Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация работы с молодежью»
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ И МЕТОДИКЕ РАБОТЫ С ПИОНЕРАМИ РАЗНЫХ
ВОЗРАСТОВ
(ПРОГРАММА «ОРИЕНТИР»)
Печатается по: Пионерская
работа в школе. – М.: Просвещение, 1972.
Источник: О дальнейшем
улучшении деятельности ВЛКСМ по руководству Всесоюзной пионерской
организацией имени В. И. Ленина. - М., Молодая гвардия, 1967, стр. 32—76.
Утверждены Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года
Почетна и
ответственна роль комсомола в руководстве пионерской организацией имени В. И.
Ленина. Это одно из главных поручений партии комсомолу, говорилось в
приветствии ЦК КПСС XV съезду
ВЛКСМ.
Центральный
Комитет Коммунистической партии обязал комсомол постоянно совершенствовать
формы и методы работы с детьми, изживать однообразие в пионерской работе,
увлекать ребят живыми и интересными делами, развивать самостоятельность и
самодеятельность пионеров.
Пионерская
организация —детская коммунистическая самодеятельная организация. Ее главная
цель — помогать партии, комсомолу, школе воспитывать юное поколение страны в
духе коммунистических идеалов.
Воспитание
юных граждан осуществляется тем успешнее и плодотворнее, чем полнее оно
соответствует каждому возрастному этапу. Учет психологических особенностей
детей разного возраста, особенностей их физического развития — одно из
решающих условий улучшения деятельности пионерской организации.
Настоящие
рекомендации составлены с учетом различных особенностей, возрастных групп
детей и предполагают последовательное расширение круга деятельности
пионерских коллективов, усложнение форм и методов их работы, непрерывное
повышение ответственности каждого пионера за дело своего коллектива.
Рекомендации
по содержанию и методике работы с пионерами разных возрастов («Ориентир»)
адресованы старшим и отрядным пионерским вожатым, учителям, работникам
внешкольных учреждений. Они призваны помочь определить основные направления
работы октяб-рятских групп, пионерских отрядов и дружин, подсказать, как
повседневные дела ребят связывать с требованиями Законов пионеров Советского
Союза и правилами октябрят.
Рекомендации
адресованы также районным, городским, областным, краевым, республиканским
комитетам комсомола, советам пионерской организации. Они требуют от комитетов
комсомола и советов пионерской организации более совершенных методов работы, а
также значительной перестройки системы подготовки и переподготовки кадров
старших и отрядных вожатых.
Настоящие
рекомендации не должны ограничивать инициативу вожатых и педагогов. Они
предполагают творческое планирование работы дружин и отрядов с учетом
требований сегодняшнего дня, насущных задач пионерии, традиций, местных и
национальных условий жизни пионерских коллективов, уровня их развития.
В
программе «Ориентир» четыре раздела:
октябрята
(I—III классы);
пионеры
младшего возраста (III—IV классы);
пионеры
среднего возраста (V—VI классы);
пионеры
старшего возраста (VII—VIII классы).
Октябрята
Подвижность,
любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
эмоциональность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать
свое внимание на чем-либо одном — вот некоторые общие черты семи-,
девятилетних детей.
С
приходом в школу заметно изменяется развитие умственных сил, воли и чувств
ребенка, расширяется его кругозор, разнообразятся интересы. Школа становится
центром жизни ребят, с ней связаны новые переживания, здесь ребята больше, чем
где-либо, пр-иобщаются к миру старших.
Поведение
дошкольника носил© в значительной мере меироизшэлшый характер. Учение в школе,
требующее сознательной организации своего времени, работы, помогает ребенку
постепенно овладевать своим поведением. У детей появляются первые признаки
самостоятельности, ответственности, чувства собственной значительности.
Однако эти качества еще далеко не устойчивы.
В первые
ученические годы дети особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам
школы. Наряду с учением в их жизни важное место продолжает занимать игра,
являющаяся для ребят этого возраста одним из основных путей проникновения в
окружающий мир.
В эту
пору весьма высок естественный авторитет старшего. Все его предложения
принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, делаемые в эмоциональной
и доступной форме, часто становятся суждениями и оценками самих детей.
II.
Воспитательные задачи в работе с октябрятами
Задача
педагога, вожатого — помочь ребятам понять, что они не только школьники, они
октябрята—внучата Ильича, будущие пионеры-ленинцы, у них есть свои правила,
которые они должны научиться выполнять.
В
октябрятском коллективе—г в звездочке или группе— октябренок учится
действовать не в одиночку, а вместе со своими товарищами, согласованно,
помогая друг другу. Руководит этими действиями учитель и старший товарищ
октябрят — вожатый-пионер.
Педагог и
вожатый призваны способствовать началу становления коммунистической
направленности личности детей младшего школьного возраста, создавать у них
яркие, эмоциональные представления' о нашей Родине, революции, о ее вожде В. И.
Ленине.
Октябрятская
группа должна помогать формированию у ребят таких нравственных качеств и
привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по
справедливости, быть смелым, точным: сказал — сделал, обещал — выполнил; навыки
организованности, исполнительности, вежливости, уважения к старшим, нетерпимость
к лени, зазнайству, грубости, лжи, капризам, к тем, кто обижает младших, кто не
любит природу —ломает деревья и кустарники, кто жестоко обращается с животными
и птицами.
В
коллективе октябрята приобретают первые осознанные представления о
коллективизме, товариществе, первые навыки общего труда на пользу людям. Они
не только должны знать и понимать смысл правила «Только тех, кто любит труд,
октябрятами зовут», но и научиться постоянно следовать ему.
Задача
воспитателей и вожатых — пробуждать у октябрят любовь к чтению, развивать их
любознательность, любовь к природе, закалять их организм.
Октябрята
— будущие пионеры. И вся работа с ними должна быть прежде всего направлена на
подготовку к вступлению в пионерскую организацию.
III.
Методические рекомендации по организации работы с октябрятами
Каковы
наиболее важные требования к организации работы октябрятской группы?
Прежде
всего — правильная дозировка деятельности ребят, особенно трудовой, чередование
разнообразных видов работы, красочность и яркость оформления всех коллективных
дел. Жизнь октябрятских групп и звездочек должна быть пронизана игрой, а все
дела октябрят — носить конкретный характер.
Октябрятская
группа организуется в I классе. Один из пионерских отрядов дружины работает с
ней до тех пор, пока октябрята не станут пионерами. Вожатый группы —
комсомолец или старший пионер. Группа октябрят делится на звездочки. В каждой
звездочке — 5 октябрят. Вожатый звездочки — пионер V, VI или VII класса. Для лучшей организации работы с группой очень
важно, чтобы все звездочки были примерно равными как по количеству октябрят,
так и по их силам. Это объясняется тем, что вожатому часто приходится прибегать
к организации таких игр и занятий, где звездочка выступает в роли команды,
бригады.
Весьма
желательно формирование звездочек из ребят, живущих рядом: в одном доме, в
одном дворе. Дружба в эти годы рождается, как правило, по принципу соседства —
живут рядом, сидят за одной партой. К тому же это позволяет звездочке
собираться не только в школе.
Примерно
раз в месяц вожатые вместе с учителем проводят общие сборы октябрятской группы,
на которых беседуют с октябрятами на те или иные темы, играют, читают им
книги, показывают диафильмы, проводят различные конкурсы, разучивают песни,
танцы. Очень важно, чтобы эти занятия все время чередовались: беседа,
требующая сосредоточенности и внимания, сменялась игрой, а игра — делом,
призванным вновь собрать внимание октябрят.
В конце
каждой такой встречи желательно вместе с октябрятами в спокойной и дружеской
форме оценивать действия звездочки, отдельных ребят, их успехи и неудачи.
Особое
значение приобретает организация общественно полезного труда октябрятской
группы: выбор цели, распределение обязанностей. Труд, как правило, должен быть
коллективным, у каждой звездочки свой участок работы, четкое и ясное задание.
Обязательно посильное чередование труда и отдыха, смена видов работы. Важен
также игровой момент, всегда увлекающий малышей. Не просто уборка двора, а
«война с королем Мусором»; изготовление игрушек на елку — в «мастерской Деда
Мороза», с «октябрятским конвейером», «Кукольное ателье», где октябрята шьют
платья своим куклам.
В
октябрятской звездочке поручения ребятам дает вожатый-пионер или коллектив
звездочки. Все поручения достаточно просты, конкретны: ребятам всегда должно
быть ясно, как и что делать и, главное, для чего все это надо делать. Вожатый
назначает: санитара («стража чистоты»), цветовода («друга цветов»),
скорохода-связного, знатока погоды (ведущего календарь погоды). Со временем
круг поручений расширяется. На втором году жизни октябрятской группы появляются
задания быть «хранителем клада игр и затей», «заведующим веселой библиотекой» и
т. д.
Поручения
даются октябрятам на сравнительно короткие сроки — на две недели, месяц — и
постоянно меняются.
Учитель
играет чрезвычайно важную роль в коллективе младших школьников. Он должен
максимально способствовать формированию у детей чувства принадлежности к
октябрятскому коллективу, установлению дружеских взаимоотношений между
октябрятами и их старшими товарищами — пионерами. Педагогу следует терпеливо
готовить пионеров-вожатых, не обладающих достаточным опытом работы с малышами,
к выполнению роли руководителей, организаторов жизни октябрят.
IV.
