Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru

 

Страница специальности «Организация работы с молодежью»

 

 

12. Организационные формы социально-культурного творчества

 

 

1. Творческие объединения

 

В советское время большинство творческих объединений называли коллективами художественной самодеятельности. Понятие отражало добровольные и общественные начала, на которых работали объединения.

 

А. Организационно не оформленные досуговые общности

Компании, занимающиеся тем или иным видом творчества: скейтеры и роллеры, граффитчики, программисты и т.п.

Есть основания считать самоорганизуемые неформальные группы одним из наиболее ценных общественных явлений:

- это проявление созидательной общественной инициативы, когда граждане добровольно, без подталкивания со стороны государства объединяются для совместной реализации своих интересов; это элемент гражданского общества;

- это свидетельство достижения социальной группой определенного культурного уровня, на котором происходит осознание своих интересов, а также сформированы досуговые предпочтения творческого характера.

Однако для самоорганизуемых сообществ остается опасность оказаться в асоциальной или антисоциальной сфере. В интересах государственных и муниципальных властей целенаправленно выстраивать с ними взаимоотношения:

- с помощью договоренностей о поддержке;

- с помощью предложения таким сообществам ставок руководителей, базы в молодежных учреждениях иди отдельных помещений.

 

Б. Временная творческая группа

Объединение такого типа создается на короткое время для участия в мероприятии, проекте (например, временный игровой коллектив), а также для его организации и проведения.

При каких условиях возможно превращение диффузной группы посетителей дискотеки во временную творческую группу? – Когда появляется общая цель. (Принципы групповой динамики.)

 

В. Любительское объединение (кружок, секция)

Цель существования объединения такого типа – обучение, освоение конкретного вида творчества как суммы знаний, умений и навыков. Ближе всего по типу к школьному классу или студенческой группе. Как правило, работают под руководством преподавателя.

Разновидность - авторская школа, где взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков.

 

Г. Клуб по интересам

В отличие от кружков, объединения такого типа обладают более высокой степенью самоорганизации и самоуправляемости. В отличие от творческих (спортивных) коллективов деятельность осуществляется не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Кроме профильной деятельности в клубах, как правило, специально организуется общение. Серьезное значение имеет воспитательная составляющая. Считается, что клубы оказывают наибольшее влияние на социализацию молодых людей по сравнению с другими творческими объединениями.

Клубы могут быть и многопрофильными, то есть предлагать своим членам несколько направлений творческой деятельности.

Можно выделить клубы, ориентированные:

- на деятельность (любители чего-либо – авторской песни, национальной культуры, ролевых игр и т.п.);

- на общение (клубы молодых семей, интересных встреч и т.п.).

Не путать с клубом – учреждением культуры.

 

Д. Творческий (спортивный) коллектив

Цель деятельности – не только освоить некий вид творчества, но и добиться максимально высоких результатов. Такие творческие объединения часто называют «полупрофессиональными»: несмотря на самодеятельный статус, они добиваются качества в своем творчестве. Это ансамбли, оркестры, хоры, студии, команды, театры, мастерские прикладного творчества, конструкторские бюро. Работают под руководством профессионального организатора творчества (главного режиссера, дирижера и т.п.), от эрудиции, организаторских способностей и других деловых качеств которого во многом зависит успех творческого коллектива. Главная задача творческого руководителя – выносить замысел создаваемого духовного объекта и организовать его создание. Чаще всего руководство таким творческим коллективом авторитарно.

 

Е. Творческий союз

Самоуправляемое общественное объединение любителей определенного вида творчества, которое выполняет организационную функцию, обеспечивая общение, обмен достижениями его членов и презентацию достижений обществу. Примеры: союз писателей, союз композиторов и т.п. Может выполнять также функцию защиты интересов членов союза.

 

 

2. Как правило, творческие объединения создаются на базе культурно-досуговых и образовательных учреждений.

 

А. Клуб, дом (дворец) культуры – центр культурно-просветительной работы. Может быть организован:

- при предприятии, учреждении (как правило, под эгидой профсоюзов);

- при муниципальном образовании;

- при общественном объединении. 

 

Б. Дом народного творчества - творческо-методический центр, основной задачей которого является практическая помощь творческим самодеятельным коллективам.

 

В. Культурный, культурно-досуговый центр – учреждение, которое предоставляет гражданам услуги с целью удовлетворения их культурных потребностей.

 

Г. Дом, дворец творчества – учреждение дополнительного образования, которое являются организационным и методическим центром массовой внешкольной учебно-воспитательной работы с учащимися.

 

Д. Школа искусств, музыкальная, художественная, спортивная школа – учреждение дополнительного образования, ориентированное на предпрофессиональную подготовку учащихся.

 

Творческие объединения создаются и на базе других учреждений, которые занимаются организацией отдыха  досуга, – пансионатов, оздоровительных лагерей, дворовых клубов и т.п.

 

 

Вверх

 

Hosted by uCoz