02. Молодежные и детские общественные объединения
как институт социализации
1. «Общество сверстников», в рамках и под влиянием которого формируется
личность подростка и юноши, реально существует в двух качественно различных
формах:
а) в форме стихийно складывающихся, спонтанных групп общения,
приятельских компаний;
а) в форме организованных и прямо или косвенно направляемых взрослыми
коллективов.
По характеру социальной направленности спонтанные группы можно
классифицировать на просоциальные
(социально положительные), асоциальные,
стоящие в стороне от основных социальных проблем, и антисоциальные (социально отрицательные).
Просоциальные компании, способствующие
развитию у своих членов положительных социально-нравственных качеств, отличаю
широтой диапазона совместной деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким
нравственным уровнем личных взаимоотношений. Асоциальные компании формируются главным образом на базе совместных
развлечений и при определенных условиях способны превращаться в антисоциальные.
Антисоциальные компании также
связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность,
направленная, во вред обществу: пьянство, хулиганство, правонарушения. В теории
социализации стихийные группы относят к «улице» или «неорганизованной среде».
Определения
социализации (лат. socialis - общественный) –
психологическое: социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на
личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер
разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного
формирования личности;
философское: социализация - процесс операционального овладения набором программ деятельности
и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс
интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм;
общеэнциклопедическое: социализация - процесс усвоения человеческим
индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему
функционировать в качестве полноправного члена общества.
Выделяют четыре
основных института социализации:
– семья,
– школа и другие
учреждения (иногда учреждения культуры выделяют отдельно),
– молодежные и
детские общественные объединения,
– неорганизованная
среда («улица»).
В интересах общества так или иначе контролировать подростковые группы.
Наиболее распространенным видом организованных групп являются школьные классы,
группы в училищах и т.п. Они относятся к институту социализации «школа». Однако
они не в полной мере удовлетворяют потребности подростков в плане социализации.
2. Молодежные и детские общественные объединения, как правило, в той или
иной мере контролируются обществом. Здесь социализация происходит методом организации социальной активности подростков, то есть
организации их взаимодействия как внутри сообщества, так и с окружающей
социальной средой.
Особенности
детско-юношеского общественного объединения как института социализации и его отличия от школы и
семьи.
А. Особое положение
участвующих в объединении взрослых. Это не только педагоги, воспитатели, но и
товарищи юных членов объединения, осуществляющие подстройку «на равных». Дистанция меньше, чем в семье и школе. Теория «подстройки». (Э. Берн?) Субъект-субъектный подход в отличие от
субъект-объектного.
Следствие: в
восприятии подростком взрослого меньше проявляется реакция эмансипации, больше
доверия, значит, ценности, носителем которых является взрослый, легче
присваиваются подростком и влияют на развитие его личности.
2. Особое положение
подростка. В рамках объединения он получает более широкий набор социальных
прав, возможность совершать свободный выбор: добровольно приходит в объединение
и уходит из него, добровольно присваивает ценности объединения, выбирает круг
общения и направления деятельности, участвует в самоуправлении, принятии
коллективных решений и т.д.
В рамках объединения
подросток получает возможность проявлять субъектную
позицию.
Субъектная позиция подростка в детском объединении – это такая позиция,
при которой подросток выступает в качестве субъекта выдвижения перспективы и
организации деятельности объединения, выработки общих требований, оценок,
суждений в нем, а не пассивным объектом воспитательных влияний, создания
условий для реализации прав и свобод личности. Подросток как субъект действует
во имя целей своего объединения и осознает себя в качестве деятеля, стремится
быть на уровне как общественных, так и собственных требований к себе, имея при
этом реальные возможности личностного самопроявления, самопознания,
саморазвития…
Следствие: в условиях
общественного объединения активизируются процессы самовоспитания и
взаимовоспитания, содействующие формированию зрелой, нравственной личности.
3. Особенности
жизнедеятельности объединения:
– разнообразие
направлений и видов деятельности, гибкое реагирование на изменение интересов
членов объединения (соответствие развитию познавательных способностей в
подростковом возрасте);
– эмоциональная
насыщенность: присутствие романтики, творческого подъема, ощущения братства,
«взрослости» и т.п.;
– большая роль игры в
деятельности объединения;
– оптимальное
сочетание общих интересов и возможностей для творческой самореализации каждого.
Следствие:
деятельность объединения привлекательна для подростков, что создает
благоприятные условия для присвоения ими транслируемых объединением ценностей и
потенциально способствует расширению влияния объединения в подростковой среде.
Читаем в библиотеке:
Весна Е. Уровни социальной зрелости подростков