Примерное содержание и формы работы с октябрятами
Октябрятам о В. И. Ленине. Знакомство с жизнью и деятельностью В. И.
Ленина. Детство В. И. Ленина. Ленин — вождь Великой Октябрьской
социалистической революции, борец за счастье трудового народа.
Читая
вслух первые книги о Ленине, слушая рассказы вожатых, учителей, старших
друзей, октябрята знакомятся с эпизодами из его жизни, борьбы и труда. Беседы,
отрывки из произведений должны быть доступны пониманию октябрят, носить
образный, увлекательный характер, подкрепляться показом диафильмов, репродукций
картин, посвященных В. И. Ленину.
Почему
ребят называют «октябрятами», «внучатами Ильича»? Этому посвящаются беседы
вожатых, пионеров, разучивание песен и стихотворений о юных ленинцах-пионерах
и октябрятах — внучатах Ильича. Праздники «День красной звездочки», день
рождения В. И. Ленина.
Октябрятам о Родине. Наша страна — Союз Советских Социалистических
Республик. Флаг, герб, гимн СССР. Доступная информация о событиях в стране по материалам газет и журналов, радио-
и телевизионных передач. Чтение книг о Родине, о дружбе всех советских народов,
просмотр фильмов и диафильмов.
Родина —
это-все, что нас окружает. Первое знакомство октябрят с окружающим их миром:
школа, улицы, прилегающие к школе. На улицах — завод, фабрика, магазин,
аптека, почта, детский сад, больница. В селе — ферма, клуб, мастерская и т. д.
Здесь трудятся советские люди, родители октябрят. Что они делают? Для чего?
Знакомство с их трудом (почтальон, милиционер, рабочий-строитель, продавец,
воспитатель детсада, шофер, водитель трамвая, летчик, пожарник, колхозник и т.
д.), объяснение общественной значимости их труда. Игры в почту, стройку,
магазин, в больницу, школу, детский сад, в трактористов, железнодорожников, в
«город Октябрятск». Экскурсии в поле, лес, на реку. Рисунки на темы: где я был,
что я видел.
Октябрятам о защитниках Родины. Советские воины — на страже мира. Наша армия
защищала Советскую страну в борьбе с врагами. Рассказы, экскурсии в музеи,
просмотры фильмов, позволяющие ребятам как можно полнее узнать и научиться
ненавидеть фашизм, буржуев-насильников, которые во имя собственной наживы
эксплуатируют, убивают людей.
Встречи с
воинами. Рассказы об армии, чтение книг, просмотр кино- и диафильмов. Рисунки
на тему о Советской Армии. Герои-воины. Общие представления о родах войск:
пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики, ракетчики, моряки.
Игры
октябрят в летчиков, танкистов, ракетчиков, «парад октябрятских войск» в день
23 февраля, 9 мая.
Стихи и
песни о Советской Армии, солдатские песни. Простейшие военно-прикладные навыки
октябрят: быть наблюдательными, уметь маскироваться, преодолевать небольшие
препятствия и т. д.
Через
стремление ребят к военной игре умело воспитывать у них такие качества, как
дисциплина, смелость, находчивость.
Октябрятам о дружбе детей в Стране Советов. Октябрята в наших союзных республиках.
Рассказы, фотографии, фильмы и песни о том, как они живут, чем занимаются,
какие песни поют и в какие игры играют, какие сказки им
нравятся. Чтение октябрятской
страницы «Звездочка» в газете «Пионерская правда», присмотр телепередач,
проведение утренников, встреч с героями любимых сказок народов СССР.
У
октябрят есть друзья и за рубежом: в Польше — зухи, в Болгарии — чавдарчата, в
Венгрии — кишдо-боши, в Чехословакии — искорки и т. д.
Труд октябрят. Первые навыки общественно полезного, коллективного
труда. Подготовка «уголка октябрят». Дежурство октябрят по классу, работа на
пришкольном участке. Забота о цветах, кустарниках, деревьях. Забота о птицах,
зимующих в родных краях, сбор ягод, грибов, желудей, лекарственных трав. Сбор
макулатуры. Самообслуживание дома.
Навыки
простейшего мастерства — приготовление игрушек для елки, для малышей во дворе,
подарков маме в день 8 Марта, пионерам — к 19 мая, младшим и старшим братьям и
сестрам.
Октябрята прилежно учатся. Учение в школе — главный труд, основная
обязанность октябрят. Внимание октябрятских групп, вожатых к прилежной учебе
каждого октябренка.
Создание
в группе «библиотечки октябрят». Разговор о книгах, о чтении. Выпуск своих
«книжек-малышек».
Клуб
«Почемучек». Праздник «Прощание с букварем», конкурс «Хорошо ли мы считаем,
пишем и читаем». Смотры тетрадей и учебников, чистоты и порядка в домашнем
«уголке школьника».
Октябрятам о прекрасном. Экскурсии и прогулки октябрят: «Наша школа» — с
рассказом, как пионеры заботятся о том, чтобы школа была красивой; в школьный
сад, по ближайшим улицам, где малышам показывают новые красивые здания,
памятники, помогают увидеть красоту родной природы во все времена года.
Занятия
по развитию творчества ребят, разучивание стихов, песен, танцев, занятия в
кукольном или теневом театре, октябрятском хоре, лепка, рисование, украшение
класса, комнаты к праздникам.
Экскурсии
в музеи, на выставки (в том числе и школьные).
Коллективные
походы в кино, театр с последующей беседой об увиденном, услышанном.
Праздники-смотры
чтецов, художников, исполнителей танцев и песен. Праздники Нового года,
встречи и проводы птиц, первого снега и первой травы, цветов, урожая.
Физкультура у октябрят. Навыки в соблюдении режима дня, правил
гигиены, охраны здоровья. Праздник Мойдодыра.
Разучивание
комплексов физической зарядки. Смотр — кто лучше их выполняет.
Игры-соревнования: бег со скакалкой, гонки обручей, школа мяча, спуск с .!горы
на санях, стрельба снежками в цель и т. п.
Командные
игры-соревнования: «Перестрелка», «День-ночь», «Охотники и утки» и т. д.
Обучение
ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Лыжные прогулки. Зимний праздник во дворе с
аттракционами «и играми-соревнованиями.
Октябрятам о пионерах. Знакомство с жизнью и делами отряда —
руководителя октябрятской группы. Песни, игры пионеров. Страницы пионерской
летописи, рассказы, книги, фотографии и фильмы о героях-пионерах гражданской
и Отечественной войн, о Павлике Морозове и Мамлакат. Пионерская символика:
Красное знамя, флаг, вымпел, галстук, значок, салют, девиз и Законы юного
пионера, пионерские атрибуты: горн, барабан и т. д.
Беседы
вожатых групп и пионеров-инструкторов, учителей, родителей о пионерской
организации. Чтение книг, просмотры фильмов и диафильмов о пионерах и
октябрятах. Встречи, приглашения на пионерские сборы и праздники: пионеры —
октябрятам, октябрята — пионерам. Игра-соревнование «Путешествие в страну
Пионерию».
Октябрята становятся пионерами. В III классе большинству октябрят исполнится 10 лет, и они
могут уже вступать в пионерскую организацию. Это очень важный шаг в их жизни.
Они знакомятся с новыми высокими, привлекательными для них требованиями
полноправных членов пионерской организации. Важно, чтобы сам прием в пионеры
был торжественным и волнующим, подчеркивал значение организации, в которую
вступает октябренок, ее самодеятельный характер, ее права.
Октябренок
должен знать, что в пионеры его принимают старшие товарищи, что рекомендует
его вожатый октябрятской звездочки — пионер, что вожатый ручается за него в
том, что он не подведет товарищей, будет настоящим юным ленинцем.
Прием в
пионеры происходит на сборе отряда старших пионеров. Вожатый звездочки
представляет отряду октябрят — будущих пионеров. Пионеры обсуждают каждого;
кто пожелал вступить в пионерскую организацию, а потом решают вопрос о его
приеме в свои ряды открытым голосованием.
На
ближайшем сборе дружины все ребята, принятые на отрядном сборе в пионеры, перед
строем дружины, перед Красным знаменем дают Торжественное обещание, и им
повязывают красные галстуки.
Пионеры младшего возраста
10—11 лет
— этот возраст отличает большая жизнерадостность, внутренняя уравновешенность,
постоянное стремление к активной практической деятельности.
Дети
этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение
со"сверстниками и взрослыми. Даже не* знакомый человек может без труда
установить непринужденные отношения с младшими пионерами. Большое значение
для них начинает приобретать оценка их поступков и поведения как со стороны
взрослых, так и товарищей. Их увлекает совместная коллективная деятельность.
Легко и охотно выполняют они поручения и
отнюдь не безразличны к той роли,
которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием.
Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех — большой
эмоциональный подъем. Младших
школьников захватывают и
увлекают героические подвиги, смелые поступки, проявление мужества, силы. Из
личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, а также
смелость, находчивость, верность другу. В этом возрасте ребята склонны постоянно
мериться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры,
содержащие тайну, приключения, поиск. Особенно привлекает младших пионеров новое,
яркое, незнакомое. В то же время далекие
цели и перспективы их затрудняют
точно так же,
как неконкретные поручения, беседы слишком отвлеченного содержания.
Пионеры
младшего возраста охотно принимают руководство старших. К их предложениям
относятся с доверием, с готовностью откликаются на них. Доброжелательное
отношение, участие взрослых вносят оживление в любую деятельность ребят и
вызывают их активность.
