Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Организация работы с молодежью»
Е. Весна
УРОВНИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ПОДРОСТКОВ
Печатается с незначительными
сокращениями и исправлениями по:
Весна Е.Б.
Изучение личности подростка. – Курган: Научно-производственное
объединение “Юность”, 1992.
Часто нас, взрослых, серьезно беспокоит социальная
зрелость наших детей. Ребенок растет, вот он уже подросток, то есть завтрашний
взрослый, а нам кажется, что он ведет себя слишком по-детски, легко поддается
чужому влиянию, что его отношение к жизни слишком беспечно… Все
эти тревоги учителей и родителей, конечно же, нередко имеют под собой
достаточно оснований. В исследованиях социологов, психологов, педагогов
подчеркивается возросший инфантилизм современной молодежи, склонность к
гедонизму, потребительское отношение к жизни, снижение темпов ее социального
созревания. Но нередко в оценке своего ребенка мы бываем излишне строги,
стремясь как можно скорее увидеть в нем взрослого, разумного, рассудительного
человека. И эта строгость мешает объективной оценке его поступков, побуждая
видеть только то, что не отвечает нашим явно завышенным требованиям…
Социальная зрелость ребенка определенного возраста
характеризуется степенью его продвижения по пути усвоения им норм общества. К
каждому периоду онтогенеза требования здесь будут неодинаковые, но, тем не
менее, социальная зрелость определяется отношением ребенка к взрослым нормам и
“качеством” их осмысления. Именно в этих отношениях ребенок присваивает
общественно-исторический опыт, усваивает общественно значимые нормы и функции,
знакомится с содержанием социальных ролей, то есть формируется как общественный
субъект.
В подростковом возрасте сохраняется ведущая роль
отношений с миром взрослых, но сами эти отношения в ведущей своей функции
приобретают качественные особенности:
1) отношения с миром взрослых начинают проявляться…
через объективные общественные отношения;
2) подросток начинает занимать определенную
социально-классовую позицию;
3) это происходит на основе репрезентации и
переосмысления… жизненного пути личности, ее прошлого, настоящего и будущего.
В целом отношения с миром взрослых в своей ведущей
функции в социальном развитии личности претерпевают значительные изменения от
рождения до подростничества: так, если в младшем
школьном возрасте главными для развития личности являются различные варианты
конкретно-личностного общения со взрослыми, то в
подростковый период наиболее важными для личности подростка являются отношения
с миром взрослых на равных, в их социальной определенности. В такой ситуации
отмечается снижение безусловного авторитета конкретного взрослого в глазах
ребенка и переориентация его на объективные социальные нормы и ценности, на
общество как систему социальных связей, в которой ребенок пытается найти место
равного среди равных, идентифицируя себя с определенным социальным слоем. Все
это предполагает высший уровень развития субъективных отношений личности, т.е.
непосредственное рождение как общественного субъекта. Подростковый период и
выступает как период рождения личности в качестве субъекта общественных
отношений.
Главным показателем этого процесса является переход
от активности присваивающей к активности преобразующей, в качестве какового
выступает социально ответственное самоопределение, которое предполагает выбор
определенной социальной роли, идентификацию с определенной социальной группой.
Подростковый период характеризуется тем, что подросток
стремится найти свое место в системе взрослых общественных связей. Это
выражается в его ориентации непосредственно на социальные нормы. Такая
ориентация связана с репрезентацией данных норм в сознании, когда они начинают
восприниматься как собственно социальные, т.е. регулирующие отношения между
основными структурами общества и людьми как представителями больших социальных
групп. И здесь важно отметить два момента. Во-первых, социальная норма может не
быть просоциальной. Как и всякая норма, она может
иметь институциональный, внеинституциональный и антиинституциональный характер. Следовательно, ориентация
подростка на социальные нормы не предполагает ее обязательной просоциальности. Во-вторых, одним из видов социальной нормы
может выступать и когортная норма при условии, если
за ориентацией на нее стоит осознание места своей когорты (возрастной
социальной группы) в системе общественных связей. Такой путь социальной
ориентации характерен, в частности, для неформальных объединений молодежи.
