Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Организация работы с молодежью»
А. В. Шободоева
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СКАУТСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Печатается
по: Шободоева А. Российский скаутинг: история,
теория, практика. – Омск: Изд-во госпедуниверситета,
1995.
Роберт Баден-Пауэлл —
основатель мирового скаутского движения
Организатором
и шефом мировой организации скаутов по праву считается английский генерал
Роберт Стефенсон Смит Баден — Пауэлл (Б-П), человек,
избравший военную карьеру и всю свою основную жизнь проведший в походах
английских колониальных войск. В составе тринадцатого гусарского кавалерийского
полка он был отправлен на службу в Индию. С детства
любя охоту, Б-П вскоре прославился как лучший следопыт и охотник, великолепно
знающий тайны джунглей. Тяжелые условия службы в Индии быстро развили твердый
характер, настойчивость, хладнокровие и решительность. Излюбленной охотой Б-П
было выслеживание кабанов и борьба с ними один на один с копьем. Этот вид охоты
был настолько опасен, что многие охотники редко принимали в ней участие. Здесь,
в Индии, Б-П становится известен и как хороший полевой разведчик, который
сформировал из солдат своего полка отряд разведчиков. Из страниц его дневника
можно видеть, что именно здесь появилась мысль о воспитательном значении разведческой тренировки, лагерной жизни и охоты.
Б-П
участвовал практически во всех экспедициях английской колониальной армии в
разных частях света, и в 1890 году оказался на острове Мальта, где впервые
столкнулся с легендами и преданиями рыцарского ордена ионитов. Их законы и
послужили в будущем фундаментом для создания свода моральных законов скаутов.
В 1899
году началась англо-бурская война. Вряд ли она была справедливой с обеих
сторон, но симпатии многих были на стороне буров. Так как Б-П служил в
английской армии и был патриотом своей империи, он сражался с войсками буров.
По долгу службы он оказался в маленьком слабоукрепленном
городке Мейфикинг. Город осаждали превосходившие по
численности его гарнизон войска. Солдат катастрофически не хватало, и тогда
возникла мысль собрать городских мальчишек. Так появился первый отряд
мальчиков—велосипедистов, или, как их называли, мейфикингских
кадет, которые заменили взрослых. Несмотря на опасность, на велосипедах они
развозили приказы, служили вестовыми, патрульными, наблюдателями. Их доблесть
часто воодушевляла взрослых. Осада продолжалась 217 дней, и известия о ней и о
мужестве городских мальчишек докатились до Англии.
Внезапно
Б-П стал получать письма от английских ребят, которые восхищались своими
сверстниками и очень хотели быть на них похожими. Б-П возвращается в Англию и
убеждается в недостатках английской воспитательной системы. Школа, по его
мнению, не может сформировать характер ребенка, она лишь дает определенную
сумму знаний.
Внутреннее
состояние английской молодежи настолько сокрушает Б-П, что он, будучи военным,
а не педагогом, вплотную задумывается о будущем страны и судьбе нового
поколения. Читая работы Б-П, можно четко сформулировать причины, которые
привели его к скаутингу:
— во-первых, англо-бурская война. Участвуя в
ней, Б-П воочию убедился, насколько моральный дух и
физическая закалка противника превосходила состояние английских солдат: они
быстро гибли от болезней, не умели питаться растительной пищей в незнакомой
местности, выбирать источники воды.
— во-вторых, приехав в
Англию, Б-П поразился чрезмерным увлечением нации спортом, в частности
футболом. Но спортом, не как участием в соревнованиях, а как зрелищем, где
теряющая над собой власть толпа ревела от возбуждения.
— в-третьих, рост хулиганства в английских
школах. Б-П заметил и четко определил признаки разложения империи и сделал
вполне закономерный вывод:
«Нация
обнаруживает признаки болезни. Мы можем определить эту болезнь как упадок
гражданского духа. Средство для излечения общественного недуга — подрастающее
поколение и его воспитание».
Это как
нельзя более актуально сегодня для нашей страны.
Время с
1902 по 1907 годы можно считать периодом, переменившим всю жизнь Б-П.
Результатом этой перемены стало стремление к более обширной государственной
работе и новая программа воспитания — скаутинг.