II.
Воспитательные задачи в работе с пионерами младшего возраста
Вожатым,
педагогам предстоит сформировать у ребят, только что вступивших в ряды
пионерской организации, привлекательную позицию пионера, то есть воспитать у
них чувство принадлежности к детской коммунистической организации как к коллективу, имеющему свои цели, свои законы, призванному
быть помощником комсомольцев и коммунистов.
Ребята еще не совсем готовы проникнуть в смысл этой позиции.
Однако галстук, значок пионера,
новая пионерская форма, красивые пионерские символы, торжественные ритуалы создают ощущение нового жизненного
положения, необычайно радуют детей, рождают готовность отвечать возросшим
требованиям.
Все это
создает хорошую основу для формирования определенной системы отношений детей к
окружающему миру, приобщает их к революционной романтике, к высоким и
значительным делам взрослых, к тем существенным изменениям, которые происходят
вокруг благодаря труду советских людей.
Перед
руководителями пионеров младшего возраста стоит задача — опираясь на
коллектив, воспитывать у ребят высокие нравственные чувства: радость труда на
общую пользу, ощущение своей полезности Родине, гордость за ее успехи и
достижения, чувство дружбы с пионерами всех республик Советской страны; воспитывать
чуткость, привычку замечать, когда дети и взрослые (в школе, во дворе, в
семье, в квартире) нуждаются в помощи, привычку действовать, не дожидаясь
призыва, просьбы или распоряжения старших. У младших ребят должна
воспитываться постоянная готовность защищать слабых и малышей, сочувствовать тем,
кто имеет физические недостатки, не допускать унижения детей другой
национальности.
Жизнь
отряда младших пионеров организуется так, чтобы
у пионеров была постоянная возможность для упражнения в смелости,
выдержке, честности, справедливости, скромности, готовности к преодолению трудностей.
Задача педагогов и вожатых — воспитывать у пионеров начала организованности и
исполнительности, навыки коллективной работы в составе звена и отряда.
Педагогу
и вожатому следует стремиться к тому, чтобы успешное учение всех ребят класса
воспринималось бы пионерами как первое общественное дело пионерского
коллектива. Надо, чтобы ребята не довольствовались знаниями, приобретенными на
уроках в школе, а постоянно пополняли их из книг, газет и журналов, из передач
по радио и телевидению, в процессе познавательных игр и занятий.
Необходимо
постоянно развивать эстетические чувства ребят, стимулировать их стремление к
творчеству, а также к развитию силы, ловкости, физической сноровки.
III.
Методические рекомендации по организации работы с пионерами младшего возраста
Деятельность
пионеров этого возраста в отряде должна быть эмоционально насыщенной,
пронизанной пионерскими обычаями, традициями, ритуалами. Четкий строй линейки,
торжественный церемониал выноса знамени, приветствие салютом, готовность к
немедленному исполнению поручения — все это украшает деятельность коллектива,
делает ее привлекательной, создает мажорный тон, помогает детям быстрее войти
в жизнь пионерской организации.
Дела
младших пионеров должны быть ограничены во времени и объеме, привлекательны
близостью непосредственно ощутимого результата. Это требование объясняется
недостаточным развитием воли у ребят, их неумением распределять свои силы на
длительный срок.
Игра
сохраняет свое значение и широко используется в работе с младшими пионерами.
Сильным побудительным действием в этом возрасте обладает соревнование. Однако
следует помнить, что увлечение излишней состязательностью, стремление во что
бы то ни стало выйти вперед за счет других, может иметь нежелательные последствия—
воспитывать эгоизм, карьеризм. Наибольшим успехом пользуется соревнование
относительно малых, коллективов
(звеньев), равных по своим силам, за конкретные цели, с постоянной
взаимопомощью звеньев -друг другу, регулярным подведением итогов.
Звенья
младших пионеров немногочисленны по. своему составу — 5—7 человек. Звенья с
такой численностью легче организуются и активнее действуют. Руководит звеном
звеньевой, которого пионеры сами выбирают на сборе звена. У звена есть старший
друг — пионер-инструктор, который является советчиком ребят, передающим им
опыт самостоятельной пионерской работы.
Звеньевые,
как и другие активисты отряда, сменяются сравнительно часто (один-два раза в
учебную четверть, полугодие), что позволяет всем пионерам получить опыт
руководства и подчинения товарищам в коллективе.
Пионерский
сбор отряда пионеров младшего возраста — это всегда праздничное событие в
жизни ребят. Он призван в яркой и привлекательной форме определить предстоящую
деятельность отряда. Сбор должен в каждом случае нести большую познавательную
нагрузку, чему бы он ни был посвящен: героической истории нашей Родины,
встрече с интересными людьми, пионерам-героям и т. д. На сборе ребята выбирают
совет отряда, обсуждают календарные планы работы, распределяют поручения
между звеньями, слушают отчеты звеньевых, членов совета отряда, отдельных
пионеров о выполненных ими поручениях, об их работе. Главную роль в подготовке
сборов и в их проведении пока еще играют старшие — пионеры-инструкторы,
вожатый.
Роль вожатого и учителя в отряде младших
пионеров. Воспитательные задачи,
единые по существу, решаются педагогом и вожатым различными путями. Важно закрепить
в сознании ребят особую роль отрядного вожатого — комсомольца. Он — член
пионерского коллектива и его руководитель. Через него младшие пионеры ощущают
конкретную связь своего отряда с комсомолом.
Роль
учителя в руководстве пионерским отрядом более сложная. Глубоко вникая в дела
отряда, в его жизнь и работу, он всегда действует через вожатого и пионерский
актив, всемерно развивая самостоятельность пионеров, чувство хозяев своей
организации. Учитель помогает вожатому и ребятам советом, как провести сбор,
подсказывает им те способы и приемы, которые позволят интересно работать и
успешно выполнить намеченную задачу. Вместе с вожатым он учит пионеров
составлять планы работы отряда и звена, выполнять их и правильно оценивать
сделанное, воспитывает у пионеров заинтересованность в делах отряда, чувство
личной ответственности перед коллективом.
IV.
Примерное содержание и формы работы с пионерами младшего возраста
О В. И. Ленине и его соратниках. Ребята продолжают знакомиться с жизнью и
деятельностью В. И. Ленина. В.И.Ленин предстает перед младшими пионерами как
создатель и вождь Коммунистической партии. Под руководством партии наш народ
совершил революцию, вышел победителем в гражданской и Великой Отечественной
войнах, построил социалистическое общество; под руководством КПСС наш народ,
выполняя заветы В. И. Ленина, строит коммунизм. Ребята узнают о ближайших соратниках
В. И. Ленина. Они знакомятся с коммунистами — передовиками производства своего
родного города, села.
Пионеры
читают книги о В. И. Ленине и его соратниках, просматривают кинофильмы и
диафильмы, подбирают для ленинского уголка вырезки из газет и журналов,
фотографии, открытки, плакаты, репродукции картин, коллекционируют марки,
посвященные Ленину, партии.
Они
проводят экскурсии по ленинским и революционным местам, знакомятся с историческими
памятниками и достопримечательностями родного города, района.
Наша Родина— СССР. Наша Родина — Союз Советских Социалистических
Республик — дружная многонациональная семья народов. В братской, нерушимой дружбе
— залог всех наших успехов и побед. 15 союзных республик. Их флаги, гербы,
столицы. Москва — столица СССР, Ленинград — колыбель революции. Города-герои.
Регулярное
знакомство по газетам и журналам, радио- и телевизионным передачам с
важнейшими событиями, происходящими в нашей стране и за ее рубежами.
Родной
город, район, село—частица Родины. Родная природа. Исторические, революционные,
боевые, трудовые памятники родных мест. Что дает родной город (район, село)
всей стране. Земляки — герои революции, войны и труда.
Пионеры
читают книги, просматривают фильмы и диафильмы о Родине. Встречаются с
интересными людьми. Проводят экскурсии, походы по родному городу, району.
Наблюдают природу. Участвуют в борьбе за охрану природы — растений, птиц,
животных.
Пионерам о защитниках Родины. Знакомство с формой, знаками различия родов
войск Вооруженных Сил СССР. Боевые ордена и медали. Современные виды вооружения:
ракеты, танки; самолеты, корабли, подводные лодки и т. д. Выставки моделей,
подбор картин, фотографий из газет и журналов о боевой технике. >u-. i Знакомство и дружба с воинами, бывшими фронтовиками.
Сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны, их жизни, боевых
делах, подвигах.
Переписка
с воинами-земляками (моряками, пограничниками, танкистами, летчиками).
Праздник Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота в отряде, поздравления
воинов.
Простые
военно-спортивные умения: преодолеть преграду, ров, спрыгнуть с небольшой
высоты, Соревнование в ловкости, сноровке, быстроте, точности, наблюдательности,
смекалке, флажковой сигнализации. Работа санитарного поста в отряде. Поделка
моделей самолета, корабля, танка, ракеты. Простейшие военные игры с элементами
наблюдения, маскировки, связи, разведки, оказания первой помощи «раненым».
О Всесоюзной пионерской организации имени В. И.
Ленина. Более глубокое и
деятельное знакомство с пионерской организацией, ее историей, традициями, когда
и почему пионерская организация названа именем В. И. Ленина, за что награждена
орденом Ленина. Пионеры должны узнать юных пионеров-героев. Научиться четко и
красиво соблюдать пионерские ритуалы — проводить линейки; вынос знамени,
отдавать салют.
