, района.

Наша Родина— СССР. Наша Родина — Союз Совет­ских Социалистических Республик — дружная многона­циональная семья народов. В братской, нерушимой дру­жбе — залог всех наших успехов и побед. 15 союзных республик. Их флаги, гербы, столицы. Москва — столи­ца СССР, Ленинград — колыбель революции. Города-герои.

Регулярное знакомство по газетам и журналам, ра­дио- и телевизионным передачам с важнейшими событи­ями, происходящими в нашей стране и за ее рубежами.

Родной город, район, село—частица Родины. Родная природа. Исторические, революционные, боевые, трудо­вые памятники родных мест. Что дает родной город (рай­он, село) всей стране. Земляки — герои революции, вой­ны и труда.

Пионеры читают книги, просматривают фильмы и диафильмы о Родине. Встречаются с интересными людьми. Проводят экскурсии, походы по родному городу, району. Наблюдают природу. Участвуют в борьбе за ох­рану природы — растений, птиц, животных.

Пионерам о защитниках Родины. Знакомство с фор­мой, знаками различия родов войск Вооруженных Сил СССР. Боевые ордена и медали. Современные виды во­оружения: ракеты, танки; самолеты, корабли, подводные лодки и т. д. Выставки моделей, подбор картин, фотогра­фий из газет и журналов о боевой технике. >u-. i Знакомство и дружба с воинами, бывшими фронто­виками. Сбор материалов об участниках Великой Отече­ственной войны, их жизни, боевых делах, подвигах.

Переписка с воинами-земляками (моряками, погра­ничниками, танкистами, летчиками). Праздник Дня Со­ветской Армии и Военно-Морского Флота в отряде, по­здравления воинов.

Простые военно-спортивные умения: преодолеть преграду, ров, спрыгнуть с небольшой высоты, Соревно­вание в ловкости, сноровке, быстроте, точности, наблюда­тельности, смекалке, флажковой сигнализации. Работа санитарного поста в отряде. Поделка моделей самолета, корабля, танка, ракеты. Простейшие военные игры с элементами наблюдения, маскировки, связи, разведки, оказания первой помощи «раненым».

О Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. Более глубокое и деятельное знакомство с пионерской организацией, ее историей, традициями, ког­да и почему пионерская организация названа именем В. И. Ленина, за что награждена орденом Ленина. Пи­онеры должны узнать юных пионеров-героев. Научить­ся четко и красиво соблюдать пионерские ритуалы — про­водить линейки; вынос знамени, отдавать салют.

Пионеры проводят встречи с вожатыми и пионерами-ветеранами, читают книги, просматривают диафильмы, посещают всем отрядом Дом пионеров, пионерские клу­бы, совместно проводят сборы нескольких отрядов. Они начинают вести летопись отряда. Пионеры-четвероклас­сники берут шефство над детскими садами, работают с малышами-дошкольниками во дворах, в зоне пионер­ского действия дружины, учатся проводить с ними игры — готовятся в будущем стать вожатыми октябрят.

Пионеры СССР, пионеры социалистических стран. Пионеры Союза Советских Социалистических Республик. Как учатся? Чем они занимаются? Как работают? Чем интересуются? Как отдыхают?

Переписка с пионерами братских республик. Обмен открытками и фотографиями с видами родного края. Бе­седы и практические занятия по культуре письма. Созда­ние уголка дружбы детей Советской страны в отряде. Разучивание песен и танцев друзей. Чтение «Пионерской правды», книг о дружбе. Дружба с отрядами школ, где обучение ведется на другом языке. Беседа вожатых об Артеке.

Пионерские организации социалистических стран. Их форма, галстуки, пионерские знамена, значки, традиции. Игры, песни и танцы. Беседы вожатых по материалам газет и журналов, по книгам о пионерах социалистиче­ских стран. Проведение сборов, посвященных дружбе на­родов, встреч с советскими людьми, побывавшими за рубежом. Выставки рисунков пионеров на тему борьбы за мир и дружбу народов.

Трудовые дела младших пионеров. Основная форма общественно полезной деятельности младших пионе­ров—тимуровская работа: бескорыстная помощь семь­ям военнослужащих, малышам, престарелым, больным, инвалидам. Работа в детских садах и яслях.

У них много дел и в зоне пионерского действия: посад­ка садов, деревьев и кустарников на улицах, во дворах, у шефов. Забота о цветниках, газонах. Работа на при­школьном участке. Охрана «зеленого друга», забота о птицах и животных. Работа в мастерских: изготовление птичьих домиков и кормушек, наглядных пособий, игру­шек для малышей, детских садов. Создание игротеки в отряде.

Сбор макулатуры и металлического лома. Сбор лекар­ственных трав, ягод, грибов и других полезных растений.

Помощь родителям дома. Знакомство с трудом роди­телей на производстве.

Большое внимание следует уделить организации тру­да младших пионеров: четкие, конкретные задания кол­лективам — звеньям, бригадам, командам. Опора на игру — штаб тимуровцев, разведка, сигналы, операции, «дозоры справедливости» — на площадках, где играют малыши, рейды «преграда огню» — по дворам колхоз­ников с целью проверки, как хранится пожарное имуще­ство, патрули «защиты животных», «охраны зеленого друга», «охраны пернатых» и т. д. Обязательный разбор на общих сборах действий   звена,   бригады,  команды, причин их успехов и неудач.

Учить пионеров учиться. Коллективное чтение и об­суждение книг. Утренники «Герои любимых книг». Вик­торины по книгам. Связь с библиотекой — кто, что и как читает, все ли посещают библиотеку. Живые газеты «Хочу все знать».

Занятия в кружках «Умелые руки», простейшего мо­делирования, занимательной арифметики, любителей природы, знатоков родного слова и др.

Проведение отрядных олимпиад, конкурсов юных ма­тематиков, знатоков истории и географии Родины, ее природы, турниров любознательных и смекалистых. Выс­тавки самоделок — моделей, наглядных пособий, коллек­ций, рассказы ребят о своих экспонатах.

Участие в общедружинных делах по сбору книг, учеб­ных пособий, игр и игрушек для вновь открываемых школ. Взаимный контроль за работой над домашними заданиями. Рейды — как кто хранит учебники, тетради. Организация «Скорой пионерской помощи», постов все­обуча, следящих прежде всего за тем, все ли ребята хо­дят в школу.

