06. Функции и принципы молодежного (детского) объединения
1. Функции и принципы жизнедеятельности молодежного (детского)
общественного объединения
Перечень
функций МДОО, которые выделяют разные исследователи, отличаются. Это
зависит от позиций, занимаемых авторами, их профессиональной направленности и
других обстоятельств. Выберем основные.
Главная функция – это социализация молодого поколения, то есть, имеет смысл еще раз
повторить, усвоения человеческим индивидом
определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать
в качестве полноправного члена общества. Кроме этого МДОО способствует:
а) широкому разностороннему включению личности в систему общественных отношений (деятельностный
аспект в отличие от «интродуктивного», заложенного в понятии социализации; не только знать и уметь, но и делать);
б) организации жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей
эмоционально-нравственному состоянию, возрастным особенностям (развивающая функция, в том числе и
удовлетворение психологических потребностей личности, о которых мы уже
говорили);
в) защите прав
и свобод личности от негативных влияний социальной среды (следует отметить
1) возможность представительства интересов возрастной когорты в органах власти
и структурах гражданского общества, а также 2) возможность изучения общественных
настроений в молодежной социальной прослойке и 3) организации совместных
действий в защиту своих прав (молодежные профсоюзы и т.п.) – социальная функция);
г) корректировке
различных влияний на личность и личностных проявлений (актуализация значимых
интересов, умений, противопоставление негативным стремлениям увлекательного
образа совместной жизнедеятельности, его нравственных ценностей – воспитательная функция);
д) можно говорить об усвоении знаний, умений и навыков, которые могут стать основой для
профессиональной ориентации молодого человека (образовательная функция).
2. В современном демократическом обществе молодежные и
детские объединения, являясь институтом социализации, в большинстве случаев
рассматриваются как средство развития
личности, а не как средство манипуляции
личностью (впрочем, не следует обольщаться собственно демократией как типом
политического режима, значение манипуляции в нем не меньше, а может, и больше,
чем при тоталитарном и авторитарном). И тем не менее, цель педагога-гуманиста –
развитие личности молодого человека.
Развитие личности будет позитивным только в
развивающемся общественном объединении. Диалектическая взаимосвязь этих
процессов обусловливает основные принципы жизнедеятельности объединения:
социализации, предусматривающий непрерывность и открытость освоения
ребенком социального опыта, включения объединения в широкие социальные связи,
определения своего места в социальной среде;
гуманизации, признающей личность и само объединение как
самоценность;
гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный),
исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как
личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих
способностей;
демократизации, гарантирующей личности осуществление ее прав и
ответственности в деятельности объединения и реализацию прав и обязанностей
объединения в государстве и обществе;
индивидуализации, предполагающей учет и развитие индивидуальности
личности и становления непохожести объединения;
сотрудничества, обусловливающего субъект-субъектные отношения в
объединении и такую же форму взаимодействия объединения с государственными и
общественными структурами;
субъект-субъектный
тип отношений означает, что
человек должен считать субъектом, т.е. самостоятельной, свободной, активной
личностью не только себя, но и своего партнера по общению или отношениям.
Субъект-субъектные отношения – это взаимоотношения равных, в отличие от
субъект-объектных, т.е. таких, когда один человек считает субъектом только
себя, а других – объектами, т.е. существами, которых можно использовать без
учета их интересов и потребностей как неодушевленные предметы для достижения
своих и только своих целей.
(Вспомнить «особую позицию взрослого» и «особенности положения
подростка» в МДОО как институте социализации.)
интеграции, требующей объединения и использования творческих
потенциалов всех членов общественного формирования и благоприятных “внешних”
воспитательных влияний.
Жизнедеятельность объединения, построенная на этих
принципах, выдвигает необходимость обеспечения в процессе ее организации
последовательности и взаимосвязи диагностики, программирования, организации
деятельности, ее анализа и коррекции. Направленность на развитие личности
как целевая установка деятельности общественных объединений требует его
ориентации не только на сегодняшний день детей и взрослых, но и хорошего знания
и учета их “вчера” и возможного “завтра” с позиций индивидуальных и возрастных
возможностей, социальной ситуации…
Пример. Пионерская организация с коммунистической идеологией в современном
обществе: инструмент манипуляции политиков за счет социализации детей
(ориентирована не на будущее, а на прошлое).
Читаем в библиотеке:
«Я» становится богаче.
(Концепция развития личности в детском объединении)