Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация работы с молодежью»
ВРЕМЕННЫЙ УСТАВ ДЕТСКИХ ГРУПП «ЮНЫЕ ПИОНЕРЫ» ИМЕНИ
СПАРТАКА
Печатается по: «Вожатый», №
7, 1990 год
Источник: «Юные пионеры»
(Коммунистические детские группы имени Спартака). Сборник статей и материалов
по организации отрядов «Юных пионеров» под редакцией B. Зорина. - М.: 1922. -
C. 10-16.
Путем
организации масс пролетарских детей на основе широкой самодеятельности уберечь
их от разлагающего влияния улицы, воспитать в них общественные наклонности,
пробудить стремления к знанию, развив всесторонне их натуру и воспитав в них
дух классового самосознания, подготовить к будущей общественно-трудовой жизни
и борьбе за интересы пролетариата.
II. Формы организации
1. Первичной ячейкой организации является
звено, объединяющее в себе от
7—8 детей с выборным вожатым и сменяемым
периодически помощником.
2. 2—4 звена объединяются в отряд, работой
которого руководит Инструктор (Начальник) и один помощник, назначаемые местным
районным или уездным Комитетом РКСМ с утверждения бюро
детских групп.
3. Для разбора всяких жалоб, вопросов,
связанных с воспитательным воздействием, для установления побед
в состязаниях и испытаниях из
рядовых «юных пионеров» избирается товарищеский суд отряда из 5-6 человек, с
переменным участием Начальника отряда
и его помощника,
которые утверждают все постановления суда.
4. Вся хозяйственная, секретарская и т.
п. работа отряда должна возлагаться на рядовых «пионеров» под наблюдением
помощника Начальника отряда.
5. Все отряды на территории района или уезда
объединяются при районных или уездных Комитетах РКСМ. Для практической работы и руководства
Комитетами выделяются руководитель —
Начальник всех отрядов и Советы Инструкторов,
состоящие из Начальника района,
всех Начальников отрядов и их помощников,
представителя местного Отдела Народного Образования, Жен. Отдела и
др. организаций, кои могут быть полезны в этой работе.
Все
важные принципиальные вопросы, а также все спорные вопросы должны утверждаться
Комитетом РКСМ. Для руководства работой уездных и районных
комитетов РКСМ среди детских групп и для выработки программ и методов
воспитательной работы Московский Комитет РКСМ выделяет бюро по работе среди
детских групп в составе 5 человек и имеет постоянных Инструкторов.
III.
Порядок организации
1. Отряды должны организовываться в первую
очередь из неорганизованных детей по месту их жительства, на улицах, где
проживают гл. обр. рабочие, в домах-коммунах, с тем условием, что в самом доме-коммуне или поблизости этой
улицы представляется возможным найти помещение под клуб отряда.
Во вторую
очередь могут быть организованы дети при школах и клубах взрослых или молодежи,
с условием, что там отводят помещение под клуб отряда.
Примечание:
Организация отрядов при детских домах, интернатах, школах может быть допущена
в крайнем случае по постановлению Комитета РКСМ и с обязательным согласием
Местного Отд. Народного образования.
2. Перед организацией отряда необходимо
будущему руководителю или специальной комиссии тщательно обследовать условия
и возможности работы, во избежание в дальнейшем ненужных хлопот и недоразумений.
IV.
Правила приема
1. В
отряд принимаются дети рабочих в возрасте от 11-14 лет (включительно), которые
имеют разрешение от своих родителей и рекомендацию
хотя бы одного «юного пионера».
Примечание:
1. Возраст в иных случаях может быть понижен с разрешения Начальника отряда.
Примечание:
2. При первоначальной организации отряда рекомендация не обязательна.
V.
Внешняя форма отрядов
1. Наименование отряда. Все отряды в гор. Москве и губернии носят название отрядов «юных
пионеров» имени Спартака.
2. Знамя
отряда. Каждый отряд имеет свое знамя красного цвета. На одной стороне обозначается
№ отряда, название и при какой организации находится (район или уезд РКСМ). На
другой стороне рисуется значок, посредине девиз и лозунг.
3. Каждый отряд независимо от этого имеет флаг
для игры красного цвета с значком и № отряда.
4. Флажок патруля. Каждый патруль имеет свой
флажок с изображением, устанавливающ. название патруля (зверя, птицы).
5. Девиз. «Будь готов». Ответ: «Всегда готов».