Пионеры против религии. Происхождение религиоз­ных верований, праздников. В чем вред религии, веры в бога? Беседы на антирелигиозные темы. Знакомство с доступными пониманию детей этого возраста антирели­гиозными произведениями писателей, художников. Орга­низация и оформление «уголков безбожника» в школе и дома.

Младшим  пионерам о прекрасном. Умение  видеть красивое в природе, труде, во взаимоотношениях людей, во внешнем облике — своем и своих товарищей.   Работа по оформлению пионерского уголка, комнаты.

Творческая работа в кружках и секциях: художест­венного слова, кукольного и теневого театров, хора, хоре­ографического коллектива и т. д.

Знакомство с выдающимися произведениями русско­го и советского искусства, литературы, музыки, изобра­зительного искусства, доступными пониманию детей этого возраста, с их творцами. Посещение выставок и музеев, кино и театров, концертов, прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач. Праздники песен, танцев, веселых затей в отряде.

Физкультура и спорт младших пионеров. Знание 3—4 комплексов утренней зарядки. Самоконтроль за вы­полнением режима дня. Звеньевые и отрядные занятия физкультурой — подвижные игры, соревнования по мало­му пионерскому четырехборью, лыжи, коньки, плавание. Весенний, осенний и зимний физкультурные праздники во дворах с играми, соревнованиями, спортивными ат­тракционами. Встречи с мастерами спорта, организация уголка « друзей спорта» и т. д.

Туристские походы на 5—8 километров с ориентиро­ванием, костром, приготовлением обеда на костре, тури­стской эстафетой. Зачетный однодневный поход.

 

*  *  *

Переход из младшей возрастной группы в среднюю, связанный с переходом школьников из четвертого в пя­тый класс, должен стать заметным, запоминающимся событием в жизни пионеров. На торжественном сборе отряда, который проводится в самом начале занятий в пятом классе, старшие друзья отряда, коммунисты и ком­сомольцы рассказывают ребятам о том, что ждут от них — юных ленинцев — партия и комсомол, какие у них новые права и обязанности.

 

 

Пионеры среднего возраста

 

I. Краткая характеристика психологических особенностей детей 11—12 лет (VVI классы)

 

В 11—12 лет в жизни детей намечаются заметные из­менения. Переход из начальной школы в среднюю несет с собой не только усложнение характера учебной дея­тельности, но и важные сдвиги в развитии личности ре­бенка и всей его психической жизни.

В глазах младшего подростка резко возрастает зна­чение коллектива, его общественного мнения, отношений с товарищами, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в глазах товарищей авторитет, за­нять в коллективе достойное место. У младшего подрост­ка заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Тенденции эти усиливаются в данный период в связи с началом интенсивного процесса физи­ческого и физиологического созревания.

Если взрослые не учитывают в целом положительно­го стремления подростка к самостоятельности, оно мо­жет  принять уродливый характер, вызвать появление отрицательных черт (упрямства, грубости, эгоизма). Классному руководителю, учителю, вожатому легче воз­действовать на подростка, если они выступают в роли старших членов коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействуют на общественное мнение. И напротив, ког­да взрослые пытаются просто навязать подросткам те или иные нормы поведения, то в коллективе нередко воз­никает противодействие им и даже складываются невер­ные моральные правила, привычки.

У ребят младшего подросткового возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окру­жающим их людям и к самим себе, возникает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках.

Это связано с развитием у подростка более сложных, абстрактных форм мышления. Вместе с тем дети этого возраста еще не могут достаточно полно проанализиро­вать свои поступки и поэтому склонны переоценивать свои возможности, а порой остро переживать чувство неуверенности в себе.

У младшего подростка развитие моральных чувств все еще опережает становление соответствующих нрав­ственных понятий. Часто он не видит прямой связи меж­ду качествами личности, которыми искренне желает ов­ладеть, и своим повседневным поведением. Наиболее соответствующим идеалу пионеров этого возраста явля­ется образ человека решительного, волевого, мужествен­ного, не боящегося взяться за трудное дело, глубоко заинтересованного в благополучии и счастье других лю­дей и своей страны, справедливого и принципиального.

Педагогу, вожатому надо постараться увлечь подро­стков высокими нравственными идеалами, воплощенны­ми в образе замечательного человека, который может стать для них как бы критерием поведения и помочь де­тям практически следовать своему идеалу.

У младших подростков расширяются общественные интересы, появляется стремление выйти за рамки повсе­дневной школьной жизни, приобщиться к делам и зада­чам взрослых. Ребят этого возраста особенно привле­кают дела, в которых может проявиться их самостоятель­ность. Они любят мечтать о подвигах, об участии в собы­тиях, имеющих большую общественную значимость.

Ребята в этом возрасте способны к серьезным трудо­вым усилиям. Им импонируют  значимость и сложность трудовой задачи. Но в то же время важно, чтобы сам процесс труда, как и другой любой вид общественно по­лезной деятельности, носил эмоциональный, яркий ха­рактер.

Младшие подростки склонны к творческим играм, особенно военным, спортивным, где можно испытать свои морально-волевые и физические качества: храбрость, вы­носливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к роман­тике, они охотно участвуют в работе отрядов красных следопытов, ЮДП, ЮДМ, ЮДСА, с удовольствием при­нимают участие в походах по родному краю.

 

II. Воспитательные задачи в работе с пионерами среднего возраста

 

Руководителям пионеров VVI классов необходи­мо прежде всего помочь детям почувствовать и осознать свое новое положение в организации: возросшую само­стоятельность и ответственность в отрядных и дружин­ных делах, обязанность непосредственно помогать комсо­мольцам и коммунистам в их общественной и трудовой деятельности.

Новая позиция младших подростков в пионерской организации эмоционально подкрепляется ощутимыми и привлекательными правами: отряду присваивается имя героя, он может послать своих представителей в совет дружины и во все другие ее руководящие органы. У пио­неров среднего возраста новые, более серьезные обязан­ности: они отвечают перед дружиной за работу с октяб­рятами, за дела в зоне пионерского действия. Задача воспитателей, вожатых отрядов — помочь пионерам находить такие объекты для приложения своих сил, ко­торые бы все больше выводили ребят за стены их клас­са, школы, обогащали их опытом участия в коммунисти­ческом строительстве. Теперь ребятам уже доступны дела, связанные с помощью не только каким-то конкрет­ным людям, но и целым коллективам людей — колхозу, стройке, заводу, своему родному району, городу.