В 1907
году была сделана первая попытка проверить логичность
критики существовавшей воспитательной системы. Б-П собрал группу мальчишек,
представляющих разные социальные слои общества, и организовал с ними лагерь на
острове Броунси. Лагерь был палаточный, и участвовало
в нем всего 22 человека. Удача этого опыта была столь очевидна, что в 1908 году
появляется его книга, где изложены основы скаутинга «Scouting for boys», которая мгновенно расходится в Англии.
Движение распространяется по всей стране, проникает в колонии, и Б-П понимает,
что его необходимо доводить до логического завершения, т. е. создавать
организацию. Официально движение бойскаутов было основано в 1908 году. В 1910
году Б-П окончательно оставляет военную службу и целиком отдается руководству
своим детищем.
Еще в
1909 году на празднике годовщины Движения в Хрустальном дворце в Лондоне Б-П
был удивлен присутствием девочек, объявивших себя герл-скаутами. Он подумал, что, если они хотят
участвовать в скаутинге, у них должны быть свое наименование, своя организация,
своя, учитывающая девичьи интересы, программа. Так в 1909 году появляется план
организации герл-гайдов. Это имя возникло не
случайно. Б-П знал о прославившем себя в Индии смелостью, находчивостью и
ловкостью индийском корпусе проводников. Б-П полагал, что во главе девичьего
движения должна стоять женщина. В 1910 году он обратился к своей сестре Агнессе
с просьбой переделать для девочек его книгу «Scouting for boys». Этот год стал годом формального образования гайдовского движения. В 1919 году Олав,
жена Б-П, создала Международный совет, чтобы наладить контакты между
участниками девичьего скаутского движения во всем мире. Развитие Международного
Совета в 1928 году привело к созданию всемирной Ассоциации девочек-скаутов. К
1913 году скаутское движение принимает крупные размеры во всех странах Европы
и Северной Америки. Начавшаяся мировая война показывает Б-П, что он трудился не
зря. Через несколько часов,
например, после начала войны отряды английских скаутов собрались и приступили к
работе по охране мостов, железных дорог, телеграфных линий морского побережья.
Тысячи юношей двинулись на фронт, уже готовые к лагерной жизни.
Эрнест Сетон-Томпсон
Говорить
о возникновении скаутинга и упоминать только Б-П — несправедливо. Большую роль
сыграл здесь и другой человек — канадский писатель-анималист Эрнест
Сетон-Томпсон.
В 1901
году он создал в Коннектикуте заповедник. Дети из окрестных деревень устраивали
там регулярные серии погромов. Сетон-Томпсон не пошел по традиционному пути и
не стал обращаться в полицию. Он вспомнил свое детство, когда четырнадцатилетним
подростком вместе со своими товарищами организовал племя индейцев,
переименованное затем в Банду Робин Гуда. Видя разрушения, нанесенные лесу, он
просто пошел в школу и пригласил ребят старше двенадцати лет провести выходные
дни в заповеднике, обещая организовать интересную игру. Так было положено
начало движению индейцев-знатоков леса. Организацией оно не стало.
Существует
легенда, что Сетон-Томпсон и Б-П встретились в Англии, и известный писатель поделился
своим опытом. И, когда в 1910 появились в США скауты, Сетон-Томпсон поддержал
новое начинание, а в 1916 году стал первым американским чиф-скаутом.
В 1922
году в Париже создается международная организация для координации деятельности
скаутского движения в мире. В настоящее время она называется Всемирная
Организация Скаутского Движения (ВОСД).
Русские скауты
Каким
образом обстояли дела у нас в России? Основатель скаутского движения Б-П (по
непроверенным данным) побывал в России дважды. Первый раз как шпион, когда он
вместе с братом, тоже разведчиком, пытался проникнуть на территорию воинской
части в Царском Селе, чтобы разведать устройство русских военных аэростатов.
Братья были задержаны, но им удалось бежать и достичь английского торгового
судна, ожидавшего их в гавани Санкт-Петербурга. Второй раз он появился в России
вместе со своей новой воспитательной системой. Первый русский вариант «Scouting for boys» был напечатан Академией Генерального штаба и
вышел под названием «Юный разведчик». И в России родоначальниками этого
начинания стали тоже военные, в частности, капитан первого лейб-гвардии
стрелкового его Величества полка Олег Иванович Пантюхов.
Он родился 3 октября 1882 года. Его отец был доктором, известным
ученым-антропологом. Учился Пантюхов в Тифлисском кадетском корпусе, потом в Павловском военном
училище в Петербурге. Вспомним, что Россия в 1904-1905 годах проиграла войну с
Японией и, как у Б-П, у многих русских появилась мысль о необходимости дать
молодежи патриотическое воспитание. Так, в 1908 году возникло движение
«потешных». Это название было взято в память о мальчиках, с которыми Петр
Великий играл в войну, а потом создал из них лучшие гвардейские полки —
Семеновский и Преображенский. Проходило это движение под эгидой Министерства
Просвещения в виде военизированных отрядов, сначала для сельской, а потом для
городской молодежи.
Отставные
унтеры учили мальчиков маршировать, петь строевые песни, делать приемы
деревянными ружьями. Но Пантюхов понимал, что такая
организация узка по своим целям и слишком военизирована. Как и Б-П, он
отвергал милитаризацию детей. В своей автобиографической книге «О днях былых»
Олег Иванович вспоминал свое детство, когда в последнем классе Тифлисского кадетского корпуса был образован кружок из 5 —
6 человек, названный Пушкинским клубом. И он подчеркивал, соглашаясь с Б-П, что
мальчишками и юношами должны руководить свои же сверстники, а задача взрослых
— лишь помогать им.
Наступила
весна 1909 года, был конец учебных занятий. На детской площадке для подвижных
игр, в Павловске, из обступивших его
мальчиков Олег Иванович выбрал семь человек, остальных записал кандидатами. Он
называет и фамилии первых скаутов — Кирилин, Перманов,
Ильин, Малафеев, Боровков, Иванов. 30 апреля 1909 года считается днем рождения
русского скаутинга. Первое звено (патруль) Пантюхова
называлось «Бобер». Старались ввести и свою русскую форму, а ротный портной
сшил русские кафтаны и барашковые шапки с малиновым верхом. Но конкретная жизнь
(походы и игры) показала, что эта форма непрактична. Жена Пантюхова
сшила первый флаг, создала рисунок первой эмблемы российских скаутов, которая
условно называется сейчас «Мальчик под деревом». Существует легенда, что
прообразом этого мальчика был сын императора Николая II, Алексей.
В конце
декабря 1910 года Олег Иванович из газет узнал, что в Россию прибыл Б-П. Б-П не
сумел посетить отряд в Царском селе, но все патрульные и три звена прибыли на
Николаевский вокзал Петербурга к вечернему поезду в Москву, на котором уезжал
Б-П. Там же он пригласил Пантюхова приехать в Англию,
что и было сделано летом. Свои впечатления об этой поездке Олег Иванович
изложил в иллюстрированной книге «В гостях у бойскаутов».
Движение
быстро распространяется по России и активизируется, как и во всем мире, в связи
с началом первой мировой войны.
26
августа 1914 года правительство, так и не разрешив создать Всероссийского
союза юных разведчиков, все же утверждает устав «Общества содействия
организации мальчиков-разведчиков "Русский скаут"», председателем
которого стал вице-адмирал Иван Федорович Бострем.
Именно стараниями взрослых людей в разных городах России стали формироваться
скаутские отряды. Не случайно расцвет скаутинга связан с войной. У подростков
появилась реальная возможность принести пользу Родине. Они дежурили на
станциях, помогали встречать поезда с ранеными, ухаживали за ними в госпиталях,
размещали беженцев, собирали подарки на фронт, помогали в деревнях
крестьянам, в семьях которых на фронт ушли кормильцы. В 1915 году директор
Царскосельского реального училища и преподаватель царских детей Эраст
Платонович Цитович, став начальником Царскосельской
дружины юных разведчиков, записал в ее ряды царевича Алексея. В том же году
начальник Московского отряда и редактор журнала «Вокруг света» Владимир
Алексеевич Попов основал в Москве музей по скаутизму, который был первым
скаутским музеем в мире. Были проведены два первых съезда по скаутизму, утвердившие
законы, традиции русских скаутов (вопрос о реальности второго съезда является
дискуссионным). К. октябрю 1917 года в 143 городах России насчитывалось около
50 тысяч скаутов.