Это означает, что каждый «пионер» должен быть готовым к исполнению
тех обязанностей, которые
возлагаются на него
законом «Юных пионеров» и долгом
перед рабочим классом.
6. Значок. Костер, как символ объединения,
стремления к свету и товариществу (когда пионеры собираются у костра в лагере
и проводят беседы).
7. Обещание. Каждый, вступивший в отряд после
известного стажа, возложенного на него
начальником отряда, должен давать в присутствии всего отряда торжественное
обещание. Формула такова: «Даю торжественное обещание и скрепляю его своим
словом, что буду: 1. Исполнять законы
«юных пионеров». 2. Помогать своим
товарищам. 3. Буду верен рабочему классу».
8. Одежда. Устанавливается следующая форма, как наиболее гигиеничная: гимнастерка с отложным воротом
защитно-зеленого цвета, трусики или юбка черного или синего цвета, галстух-косынка
красного цвета.
9. Праздники. 1. 8 марта — день матери-работницы.
2. Начало апреля — день 1-го костра,
этот праздник служит
одновременно началом подготовки к весенней и летней работе. 3. 1-ое мая — день международной солидарности трудящихся. 4. 1-го июня — международный праздник детских групп. 5.
Первое воскресенье сентября — Юношеский Международный
праздник. 6. 25-го октября (7-е ноября) — Октябрьская Революция. Все
эти праздники имеют большое воспитательное значение не только для детей, которые
знакомятся с задачами молодежи, женщин-работниц и задачами всего рабочего класса,
но и для взрослых, т. к. дети своей организованностью и энтузиазмом укрепляют
веру их в будущее коммунизма.
VI. Законы и обычаи
1. Для
детей имеет большое значение, когда на них возлагаются правила дисциплины,
которые воспитывают из них необходимых, в ближайшем будущем, трудовых граждан и
борцов нашей Республики. Такими правилами самодисциплины являются законы и
обычаи «юных пионеров».
а) Законы
1. Юный пионер верен рабочему классу.
2. Честен, скромен и правдив.
3. Друг и брат всякому другому пионеру
и комсомольцу.
4. Исполнителен.
5. Трудолюбив, весел и
никогда не падает духом.
6. Бережлив и уважает общеполезный труд.
б) Обычаи
1. Пионеры не валяются в постелях утром, а
поднимаются сразу, как ванька-встанька.
2. Пионеры стелят постели своими, а не чужими руками.
3. Пионеры моются тщательно, не забывают мыть
шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка.
4. Пионеры точны и аккуратны.
5. Стоят и сидят прямо, не горбясь.
6. Не боятся предлагать свои услуги людям.
7. Не курят: курящий пионер уже не пионер.
8. Не
держат руки в карманах,
ибо пионер, держащий руки в карманах, не всегда готов.
9. Охраняют
полезных животных.
10. Помнят всегда свои обычаи и законы.
Устав
разработан весной 1922 года Временным Московским бюро детских групп.
ЗАКОНЫ, ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ И ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН
ЮНЫХ ПИОНЕРОВ
Печатается
по: «Вожатый», № 7, 1990 год
Источник:
Наши съезды. Сборник резолюций и постановлений съездов РКСМ. - М.: Молодая
гвардия, 1925. - С. 260.
ЗАКОНЫ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ
1. Пионер
верен рабочему классу и коммунизму.
2. Пионер — друг и брат всякому другому пионеру
и комсомольцу.
3. Пионер честен и правдив. Его слово — как
гранит.
4. Пионер дисциплинирован.
5. Пионер
ежедневно помогает
трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.
6. Пионер
трудолюбив и уважает полезный
труд.
7. Пионер чист в мыслях, словах и на деле.
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ЮНЫХ ПИОНЕРОВ
«Честным
словом обещаю, что буду верен рабочему классу, буду
ежедневно помогать своим трудовым собратьям, знаю Законы пионеров и буду им
повиноваться».
ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАКОН ЮНЫХ ПИОНЕРОВ
«Буду
стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы
употребить их на пользу трудящихся».
Законы,
Торжественное обещание и Железный закон юных пионеров утверждены в октябре
1922 года V съездом
РКСМ.
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ В ОТРЯДАХ «ЮНЫХ ПИОНЕРОВ»
Печатается
по: «Вожатый», № 8, 1990 год
Источник:
Юные Пионеры (коммунистические детские группы имени Спартака). Сборник статей
и материалов по организации отрядов «Юных пионеров» под редакцией В. Зорина.