Важно постоянно расширять связи пионерского отря­да младших подростков с другими коллективами своих сверстников: с соседними и сельскими школами, а так­же и со взрослыми коллективами: воинской частью, предприятием, колхозом, институтом и т. д.

Актуальная задача на этом этапе — накопление у подростков опыта самостоятельной организации коллективной деятельности, выработка умения действовать це­лым отрядом в составе дружины, планировать работу отряда, распределять поручения между звеньями или временными группами, проверять выполнение намечен­ного. У каждого пионера надо формировать организатор­ские навыки, обогащать его опытом руководства группой сверстников или младших товарищей, самостоятельной организации несложного дела или его части.

Надо воспитывать у отряда привычку действовать не­прерывно, быть постоянно в поиске, в походе, настойчиво осуществлять поставленные цели, добиваться задуман­ного даже тогда, когда рядом нет взрослого — вожатого, учителя.

Расширение круга общественных интересов младших подростков служит благоприятной почвой для последо­вательного развития их морально-политического соз­нания (на данном этапе это особенно важно), углубле­ние чувств и переживаний, связанных с представлениями о Родине и ее героически истории, о Революции и ее дея­телях, о поступательном движении нашего общества к коммунизму.

Ощутимый подъем умственных и духовных сил под­ростков, более систематические знания, приобретаемые в школе, создают возможности для самой разнообразной работы с ними, вовлечения их в многогранную по содер­жанию и формам деятельность.

В отличие от пионеров младшего возраста теперь пе­ред ними можно ставить сознательную задачу воспита­ния морально-волевых качеств. Надо вводить в практи­ку пионерских отрядов VVI классов и поощрять систе­матическое обсуждение на сборах звена, отряда поведе­ния и деятельности каждого пионера путем отчета его перед лицом своих товарищей. Если коллектив не удов­летворен поведением или личными качествами того или иного пионера, ребята могут потребовать от него соот­ветствующей работы над собой.

 

III. Методические рекомендации   по организации   работы с пионерами среднего возраста

 

Вожатому и учителю — руководителям отрядов пяти-, шестиклассников следует иметь в виду, что хотя у пио­неров и проявляется потребность к самостоятельности, стремление к более активной деятельности, но у них еще недостаточно сформированы навыки самостоятельных действий, и эти навыки надо последовательно, постоян­но развивать и укреплять. Значительную помощь в этом может оказать естественное стремление младших под­ростков к красочным, романтично-привлекательным фор­мам работы. Разведка пионерских дел, система прика­зов, паролей, донесений, организация пионерских шта­бов являются, по существу, не только формами деятель­ности, в них уже заложены новые, привлекательные спо­собы действия, связанные с ощущением ответственности, точности, организованности, долга.

Сбор отряда пионеров VVI классов становится выс­шим органом пионерского самоуправления. Здесь наме­чаются перспективы деятельности отряда, корректируют­ся и утверждаются календарные планы работы, опреде­ляются конкретные обязанности как отдельных пионе­ров, так и коллективов — звеньев, групп, бригад и т. д. Здесь пионеры отчитываются о выполнении поручений, на сборе подводятся итоги различных отрядных дел, да­ется оценка деятельности в отряде отдельных пионеров, звеньев, штабов, советов.

Младшие подростки обычно с большим интересом участвуют в коллективном обсуждении намечаемых в от­ряде дел. Однако подлинная заинтересованность в сбо­рах такого рода проявляется лишь тогда, когда взрослые относятся к мнениям и решениям ребят с уважением и до­верием, когда намеченные самими пионерами дела не­уклонно претворяются в жизнь.

Вместе с тем сбор отнюдь не теряет эмоциональной приподнятости — это неизменно яркое, праздничное со­бытие в жизни ребят, он сопровождается красочными ритуалами. На сборах ребята поют свои любимые песни, проводят конкурсы, смотры, викторины и т. д.

Совет отряда, руководимый вожатым, постоянно дей­ствует как организатор всей жизни ребят, распределяет поручения между звеньями и отдельными пионерами (через звено), осуществляет контроль за их выполне­нием.

Иную инструментовку получает в эту пору пионер­ское поручение. Его характер усложняется. Дает пору­чение пионерский коллектив (сбор отряда) или руково­дящий орган (совет). Поручение должно быть ясно и понятно пионерам, достаточно трудное, чтобы его хоте­лось выполнять, и достаточно легкое, чтобы его можно было выполнить. Оно дается на определенный конкретный срок, и по прошествии этого срока группа обязана отчитаться о выполнении порученного ей дела и полу­чить от коллектива ту или иную оценку. При этом важ­но, чтобы, оценивая работу, отряд обратил внимание на то, как это поручение выполнялось, — на проявленную пионерами догадку в деле, смекалку, самостоятельность. Поручения пионерам среднего возраста могут носить следующий характер:

а)  Самостоятельная организация жизни своего отря­да: работа в совете отряда, вожатым звена, редактором стенной газеты, капитаном спортивной команды и др.

б)  Самостоятельная работа с младшими  товарища­ми в качестве вожатого октябрятской звездочки, пионе­ра-инструктора, руководителя кружка и т. д.

в)   Работа в органах дружинного самоуправления (в совете дружины,  в  различных  группах  актива,  созда­ваемых при совете, в штабе зоны пионерского действия, в совете клуба, в редколлегии дружинной газеты и т. д.).

Воспитатели и вожатые пионерских отрядов должны добиваться, чтобы каждый пионер постоянно принимал участие в выполнении какого-либо поручения, которое для одних служило бы средством воспитания их актив­ности, привлечения к общим делам отряда, для других — средством преодоления чувства неуверенности в себе, третьим же — хорошей практикой воспитания организо­ванности, собранности, четкости и т. д.

Особое внимание руководители и воспитатели пионе­ров младшего подросткового возраста должны обра­тить на организацию соревнования как между звеньями, так и с другими отрядами дружины. Являясь одним из самых эффективных средств, побуждающих пионеров к активной деятельности, соревнование вместе с тем при неправильной постановке ведет к проявлениям таких не­желательных качеств личности, как зависть, эгоизм, стремление добиться победы любыми средствами, вызы­вает у ребят желание подвести соперника, чувство радо­сти по поводу его неудач.