В то же время, анализ исследований, посвященных
неформальным объединениям молодежи, позволяет прийти к заключению, что данный
путь тормозит нормальное социальное созревание личности растущего человека,
поскольку во многом сохраняет черты ориентации на возрастную норму, характерной
для предыдущих возрастных этапов, что способствует развитию таких качеств, как
безответственность и инфантилизм. Причем, это происходит на фоне противопоставления
своего поколения другим, являющегося неизбежным следствием и обратной стороной
изначального стремления к поколенному равноправию в системе общественных
связей. Такое заострение внимания на не основном для общества поколенном
делении не позволяет гармонично войти в сложную структуру общества, затрудняет
социальную адаптацию личности.
Естественно, что те подростки, которые сохраняют
характерную для предыдущих возрастных этапов ориентацию на возрастную норму
(т.е. норму, пропагандируемую взрослыми для детей данного возрастного этапа)
оказываются еще менее подготовленными к взрослой жизни, менее социально
зрелыми. И учителю следует учесть, что практикуемая в школе система
насильственной переориентации подростков на нормы, придуманные взрослыми для
детей подросткового возраста, тормозит социальное созревание личности, и именно
поэтому, как правило, вызывает неосознанный протест растущего человека.
В целом картина социального
созревания личности в подростковом возрасте может быть представлена в следующей
графической схеме.
1-3: это подростки, ориентированные на
взрослых людей. Нормы, которые взрослые задают для них, полностью определяют
характер данной группы подростков, от антисоциального
до просоциального. Особенность данных подростков –
низкий уровень социальной зрелости.
4а-6а: это
подростки, ориентированные на общество (достаточно высокий уровень социальной
зрелости) и находящие свое место в нем через принадлежность к когорте. Хотя
основная их цель – построение отношений с обществом, главной для них становится
когортная норма, через следование которой они ощущают
данную связь. По существу, они, как и подростки первой группы, не выходят за
рамки своего возраста, что не может не тормозить их социального созревания. Как
и в детстве, они по-прежнему скованы возрастными рамками, что ограничивает
диапазон их социальной ориентации. В зависимости от типа норм, на которые они
ориентируются, их можно разделить на три группы:
4а – подростки, для которых характерно
явное противопоставление своего поколения, выражающееся в антиобщественном,
вызывающем поведении, цель которого – общественное утверждение;
5а –
подростки, ориентированные на внеинституциональную
норму когорты, живущие как бы своей жизнью; яркий пример – неформальные течения
“поколенного” характера (панки и т.п.), куда главный
принцип отбора – возраст;
6а – подростки, ориентированные на когортную детскую норму институционального характера,
управляемые зачастую обществом (детские общественные объединения, носящие
все-таки возрастной характер).
4б-6б: это
подростки, находящие свое место в обществе через выход за рамки когорты и
осознание своей связи с определенной социальной группой, слоем, принадлежность
к которому носит внекогортный характер. История знает
немало случаев, когда подростки проявляли немалую активность в общественной
деятельности различного характера (от просоциальной
до антисоциальной) наравне со
взрослыми…
В качестве дополнительных характеристик групп
подростков могут быть предложены следующие:
Направленность социальной ориентации |
Основные психологические
характеристики |
Конкретные сверстники (класс, друзья) |
Оппозиционизм, агрессивность по отношению к старшим, низкий
уровень самоорганизации и ответственности, низкий самоконтроль,
подверженность влияниям, склонность к гедонизму. |
Конкретные взрослые |
Инфантилизм, низкий уровень самоорганизации и
ответственности, низкий самоконтроль, подверженность влияниям |
Абстрактные сверстники (поколение, когорта) |
Оппозиционизм, агрессивность по отношению к старшим, низкий
уровень самоорганизации и ответственности при общем достаточно высоком уровне
социальной зрелости, независимость от внешних воздействий. |
Абстрактные взрослые |
Независимость от внешних
воздействий, самоорганизация, самоконтроль, организованность, положительное
отношение к социальным нормам, ответственность, инициативность, трудолюбие,
высокий уровень социальной зрелости. |
К сожалению, в современных условиях сфера социального функционирования
подростков крайне ограничена. Между тем, именно социальная деятельность
наравне, вместе, плечом к плечу со взрослыми формирует
из подростка социально зрелую личность. Помочь подростку включиться в такого
рода деятельность, носящую, естественно, просоциальный
характер, по-видимому, и составляет главную задачу педагога-воспитателя.
Современная жизнь с ее каждодневно изменяющимися реалиями,
нарождающимися как по волшебству сферами применения раскрепощающихся сил дает
простор человеку, действительно желающему принимать активное участие в
устроении нашего общества, и поэтому сама по существу является союзником
творчески мыслящего воспитателя…