М., 1922, с. 22—34.
Общие принципы
Детская
организация, выливающаяся в форму отрядов «Юных пионеров», не может и не
должна ставить себе задачей дать детям много знаний из окружающей природы и жизни,
а главным образом должна стремиться пробудить интерес к этим знаниям и,
пользуясь самоорганизацией детей, приучить их к общественно-трудовой жизни.
Поэтому вся программа занятий должна исходить из непосредственных требований
детской жизни и быть проникнута живым, творческим духом. Соответственно
временам года она должна менять свое содержание, но
в общем и целом должна включать следующие элементы:
Элементы программы
1.
Пионерская практика (лагерная и походная жизнь во всех деталях, пионерское дело, сигнализация,
топография, «разведка», санитарное дело
и практические навыки самостоятельной жизни).
2.
Естественные физические упражнения
(игры, естественная гимнастика, жизнь на воздухе и т. п.).
3.
Трудовые навыки (устройство и оборудование штабквартир,
клубов, лагерей; сады, огороды, мастерские; самообслуживание и обучение трудовым
специальностям).
4.
Общественный труд (помощь коллективным трудом детским и иным учреждениям,
охрана общественных садов, скверов и памятников старины; работа в музеях,
библиотеках и других научных учреждениях; организация детских площадок, игр и
праздников; пожарная охрана и помощь в народных бедствиях: голод, наводнение
и пр.; сельскохозяйственные и иные трудовые дружины).
5.
Знакомство с природою (наблюдения во время экскурсий и работ в саду, огороде и
выяснение общих биологических
законов; коллекционирование и
систематические наблюдения над явлениями природы, главным образом из области
астрономии, метеорологии).
6. Знакомство с окружающей жизнью (окружающие занятия людей,
окружающие производства, события местной жизни, детская жизнь и жизнь рабочей
молодежи: КСМ и его история; международное
детское, юношеское и рабочее движение).
7.
Историко-географические сведения о родной местности, а затем о
всей стране и других странах (широкое краеведение: развитие родного города в
связи с развитием всей страны, путешествия и открытие новых земель, изучение
их по рассказам путешественников и исследователей).
8.
Картины из истории труда, машины и их героев (параллельно с этим развитие общества).
9.
Знакомство с литературой и ее творцами
(чтение, пересказ, собственные
журналы, газеты, листовки, литературные диспуты и суды).
10.
Знакомство с искусствами (музыка, пение, театр, рисование, все практически,
упражняясь).
11.
Всестороннее развитие органов чувств
(игры, упражнения, состязания).
12.
Гигиена игры, труда
и отдыха (практическое усвоение).
Проведение программы
Все эти
элементы должны включаться в их последовательности в повседневную жизнь
организации и ее звеньев. Основной стержень всей
работы — подвижная, единственно отвечающая данному возрасту пионерская
практика, все остальное — постепенные наслоения, в одних случаях как развитие
этой практики (пункты 2, 3, 4, 11, 12), в других как следствия ее (пункты
5—10); теоретические познания ни в коем случае не должны вноситься путем
лекций или уроков, а должны быть выводом из игр и практики текущего или прошлого
дня.
Период работы
Всю эту
работу можно разбить на три года и в каждом году на три периода:
1) Весенний (как подготовка к лету), 2) летний и 3) зимний
(осень частью входит в летний, частью в зимний, по характеру работы).
Центр
работы летом — лагерь, зимой — пионерклуб.
Весна
Вся
весенняя работа характеризуется бодрой подготовкой к лету и заканчиванием, свертыванием зимней работы в пионерклубах. Звенья готовятся к летним прогулкам, изучая
на практике лагерные и походные навыки (постановка палаток, шалашей, костры и
т. п.), принимаются за устройство своих огородов, садов и пользуются
пробуждением всей природы, чтобы изучить по отдельным явлениям смысл всей
происходящей перемены после зимы. Кроме того, начинается закаливание организма
естественной гимнастикой, играми и спортом на воздухе. Кратко
— основные элементы весенней работы следующие: 1) подготовка к летней
пионерской практике; 2) знакомство и наблюдение над живой главным образом
природой; 3) сезонные трудовые работы; 4) физические упражнения на воздухе; 5)
общественный труд в городских скверах, садах, огородах и пр. (праздники
древонасаждения).
Лето
В течение
лета происходят многочисленные прогулки, походы, экскурсии и, наконец, как
завершение их — лагерь. Все прогулки, вся работа в патрулях имеет основное направление
— подготовиться к лагерю во всех отношениях. Поэтому особенно энергично
изучаются лагерные практические навыки, летние ремесла (плетение корзин, обуви
и т. д.), идет систематическая подготовка к лагерным наблюдениям природы
(изучаются летние явления ее и летние способы
наблюдений), на прогулках физическое закаливание и нравственное сплочение в
общей работе и игре. Производятся специальные экскурсии с исторической целью
или с целью ознакомления с производством, особенно летним (кирпичным,
например). Попутно должен использоваться материал по истории труда и производств в форме кратких и образных бесед у костра.
Общественная работа может вылиться в организацию детских загородных прогулок и
праздников (1 Мая, 1 июня), а также в организации дружин по сбору лекарственных
трав и по борьбе с полевыми вредителями (суслики, саранча и т. п.). Краткое
содержание летней работы следующее:
1.
Лагерная походная жизнь.
2.
Знакомство и изучение живой и мертвой природы.
3.
Историко-географические экскурсии.
4.
Экскурсии для знакомства с сезонными главным образом производствами.
5.
Рассказы о подвигах человеческого
ума и труда,
о прежней и настоящей
жизни (во время лагерных
бесед у костра).
6.
Участие и вовлечение масс детей во все празднества и демонстрации молодежи с
соответствующей подготовкой и объяснением.
7.
Трудовые дружины по сбору лекарственных растений и борьбе с
полевыми вредителями.
Зима
К началу
осени завершается походно-лагерный период летней работы и подготовляется
постепенный переход к зимней работе, имеющей основным своим элементом работу
в пионерклубах, которые заменяют собою и клуб, и дом
отдыха, и мастерские. Собранный за время лета экскурсионный материал систематизируется,
начинается более глубокое изучение его, а также собираются материалы и
инструменты для оборудования мастерских, где под видом получения специальностей
будут изучаться различные ремесла, необходимые в первую очередь для оборудования
пионерклубов, и вообще будет происходить
систематическая трудовая подготовка.
Осень
используется для экскурсий на фабрики и заводы, в школы фабрично-заводского
ученичества, а также в музеи, после и во время которых идут беседы по
вызванным вопросам.
Собирается урожай со всех огородов и садов и по возможности
посылаются дружины
для помощи в совхозы, колхозы и пр. хозяйства. К осеннему празднику молодежи
(сентябрь) ведется подготовка, как в форме бесед о прошлой, настоящей и
будущей жизни людей, так и в форме глубокого изучения международного
юношеского движения и РКСМ. Наступление зимы вызывает усиленные работы в пионерклубах по заготовке топлива, по ее оборудованию и
пр., а затем по украшению уголков, в чем выявляется коллективное творчество
«звеньев». Организуются клуб, библиотека-читальня, при ней же переплетная
мастерская.
Зимою
подводятся итоги летней работы, изучаются теоретические части программы (санитарное
дело, например) и углубляется общее познание. Здесь же устраиваются клубные дни,
которые выявляют театральное и иное творчество патрулей. Производятся выставки
работ мастерских, устраиваются музеи, издаются стенные и устные газетки,
журналы, а теоретическая работа завершается устройством литературных и иных
судов, диспутов, докладов и т. п. Все это не нарушает зимней тренировки (зимней
прогулки, сигнализации и т. д.). Общественная деятельность заключается обычно
в работах в детских учреждениях, в музеях, в библиотеках, в устройстве
вечеров. Изучение теоретических знаний проводится обычно в кружках, составляемых
из интересующихся ребят отряда.
Итак,
содержание зимней работы таково:
1. Зимняя
пионерская практика.
2.
Организация труда и игры в пионерклубе и его оборудование.
3.
Знакомство с окружающей жизнью и организациями людей.
4.
Коллективное творчество, клубные дни.
5. Работа
в детских учреждениях, в музеях, в библиотеках и помощь им.
6.
Сплочение в труде и беседы из истории труда
и общества.
ПРОГРАММЫ ИСПЫТАНИЙ
Программы
испытаний имеют своей задачей подытожить те знания и умения, которые были приобретены пионерами в отряде в области главным образом практики
и дать стимул к продолжению дальнейшей работы. Не надо смотреть на них
как на конспект занятий, ибо если бы это было так, то работа отряда была бы
чрезвычайно узкой и не соответствовала бы задачам организации.