 

IV. Примерное содержание и формы работы с пионерами среднего возраста

 

О В. И. Ленине, его соратниках, Коммунистической партии Советского Союза, о революционных, боевых и трудовых традициях нашего народа. В отряде пяти-, шестиклассников происходит более активное творческое знакомство с жизнью и деятельностью В. И. Ленина, борцов-революционеров — его соратников и последова­телей.

Пионеры среднего возраста не довольствуются зна­ниями, почерпнутыми из книг, фильмов. Они хотят искать, собирать интересные документы, факты из жизни замечательных революционеров-коммунистов и для это­го отправляются в походы и экскурсии по ленинским ме­стам, по местам жизни и деятельности ближайших со­ратников В. И. Ленина — виднейших деятелей нашей партии и государства. Они собирают сведения о первых коммунистах родного края, героях-подпольщиках, бой­цах революции и гражданской войны, организаторах Со­ветской власти и колхозов, Героях труда и Великой Оте­чественной войны, передовиках производства сегодняш­него дня, о том, как под руководством Коммунистиче­ской партии претворяются в жизнь ленинские заветы. Проводят пионерские сборы отряда или дружины по ма­териалам, собранным ими самими, организуют работу отрядов красных следопытов с показом результатов их поиска, походы по родному краю, встречи с интересными людьми, заочные путешествия: «Имя В. И. Ленина на карте Родины», «Имя В. И. Ленина на карте мира», Ле­нинские чтения.

О нашей Советской Родине. Наша Родина — СССР — Союз Советских Социалистических Республик — первая страна в мире, начавшая строить новое общество — со­циализм. Успехи СССР в строительстве социализма. Первые пятилетки. Тяжелые испытания, выпавшие на долю нашей страны в связи с нападением фашистской Германии. Великая победа народов СССР в войне с фа­шизмом.

СССР строит коммунизм. XXIII съезд КПСС и новый пятилетний план. Крупнейшие новостройки нашей стра­ны. Дружба, переписка с рабочими, передовиками про­изводства этих строек. Проведение пионерских сборов, оформление выставок, стендов, посвященных успехам нашей страны в развитии народного хозяйства.

Организация и проведение в яркой эмоциональной форме политических информации, «устных журналов», «живых газет»: «У карты Родины», «Стройки пятилетки», викторин «Знаешь ли ты свою Родину?».

Наш родной край — частица Родины. Знакомство с историей, экономикой, природой родной области, края, республики. С боевыми, революционными, трудовыми традициями трудящихся родного края, с общественными организациями и государственными учреждениями, с их повседневной деятельностью, с задачами, которые они решают сегодня. Знакомство с историческими, револю­ционными, трудовыми и боевыми памятниками родного края.

Регулярные встречи с учеными, специалистами, пере­довиками промышленности и сельского хозяйства родно­го края, руководителями общественных организаций и учреждений. Походы по родным местам в пределах сво­ей области, края, республики.

Помощь октябрятам в знакомстве с их родным краем.

За мир и дружбу на Земле. Дальнейшее развитие свя­зей с пионерами союзных и автономных республик стра­ны. Переписка с друзьями. Взаимный обмен новостями о пионерских делах, пионерскими песнями, танцами. Кон­курсы на лучший рисунок, сувенир дружбы и т. д. Орга­низация встреч, лагерей дружбы на границах автоном­ных и союзных республик СССР, участие в эстафетах мира и дружбы, поездки в гости друг к другу. Органи­зация и проведение в дружине Недели дружбы народов накануне Дня Советской Конституции или 1 Мая.

Более глубокое знакомство с жизнью пионеров зару­бежных стран. Законы и обычаи их жизни. Их участие в борьбе за дело коммунистических и рабочих партий, союзов трудящейся молодежи этих стран. Организация клуба интернациональной дружбы, клуба разноцветных галстуков. Переписка с пионерами других стран. Прове­дение сборов, посвященных дружбе нашего народа с на­родами стран социализма, организация выставок, стен­дов. Встречи с советскими людьми, побывавшими в со­циалистических странах, с гостями из этих стран. Организация «Пионерского агентства новостей». Кон­курсы на лучший рисунок, фотографию, стихотворение на тему дружбы народов.

Наш вожатый — комсомол. Знакомство с историей Коммунистического Союза Молодежи — пять орденов комсомола. Комсомольцы — боевой отряд молодежи, верный помощник партии,—они везде, где особенно труд­но, там, где нужны молодые, смелые руки. Комсомоль­ские стройки страны. Встречи с комсомольцами — вете­ранами двадцатых, тридцатых годов.

Комсомольцы завода, колхоза и т. д. Встречи с ними, личное знакомство с их делами. Наш вожатый — член комсомола. Его дела на производстве. Комсомольцы школы. Их дела, их успехи. Выполнение пионерами за­даний комсомола.

Пионеры против религии. Понимание антинаучной сущности религии. Знакомство с литературными, драма­тическими антирелигиозными произведениями. Про­смотр антирелигиозных фильмов. Организация для младших школьников, родителей, населения антирели­гиозных вечеров с беседами атеистов, показом фильмов и диафильмов, опытов, разоблачающих церковные «чу­деса». Оформление в школе «Уголка атеиста».

Пионеры — друзья Вооруженных Сил СССР. Дружба с воинами. Работа в отрядах ЮДСА, ЮДП, ЮДМ. Изу­чение военного дела: топографии, ориентирования, мас­кировки, наблюдения, связи. Расширение военно-спор­тивных умений — преодоление полосы препятствий, пол­зание по-пластунски, метание облегченной гранаты, пе­реправа через реку на плоту и другими способами и т. д. Военные игры на местности —«Разведка», «Отряд на марше», «Бой в обороне», «Штурм высоты» и др.

Походы по местам боевой славы. Сбор материалов о героях. Создание уголков, музеев боевой славы.

Моделирование основных видов современного ору­жия — самолетов, вертолетов, танков, ракет, боевых ко­раблей; выставки макетов, моделей, участие в районных, городских соревнованиях на лучшую действующую мо­дель.

Праздники в отряде — 23 февраля, 9 мая.

Занятия с октябрятами по овладению военно-спортив­ными умениями.

