Главная
страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница
специальности «Организация работы с молодежью»
12. Организационные формы
социально-культурного творчества
1.
Творческие объединения
В
советское время большинство творческих объединений называли коллективами
художественной самодеятельности. Понятие отражало добровольные и общественные
начала, на которых работали объединения.
А.
Организационно не оформленные досуговые общности
Компании, занимающиеся тем или иным видом
творчества: скейтеры и роллеры, граффитчики, программисты и т.п.
Есть основания считать самоорганизуемые
неформальные группы одним из наиболее ценных общественных явлений:
- это проявление созидательной общественной
инициативы, когда граждане добровольно, без подталкивания со стороны
государства объединяются для совместной реализации своих интересов; это элемент
гражданского общества;
- это свидетельство достижения социальной группой
определенного культурного уровня, на котором происходит осознание своих
интересов, а также сформированы досуговые предпочтения творческого характера.
Однако для самоорганизуемых сообществ остается
опасность оказаться в асоциальной или антисоциальной сфере. В интересах
государственных и муниципальных властей целенаправленно выстраивать с ними
взаимоотношения:
- с помощью договоренностей о поддержке;
- с помощью предложения таким сообществам ставок
руководителей, базы в молодежных учреждениях иди отдельных помещений.
Б. Временная
творческая группа
Объединение такого типа создается на короткое время
для участия в мероприятии, проекте (например, временный игровой коллектив), а
также для его организации и проведения.
При каких
условиях возможно превращение диффузной группы посетителей дискотеки во
временную творческую группу? – Когда появляется общая цель. (Принципы групповой
динамики.)
В.
Любительское объединение (кружок, секция)
Цель существования объединения такого типа –
обучение, освоение конкретного вида творчества как суммы знаний, умений и
навыков. Ближе всего по типу к школьному классу или студенческой группе. Как
правило, работают под руководством преподавателя.
Разновидность - авторская школа, где взрослые увлекают своим любимым делом детей и
подростков.
Г. Клуб по
интересам
В отличие от кружков, объединения такого типа
обладают более высокой степенью самоорганизации и самоуправляемости. В отличие
от творческих (спортивных) коллективов деятельность осуществляется не в жестких
ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся
досуговых ситуаций. Кроме профильной деятельности в клубах, как правило,
специально организуется общение. Серьезное значение имеет воспитательная
составляющая. Считается, что клубы оказывают наибольшее влияние на социализацию
молодых людей по сравнению с другими творческими объединениями.
Клубы могут быть и многопрофильными, то есть
предлагать своим членам несколько направлений творческой деятельности.
Можно выделить клубы, ориентированные:
- на деятельность (любители чего-либо – авторской
песни, национальной культуры, ролевых игр и т.п.);
- на общение (клубы молодых семей, интересных
встреч и т.п.).
Не путать с
клубом – учреждением культуры.
Д. Творческий
(спортивный) коллектив
Цель деятельности – не только освоить некий вид
творчества, но и добиться максимально высоких результатов. Такие творческие
объединения часто называют «полупрофессиональными»: несмотря на самодеятельный
статус, они добиваются качества в своем творчестве. Это ансамбли, оркестры,
хоры, студии, команды, театры, мастерские прикладного творчества,
конструкторские бюро. Работают под руководством профессионального организатора
творчества (главного режиссера, дирижера и т.п.), от эрудиции, организаторских
способностей и других деловых качеств которого во многом зависит успех
творческого коллектива. Главная задача творческого руководителя – выносить
замысел создаваемого духовного объекта и организовать его создание. Чаще всего
руководство таким творческим коллективом авторитарно.
Е. Творческий
союз
Самоуправляемое общественное объединение любителей
определенного вида творчества, которое выполняет организационную функцию,
обеспечивая общение, обмен достижениями его членов и презентацию достижений
обществу. Примеры: союз писателей, союз композиторов и т.п. Может выполнять
также функцию защиты интересов членов союза.
2. Как правило, творческие объединения создаются на
базе культурно-досуговых и образовательных учреждений.
А. Клуб, дом
(дворец) культуры – центр культурно-просветительной работы. Может быть организован:
- при предприятии, учреждении (как правило, под
эгидой профсоюзов);
- при муниципальном образовании;
- при общественном объединении.
Б. Дом
народного творчества -
творческо-методический центр, основной задачей которого является практическая
помощь творческим самодеятельным коллективам.
В.
Культурный, культурно-досуговый центр – учреждение, которое предоставляет гражданам
услуги с целью удовлетворения их культурных потребностей.
Г. Дом,
дворец творчества – учреждение дополнительного образования, которое являются
организационным и методическим центром массовой внешкольной
учебно-воспитательной работы с учащимися.
Д. Школа
искусств, музыкальная, художественная, спортивная школа – учреждение
дополнительного образования, ориентированное на предпрофессиональную подготовку
учащихся.
Творческие объединения создаются и на базе других
учреждений, которые занимаются организацией отдыха досуга, – пансионатов, оздоровительных
лагерей, дворовых клубов и т.п.