Пионеры
проводят встречи с вожатыми и пионерами-ветеранами, читают книги, просматривают
диафильмы, посещают всем отрядом Дом пионеров, пионерские клубы, совместно
проводят сборы нескольких отрядов. Они начинают вести летопись отряда.
Пионеры-четвероклассники берут шефство над детскими садами, работают с
малышами-дошкольниками во дворах, в зоне пионерского действия дружины, учатся
проводить с ними игры — готовятся в будущем стать вожатыми октябрят.
Пионеры СССР, пионеры социалистических стран. Пионеры Союза Советских Социалистических
Республик. Как учатся? Чем они занимаются? Как работают? Чем интересуются? Как
отдыхают?
Переписка
с пионерами братских республик. Обмен открытками и фотографиями с видами
родного края. Беседы и практические занятия по культуре письма. Создание
уголка дружбы детей Советской страны в отряде. Разучивание песен и танцев
друзей. Чтение «Пионерской правды», книг о дружбе. Дружба с отрядами школ, где
обучение ведется на другом языке. Беседа вожатых об Артеке.
Пионерские
организации социалистических стран. Их форма, галстуки, пионерские знамена,
значки, традиции. Игры, песни и танцы. Беседы вожатых по материалам газет и
журналов, по книгам о пионерах социалистических стран. Проведение сборов,
посвященных дружбе народов, встреч с советскими людьми, побывавшими за
рубежом. Выставки рисунков пионеров на тему борьбы за мир и дружбу народов.
Трудовые дела младших пионеров. Основная форма общественно полезной
деятельности младших пионеров—тимуровская работа: бескорыстная помощь семьям
военнослужащих, малышам, престарелым, больным, инвалидам. Работа в детских
садах и яслях.
У них
много дел и в зоне пионерского действия: посадка садов, деревьев и кустарников
на улицах, во дворах, у шефов. Забота о цветниках, газонах. Работа на пришкольном
участке. Охрана «зеленого друга», забота о птицах и животных. Работа в
мастерских: изготовление птичьих домиков и кормушек, наглядных пособий, игрушек
для малышей, детских садов. Создание игротеки в отряде.
Сбор
макулатуры и металлического лома. Сбор лекарственных трав, ягод, грибов и
других полезных растений.
Помощь
родителям дома. Знакомство с трудом родителей на производстве.
Большое
внимание следует уделить организации труда младших пионеров: четкие,
конкретные задания коллективам — звеньям, бригадам, командам. Опора на игру —
штаб тимуровцев, разведка, сигналы, операции, «дозоры справедливости» — на
площадках, где играют малыши, рейды «преграда огню» — по дворам колхозников с
целью проверки, как хранится пожарное имущество, патрули «защиты животных»,
«охраны зеленого друга», «охраны пернатых» и т. д. Обязательный разбор на общих
сборах действий звена, бригады,
команды, причин их успехов и неудач.
Учить пионеров учиться. Коллективное чтение и обсуждение книг.
Утренники «Герои любимых книг». Викторины по книгам. Связь с библиотекой —
кто, что и как читает, все ли посещают библиотеку. Живые газеты «Хочу все
знать».
Занятия в
кружках «Умелые руки», простейшего моделирования, занимательной арифметики,
любителей природы, знатоков родного слова и др.
Проведение
отрядных олимпиад, конкурсов юных математиков, знатоков истории и географии
Родины, ее природы, турниров любознательных и смекалистых. Выставки самоделок
— моделей, наглядных пособий, коллекций, рассказы ребят о своих экспонатах.
Участие в
общедружинных делах по сбору книг, учебных пособий, игр и игрушек для вновь
открываемых школ. Взаимный контроль за работой над домашними заданиями. Рейды —
как кто хранит учебники, тетради. Организация «Скорой пионерской помощи»,
постов всеобуча, следящих прежде всего за тем, все ли ребята ходят в школу.
Пионеры против религии. Происхождение религиозных верований, праздников.
В чем вред религии, веры в бога? Беседы на антирелигиозные темы. Знакомство с
доступными пониманию детей этого возраста антирелигиозными произведениями
писателей, художников. Организация и оформление «уголков безбожника» в школе и
дома.
Младшим
пионерам о прекрасном. Умение видеть
красивое в природе, труде, во взаимоотношениях людей, во внешнем облике — своем
и своих товарищей. Работа по оформлению
пионерского уголка, комнаты.
Творческая
работа в кружках и секциях: художественного слова, кукольного и теневого
театров, хора, хореографического коллектива и т. д.
Знакомство
с выдающимися произведениями русского и советского искусства, литературы,
музыки, изобразительного искусства, доступными пониманию детей этого возраста,
с их творцами. Посещение выставок и музеев, кино и театров, концертов,
прослушивание музыкальных радио- и телевизионных передач. Праздники песен,
танцев, веселых затей в отряде.
Физкультура и спорт младших пионеров. Знание 3—4 комплексов утренней зарядки.
Самоконтроль за выполнением режима дня. Звеньевые и отрядные занятия
физкультурой — подвижные игры, соревнования по малому пионерскому
четырехборью, лыжи, коньки, плавание. Весенний, осенний и зимний физкультурные
праздники во дворах с играми, соревнованиями, спортивными аттракционами.
Встречи с мастерами спорта, организация уголка « друзей спорта» и т. д.
Туристские
походы на 5—8 километров с ориентированием, костром, приготовлением обеда на
костре, туристской эстафетой. Зачетный однодневный поход.
* * *
Переход
из младшей возрастной группы в среднюю, связанный с переходом школьников из
четвертого в пятый класс, должен стать заметным, запоминающимся событием в
жизни пионеров. На торжественном сборе отряда, который проводится в самом
начале занятий в пятом классе, старшие друзья отряда, коммунисты и комсомольцы
рассказывают ребятам о том, что ждут от них — юных ленинцев — партия и
комсомол, какие у них новые права и обязанности.
Пионеры среднего возраста
В 11—12
лет в жизни детей намечаются заметные изменения. Переход из начальной школы в
среднюю несет с собой не только усложнение характера учебной деятельности, но
и важные сдвиги в развитии личности ребенка и всей его психической жизни.
В глазах
младшего подростка резко возрастает значение коллектива, его общественного
мнения, отношений с товарищами, оценки ими его поступков и действий. Он
стремится завоевать в глазах товарищей авторитет, занять в коллективе
достойное место. У младшего подростка заметно проявляется стремление к
самостоятельности и независимости. Тенденции эти усиливаются в данный период в
связи с началом интенсивного процесса физического и физиологического
созревания.
Если
взрослые не учитывают в целом положительного стремления подростка к
самостоятельности, оно может принять
уродливый характер, вызвать появление отрицательных черт (упрямства, грубости,
эгоизма). Классному руководителю, учителю, вожатому легче воздействовать на
подростка, если они выступают в роли старших членов коллектива и, таким
образом, «изнутри» воздействуют на общественное мнение. И напротив, когда
взрослые пытаются просто навязать подросткам те или иные нормы поведения, то в
коллективе нередко возникает противодействие им и даже складываются неверные
моральные правила, привычки.
У ребят
младшего подросткового возраста формируется относительно устойчивая система
отношений к окружающим их людям и к самим себе, возникает интерес к
собственной личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках.
Это
связано с развитием у подростка более сложных, абстрактных форм мышления.
Вместе с тем дети этого возраста еще не могут достаточно полно проанализировать
свои поступки и поэтому склонны переоценивать свои возможности, а порой остро переживать
чувство неуверенности в себе.
У
младшего подростка развитие моральных чувств все еще опережает становление
соответствующих нравственных понятий. Часто он не видит прямой связи между
качествами личности, которыми искренне желает овладеть, и своим повседневным
поведением. Наиболее соответствующим идеалу пионеров этого возраста является
образ человека решительного, волевого, мужественного, не боящегося взяться за
трудное дело, глубоко заинтересованного в благополучии и счастье других людей
и своей страны, справедливого и принципиального.
Педагогу,
вожатому надо постараться увлечь подростков высокими нравственными идеалами,
воплощенными в образе замечательного человека, который может стать для них как
бы критерием поведения и помочь детям практически следовать своему идеалу.
У младших
подростков расширяются общественные интересы, появляется стремление выйти за
рамки повседневной школьной жизни, приобщиться к делам и задачам взрослых.
Ребят этого возраста особенно привлекают дела, в которых может проявиться их
самостоятельность. Они любят мечтать о подвигах, об участии в событиях,
имеющих большую общественную значимость.
Ребята в
этом возрасте способны к серьезным трудовым усилиям. Им импонируют значимость и сложность трудовой задачи. Но в
то же время важно, чтобы сам процесс труда, как и другой любой вид общественно
полезной деятельности, носил эмоциональный, яркий характер.
Младшие
подростки склонны к творческим играм, особенно военным, спортивным, где можно
испытать свои морально-волевые и физические качества: храбрость, выносливость,
настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике, они охотно участвуют в работе
отрядов красных следопытов, ЮДП, ЮДМ, ЮДСА, с удовольствием принимают участие
в походах по родному краю.
II.
Воспитательные задачи в работе с пионерами среднего возраста
Руководителям
пионеров V—VI классов необходимо прежде всего помочь детям
почувствовать и осознать свое новое положение в организации: возросшую самостоятельность
и ответственность в отрядных и дружинных делах, обязанность непосредственно
помогать комсомольцам и коммунистам в их общественной и трудовой деятельности.
Новая
позиция младших подростков в пионерской организации эмоционально подкрепляется
ощутимыми и привлекательными правами: отряду присваивается имя героя, он может
послать своих представителей в совет дружины и во все другие ее руководящие
органы. У пионеров среднего возраста новые, более серьезные обязанности: они
отвечают перед дружиной за работу с октябрятами, за дела в зоне пионерского
действия. Задача воспитателей, вожатых отрядов — помочь пионерам находить такие
объекты для приложения своих сил, которые бы все больше выводили ребят за
стены их класса, школы, обогащали их опытом участия в коммунистическом
строительстве. Теперь ребятам уже доступны дела, связанные с помощью не только
каким-то конкретным людям, но и целым коллективам людей — колхозу, стройке,
заводу, своему родному району, городу.
Важно
постоянно расширять связи пионерского отряда младших подростков с другими
коллективами своих сверстников: с соседними и сельскими школами, а также и со
взрослыми коллективами: воинской частью, предприятием, колхозом, институтом и
т. д.
Актуальная
задача на этом этапе — накопление у подростков опыта самостоятельной
организации коллективной деятельности, выработка умения действовать целым
отрядом в составе дружины, планировать работу отряда, распределять поручения
между звеньями или временными группами, проверять выполнение намеченного. У
каждого пионера надо формировать организаторские навыки, обогащать его опытом
руководства группой сверстников или младших товарищей, самостоятельной
организации несложного дела или его части.
Надо
воспитывать у отряда привычку действовать непрерывно, быть постоянно в поиске,
в походе, настойчиво осуществлять поставленные цели, добиваться задуманного
даже тогда, когда рядом нет взрослого — вожатого, учителя.
Расширение
круга общественных интересов младших подростков служит благоприятной почвой для
последовательного развития их морально-политического сознания (на данном
этапе это особенно важно), углубление чувств и переживаний, связанных с
представлениями о Родине и ее героически истории, о Революции и ее деятелях, о
поступательном движении нашего общества к коммунизму.
Ощутимый
подъем умственных и духовных сил подростков, более систематические знания,
приобретаемые в школе, создают возможности для самой разнообразной работы с
ними, вовлечения их в многогранную по содержанию и формам деятельность.
В отличие
от пионеров младшего возраста теперь перед ними можно ставить сознательную
задачу воспитания морально-волевых качеств. Надо вводить в практику
пионерских отрядов V—VI классов и поощрять систематическое обсуждение
на сборах звена, отряда поведения и деятельности каждого пионера путем отчета
его перед лицом своих товарищей. Если коллектив не удовлетворен поведением или
личными качествами того или иного пионера, ребята могут потребовать от него
соответствующей работы над собой.
III.
Методические рекомендации по
организации работы с пионерами среднего
возраста
Вожатому
и учителю — руководителям отрядов пяти-, шестиклассников следует иметь в виду,
что хотя у пионеров и проявляется потребность к самостоятельности, стремление
к более активной деятельности, но у них еще недостаточно сформированы навыки
самостоятельных действий, и эти навыки надо последовательно, постоянно
развивать и укреплять. Значительную помощь в этом может оказать естественное
стремление младших подростков к красочным, романтично-привлекательным формам
работы. Разведка пионерских дел, система приказов, паролей, донесений,
организация пионерских штабов являются, по существу, не только формами деятельности,
в них уже заложены новые, привлекательные способы действия, связанные с ощущением
ответственности, точности, организованности, долга.
Сбор
отряда пионеров V—VI классов становится высшим органом пионерского
самоуправления. Здесь намечаются перспективы деятельности отряда, корректируются
и утверждаются календарные планы работы, определяются конкретные обязанности
как отдельных пионеров, так и коллективов — звеньев, групп, бригад и т. д.
Здесь пионеры отчитываются о выполнении поручений, на сборе подводятся итоги
различных отрядных дел, дается оценка деятельности в отряде отдельных
пионеров, звеньев, штабов, советов.
Младшие
подростки обычно с большим интересом участвуют в коллективном обсуждении
намечаемых в отряде дел. Однако подлинная заинтересованность в сборах такого
рода проявляется лишь тогда, когда взрослые относятся к мнениям и решениям
ребят с уважением и доверием, когда намеченные самими пионерами дела неуклонно
претворяются в жизнь.
Вместе с
тем сбор отнюдь не теряет эмоциональной приподнятости — это неизменно яркое,
праздничное событие в жизни ребят, он сопровождается красочными ритуалами. На
сборах ребята поют свои любимые песни, проводят конкурсы, смотры, викторины и
т. д.
Совет
отряда, руководимый вожатым, постоянно действует как организатор всей жизни
ребят, распределяет поручения между звеньями и отдельными пионерами (через
звено), осуществляет контроль за их выполнением.
Иную
инструментовку получает в эту пору пионерское поручение. Его характер
усложняется. Дает поручение пионерский коллектив (сбор отряда) или руководящий
орган (совет). Поручение должно быть ясно и понятно пионерам, достаточно
трудное, чтобы его хотелось выполнять, и достаточно легкое, чтобы его можно
было выполнить. Оно дается на определенный конкретный срок, и по прошествии
этого срока группа обязана отчитаться о выполнении порученного ей дела и получить
от коллектива ту или иную оценку. При этом важно, чтобы, оценивая работу,
отряд обратил внимание на то, как это поручение выполнялось, — на проявленную
пионерами догадку в деле, смекалку, самостоятельность. Поручения пионерам
среднего возраста могут носить следующий характер:
а) Самостоятельная организация жизни своего отряда:
работа в совете отряда, вожатым звена, редактором стенной газеты, капитаном
спортивной команды и др.
б) Самостоятельная работа с младшими товарищами в качестве вожатого октябрятской
звездочки, пионера-инструктора, руководителя кружка и т. д.
в) Работа в органах дружинного самоуправления
(в совете дружины, в различных
группах актива, создаваемых при совете, в штабе зоны
пионерского действия, в совете клуба, в редколлегии дружинной газеты и т. д.).
Воспитатели
и вожатые пионерских отрядов должны добиваться, чтобы каждый пионер постоянно
принимал участие в выполнении какого-либо поручения, которое для одних служило
бы средством воспитания их активности, привлечения к общим делам отряда, для
других — средством преодоления чувства неуверенности в себе, третьим же —
хорошей практикой воспитания организованности, собранности, четкости и т. д.
Особое
внимание руководители и воспитатели пионеров младшего подросткового возраста
должны обратить на организацию соревнования как между звеньями, так и с
другими отрядами дружины. Являясь одним из самых эффективных средств,
побуждающих пионеров к активной деятельности, соревнование вместе с тем при
неправильной постановке ведет к проявлениям таких нежелательных качеств
личности, как зависть, эгоизм, стремление добиться победы любыми средствами,
вызывает у ребят желание подвести соперника, чувство радости по поводу его
неудач.
IV.
Примерное содержание и формы работы с пионерами среднего возраста
О В. И. Ленине, его соратниках, Коммунистической
партии Советского Союза, о революционных, боевых и трудовых традициях нашего
народа. В отряде пяти-,
шестиклассников происходит более активное творческое знакомство с жизнью и
деятельностью В. И. Ленина, борцов-революционеров — его соратников и последователей.
Пионеры
среднего возраста не довольствуются знаниями, почерпнутыми из книг, фильмов.
Они хотят искать, собирать интересные документы, факты из жизни замечательных революционеров-коммунистов
и для этого отправляются в походы и экскурсии по ленинским местам, по местам
жизни и деятельности ближайших соратников В. И. Ленина — виднейших деятелей
нашей партии и государства. Они собирают сведения о первых коммунистах родного
края, героях-подпольщиках, бойцах революции и гражданской войны, организаторах
Советской власти и колхозов, Героях труда и Великой Отечественной войны,
передовиках производства сегодняшнего дня, о том, как под руководством
Коммунистической партии претворяются в жизнь ленинские заветы. Проводят
пионерские сборы отряда или дружины по материалам, собранным ими самими,
организуют работу отрядов красных следопытов с показом результатов их поиска,
походы по родному краю, встречи с интересными людьми, заочные путешествия: «Имя
В. И. Ленина на карте Родины», «Имя В. И. Ленина на карте мира», Ленинские
чтения.
О нашей Советской Родине. Наша Родина — СССР — Союз Советских
Социалистических Республик — первая страна в мире, начавшая строить новое
общество — социализм. Успехи СССР в строительстве социализма. Первые
пятилетки. Тяжелые испытания, выпавшие на долю нашей страны в связи с
нападением фашистской Германии. Великая победа народов СССР в войне с фашизмом.
СССР
строит коммунизм. XXIII съезд
КПСС и новый пятилетний план. Крупнейшие новостройки нашей страны. Дружба,
переписка с рабочими, передовиками производства этих строек. Проведение
пионерских сборов, оформление выставок, стендов, посвященных успехам нашей
страны в развитии народного хозяйства.
Организация
и проведение в яркой эмоциональной форме политических информации, «устных
журналов», «живых газет»: «У карты Родины», «Стройки пятилетки», викторин
«Знаешь ли ты свою Родину?».
Наш
родной край — частица Родины. Знакомство с историей, экономикой, природой
родной области, края, республики. С боевыми, революционными, трудовыми
традициями трудящихся родного края, с общественными организациями и
государственными учреждениями, с их повседневной деятельностью, с задачами, которые
они решают сегодня. Знакомство с историческими, революционными, трудовыми и
боевыми памятниками родного края.