Труд пионеров. Главный вид трудовой деятельности пионеров среднего возраста — работа в зоне пионерско­го действия: озеленение и благоустройство зоны, забота о малышах, помощь всем, кто нуждается в ребячьих ру­ках, — почта, аптека, магазин, мастерская, завод, фаб­рика, колхоз и т. д. Выращивание урожая на учебно-опытном участке. Охрана зеленых насаждений, урожая. Помощь местной пожарной команде по проведению про­филактических противопожарных мероприятий. Органи­зация во дворе «Бюро добрых услуг», воскресных дет­ских садов на общественных началах, бригад юных кни­гонош.

Помощь школе — организация бригад по ремонту на­глядных пособий и инвентаря.

Знакомство с трудом взрослых, с основными профес­сиями, характерными для данной местности. Посильная помощь в делах взрослых. Воскресники и субботники «Пионеры — Родине».

Формирование добросовестного отношения к труду. Забота об охране социалистической собственности, не­примиримое отношение к лодырям, очковтирательству. Организация общественно полезного труда в группах октябрят.

Пионеры хотят много знать. Расширение кругозо­ра ребят: знания не только из учебников — работа с книгой (обсуждение прочитанного, читательские конфе­ренции, литературные вечера-встречи с героями книг), коллективное прослушивание научно-популярных радио- и телевизионных передач.

Создание клубов любознательных, друзей науки и техники, изобретателей. Проведение вечеров занима­тельной науки, викторин, турниров, конкурсов смекал­ки, географических, математических, физических олим­пиад, смотров работ юных техников и натуралистов. Выпуск устного журнала «Хочу все знать». Оформление стендов «Новости науки и техники», «Знаешь ли ты?».

Помощь учителю в организации урока. Борьба с под­сказками, списыванием, нечестным отношением к выпол­нению домашних заданий, с лодырями и нарушителями порядка на уроке. Организация взаимопомощи в звене и отряде. Помощь школе в осуществлении закона о все­общем обязательном обучении. Рейды и посты всеобуча. Подготовка малышей к школе. Работа с октябрятами по развитию их любознательности, ответственного отноше­ния к учению.

Учить пионеров видеть и понимать прекрасное. Зна­комство с выдающимися русскими и советскими деяте­лями культуры и искусства, с их произведениями (вече­ра, сборы, беседы, викторины, лекции, посещение выста­вок, театров, кино, создание в школе выставок репродук­ций картин, стендов и т. д.).

Красивое вокруг нас. Наблюдения в природе, в жиз­ни. Критический подход, разбор, что по-настоящему красиво, хорошо в одежде, поведении товарищей. Что безвкусно, плохо.

Участие в работе творческих коллективов: хор, драмколлектив, пионерский театр, танцевальный коллектив, изостудия, оркестр, конкурсы и олимпиады пионерской художественной самодеятельности. Выступление в кон­цертах перед товарищами, младшими ребятами, родите­лями, шефами.

Работа с октябрятами по эстетическому воспитанию.

Физкультура и спорт пионеров среднего возраста. Регулярные занятия в одной из спортивных секций. Уча­стие в соревнованиях по выбору: пионерское четырех­борье, «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Олимпий­ская снежинка», по лыжам на приз «Пионерской прав­ды», по плаванию — «Веселый дельфин», по гимнастике, подвижным играм. Выполнение нормативов БГТО. Уча­стие в спортивных встречах между соседними отрядами.

Туризм. Участие в однодневных и двухдневных похо­дах. Отработка навыков туриста — разбивка бивуака, устройство ночевки, хождение по азимуту, ориентиров­ка по местным предметам, по солнцу, звездам, пригото­вление обеда в походе. Умение находить в лесу съедоб­ные растения и использовать их в пищу, узнавать лекар­ственные растения, знание животных и птиц родного края, вредных ядовитых растений, умение оказывать по­мощь при укусах змей, пчел и т. д. Сдача нормативов на значок «Юный турист».

Организация спортивных и туристских клубов, уча­стие в их работе, проведение вечеров, встреч с мастера­ми спорта.

Туристская работа с октябрятами.

 

*   *   *

Переход на следующую возрастную ступень органи­зации сопряжен с большими сдвигами в психике под­ростков, с появлением ощутимого стремления жить и действовать «как взрослые».

Вот почему необходимо так определить позицию старших пионеров, чтобы она не только сохраняла, но и развивала у них интерес к общественно полезной дея­тельности пионерской организации. Важно, чтобы эта позиция была привлекательна для ребят еще задолго до самого перехода в новую возрастную группу, чтобы они стремились к ней, ждали того момента, когда их назовут старшими пионерами. Сам же переход должен сопро­вождаться торжественным сбором, встречей у костра или другим каким-либо красочным ритуалом, во время которого перед пионерами ясно и определенно ставились бы новые задачи, раскрывались новые их права и обязан­ности. Проводить такой ритуал необходимо в первые дни занятий в VII классе.

 

 

Пионеры старшего возраста

 

I. Краткая характеристика психологических особенностей пионеров старшего возраста 13—15 лет (VIIVIII классы)

 

В этот период у подростков все более активизирует­ся формирование собственной точки зрения на отношения между людьми, на моральные требования и оценки, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых. Старшие пионеры перестают принимать на веру все, что они слышат и видят, у них ощутимо прояв­ляется желание жить и действовать «как взрослые» и иметь на все свою собственную точку зрения.

У старшего подростка складываются собственные личные моральные установки и требования, которые во многом и определяют характер его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Если раньше большую роль играло желание любыми путями завоевать авторитет у товарищей и сохранить свое положение в коллективе, то теперь ребята уже способны противостоять влиянию ок­ружающих, отвергнуть те или иные требования, если они не соответствуют их взглядам, и, в свою очередь, воз­действовать на сверстников, утверждая среди них то, что считают несомненным и правильным.

Возникновение у старших подростков собственных моральных требований имеет и еще одно следствие: они начинают обращать эти требования к самим себе. При этом может возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой мере он фак­тически может этим требованиям удовлетворить. Это подчас порождает у него чувство неуверенности, неудов­летворенности собой. Воспитателям надо постоянно иметь это в виду, ибо затянувшееся состояние внутрен­него разлада у подростков мешает правильному ходу становления их личности.