Произошла
Февральская, а за ней и Октябрьская революции. Общество раскололось,
раскололись и скаутские организации. Часть из них продолжали делать попытки
оставаться нейтральными. В основном, это были те, кто просто любил работу с
детьми, любил романтику, приключения и увлекательную лесную жизнь. Но две большие половины пошли либо за белыми, либо за красными,
искренне пытаясь защитить Россию. На Дону и Кубани скаутские руководители получали от
правительства жалование. В тылу подростки создавали трудовые дружины,
ремонтировали дороги, устраивали концерты, отдавая деньги на белую гвардию,
сотрудничали в Осваге (осведомительное агентство)
Деникина и Врангеля, в Осведфронте Колчака.
Но многие
вступали и в комсомол, работали в подполье, где им пригодились скаутские
навыки. Например, вологодская организация скаутов под руководством В. Проценко
принимала участие в гражданской войне на стороне Республики Советов. Группа
русских скаутов, находящихся в плавании в Тихом Океане на японском судне «Иомей мару», объявила 15 августа 1920 года о признании
правительства Совета Народных Комиссаров, красного флага с серпом и молотом и
гимна Интернационал.
Скауты в Сибири
В Сибири
развитие скаутинга во многом связано с именем известного педагога, скульптора и
писателя Иннокентия Жукова. Родился он 5 октября 1875 года в семье управляющего
Горно-Зерентуйским рудником. Учился в Читинской
гимназии, а затем на филологическом факультете Петербургского университета, где
активно участвовал в студенческом движении. Иннокентий Жуков — активный
пропагандист и один из первых историков русского скаутинга. По сравнению с
европейской частью России, скаутские отряды в Сибири стали в основном возникать
к 1917 году. Идеологическим центром скаутинга была Чита, где жил с 1917 по 1922
годы Иннокентий Жуков. По воспоминаниям одного из старейших русских скаутов
Николая Росса, в неполном списке адресов отрядов русских скаутов,
опубликованном в Петербурге в 1917 году, значится 57 адресов, среди которых
шесть относятся к Сибири и Дальнему Востоку — два в Томске, по одному в
Иркутске и Чите и два во Владивостоке. Существовал и русский скаутский отряд в
Харбине. По отрывочным данным, в 1918 -1919 годах скаутская работа велась в 21
городе, расположенном между Уралом и Тихим океаном. Весной 1919 года в
Челябинске было около 200 скаутов. В городе состоялся съезд скаутских
руководителей Сибири, Урала и Приуралья, 30 марта
провозгласивший учреждение Всероссийской организации скаутов, главой которой
был избран О. И. Пантюхов.
Основанная
9 апреля 1917 года группой учеников местных учебных заведений (Бобровский,
Жилин, Шастин) Иркутская организация скаутов насчитывала
в первые дни своего существования всего 15-20 человек. Эта группа учащихся и
составила первый скаутский отряд, который и явился основой развития скаутского
движения в городе. Зима 1918-1919 гг. может считаться окончанием первого периода
в истории иркутского скаутинга. Это, без сомнения, был период становления,
формирования структуры отрядов, выбора руководителей. 1 сентября 1918 года все
отряды и отдельные патрули иркутских бойскаутов объединились в дружину. Во
главе ее стал приглашенный группой родителей преподаватель Иркутского
коммерческого училища Н. О. Толоконский. Идея
скаутинга начинает распространяться и среди девочек, и 19 февраля 1919 года
сформирован первый отряд герл-скаутов
имени Жанны д'Арк.
Для распространения информации о скаутском движении
при Иркутской дружине создается бюро связи скаутов, которое содействует
скаутской переписке, способствует распространению и приобретению скаутской
литературы, является официальным посредником между иркутской и другими
скаутскими организациями России. Предпринимались попытки организации в городе Общества
содействия. Первый опыт в 1917 году закончился неудачей, а в период декабрьских
боев во время пожара погибли все бумаги и архив. В начале 1919 года была
предпринята вторая попытка, когда было созвано общее собрание всех
интересующихся и сочувствующих скаутизму, и патронирующее общество возродилось.
Председателем его стал В. С. Иванов. Летом 1919 года на средства,
пожертвованные мужской гимназией, удалось провести и первый скаутский лагерь
на озере Байкал. Важную роль в пропаганде скаутизма играла печать. Иркутская
дружина скаутов издавала свой журнал, который назывался «Под знаменем
скаутизма».