Регулярные
встречи с учеными, специалистами, передовиками промышленности и сельского
хозяйства родного края, руководителями общественных организаций и учреждений.
Походы по родным местам в пределах своей области, края, республики.
Помощь
октябрятам в знакомстве с их родным краем.
За мир и дружбу на Земле. Дальнейшее развитие связей с пионерами союзных
и автономных республик страны. Переписка с друзьями. Взаимный обмен новостями
о пионерских делах, пионерскими песнями, танцами. Конкурсы на лучший рисунок,
сувенир дружбы и т. д. Организация встреч, лагерей дружбы на границах автономных
и союзных республик СССР, участие в эстафетах мира и дружбы, поездки в гости
друг к другу. Организация и проведение в дружине Недели дружбы народов
накануне Дня Советской Конституции или 1 Мая.
Более
глубокое знакомство с жизнью пионеров зарубежных стран. Законы и обычаи их
жизни. Их участие в борьбе за дело коммунистических и рабочих партий, союзов
трудящейся молодежи этих стран. Организация клуба интернациональной дружбы,
клуба разноцветных галстуков. Переписка с пионерами других стран. Проведение
сборов, посвященных дружбе нашего народа с народами стран социализма,
организация выставок, стендов. Встречи с советскими людьми, побывавшими в социалистических
странах, с гостями из этих стран. Организация «Пионерского агентства новостей».
Конкурсы на лучший рисунок, фотографию, стихотворение на тему дружбы народов.
Наш вожатый — комсомол. Знакомство с историей Коммунистического Союза
Молодежи — пять орденов комсомола. Комсомольцы — боевой отряд молодежи, верный
помощник партии,—они везде, где особенно трудно, там, где нужны молодые,
смелые руки. Комсомольские стройки страны. Встречи с комсомольцами — ветеранами
двадцатых, тридцатых годов.
Комсомольцы
завода, колхоза и т. д. Встречи с ними, личное знакомство с их делами. Наш
вожатый — член комсомола. Его дела на производстве. Комсомольцы школы. Их дела,
их успехи. Выполнение пионерами заданий комсомола.
Пионеры против религии. Понимание антинаучной сущности религии.
Знакомство с литературными, драматическими антирелигиозными произведениями.
Просмотр антирелигиозных фильмов. Организация для младших школьников,
родителей, населения антирелигиозных вечеров с беседами атеистов, показом
фильмов и диафильмов, опытов, разоблачающих церковные «чудеса». Оформление в
школе «Уголка атеиста».
Пионеры — друзья Вооруженных Сил СССР. Дружба с воинами. Работа в отрядах ЮДСА, ЮДП,
ЮДМ. Изучение военного дела: топографии, ориентирования, маскировки,
наблюдения, связи. Расширение военно-спортивных умений — преодоление полосы
препятствий, ползание по-пластунски, метание облегченной гранаты, переправа
через реку на плоту и другими способами и т. д. Военные игры на местности
—«Разведка», «Отряд на марше», «Бой в обороне», «Штурм высоты» и др.
Походы по
местам боевой славы. Сбор материалов о героях. Создание уголков, музеев боевой
славы.
Моделирование
основных видов современного оружия — самолетов, вертолетов, танков, ракет,
боевых кораблей; выставки макетов, моделей, участие в районных, городских
соревнованиях на лучшую действующую модель.
Праздники
в отряде — 23 февраля, 9 мая.
Занятия с
октябрятами по овладению военно-спортивными умениями.
Труд пионеров. Главный вид трудовой деятельности пионеров среднего
возраста — работа в зоне пионерского действия: озеленение и благоустройство
зоны, забота о малышах, помощь всем, кто нуждается в ребячьих руках, — почта,
аптека, магазин, мастерская, завод, фабрика, колхоз и т. д. Выращивание урожая
на учебно-опытном участке. Охрана зеленых насаждений, урожая. Помощь местной
пожарной команде по проведению профилактических противопожарных мероприятий.
Организация во дворе «Бюро добрых услуг», воскресных детских садов на
общественных началах, бригад юных книгонош.
Помощь
школе — организация бригад по ремонту наглядных пособий и инвентаря.
Знакомство
с трудом взрослых, с основными профессиями, характерными для данной местности.
Посильная помощь в делах взрослых. Воскресники и субботники «Пионеры — Родине».
Формирование
добросовестного отношения к труду. Забота об охране социалистической
собственности, непримиримое отношение к лодырям, очковтирательству.
Организация общественно полезного труда в группах октябрят.
Пионеры хотят много знать. Расширение кругозора ребят: знания не только
из учебников — работа с книгой (обсуждение прочитанного, читательские конференции,
литературные вечера-встречи с героями книг), коллективное прослушивание
научно-популярных радио- и телевизионных передач.
Создание
клубов любознательных, друзей науки и техники, изобретателей. Проведение
вечеров занимательной науки, викторин, турниров, конкурсов смекалки,
географических, математических, физических олимпиад, смотров работ юных
техников и натуралистов. Выпуск устного журнала «Хочу все знать». Оформление
стендов «Новости науки и техники», «Знаешь ли ты?».
Помощь
учителю в организации урока. Борьба с подсказками, списыванием, нечестным
отношением к выполнению домашних заданий, с лодырями и нарушителями порядка на
уроке. Организация взаимопомощи в звене и отряде. Помощь школе в осуществлении
закона о всеобщем обязательном обучении. Рейды и посты всеобуча. Подготовка
малышей к школе. Работа с октябрятами по развитию их любознательности,
ответственного отношения к учению.
Учить пионеров видеть и понимать прекрасное. Знакомство с выдающимися русскими и советскими
деятелями культуры и искусства, с их произведениями (вечера, сборы, беседы,
викторины, лекции, посещение выставок, театров, кино, создание в школе
выставок репродукций картин, стендов и т. д.).
Красивое
вокруг нас. Наблюдения в природе, в жизни. Критический подход, разбор, что
по-настоящему красиво, хорошо в одежде, поведении товарищей. Что безвкусно,
плохо.
Участие в
работе творческих коллективов: хор, драмколлектив, пионерский театр,
танцевальный коллектив, изостудия, оркестр, конкурсы и олимпиады пионерской
художественной самодеятельности. Выступление в концертах перед товарищами,
младшими ребятами, родителями, шефами.
Работа с
октябрятами по эстетическому воспитанию.
Физкультура и спорт пионеров среднего возраста. Регулярные занятия в одной из спортивных
секций. Участие в соревнованиях по выбору: пионерское четырехборье, «Кожаный
мяч», «Золотая шайба», «Олимпийская снежинка», по лыжам на приз «Пионерской
правды», по плаванию — «Веселый дельфин», по гимнастике, подвижным играм.
Выполнение нормативов БГТО. Участие в спортивных встречах между соседними
отрядами.
Туризм.
Участие в однодневных и двухдневных походах. Отработка навыков туриста —
разбивка бивуака, устройство ночевки, хождение по азимуту, ориентировка по
местным предметам, по солнцу, звездам, приготовление обеда в походе. Умение
находить в лесу съедобные растения и использовать их в пищу, узнавать лекарственные
растения, знание животных и птиц родного края, вредных ядовитых растений,
умение оказывать помощь при укусах змей, пчел и т. д. Сдача нормативов на
значок «Юный турист».
Организация
спортивных и туристских клубов, участие в их работе, проведение вечеров,
встреч с мастерами спорта.
Туристская
работа с октябрятами.
* * *
Переход
на следующую возрастную ступень организации сопряжен с большими сдвигами в
психике подростков, с появлением ощутимого стремления жить и действовать «как
взрослые».
Вот
почему необходимо так определить позицию старших пионеров, чтобы она не только
сохраняла, но и развивала у них интерес к общественно полезной деятельности
пионерской организации. Важно, чтобы эта позиция была привлекательна для ребят
еще задолго до самого перехода в новую возрастную группу, чтобы они стремились
к ней, ждали того момента, когда их назовут старшими пионерами. Сам же переход
должен сопровождаться торжественным сбором, встречей у костра или другим
каким-либо красочным ритуалом, во время которого перед пионерами ясно и
определенно ставились бы новые задачи, раскрывались новые их права и обязанности.
Проводить такой ритуал необходимо в первые дни занятий в VII классе.
Пионеры старшего возраста
I. Краткая
характеристика психологических особенностей пионеров старшего возраста 13—15
лет (VII—VIII классы)
В этот
период у подростков все более активизируется формирование собственной точки
зрения на отношения между людьми, на моральные требования и оценки, стремление
определить свое место среди сверстников и взрослых. Старшие пионеры перестают
принимать на веру все, что они слышат и видят, у них ощутимо проявляется
желание жить и действовать «как взрослые» и иметь на все свою собственную точку
зрения.
У
старшего подростка складываются собственные личные моральные установки и
требования, которые во многом и определяют характер его взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками. Если раньше большую роль играло желание любыми путями
завоевать авторитет у товарищей и сохранить свое положение в коллективе, то
теперь ребята уже способны противостоять влиянию окружающих, отвергнуть те или
иные требования, если они не соответствуют их взглядам, и, в свою очередь, воздействовать
на сверстников, утверждая среди них то, что считают несомненным и правильным.
Возникновение
у старших подростков собственных моральных требований имеет и еще одно
следствие: они начинают обращать эти требования к самим себе. При этом может
возникнуть расхождение между тем, что подросток от себя требует, и тем, в какой
мере он фактически может этим требованиям удовлетворить. Это подчас порождает
у него чувство неуверенности, неудовлетворенности собой. Воспитателям надо
постоянно иметь это в виду, ибо затянувшееся состояние внутреннего разлада у
подростков мешает правильному ходу становления их личности.
Значительно
возросшие духовные и умственные силы старших пионеров дают им возможность
интересоваться большими общественными проблемами. Это возраст благородной
мечты, стремления к подвигу для достижения всеобщего счастья, мира, дружбы.
Заметно
углубляется у ребят интерес к науке, литературе, современной технике. Все
более избирательным становится интерес и к школьным предметам. Одних влечет
математика, других — литература, третьих — физика.
В своих
коллективных делах старшие подростки способны к большой активности, полны
энергии и заинтересованности. За их плечами более высокий уровень развития
самостоятельности и организационных умений. Чем насыщеннее, энергичнее,
напряженнее их жизнь, тем больше она им нравится. Если пионеры младшего и
отчасти среднего возраста могли успешно действовать лишь в том случае, когда
цель и сама деятельность были для них достаточно привлекательны, то теперь это
условие не играет столь существенной роли, так как старшие подростки способны
сознательно добиваться поставленной цели. Они готовы к сложной деятельности,
включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно
преодолевают препятствия. Воспитатели и вожатые должны быть готовы предложить
старшим пионерам программу жизни, максимально деятельную, помочь войти в ее
ритм. Однако физические возможности подростков не всегда соответствуют их
стремлениям, поэтому следует оберегать ребят от чрезмерных перегрузок.
Значительно
усложняются отношения старших пионеров со взрослыми. Если педагог хочет
добиться подлинного успеха в работе со старшими подростками, он должен, по
выражению А. С. Макаренко, «завоевать их сознание». Ведь теперь более не
существует тот естественный авторитет, которым обладал в глазах младших
школьников каждый взрослый. Пионеры этого возраста склонны признавать только
настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко улавливают
противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к
расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начинают
требовать от старших уважения к себе, к своим мнениям и взглядам и особенно
ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
II.
Воспитательные задачи в работе с пионерами старшего возраста
Первой
задачей воспитателей и вожатых, работающих со старшими пионерами, является
формирование у них специфичной для данного возраста пионерской позиции:
они—старшие в дружине—ее руководители, они готовятся вступить в ВЛКСМ,
действуют плечом к плечу, в одном ряду со взрослыми — комсомольцами и коммунистами,
участвуют в общем труде, вместе с ними борются за утверждение коммунизма. Это
позиция пламенных патриотов Родины, готовых, если понадобится, защищать ее с
оружием в руках.
Иной
характер приобретает у старших пионеров общественно-политическая и трудовая
деятельность. Их дела должны быть полны высокой гражданской значимости,
пронизаны духом серьезной борьбы. Они действуют в гуще общественной жизни,
участвуют вместе со старшими товарищами в политических кампаниях, в антирелигиозной
пропаганде, в борьбе с пережитками прошлого, нарушениями моральных норм
социалистического общества, охраняют памятники революционного, боевого
прошлого, народное достояние, родную природу. Их деятельность требует все более
широких контактов с различными учреждениями и организациями.
Коллективный
труд старших ребят принимает все более ярко выраженный общественно ценный
характер. Они могут и хотят в полном смысле слова работать «вместе с рабочими и
крестьянами».
Первостепенное
значение приобретает идейно-политическое воспитание подростков, сущность
которого составляет разъяснение социальных и политических основ советского
строя, задач коммунистического строительства и качеств личности нового
человека. Надо стремиться к тому, чтобы коммунистические взгляды и убеждения
детей, воспитанные ранее в пионерской организации и в значительной степени
основанные на непосредственном авторитете взрослых, становились все более осознанными
и действенными. От них можно требовать теперь высокой общественной и
политической сознательности.
Пионерская
организация должна стать для старших подростков подлинной школой, готовящей их
к сознательной общественной жизни.
Анализ
причин некоторого ослабления интереса подростков к пионерской организации
показывает прежде всего неудовлетворенность их привычными форумами
деятельности, свойственными пионерам младшего и среднего возраста, которые
противоречат бурно развивающемуся у них стремлению к утверждению собственной
взрослости. Но старшие пионеры могут быть деятельными, инициативными,
энергичными, если организация их жизни соответствует их возможностям. Если для
младших и средних пионеров имело решающее значение, насколько привлекательна
была внешняя сторона дела, то для старших важнее общественно полезная
значимость их дел и та особая атмосфера, в которой протекает деятельность,—
атмосфера общего подъема, сотрудничества со взрослыми, творчества. Это такая
деятельность, где есть возможность проявить наиболее ценные для самого
подростка его личные качества и получить признание сверстников, ?де каждый
нужен, где от каждого многое зависит, где каждому доверяют, считаются с его
мнением. Разумеется, такая атмосфера не возникнет в деле мнимосерьезном,
псевдоважном, где самостоятельность, инициатива, ответственность подростков
только лишь декларируется.
Старшие
пионеры — завтрашние комсомольцы, и вся организация их повседневной жизни по
духу и стилю должна быть близка к тому, что их ожидает в комсомоле.
Пионерское
поручение старшему пионеру — это проверка деловых и политических качеств
будущего комсомольца. Оно дается на более длительный срок — полугодие, а то и
на учебный год. Это может быть задание возглавить пионерскую агитбригаду,
организовать в дружине клуб, вести кружок для младших и т. п.
Отрядные
сборы старших пионеров должны характеризоваться более зрелым, высоким,
пристальным взглядом ребят на свои дела, отношение к жизни, на гражданские
позиции — свои и своих товарищей. Это сборы, диспуты, обсуждения. Здесь ребята
учатся справедливо оценивать себя и других, проходят школу принципиальности,
самокритики, приобретают опыт, активно способствующий процессу их общественного
созревания.
Старшие
пионеры, накопив достаточный опыт пионерской деятельности и утвердившись в
своей роли членов самодеятельной организации, жаждут самостоятельности, готовы
стать и становятся подлинными хозяевами своей организации.
Учителю и
вожатому теперь, как никогда ранее, необходима позиция последовательного
уважения самостоятельности пионеров, признания их авторитета. Надо
во всем,
что касается пионерских дел, советоваться с ребятами, чаще просить помощи у
них, чем предлагать им свою. Это создает особый стиль отношений между ребятами
и взрослыми — стиль доверия, отвечающий потребностям старших пионеров и
помогающий воспитателям эффективно осуществлять свое влияние на коллектив
подростков.
III.
Примерное содержание и формы работы с пионерами старшего возраста
Пионеры-ленинцы. В отличие от младших ребят старшие уже способны
к работе над ленинскими трудами. Они знакомятся с речью В. И. Ленина на III
съезде комсомола «Задачи
союзов молодежи», статьями: «Что такое Советская власть?», «Великий почин». С
заветами В. И. Ленина, с тем, как они претворяются сегодня в нашей жизни.
Ребята знакомятся с Программой КПСС, моральным кодексом строителя коммунизма,
решениями последних партийных съездов, Пленумов ЦК. КПСС, как воплощаются в
жизнь эти решения в родном городе, районе, селе, области, крае, республике.
Старшие пионеры должны знать членов Политбюро ЦК КПСС, Генерального секретаря
ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР, Председателя Президиума Верховного
Совета СССР.
Старшие
пионеры уже могут сами выступать с беседами на ленинские темы в младших
отрядах, вместе с комсомольцами они участвуют в работе «лекторской группы»,
являются слушателями университета юного ленинца и т. д. Они проводят экспедиции
«По дорогам ленинской мечты», собирают материалы по заданию музеев, научно-исследовательских
учреждений и организаций.
Наша Родина строит коммунизм. Программа построения коммунизма в нашей
стране. Новый пятилетний план развития народного хозяйства. Знакомство с планами
развития родного края, с передовиками производства своего города, района,
области, края, республики. Встречи с коммунистами, комсомольцами. Активная помощь
труженикам родного края в их делах на благо родной страны. Пионеры знакомятся
с деятельностью Советов депутатов трудящихся, налаживают деловое сотрудничество
с местными общественными и государственными организациями, оказывая им
всяческую посильную помощь, выполняя их поручения.
Старшие
пионеры принимают участие в создании в школе краеведческого музея, выставок и
стендов, посвященных юбилейным торжествам, связанным с историей нашей Родины,
с планами развития народного хозяйства, работают экскурсоводами в музеях и на
выставках, про' водят беседы с младшими
пионерами и октябрятами.
Они
поддерживают тесную связь с пионерами всех союзных и автономных республик нашей
страны: продолжают переписку с ними, проводят заочные соревнования, сборы,
обмен делегациями, фестивали «Дружба народов», встречи на границах союзных
республик, совместные экспедиции и лагеря «Дружбы».
За мир во всем мире. Борьба СССР за мир во всем мире. Борьба за мир
всех прогрессивных сил планеты. Герои этой борьбы —лауреаты Ленинской премии
мира. Поддержка Советским Союзом всех народов, борющихся за свою национальную
независимость, против колониального гнета. Помощь СССР странам, освободившимся
от колониальной зависимости, развивающим свою экономику, свое хозяйство.
Коммунистические партии во всех странах мира — передовые отряды рабочего класса,
организаторы борьбы трудящихся за мир, демократию, социализм.