Значительно возросшие духовные и умственные силы старших пионеров дают им возможность интересовать­ся большими общественными проблемами. Это возраст благородной мечты, стремления к подвигу для достиже­ния всеобщего счастья, мира, дружбы.

Заметно углубляется у ребят интерес к науке, лите­ратуре, современной технике. Все более избирательным становится интерес и к школьным предметам. Одних влечет математика, других — литература, третьих — физика.

В своих коллективных делах старшие подростки способны к большой активности, полны энергии и заин­тересованности. За их плечами более высокий уровень развития самостоятельности и организационных умений. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем больше она им нравится. Если пионеры младшего и отчасти среднего возраста могли успешно действовать лишь в том случае, когда цель и сама деятельность бы­ли для них достаточно привлекательны, то теперь это условие не играет столь существенной роли, так как старшие подростки способны сознательно добиваться поставленной цели. Они готовы к сложной деятельнос­ти, включающей в себя и малоинтересную подготови­тельную работу, упорно преодолевают препятствия. Вос­питатели и вожатые должны быть готовы предложить старшим пионерам программу жизни, максимально дея­тельную, помочь войти в ее ритм. Однако физические воз­можности подростков не всегда соответствуют их стрем­лениям, поэтому следует оберегать ребят от чрезмерных перегрузок.

Значительно усложняются отношения старших пио­неров со взрослыми. Если педагог хочет добиться под­линного успеха в работе со старшими подростками, он должен, по выражению А. С. Макаренко, «завоевать их сознание». Ведь теперь более не существует тот естест­венный авторитет, которым обладал в глазах млад­ших школьников каждый взрослый. Пионеры этого воз­раста склонны признавать только настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начина­ют требовать от старших уважения к себе, к своим мне­ниям и взглядам и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

 

II. Воспитательные задачи в работе с пионерами старшего возраста

 

Первой задачей воспитателей и вожатых, работаю­щих со старшими пионерами, является формирование у них специфичной для данного возраста пионерской позиции: они—старшие в дружине—ее руководители, они готовятся вступить в ВЛКСМ, действуют плечом к пле­чу, в одном ряду со взрослыми — комсомольцами и ком­мунистами, участвуют в общем труде, вместе с ними борются за утверждение коммунизма. Это позиция пла­менных патриотов Родины, готовых, если понадобится, защищать ее с оружием в руках.

Иной характер приобретает у старших пионеров об­щественно-политическая и трудовая деятельность. Их дела должны быть полны высокой гражданской значи­мости, пронизаны духом серьезной борьбы. Они действу­ют в гуще общественной жизни, участвуют вместе со старшими товарищами в политических кампаниях, в анти­религиозной пропаганде, в борьбе с пережитками прошлого, нарушениями моральных норм социалистиче­ского общества, охраняют памятники революционного, боевого прошлого, народное достояние, родную природу. Их деятельность требует все более широких контактов с различными учреждениями и организациями.

Коллективный труд старших ребят принимает все более ярко выраженный общественно ценный характер. Они могут и хотят в полном смысле слова работать «вместе с рабочими и крестьянами».

Первостепенное значение приобретает идейно-поли­тическое воспитание подростков, сущность которого со­ставляет разъяснение социальных и политических основ советского строя, задач коммунистического строитель­ства и качеств личности нового человека. Надо стре­миться к тому, чтобы коммунистические взгляды и убеж­дения детей, воспитанные ранее в пионерской организа­ции и в значительной степени основанные на непосред­ственном авторитете взрослых, становились все более осо­знанными и действенными. От них можно требовать теперь высокой общественной и политической сознатель­ности.

Пионерская организация должна стать для старших подростков подлинной школой, готовящей их к созна­тельной общественной жизни.

Анализ причин некоторого ослабления интереса под­ростков к пионерской организации показывает прежде всего неудовлетворенность их привычными форумами деятельности, свойственными пионерам младшего и среднего возраста, которые противоречат бурно развивающемуся у них стремлению к утверждению собственной взрослости. Но старшие пионеры могут быть деятельны­ми, инициативными, энергичными, если организация их жизни соответствует их возможностям. Если для млад­ших и средних пионеров имело решающее значение, нас­колько привлекательна была внешняя сторона дела, то для старших важнее общественно полезная значимость их дел и та особая атмосфера, в которой протекает де­ятельность,— атмосфера общего подъема, сотрудниче­ства со взрослыми, творчества. Это такая деятельность, где есть возможность проявить наиболее ценные для са­мого подростка его личные качества и получить призна­ние сверстников, ?де каждый нужен, где от каждого мно­гое зависит, где каждому доверяют, считаются с его мне­нием. Разумеется, такая атмосфера не возникнет в деле мнимосерьезном, псевдоважном, где самостоятельность, инициатива, ответственность подростков только лишь декларируется.

Старшие пионеры — завтрашние комсомольцы, и вся организация их повседневной жизни по духу и стилю должна быть близка к тому, что их ожидает в ком­сомоле.

Пионерское поручение старшему пионеру — это про­верка деловых и политических качеств будущего комсо­мольца. Оно дается на более длительный срок — полу­годие, а то и на учебный год. Это может быть задание возглавить пионерскую агитбригаду, организовать в дружине клуб, вести кружок для младших и т. п.

Отрядные сборы старших пионеров должны харак­теризоваться более зрелым, высоким, пристальным взглядом ребят на свои дела, отношение к жизни, на гражданские позиции — свои и своих товарищей. Это сборы, диспуты, обсуждения. Здесь ребята учатся спра­ведливо оценивать себя и других, проходят школу прин­ципиальности, самокритики, приобретают опыт, активно способствующий процессу их общественного созревания.

Старшие пионеры, накопив достаточный опыт пионер­ской деятельности и утвердившись в своей роли членов самодеятельной организации, жаждут самостоятельно­сти, готовы стать и становятся подлинными хозяевами своей организации.

Учителю и вожатому теперь, как никогда ранее, не­обходима позиция последовательного уважения само­стоятельности пионеров, признания их авторитета. Надо

во всем, что касается пионерских дел, советоваться с ребятами, чаще просить помощи у них, чем предлагать им свою. Это создает особый стиль отношений между ребятами и взрослыми — стиль доверия, отвечающий потребностям старших пионеров и помогающий воспи­тателям эффективно осуществлять свое влияние на кол­лектив подростков.

