Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Организация работы с молодежью»
А. В. Шободоева
СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ «СКАУТИНГ»
Печатается
по: Шободоева А. Российский скаутинг: история,
теория, практика. – Омск: Изд-во госпедуниверситета,
1995.
Скаутское
движение определяется как добровольное, неполитическое воспитательное движение
для молодых людей, открытое для всех без ограничения по происхождению,
вероисповеданию или расовой принадлежности, в соответствии с целью, принципами
и методом, разработанным Основателем Движения.
Роберт Баден-Пауэлл о
цели воспитательной системы «скаутинг»
«Скаут» в
переводе с английского — разведчик, но смысловое наполнение этого слова
представлялось Б-П намного шире, чем его собственно военное обозначение. Скаут
— это первопроходец и первооткрыватель во всех областях жизни и знания, человек,
который не боится работать на самых сложных жизненных участках.
Скаутинг
— это игра, игра длительная, всемирная, организованная, со своими законами и
обычаями, ритуалами и формой, приключениями и романтикой. Но игра — вещь
серьезная, она несет огромную воспитательную нагрузку, и поэтому Б-П так
определял ЦЕЛЬ своей системы — «образование характера». Что же это означало?
Во-первых,
сформировать индивидуальный характер. Под этим Б-П понимал чувство долга,
решительность, выносливость, терпение, умение полагаться на себя и быть
находчивым в затруднительных обстоятельствах, благородство и доброта по
отношению к другим.
Во-вторых,
развить в ребенке любовь и привычку к труду.
В-третьих,
научить молодого человека служить другим и проникнуться желанием этого
служения.
В-четвертых,
воспитать в нем чувство патриотизма.
Система
«скаутинг» направлена на то, чтобы захватить характер ребенка в тот момент,
когда в нем еще не охладел энтузиазм, поощрять и развивать его индивидуальность
так, чтобы он мог стать просто хорошим человеком и ценным гражданином своего
Отечества. Если обратиться к словам И. Жукова, то цель скаутинга — «воспитать
Человека в человеке».
Может
показаться, что ничего принципиально нового Б-П не предложил. Любая детская
организация стремится подготовить достойных граждан своей страны.
Но при
этом следует учитывать, что скаутинг — это:
— неполитическое объединение детей;
— внешкольная воспитательная система;
— индивидуальный подход;
— саморазвитие подростка.
Вся
система скаутинга лишена абстрактных построений. Она нацелена на то, чтобы
подготовить молодого человека к жизни в обществе и природе, облегчить процесс
социальной адаптации в сложной взрослой жизни.
Принципы скаутского движения
В
Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения записано, что целью
скаутского движения является содействие развитию молодых людей в достижении их
полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала как
индивидуумов, как ответственных граждан и как членов
местных,
национальных и международных сообществ.
Путь к
достижению целей скаутского движения основывается на его фундаментальных
принципах:
— Долг
перед Богом;
— Долг
перед другими;
— Долг
перед собой.
Первый
принцип — это духовное развитие личности, второй — отношение личности к
обществу, третий — ответственность личности за собственное развитие.
Фундаментальные
принципы скаутского движения конкретизируются в Обещании и Законах, которые
есть во всех национальных скаутских организациях. В России текст Обещания и
Законов был утвержден вторым съездом ФСР в октябре 1993 года.
Текст
обещания:
«Честным словом обещаю, что сделаю все, от меня
зависящее, чтобы:
— выполнить свой долг перед Богом и Родиной;
— помогать людям;
— и жить по законам скаутов».
Долг
перед Богом — один из наиболее сложных вопросов в практической скаутской работе
в России. Восьмидесятилетнее господство государственного атеизма не могло не
отразиться на формировании целых поколений. И поэтому в России, в отличии от других стран, в решении этой проблемы есть свои
особенности.
Для Б-П
религия — простая вещь. Надо верить в бога и делать добро людям.
