Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация работы с молодежью»
И. Н. Жуков
СОВЕТЫ БАДЕН-ПАУЭЛЯ ИНСТРУКТОРАМ
Печатается
по: «Вожатый», № 1, 2, 1990 год
Источник:
И. Н. Жуков. Русский скаутизм. Краткие сведения о русской организации юных
разведчиков.— Петроград: Издание Т-ва «В. Л. Березовский», 1915, с 26—30.
1.
Скаутское движение предполагает управление мальчиками посредством самих же
мальчиков, и очень часто лучшее, что может сделать инструктор, – это
стушеваться самому, контролируя лишь деятельность патрульных вожаков.
2. Вы должны быть чем-нибудь в отряде, но не
пытайтесь быть всем.
3. Наблюдайте за своим отрядом и предоставьте
патрульным действовать в своих патрулях так, как они сочтут наилучшим. Оказывайте
им возможно большее доверие и
внушайте им веру в их собственные силы.
4. Никогда не кричите. Криком нельзя установить
ни дисциплины, ни порядка. Надо быть
спокойным и властным.
5. Не отдавайте приказаний, если у вас нет
средств заставить их исполнить.
6. Умейте наблюдать за всем незаметно. Если
мальчики чувствуют, что ваш глаз постоянно следит за ними, это их стесняет, и
вы не получите от них всего, что они могли бы дать при других условиях.
7. Управляйте ими при помощи симпатии, а не
страха. Выслушивайте их внимательно, с чем бы они ни обращались. Добейтесь
того, чтобы они вам доверяли, и тогда вы можете ожидать от них многого.
8. Берегите это доверие и не дискредитируйте
его. Будьте верны своим питомцам. Если начальник отряда останется недоволен
патрульным, скажите: «Это моя вина: я дурно обучил его». Если вы всегда готовы
взять вину на себя, дети вам не изменят и в самых трудных обстоятельствах пойдут
за вами и сделают все возможное, чтобы вас не подвести.
9. Берите на себя всю ответственность за
недостатки отряда. Остерегайтесь, чтобы мальчики не несли этой ответственности,
так как если дело идет дурно, то, обыкновенно, виновником являетесь прежде
всего вы.
10. Не позволяйте зародиться среди мальчиков
убеждению, что качество их работы для вас безразлично. Всегда больше хвалите,
чем порицайте. Одобрение гораздо лучше действует, чем язвительные слова. Не
пропускайте удобного повода для похвалы и,
если вы заметите ошибку, больше всего избегайте сарказма. Часто это
приносит больше вреда, чем ошибка.
11. Хвалите, но не будьте расточительны на
похвалы, иначе у мальчиков может зародиться убеждение, что все, что бы они
ни сделали, будет хорошо.
12. Необходимо, конечно, изучить индивидуальный
характер мальчиков. Без этого нельзя вести занятия с патрулем. Нельзя огульно
хвалить или порицать патруль. Нужно знать характер каждого мальчика, и хотя это изучение трудно, но в высшей
степени интересно.
13. Мое мнение относительно дисциплины таково:
она всецело зависит от того, что вы сами из себя представляете. Каковы вы,
таковы будут и ваши питомцы. Ваша речь также должна подлежать дисциплине. Нетерпеливый
и отрывистый тон приказаний, перемена
тактики и намерений недопустимы. Вы обязаны избегать выговоров при
посторонних, противоречивых и
неопределенных приказаний и ни в каком случае не брюзжать, что бы
ни случилось.
21. Помните затем о необходимости безусловной
вежливости при каких бы то ни было обстоятельствах.
22. Никогда
не заставляйте мальчиков делать
то, что не стали бы делать вы сами.
23. Не допускайте халатного и легкого отношения к
делу. Не требуйте слишком многого от вашего патруля. Ставьте хотя не легкие, но
достижимые задачи и следите за тем, чтобы они были выполнены.
24. Подавайте сами хороший пример пунктуальности, аккуратности в одежде и т. д.
25. Образуйте Суд Чести для обсуждения вопросов, касающихся отряда. Суд Чести является
очень важным фактором в деле дисциплины. Меняйте помощников патрульных каждые
шесть месяцев, чтобы дать каждому мальчику возможность в свою очередь быть
некоторого рода начальником. Избрание помощника должно производиться самим
патрулем.
26. Пусть каждый мальчик заботится об успехах
своего патруля во всех отношениях (в исполнительности, дисциплине
и т. д.). Это может быть достигнуто главным образом через патрульного,
энтузиазм которого (если он
неподдельный) обыкновенно бывает
заразителен.
27. Всем начальникам в форме должно оказываемо
необходимое почтение. Это чрезвычайно важно и отражается на всем отряде
почти во всех отношениях. Поэтому патрульный должен настаивать, чтобы знаки
почтения оказывались как ему, так и инструкторам. Салют может казаться
мелочью, но в действительности это не так. В отряде, где ослабевает
дисциплина, вы прежде всего замечаете, что салют вышел из употребления.
28. Почаще осматривайте чистоту рук, лица, шеи,
зубов, одежды мальчиков. Приучайте их следить за собой и стремиться
быть лучше во всех отношениях.
29. Баден-Пауэль,
введя в программу скаутских занятий военный строй (в весьма скромной форме),
так определяет его значение: «во-первых, строй приучает мальчиков
правильно без толкотни и суетливости производить массовые движения, что особенно важно во
время лагерных передвижений, во-вторых,
дает мальчикам известную выправку фигуры,
укрепляет мускулы, поддерживающие
туловище, благодаря чему легкие и сердце получают большую свободу для
своей работы. У подростков особенно часто замечается наклонность к согбенному
положению, и потому нужно все делать, чтобы освободить их от этой вредной
привычки. Физические упражнения и строй — лучшее для этого средство. Но хотя
после долголетнего опыта я вполне признаю дисциплинирующее значение строя, однако
я ясно вижу также и его дурные стороны:
1) Во-первых, военный строй дает слабому,
лишенному воображения инструктору возможность чем-нибудь занять мальчиков. При
этом он не считается с тем, нравится ли это детям и приносит ли им пользу. Он
просто избегает лишних хлопот, связанных с необходимостью изобрести что-либо
самому, и когда я вижу скаутский отряд, который хорошо делает военные артикулы,
но не умеет сварить себе пищу, я считаю, что инструктор не годится для своего
дела. Инструктор, лишенный соображения и любви к своему делу, всегда
прибегает к военному
учению как к единственному своему ресурсу.
2) Во-вторых, в военном строе всегда есть
известная тенденция стереть индивидуальность мальчика и превратить его в
автомата, тогда как наша цель состоит именно в том, чтобы развить в нем
индивидуальный характер. Кроме того, приемы строя, раз усвоенные, быстро
надоедают мальчику, который жаждет деятельности другого рода, где он
мог бы проявить свою предприимчивость и самостоятельность.
Вот
почему в программе скаутских занятий военный строй должен занимать весьма
малое место».
30. Главная особенность нашей системы состоит в
том, что она обращается непосредственно к самому мальчику. Благодаря этому
мальчик сам начинает изучать то, что при других условиях ему нужно
втолковывать, и лично я верю, что это единственный способ внушить моральные
идеи мальчику самого низкого типа и сформировать его характер сообразно с
этим.
Этот
метод можно бы было определить так: не следует обучать мальчиков, но надо
стремиться к тому, чтобы они сами занимались изучением...