 

III. Примерное содержание и формы работы с пионерами старшего возраста

 

Пионеры-ленинцы. В отличие от младших ребят старшие уже способны к работе над ленинскими труда­ми. Они знакомятся с речью В. И. Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодежи», статьями: «Что такое Советская власть?», «Великий почин». С заветами В. И. Ленина, с тем, как они претворяются сегодня в на­шей жизни. Ребята знакомятся с Программой КПСС, моральным кодексом строителя коммунизма, решениями последних партийных съездов, Пленумов ЦК. КПСС, как воплощаются в жизнь эти решения в родном городе, районе, селе, области, крае, республике. Старшие пио­неры должны знать членов Политбюро ЦК КПСС, Гене­рального секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР, Председателя Президиума Верховно­го Совета СССР.

Старшие пионеры уже могут сами выступать с бесе­дами на ленинские темы в младших отрядах, вместе с комсомольцами они участвуют в работе «лекторской груп­пы», являются слушателями университета юного ленинца и т. д. Они проводят экспедиции «По дорогам ленинской мечты», собирают материалы по заданию музеев, науч­но-исследовательских учреждений и организаций.

Наша Родина строит коммунизм. Программа постро­ения коммунизма в нашей стране. Новый пятилетний план развития народного хозяйства. Знакомство с пла­нами развития родного края, с передовиками производ­ства своего города, района, области, края, республики. Встречи с коммунистами, комсомольцами. Активная по­мощь труженикам родного края в их делах на благо род­ной страны. Пионеры знакомятся с деятельностью Сове­тов депутатов трудящихся, налаживают деловое сотруд­ничество с местными общественными и государственными организациями, оказывая им всяческую посильную по­мощь, выполняя их поручения.

Старшие пионеры принимают участие в создании в школе краеведческого музея, выставок и стендов, посвя­щенных юбилейным торжествам, связанным с историей нашей Родины, с планами развития народного хозяйства, работают экскурсоводами в музеях и на выставках, про' водят беседы   с  младшими   пионерами  и  октябрятами.

Они поддерживают тесную связь с пионерами всех союзных и автономных республик нашей страны: про­должают переписку с ними, проводят заочные соревно­вания, сборы, обмен делегациями, фестивали «Дружба народов», встречи на границах союзных республик, сов­местные экспедиции и лагеря «Дружбы».

За мир во всем мире. Борьба СССР за мир во всем мире. Борьба за мир всех прогрессивных сил планеты. Ге­рои этой борьбы —лауреаты Ленинской премии мира. Поддержка Советским Союзом всех народов, борющих­ся за свою национальную независимость, против коло­ниального гнета. Помощь СССР странам, освободив­шимся от колониальной зависимости, развивающим свою экономику, свое хозяйство. Коммунистические партии во всех странах мира — передовые отряды рабочего клас­са, организаторы борьбы трудящихся за мир, демокра­тию, социализм.

Некоронованные короли капиталистического мира. Агрессивная сущность империализма. Расширение фрон­та борьбы против империализма. Активное обсуждение материалов на эти темы на сборах отрядов, во время по­литических информации в классе, организация стендов «За мир во всем мире» и т. п.

Работа клуба интернациональной дружбы. Сборы, вечера, диспуты, беседы с интересными людьми. Связь с обществами дружбы с зарубежными странами, работа по заданию этих обществ. Проведение в дружине празд­ников дружбы народов. Знакомство с детскими прогрес­сивными организациями за рубежом, с организацией ! скаутов. Реакционная сущность американского и англий­ского скаутизма.

Старшие пионеры — завтрашние комсомольцы. Под­готовка к вступлению в ВЛКСМ. Изучение Устава ВЛКСМ, истории комсомола, материалов съездов ВЛКСМ. Знакомство с боевыми, трудовыми делами ком­сомольцев, комсомольцами родного города, района. Дру­жба с комсомольцами — шефами, воинами. Встречи с ветеранами комсомола. Выполнение поручений школьной комсомольской организации, участие в открытых комсомольских собраниях, вечерах, диспутах.

Проведение в отряде диспутов «Готов ли ты к вступ­лению в комсомол?», коллективные разговоры, споры о моральных и волевых качествах друг друга.

Пионеры против религии. Выработка сознательных атеистических взглядов, воинственной антирелигиозной позиции. Работа в клубе юных атеистов. Знакомство с атеистической литературой. Активная работа с ребятами из религиозных семей. Создание уголков и музеев атеис­тов. Организация антирелигиозных утренников, вечеров для пионеров, октябрят, родителей, местного населения.

Пионеры — будущие защитники Родины. Занятия по программе допризывной подготовки. Встречи с воинами. Участие во Всесоюзном походе комсомольцев и молоде­жи по местам боевой славы. Связь с ДОСААФ. Стрелко­вая подготовка. Санитарная. ПВХО. Связь. Сигнализа­ция. Более подробное знакомство с родами войск, с во­енной техникой и военными специальностями,

Занятия в отрядах ЮДСА, ЮДП, ЮДМ. Последова­тельное развитие и совершенствование военно-спортив­ных и спортивно-технических навыков. Организация и проведение дружинных тактических военных игр, военно-спортивных и военно-прикладных соревнований. Участие в городских и районных оборонных соревнованиях. Сда­ча норм на значок «Готов к защите Родины».

Работа по военно-патриотическому воспитанию сре­ди младших пионеров.

Труд старших пионеров. Знакомство с основными профессиями современного промышленного и сельско­хозяйственного производства, сознательная подготовка к будущей трудовой деятельности, посещение заводов, фабрик, колхозов, совхозов, встречи с людьми разных профессий, работа со справочниками, книгами о профес­сиях, знакомство с рабочей квалификацией, разря­дами и т. д.

В школе старшие пионеры берут на себя выполнение серьезных работ по ее ремонту и благоустройству (ре­монт мебели, помещения, электропроводки, строитель­ство площадок, теплиц, мастерских). Активно помогают в работе взрослым — шефам на заводе, в колхозе. По за­данию районных, городских организаций участвуют в работах по благоустройству города, района, в общегород­ских и районных воскресниках  и субботниках, в мероприятиях по охране памятников, родной природы, орга­низуют общественно полезный труд младших пионеров и октябрят.