У русских
скаутов до революции были очень простые традиционные формы молитвы. Утренняя: «Господи, помоги мне быть сегодня лучше, чем
я был вчера» и вечерняя: «Господи,
помоги мне быть завтра лучше, чем я был сегодня». В отрядах ОРЮР ребенок
должен принять веру, иначе ему придется уйти. В Конституции ВОСД записано, что
весь воспитательный смысл скаутинга заключается в том, «чтобы помочь молодым
людям и детям, осознавая материальный мир, осуществить поиск духовных ценностей
жизни».
Во многих
скаутских отрядах России Долг перед Богом понимается как развитие духовности,
как овладение национальными культурными православными
ценностями, а Библия воспринимается как величайший памятник мировой культуры.
Соответственно, можно сказать, что на обрядовой стороне — обязательном
посещении церкви, молитвах, соблюдении постов и т. д. — основное внимание не
заостряется. Руководителем комиссии по духовному воспитанию СибАС Павлом Заякиным предложена
интересная концепция христианской программы, на которой следует остановиться
более подробно.
Что делать с долгом перед Богом?
Ребенка
нужно воспитать не только сильным, ловким, умным, но и добрым, честным, умеющим
отдавать свою любовь людям. А это не физическая, а духовная категория. Именно
сочетание социального, физического и духовного развития составляет
мировоззренческий фундамент, формирование которого соответствует цели
скаутинга. И здесь, несомненно, должно превалировать духовное
(религиозно-нравственное) воспитание, так как именно оно закладывает в ребенке
понимание так называемого «естественного закона», или «нравственного закона»,
или «морального кодекса». Во многом именно этот «естественный закон»
определяет взаимоотношение людей друг с другом
и личностные поступки каждого. Следовательно, в детском возрасте особенно
важно уяснить это для себя и открыть Того, кто стоит
за этим законом. Задача взрослого — помочь и направить. А это практически
невозможно, если не ВЕРИШЬ сам. Поэтому единственный выход — постараться идти к
Богу вместе с детьми.
Почему христианство?
Христианство
— это наша, пускай и очень нелегкая, тысячелетняя история. Естественно, что
ориентация на христианство не означает, что о других религиях и культах не надо
ничего знать, а с людьми, их исповедующими, не общаться. Более того — выбор
веры, дело сугубо личностное и добровольное. В нашей стране крайностей это
достаточно сложно, потому что, как бы это кощунственно не звучало, вера вошла в
моду.
В чем
проблемы?
Личная
проблема: именно Вы — лидер, и никто так
не влияет на ребят, как Вы. Поэтому, честнее признаться в своей
некомпетентности (если она есть) и вместе с детьми искать Веру.
Семейная
проблема: на Западе духовное воспитание ребенка — дело семьи, затем церкви, а
затем — других структур. Наша семья, как правило, совершенно иной вариант. Очень
часто родители просто равнодушны к этой проблеме, а порой, и прямо препятствуют
посещению детьми библейских занятий. Поэтому руководитель, прежде чем
приступить к их проведению, обязательно должен решить этот вопрос с родителями
каждого скаута.
Отрядная
проблема: как сделать первый шаг, как заставить ребят увидеть сложность
духовных вопросов? Лучше обратиться к профессионалам, найти хорошие контакты с
церковью, ее служителями, организовать с их помощью проблемные дискуссии. Опыт
скаутского отряд «Сталкер» позволяет предложить
основные направления деятельности в области духовного развития:
— организация систематического изучения Библии;
— связь с церковью;
— христианские праздники;
— программа «Милосердие»;
— миссионерские маршруты;
— сюжетные игры;
— христианские лагеря;
В
Обещании Долг перед Богом и Долг перед Родиной тесно связаны.
А АБС дает ребенку право выбора, дабы не заставлять лгать самому себе и
окружающим. Он может, если не верит, давать клятву только Родине. Но лояльность
и патриотизм беседами не привить. В скаутинге патриотизм преломляется через
любовь и знание родного края, его природы. В природе нет фальши, с ней нельзя
лукавить. И не случайно многие скаутские программы, названия скаутских отрядов
и патрулей, скаутские игры связаны со всем живым вокруг нас.