Некоронованные
короли капиталистического мира. Агрессивная сущность империализма. Расширение
фронта борьбы против империализма. Активное обсуждение материалов на эти темы
на сборах отрядов, во время политических информации в классе, организация
стендов «За мир во всем мире» и т. п.
Работа
клуба интернациональной дружбы. Сборы, вечера, диспуты, беседы с интересными
людьми. Связь с обществами дружбы с зарубежными странами, работа по заданию
этих обществ. Проведение в дружине праздников дружбы народов. Знакомство с
детскими прогрессивными организациями за рубежом, с организацией ! скаутов.
Реакционная сущность американского и английского скаутизма.
Старшие пионеры — завтрашние комсомольцы. Подготовка к вступлению в ВЛКСМ. Изучение
Устава ВЛКСМ, истории комсомола, материалов съездов ВЛКСМ. Знакомство с
боевыми, трудовыми делами комсомольцев, комсомольцами родного города, района.
Дружба с комсомольцами — шефами, воинами. Встречи с ветеранами комсомола.
Выполнение поручений школьной комсомольской организации, участие в открытых
комсомольских собраниях, вечерах, диспутах.
Проведение
в отряде диспутов «Готов ли ты к вступлению в комсомол?», коллективные
разговоры, споры о моральных и волевых качествах друг друга.
Пионеры против религии. Выработка сознательных атеистических взглядов,
воинственной антирелигиозной позиции. Работа в клубе юных атеистов. Знакомство
с атеистической литературой. Активная работа с ребятами из религиозных семей.
Создание уголков и музеев атеистов. Организация антирелигиозных утренников,
вечеров для пионеров, октябрят, родителей, местного населения.
Пионеры — будущие защитники Родины. Занятия по программе допризывной подготовки.
Встречи с воинами. Участие во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по
местам боевой славы. Связь с ДОСААФ. Стрелковая подготовка. Санитарная. ПВХО.
Связь. Сигнализация. Более подробное знакомство с родами войск, с военной
техникой и военными специальностями,
Занятия в
отрядах ЮДСА, ЮДП, ЮДМ. Последовательное развитие и совершенствование
военно-спортивных и спортивно-технических навыков. Организация и проведение
дружинных тактических военных игр, военно-спортивных и военно-прикладных
соревнований. Участие в городских и районных оборонных соревнованиях. Сдача
норм на значок «Готов к защите Родины».
Работа по
военно-патриотическому воспитанию среди младших пионеров.
Труд старших пионеров. Знакомство с основными профессиями современного
промышленного и сельскохозяйственного производства, сознательная подготовка к
будущей трудовой деятельности, посещение заводов, фабрик, колхозов, совхозов,
встречи с людьми разных профессий, работа со справочниками, книгами о профессиях,
знакомство с рабочей квалификацией, разрядами и т. д.
В школе
старшие пионеры берут на себя выполнение серьезных работ по ее ремонту и
благоустройству (ремонт мебели, помещения, электропроводки, строительство
площадок, теплиц, мастерских). Активно помогают в работе взрослым — шефам на
заводе, в колхозе. По заданию районных, городских организаций участвуют в
работах по благоустройству города, района, в общегородских и районных
воскресниках и субботниках, в
мероприятиях по охране памятников, родной природы, организуют общественно
полезный труд младших пионеров и октябрят.
Борьба за знания — долг пионера. Старшие пионеры организуют кружки, клубы,
общества, помогающие развитию познавательных интересов школьников. Здесь, в
клубах, секциях, старшие пионеры получают возможность вести самостоятельно
научно-исследовательскую, конструкторскую и другую творческую работу, проводить
диспуты по научно-популярным и фантастическим книгам, вечера занимательной
науки, подготовку и организацию в дружине олимпиад, турниров, конкурсов юных
математиков, физиков, биологов, историков, географов, знатоков русского языка и
литературы, вечеров на иностранных языках. Активное участие принимают старшие
пионеры в техническом творчестве — конкурсах техников, конструкторов,
изобретателей. Их прямая обязанность вести борьбу за всеобуч — организовывать
посты всеобуча, рейды, вести кружки в младших классах.
В мире прекрасного. Знакомство на отрядных вечерах и сборах с
лучшими произведениями советского и зарубежного искусства, с творчеством
писателей и поэтов, художников и композиторов, скульпторов и архитекторов,
актеров театра и кино.
Активная
борьба за красоту в окружающем мире — за красоту в оформлении школы, класса, за
красоту в одежде, внешнем виде, за внутреннюю красоту человека.
Участие в
работе творческих коллективов дружины — ансамбле песни и пляски, пионерском
театре, изостудии, литературном клубе и т. д.
Проведение
конкурсов и смотров художественной самодеятельности в дружине, различных
выставок, музеев, стендов. Организация работы по эстетическому воспитанию
среди младших пионеров.
Физкультура и спорт пионеров старшего возраста. Участие в работе спортивных секций и клубов, в
командных соревнованиях на первенство дружины, во встречах с соседними
дружинами, в соревнованиях на первенство района, города. Сдача норм ГТО.
Проведение
игр-соревнований на велосипедах, лыжах, коньках и санях, игр на воде во время
купания, игр для тренировки легкоатлетов, футболистов, баскетболистов.
Организаторская работа по распространению и пропаганде подвижных игр, лучших
русских народных игр, обучение играм пионеров младшего и среднего возраста.
Тренерская и инструкторская работа по физическому воспитанию среди младших
пионеров.
Организаторская
работа в дружине по физкультуре и спорту — проведение вечеров, встреч с
мастерами спор-га, спортивных праздников, спартакиад, соревнований. Оформление
стендов: «Советский спорт», «Спорт за рубежом», «Чемпионы и рекордсмены
дружины».
Туризм и
краеведение. Организация и проведение многодневных походов в пределах своей
области, края, республики с целью изучения их особенностей и сбора
краеведческого материала для школьного музея (уголка).
Проведение
путешествий по стране, сдача норм на значок «Турист СССР».
Активное
участие в туристских слетах и соревнованиях, организация в дружине походов
выходного дня для младших пионеров.
* * *
В VIII
классе часть старших
пионеров вступает в комсомол. Они создают свою комсомольскую группу.
Большинство восьмиклассников работает в органах дружинного самоуправления. Но
отряд продолжает жить и действовать. Все свои дела он планирует вместе с комсомольской
группой класса. Пионеры принимают активное участие в открытых собраниях
комсомольской группы, а комсомольцы — в отрядных сборах, праздниках, встречах,
соревнованиях.
Однако к
концу VIII класса
наступает пора прощания пионеров с отрядом. Совет дружины принимает решение о
проведении торжественного сбора или линейки «Прощание восьмиклассников с
отрядом». Каков будет этот сбор или линейка — дело выдумки и смекалки совета
дружины и его актива, всех пионеров. Но смысл их в том, что ребята прощаются с
отрядом, они многому научились, многое узнали, дальнейшая дорога их ясна — они
идут в комсомол. Но они на всю жизнь остаются верными своей дружине, они
клянутся укреплять ее традиции, передавать свои умения и навыки, свои знания
младшим ребятам. Они обещают и впредь работать в дружине — в совете, в клубах,
в профильных отрядах, вожатыми и инструкторами младших пионеров, тренерами и
руководителями кружков...
Этот сбор
и для младших будет Хорошей зарядкой: они провожают старших и обещают следовать
их путем, быть похожими на них, приложить все силы, чтобы жизнь их отрядов и
всей дружины стала еще богаче, еще интереснее.
Смена
смене идет!
* * *
Практическое
использование «Ориентира» предполагает организацию последовательного процесса
воспитания юных ленинцев с того момента, когда дети становятся октябрятами,
вплоть до вступления их в комсомол. Однако наличие «Ориентира» не освобождает
руководителей от необходимости задуматься над конкретной системой работы в
своей дружине, ибо на практике опыт коллективной жизни пионеров отряда, уровень
их общественной зрелости может в известной мере не соответствовать (быть выше
или ниже) тому уровню, из которого исходят рекомендации «Ориентира». Педагоги
и вожатые в этом случае должны гибко использовать данные рекомендации, учитывать
местные условия и возможности своей дружины, своей школы.
«Ориентир»
призван помочь так организовать общую работу дружины, чтобы найти каждому
отряду ту степень участия, то место в общем деле, которое будет
соответствовать уровню развития и воспитательным задачам данного возраста
пионеров.
При этом
особенно важно организовать активное взаимодействие отрядов в дружине,
совместную работу пионерских отрядов V, VI и VII классов с октябрятскими группами I, II и III классов; помощь старших отрядов младшим, тесный
контакт в работе всех пионерских отрядов, охватывающих ребят одного пионерского
возраста.
Следует
создать широкую систему клубной работы в дружине, обеспечивающую взаимодействие
пионеров разных возрастов, удовлетворение самых разнообразных интересов детей.
Особое
внимание надо уделять четкой системе подбора, подготовки кадров отрядных
вожатых, выборного пионерского актива и пионеров-инструкторов.
Привлечь
к работе в дружине возможно более широкий круг людей — педагогов и родителей,
коммунистов и комсомольцев, ветеранов труда и воинов.
Деятельность
дружины не должна прерываться ни в дни праздников и каникул, ни в летнее время.
Творческое
применение на практике настоящих рекомендаций, представляющих собой опыт
построения деятельности пионеров в соответствии с их возрастными
возможностями, должно привести к дальнейшему совершенствованию всей
воспитательной работы в пионерской организации.