1. На право поступления в отряд нужно иметь
общее знакомство с законами и обычаями пионеров и твердое желание их
исполнять.
2. На
звание «пионер 3-го разряда».
1) Помнить и исполнять законы и обычаи юных
пионеров.
2) Девиз, салют, значок пионера и символ
труда (серп и молот),
3) Тайные и дорожные знаки пионеров, внешние их
значки.
4) Четыре узла.
5) Показать адреса: товарищей по
звену, ближайших врачей, пожарной
команды, больницы, Совета, комитета РКСМ, библиотеки,
а также знать, где находится
ближайший телефон.
6) Сигналы: свистком, посохом и рукой.
7) Пришить
пуговицу, зашить разорванное, хорошо вымести пол.
8) Ежедневно делать по одному гимнастическому
упражнению для укрепления и развития каждой части тела.
9) Маршируя,
спеть «звеном» гимн пионеров и
«Интернационал».
10) Знать
жизнь и характерные особенности патрульного зверя
и подражать его крику.
Рассказать об идейном вожде своего патруля.
3. На
звание «пионер 2-го разряда».
1) Толково объяснять законы.
2) Рассказать историю старых и новых детских
организаций, указать их различия, а также
историю своей организации.
3) Первая
помощь в несчастных случаях: при пожаре, удушении, угаре, ожогах, переломах,
вывихах; кровеостанавливающие точки
на теле при кровотечении; потеря сознания,
обмораживание, замерзание.
4) Знакомство с природою: а) растения
окружающей местности (приготовить из
них коллекцию), б) знать десять
преобладающих пород минералов данной местности и приготовить их образцы для
коллекции. в) рассказать по собственным
наблюдениям о жизни трех домашних
животных и трех птиц, г) элементы
погоды; предсказание погоды по приметам.
5) Лагерные навыки: разбить палатку и устроить
шалаш в двух видах, разложить костер, ориентироваться по компасу и
приметам; определение времени и места.
6) Развести костер не более чем двумя спичками и
сварить обед из трех блюд.
7) Иметь не менее двух трудовых специальностей.
8) Участвовать не менее как в трех
прогулках и описать одну из них.
9) Определять расстояния до тысячи шагов и вес
до одного пуда с ошибкой не более 25 процентов, определять на глаз количество
толпы. Запомнить из 24 трудовых предметов 16 при наблюдении в одну минуту.
10) Играть в 10 игр.
11) Петь патрулем две пионерские, две революционные песни и «Молодую гвардию».
12) Простейшие виды строя.
13) Сигнализация Морзе (16 букв в минуту).
14) Вязать еще пять узлов.
15) Не менее двадцати применений посоха.
16) 16 точек компаса.
17) Уметь мыть полы, окна и чистить посуду.
18) Уметь держаться на воде.
19) Рассказать о том, кто такой был Спартак и почему его имя носят «юные пионеры».
4. На
звание «пионер 1-го разряда».
1) Переноска, перевязка пострадавших на
носилках и на руках, перевязки бинтом и косынкой, отравление (общие случаи).
2) Знакомство с
природою: а) представить
двухнедельный дневник наблюдений над природою, б) знать способы удобрения
земли и уход за огородными растениями, в) знать по собственным наблюдениям топографию, флору и фауну местности,
г) знать все виды злачных растений.
3) Полное
устройство бивака и лагерная
жизнь не менее недели. (Описать один из
лагерных дней.)
4) Постройка моста на козлах и
висячего, постройка землянки.
5) Тушение лесных и степных пожаров.
6) Съемка
местности (полная топография).
7) Определение
расстояний до двух тысяч шагов, веса до двух пудов с ошибкой не более 15
процентов.
8) Определение высоты и ширины геометрическим
способом.
9) Знать десять игр и руководить шестью из них.
10) Пение еще двух песен.
11) Рассказать краткую историю юношеского
движения и данной организации РКСМ.
12) Провести беседу о двух людях-борцах за
освобождение рабочих, героев
труда и науки.
13) Заниматься
каким-либо видом спорта. (Один
летом и один зимой.)
14) Привлечь в отряд одного новичка и обучить его
на третий разряд.
15) Рассказать
о том, что дала Советская власть пролетарским
детям.