Борьба за знания — долг пионера. Старшие пионеры организуют кружки, клубы, общества, помогающие раз­витию познавательных интересов школьников. Здесь, в клубах, секциях, старшие пионеры получают возмож­ность вести самостоятельно научно-исследовательскую, конструкторскую и другую творческую работу, проводить диспуты по научно-популярным и фантастическим кни­гам, вечера занимательной науки, подготовку и органи­зацию в дружине олимпиад, турниров, конкурсов юных математиков, физиков, биологов, историков, географов, знатоков русского языка и литературы, вечеров на ино­странных языках. Активное участие принимают старшие пионеры в техническом творчестве — конкурсах техни­ков, конструкторов, изобретателей. Их прямая обязан­ность вести борьбу за всеобуч — организовывать посты всеобуча, рейды, вести кружки в младших классах.

В мире прекрасного. Знакомство на отрядных вече­рах и сборах с лучшими произведениями советского и зарубежного искусства, с творчеством писателей и поэ­тов, художников и композиторов, скульпторов и архитек­торов, актеров театра и кино.

Активная борьба за красоту в окружающем мире — за красоту в оформлении школы, класса, за красоту в одежде, внешнем виде, за внутреннюю красоту чело­века.

Участие в работе творческих коллективов дружины — ансамбле песни и пляски, пионерском театре, изостудии, литературном клубе и т. д.

Проведение конкурсов и смотров художественной самодеятельности в дружине, различных выставок, му­зеев, стендов. Организация работы по эстетическому воспитанию среди младших пионеров.

Физкультура и спорт пионеров старшего возраста. Участие в работе спортивных секций и клубов, в коман­дных соревнованиях на первенство дружины, во встре­чах с соседними дружинами, в соревнованиях на первен­ство района, города. Сдача норм ГТО.

Проведение игр-соревнований на велосипедах, лы­жах, коньках и санях, игр на воде во время купания, игр для тренировки легкоатлетов, футболистов, баскетболис­тов. Организаторская работа по распространению и пропаганде подвижных игр, лучших русских народных игр, обучение играм пионеров младшего и среднего возраста. Тренерская и инструкторская работа по физическому воспитанию среди младших пионеров.

Организаторская работа в дружине по физкультуре и спорту — проведение вечеров, встреч с мастерами спор-га, спортивных праздников, спартакиад, соревнований. Оформление стендов: «Советский спорт», «Спорт за рубе­жом», «Чемпионы и рекордсмены дружины».

Туризм и краеведение. Организация и проведение многодневных походов в пределах своей области, края, республики с целью изучения их особенностей и сбора краеведческого материала для школьного музея (уголка).

Проведение путешествий по стране, сдача норм на значок «Турист СССР».

Активное участие в туристских слетах и соревнова­ниях, организация в дружине походов выходного дня для младших пионеров.

 

*   *   *

В VIII классе часть старших пионеров вступает в комсомол. Они создают свою комсомольскую группу. Большинство восьмиклассников работает в органах дру­жинного самоуправления. Но отряд продолжает жить и действовать. Все свои дела он планирует вместе с ком­сомольской группой класса. Пионеры принимают актив­ное участие в открытых собраниях комсомольской груп­пы, а комсомольцы — в отрядных сборах, праздниках, встречах, соревнованиях.

Однако к концу VIII класса наступает пора проща­ния пионеров с отрядом. Совет дружины принимает решение о проведении торжественного сбора или линей­ки «Прощание восьмиклассников с отрядом». Каков бу­дет этот сбор или линейка — дело выдумки и смекалки совета дружины и его актива, всех пионеров. Но смысл их в том, что ребята прощаются с отрядом, они многому научились, многое узнали, дальнейшая дорога их яс­на — они идут в комсомол. Но они на всю жизнь остают­ся верными своей дружине, они клянутся укреплять ее традиции, передавать свои умения и навыки, свои зна­ния младшим ребятам. Они обещают и впредь работать в дружине — в совете, в клубах, в профильных отрядах, вожатыми и инструкторами младших пионеров, тренера­ми и руководителями кружков...

Этот сбор и для младших будет Хорошей зарядкой: они провожают старших и обещают следовать их путем, быть похожими на них, приложить все силы, чтобы жизнь их отрядов и всей дружины стала еще богаче, еще интереснее.

Смена смене идет!

 

*   *   *

Практическое использование «Ориентира» предпола­гает организацию последовательного процесса воспита­ния юных ленинцев с того момента, когда дети стано­вятся октябрятами, вплоть до вступления их в комсомол. Однако наличие «Ориентира» не освобождает руководи­телей от необходимости задуматься над конкретной си­стемой работы в своей дружине, ибо на практике опыт коллективной жизни пионеров отряда, уровень их обще­ственной зрелости может в известной мере не соответ­ствовать (быть выше или ниже) тому уровню, из которо­го исходят рекомендации «Ориентира». Педагоги и во­жатые в этом случае должны гибко использовать данные рекомендации, учитывать местные условия и возможно­сти своей дружины, своей школы.

«Ориентир» призван помочь так организовать общую работу дружины, чтобы найти каждому отряду ту сте­пень участия, то место в общем деле, которое будет соответствовать уровню развития и воспитательным за­дачам данного возраста пионеров.

При этом особенно важно организовать активное взаимодействие отрядов в дружине, совместную работу пионерских отрядов V, VI и VII классов с октябрятскими группами I, II и III классов; помощь старших отрядов младшим, тесный контакт в работе всех пионерских отрядов, охватывающих ребят одного пионерского воз­раста.

Следует создать широкую систему клубной работы в дружине, обеспечивающую взаимодействие пионеров разных возрастов, удовлетворение самых разнообразных интересов детей.

Особое внимание надо уделять четкой системе подбо­ра, подготовки кадров отрядных вожатых, выборного пионерского актива и пионеров-инструкторов.

Привлечь к работе в дружине возможно более широ­кий круг людей — педагогов и родителей, коммунистов и комсомольцев, ветеранов труда и воинов.

Деятельность дружины не должна прерываться ни в дни праздников и каникул, ни в летнее время.

Творческое применение на практике настоящих реко­мендаций, представляющих собой опыт построения дея­тельности пионеров в соответствии с их возрастными возможностями, должно привести к дальнейшему совер­шенствованию всей воспитательной работы в пионерской организации.

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz