02. Молодежные и детские общественные объединения как институт социализации

 

 

1. «Общество сверстников», в рамках и под влиянием которого формируется личность подростка и юноши, реально существует в двух качественно различных формах:

а) в форме стихийно складывающихся, спонтанных групп общения, приятельских компаний;

а) в форме организованных и прямо или косвенно направляемых взрослыми коллективов.

 

По характеру социальной направленности спонтанные группы можно классифицировать на просоциальные (социально положительные), асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).

Просоциальные компании, способствующие развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаю широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений. Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных развлечений и при определенных условиях способны превращаться в антисоциальные. Антисоциальные компании также связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная, во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. В теории социализации стихийные группы относят к «улице» или «неорганизованной среде».

 

Определения социализации (лат. socialis - общественный)

психологическое: социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности;

философское: социализация - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм;

общеэнциклопедическое: социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

 

Выделяют четыре основных института социализации:

– семья,

– школа и другие учреждения (иногда учреждения культуры выделяют отдельно),

– молодежные и детские общественные объединения,

– неорганизованная среда («улица»).

 

В интересах общества так или иначе контролировать подростковые группы. Наиболее распространенным видом организованных групп являются школьные классы, группы в училищах и т.п. Они относятся к институту социализации «школа». Однако они не в полной мере удовлетворяют потребности подростков в плане социализации.

 

 

2. Молодежные и детские общественные объединения, как правило, в той или иной мере контролируются обществом. Здесь социализация происходит методом организации социальной активности подростков, то есть организации их взаимодействия как внутри сообщества, так и с окружающей социальной средой.

Особенности детско-юношеского общественного объединения как института социализации и его отличия от школы и семьи.

А. Особое положение участвующих в объединении взрослых. Это не только педагоги, воспитатели, но и товарищи юных членов объединения, осуществляющие подстройку «на равных». Дистанция  меньше, чем в семье и школе. Теория «подстройки». (Э. Берн?) Субъект-субъектный подход в отличие от субъект-объектного.

Следствие: в восприятии подростком взрослого меньше проявляется реакция эмансипации, больше доверия, значит, ценности, носителем которых является взрослый, легче присваиваются подростком и влияют на развитие его личности.

2. Особое положение подростка. В рамках объединения он получает более широкий набор социальных прав, возможность совершать свободный выбор: добровольно приходит в объединение и уходит из него, добровольно присваивает ценности объединения, выбирает круг общения и направления деятельности, участвует в самоуправлении, принятии коллективных решений и т.д.

В рамках объединения подросток получает возможность проявлять субъектную позицию.

Субъектная позиция подростка в детском объединении – это такая позиция, при которой подросток выступает в качестве субъекта выдвижения перспективы и организации деятельности объединения, выработки общих требований, оценок, суждений в нем, а не пассивным объектом воспитательных влияний, создания условий для реализации прав и свобод личности. Подросток как субъект действует во имя целей своего объединения и осознает себя в качестве деятеля, стремится быть на уровне как общественных, так и собственных требований к себе, имея при этом реальные возможности личностного самопроявления, самопознания, саморазвития…

Следствие: в условиях общественного объединения активизируются процессы самовоспитания и взаимовоспитания, содействующие формированию зрелой, нравственной личности.

3. Особенности жизнедеятельности объединения:

– разнообразие направлений и видов деятельности, гибкое реагирование на изменение интересов членов объединения (соответствие развитию познавательных способностей в подростковом возрасте);

– эмоциональная насыщенность: присутствие романтики, творческого подъема, ощущения братства, «взрослости» и т.п.;

– большая роль игры в деятельности объединения;

– оптимальное сочетание общих интересов и возможностей для творческой самореализации каждого.

Следствие: деятельность объединения привлекательна для подростков, что создает благоприятные условия для присвоения ими транслируемых объединением ценностей и потенциально способствует расширению влияния объединения в подростковой среде.

 

 

 

Читаем в библиотеке:

Весна Е. Уровни социальной зрелости подростков

                                                     

 

Вверх

 

Hosted by uCoz