Великий
мечтатель И. Жуков в Чите весной 1918 года развернул длительную игру
«Экспедиционный корпус учащихся» для ребят в возрасте 10—14 лет, в которой приняло участие более 700
человек. Рассчитана она была на несколько лет, и играющие должны были пересечь
Забайкалье частью пешком, частью на лошадях, частью на поезде. Это длительное
путешествие предполагало серьезную подготовку, но вступление в город семеновских
войск прервало эту интересную затею.
РКСМ и детское движение
Комсомол
воевал на фронте, и поэтому обращать особое внимание на подростков ему было
некогда. Осенью 1918 года на съезде Всевобуча (всеобщее военное обучение) было
решено создать организацию юных коммунистов на базе скаутских отрядов. И
скаутская работа продолжалась под новым названием. Но уже в 1919 году на
втором съезде РКСМ было решено распустить скаутские отряды. Вопрос для
комсомола стоял именно в плоскости борьбы, уничтожения, а не сотрудничества.
Свежи еще были в памяти встречи с идейными противниками на фронтах гражданской
войны.
Еще через
год ЦК РКСМ предложил одному из своих секретарей разработать план ликвидации
скаутских организаций. Но распустить — это одно, а своей формы работы с детьми
комсомол предложить пока не может. И тогда 27 ноября 1920 года ЦК РКСМ создает
комиссию по изучению скаутизма и применяемой в ней системе физического
воспитания. И опять в 1921 году скаутмастера
предлагают свои услуги Всевобучу., Соответственно,
после Октября меняются не только отношения с официальными властями, но и многие
принципы организации (уходит идея верности короне, богу). Но для комсомола
вопрос, как воспитывать своих последователей, по-прежнему остается открытым.
Неожиданной для многих становится брошюра Н.К.Крупской «РКСМ и бойскаутизм». Была применена чисто большевистская методика
использования дореволюционных учреждений: верхушку отсекать, аппарат
использовать, т.е. применять методы скаутинга, наполнив его политическим содержанием.
Вторая Всероссийская конференция РКСМ 19 мая 1922 года создала Пионерскую
организацию. В решениях конференции было записано: разработать вопрос о детском
движении и применении в нем реорганизованной системы скаутинг. Использовать
начали все внешние атрибуты скаутской организации. В бюро по работе среди
детей из 7 человек вошли 4 скаутмастера. Комсомол
использовал их опыт и умение работать с детьми. Но само слово «скаут» все равно
вызывало неприятие, несмотря на то, что многие скаутмастера
принимали участие в создании первых пионерских отрядов.
Среди
первых пионервожатых по некоторым регионам процент скаутмастеров
достигал 67. 11 января 1923 года ЦК РКСМ, ГПУ, Главвсевобуч
провели совещание, обсудившее совместную тактику борьбы против скаутов. Многие скаутмастера к этому времени уже вступили в комсомол,
подписали прокомсомольскую Декларацию по вопросу о
создании детского движения в РСФСР. Но некоторые продолжали практически
подпольно работать с детьми. В одной из песен подпольных скаутов того времени были
такие слова:
«Нас
десять, вы слышите, десять,
А старшему нет двадцати.
Конечно,
нас можно повесить,
Но раньше
нас надо найти» ...
Таким
образом, по содержанию деятельности в скаутинге появилось несколько
направлений:
первое —
традиционное, с получением трудовых навыков, сдачей на разряды, дисциплиной.
Они не занимались политикой, не примыкали ни к одной молодежной организации.
Таким, к примеру, был отряд В.Попова в Москве. Основой оставались идеи Б-П и
строгое выполнение всех скаутских законов;
второе —
Объединения Лесных братьев, соединивших последователей следопытов леса,
описанных Сетоном-Томпсоном в книге «Берестяной
свиток». Подобные группы были характерны для Петрограда, Казани и других
городов;
третье — юкизм;
четвертое
— освобожденный скаутинг.
Обоснованием
последнего занимался И.Жуков — Старший друг скаутов
РСФСР и ДВР (Дальневосточной республики). Жуков призывал создать Всемирное
рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и
всему миру. Он искренне верил, что скаутинг может быть освобожден от буржуазных
тенденций. Жуков искал новые формы социального воспитания ребят. Он разработал
скорее фантастический, чем практический проект создания штатной должности
Робинзона Крузо и его друга Пятницы при Народном комиссариате просвещения. По
его мысли, во главе органов образования должны стоять люди, близкие духовному
миру школьников. Эмоционально влиять на ребят может лишь знакомый им персонаж
типа Робинзона, Капитана Гранта. Естественно, что поддержку этот проект не получил.