Патриот —
это человек, стремящийся к благу своей Родины, ее единству и спокойствию. Но
это одна сторона вопроса. Верность своей стране во многом должна быть в
гармонии с развитием мира. Проще здесь, наверное, обратиться к словам Б-П, который писал: «Мы
должны позаботиться о том, чтобы, воспитывая чувство патриотизма у наших
мальчиков и девочек, этот патриотизм был шире ограниченного чувства, которое
обычно ограничивается собственной страной и обуславливает чувство ревности и враждебности
в отношении людей из других стран. Наш патриотизм должен быть шире и
благороднее, он должен признавать справедливость, разумность позиций людей из
других стран... Первым шагом в этом направлении (дружбе своей страны с другими
нациями мира) должно быть развитие мира и доброй воли внутри наших собственных
границ, обучая наших молодых людей этому так, чтобы мир и добрая воля стали
привычкой их жизни».
Хочется
отметить и еще один, возможно кажущийся здесь неуместным, аспект. Патриотизм
предполагает не только нравственное, но и физическое здоровье. Относясь
беззаботно к последнему, человек может стать обузой
для общества, не сумеет принести пользы своей Родине. Поэтому в основу
физического воспитания Б-П были положены три принципа:
— развитие в детях чувства личной
ответственности за свое здоровье;
— умение ухаживать за своим телом;
— укреплять здоровье и развивать выносливость.
Вторая
часть скаутского Обещания связана со служением людям. Традицией русских скаутов
был узелок на галстуке, который должен был напоминать о добрых делах. Б-П
подчеркивал, что они не обязательно должны быть какими-то масштабными,
например, убрать с дороги камень, мешающий ходить людям. Казалось бы, пустяк.
Но, чтобы его заметить, надо быть внимательным и осознать необходимость
данного поступка. Но доброе дело — это только первый шаг. Чтобы служить людям,
надо много знать и уметь, быть готовым к любым неожиданностям.
И не
случайно девиз скаутов — «БУДЬ ГОТОВ».
Естественно, все помнят, что это призыв пионеров. Существовало даже
объяснение, что это слова В. И. Ленина. Но в скаутинге «Будь готов!» не несет
никакой политической нагрузки и означает — будь готов всегда исполнять свой
долг и не страшиться опасности, чтобы помогать людям.
И,
наконец, выполнение скаутских законов:
1. Скаут верен Богу, предан Родине и почитает
своих родителей.
2. Скаут честен и правдив.
3. Скаут помогает ближнему.
4. Скаут исполняет требования своих родителей и
начальников.
5. Скаут — друг всем и брат всякому другому скауту.
6. Скаут трудолюбив и настойчив.
7. Скаут бережлив и уважает чужую собственность.
8. Скаут — друг природы.
9. Скаут вежлив.
10. Скаут
чист в мыслях, словах и делах.
11. Скаут
весел и никогда не падает духом.
12. Скаут
скромен.
Уже
упоминалось о знакомстве Б-П с рыцарской литературой. Весь нравственный кодекс
скаутов, проникнутый духом служения близкому,
базируется на рыцарских законах чести и взаимопомощи. Может возникнуть вопрос —
законы хорошие, но и моральный кодекс строителя
коммунизма ничего кроме добра в своем содержании не нес. Но дело в том, что
признание этих законов — персональный, добровольный выбор каждого ребенка. Не
существует массовых приемов в отряд, погони за количеством. Если ребенок
сдружился со своим отрядом, потерять комфортную среду ему не захочется. Поэтому
самодисциплина заставит его подчиняться основным правилам, которые постепенно
превратятся в привычку.
Воспитательная
нагрузка Обещания и Законов как раз и состоит в добровольном выборе
определенной линии поведения. Следует обратить внимание и еще на один важный
момент. С одной стороны, законы нарушать нельзя, но ребенок — всегда ребенок, и
непостоянство является одним из свойств его характера. Идеальных детей не
существует. Они приходят в скаутинг из нашего реального мира. И поэтому
скаутские законы — идеал, к которому ребенок должен стремиться, поднимаясь от
ступени к ступени.
На
протяжении всего существования скаутского движения важным инструментом в
достижении основной цели выступает скаутский метод.