Именно Жуков выступал горячим сторонником сотрудничества с комсомолом, что
вызывает негативную оценку его деятельности у многих, особенно зарубежных скаутмастеров.
Конец скаутского движения в России
Причины
смерти русского скаутинга были, несомненно, объективные и субъективные:
— в насквозь идеологизированном
обществе невозможно было оставаться нейтральным;
— скаутинг требовал выхода общественной энергии
ребят. Система же оказания людям добрых услуг и совершения добрых дел становилась
невозможной при работе организации практически в подполье;
— соответственно, это затрудняло приток свежих,
новых сил в скаутские отряды;
— было создано и пионерское движение, всячески
поддерживаемое властями;
— перестало работать Общество содействия, главный
скаут России О. И. Пантюхов оказался за границей, а
идеолог движения И.Жуков стал сотрудничать с комсомолом;
— тяжелый
удар по организации нанесли откровенные преследования.
Самая
драматическая страница в отношениях между скаутингом и РКСМ приходится,
пожалуй, на зиму 1921-22 годов. Уже трижды комсомол уничтожал централизованную
скаутскую структуру. Сначала — Общество содействия, затем — юков
и, наконец, — скаутские группы при Всевобуче. Массированная критика скаутизма
сводилась к следующим положениям: скаутинг — буржуазная организация,
проповедующая национальное единство, вместо классовой борьбы. Во время
гражданской войны выступали на стороне белогвардейцев. Флаг зеленого, а не
красного цвета. Знак лилия — монархический символ династии Бурбонов.
Само слово «скаут» — английское. При этом совершенно упускалось из виду, что
для скаутов политика и политический строй — дело отцов, а сама организация —
национальная, а не политическая. И хотя никаких постановлений правительства о
запрещении скаутинга не было (пионеры и комсомол
правительственными органами не являются), начинаются гонения. Школы отказывают
в помещении для скаутских сборов, с ребят-скаутов срывают символику,
прорабатывают на собраниях. 10 мая 1923 года скауты Москвы собрались в районе
села Всехвятское на сбор. Нагрянули работники
милиции, сбор был признан незаконным. В связи с этим в журнале пионеров
«Барабан» в феврале 1923 года появилась интересная заметка, озаглавленная
«Чудеса животного мира»:
«В
последнее время в Москве и ее окрестностях стало появляться на свет божий
большое количество животных, относящихся к роду скаутов, семейству
пресмыкающихся. Зоологическим отделом ОГПУ предпринята экскурсия по городу
Москве и ее окрестностям для пополнения своих коллекций. Между прочим,
редчайшие экземпляры указаны краснопресненскими ребятами. В добрый час! »
Вряд ли
стоит это комментировать. Подобные процессы проходили во всех городах, хотя деятельность
групп не прекращалась. В Иркутске еще в октябре 1922 года проходил праздник
скаутов на площади Третьего Интернационала с парадом и
показом гимнастических упражнений. Но 24 апреля 1926 года органы ГПУ провели
аресты среди российских скаутлидеров.
Уже тогда они получили сроки в Соловецких лагерях. Именно двадцать шестой год
многие историки считают датой практического прекращения деятельности скаутской
организации в России.
Скаутский костер вернулся
Но были
еще русские скауты и их лидеры, выехавшие в годы гражданской войны за границу,
и в первую очередь — О. И. Пантюхов. В 1919 году в Турции
была начата работа среди русских детей-беженцев.
11 ноября
1920 года приказом старшего русского скаутмастера О.
И. Пантюхова произошло объединение всех заграничных
русских скаутских организаций в одну — Организацию русских скаутов за границей.
В этом же году во Франции была основана Национальная организация Русских
скаутов (НОРС), ее французский отдел. С 1945 года название НОРС было заменено
на ОРЮР (организация российских юных разведчиков), а
НОРС остался названием французского отдела. Именно заграничные скаутские
организации с началом перестройки обратили свои взоры к России. Заинтересована
в возрождении была и Всемирная организация скаутского движения. Тем более, в
России были уже реальные лидеры, готовые работать на скаутскую идею. В
результате, в ноябре 1990 года Пыла создана Ассоциация возрождения российского
скаутизма, а в ноябре 1991 года — Федерация скаутов России. Скаутский костер
вернулся в нашу страну.
Более
подробно говорит об этих процессах Президент Федерации скаутов России Аркадий Никитченко:
«Годом
возрождения скаутинга в России можно считать 1990. Именно в этот период сразу
несколько факторов предопределили возрождение движения. Впервые с 20-х годов в
прессе стали появляться материалы о скаутах в связи с осуществлением Всемирной
организацией скаутского движения проекта «Лети Чернобыля», русские эмигрантские
скаутские организации приняли решение о возвращении русского скаутизма на
Родину, в разных регионах нашей страны стали появляться группы, называющие себя
скаутскими».
Логичным
завершением этих процессов стала идея проведения съезда всех тех, кто
каким-либо образом использовал идеи, принципы, законы скаутов в своей
педагогической деятельности. Появилась инициативная группа по подготовке
съезда, которую поддержал Комитет по делам молодежи тогда еше
Верховного Совета СССР. В «Комсомольской правде» было опубликовано объявление,
и по контактному телефону стали звонить люди, желающие принять участие в работе
съезда. В Оргкомитет вошли, в основном, представители Организации Российских
юных разведчиков. Были подготовлены и учредительные документы российской
скаутской организации. На съезде стало очевидно, что большинство участников
далеки от понимания истинной сути движения, поэтому родилась идея создания
организации переходного периода — Ассоциации Возрождения Российского скаутизма
(АВОРС), целью которой определялось объединение всех людей, занимающихся
развитием, пропагандой движения, созданием новых объединений на местах.
Съезд
состоялся в Москве в Институте молодежи осенью 1990-го года. В основном на нем
были представлены три позиции возрождения скаутинга в нашей стране. В первую
очередь — идеи ОРЮР, лидеры которой предлагали использовать методику, законы и
традиции, сохраняемые организацией все эти годы в эмиграции, и механический их перенос
в Россию. Второй идеей было применение опыта Всемирного скаутского движения, о
котором говорили находившиеся на съезде представители ВОСД. И третье
направление исповедовали люди, которые не хотели отказываться от собственного
педагогического опыта, наработанного за годы Советской власти в стране, и
стремились адаптировать скаутскую методику применительно к современным социальным
условиям.
Простое
механическое перенесение традиций и методики Запада в нашу страну казалось
этим людям неприемлемым. Именно это, третье направление доминировало на съезде
и, в конечном итоге, АВОРС, в основном, была создана этими людьми. Ассоциация
была разделена на территориальные отделы: Южный (с центром в
Симферополе), Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург),
Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Омск), Дальневосточный (Петропавловск —
Камчатский). Позже отряды Уральского и
Дальневосточного отделов вошли в Сибирский. К осени 1991 года в России
юридически и организационно оформились три крупных объединения: Союз
«Московский скаут» (CMC),
Ассоциация скаутов С-Петербурга и Сибирская Ассоциация скаутов, которые в
ноябре 1991 года в Репине под Санкт-Петербургом провели учредительный съезд
Федерации скаутов России (ФСР). В рамках уже существующих Ассоциаций, в свою
очередь, сформировались новые объединения: Скаутская Поволжская Ассоциация
(СПАСС) — в CMC;
Уральская Ассоциация скаутов (УАС) и Ассоциация «Байкальский скаут» (АБС) — в СибАС.
Возрождение
скаутинга в Иркутске отстало от общероссийских процессов на год, но шло по
традиционному пути. В октябре 1991 года (30 октября празднуется иркутскими
скаутами как день возрождения) впервые встретились люди, заинтересованные в
поиске новых, нетрадиционных форм работы с детьми. Это были студенты, а также
преподаватели школ, высших учебных заведений. Было зарегистрировано «Общество
возрождения российского скаутизма в Иркутской области», которое объединяло
всего 6 отрядов. Общество набирало силу, росло количество новых отрядов и
лидеров, были налажены хорошие контакты с областными и городскими властями. В
результате создались возможности для возникновения Ассоциации «Байкальский
скаут», которая на 1 января 1995 года объединяла уже 18 отрядов на территории
области. Внутри ФСР также было создано Братство православных скаутов, Лига
девочек-скаутов.