Главная страница сайта dedovkgu.narod.ru
Страница специальности «Организация
работы с молодежью»
20.
Организация выставок и презентаций
1. Выставка как форма организации творчества
молодежи.
Выставка – публичная демонстрация
достижений в области материальной и духовной деятельности человека.
Выставка – итоговое мероприятие, способ представить
плоды своего творчества для представителей многих видов: изобразительного,
прикладного, технического творчества, коллекционеров. Поэтому от качества
организации выставок зависит чувство удовлетворенности своей деятельностью
участников творческих объединений.
Художники, искусствоведы, музейные работники, а
также специалисты-маркетологи оперируют понятием «экспозиционная деятельность»
- система выставочных мероприятий.
2. Виды выставок
Выставки бывают:
- по цели – торговые и просветительские;
- по периодичности проведения – регулярные,
нерегулярные и постоянно действующие;
- по содержанию – универсальные, отраслевые,
специализированные, персональные;
- по статусу – самостоятельные либо сопровождающие
какое-то массовое мероприятие;
- по составу участников – местные, региональные,
межрегиональные, национальные и международные;
- по степени доступности – платные и бесплатные.
Рассмотрим особенности нескольких типов выставок,
которые проводятся в сфере организации творчества молодежи.
Выставка-показ.
Цель –
доставить эстетическое удовольствие посетителям либо просветить их.
Выставка-отчет. Цель – демонстрация
достижений за определенный период.
Выставка-презентация. Цель – демонстрация
новинок.
Выставка-конкурс. Цель – выявление лучших по
каким-либо критериям экспонатов.
Выставка-ярмарка. Цель – обеспечить условия
для установления торговых связей и/или непосредственно продажа товара.
По теме выставки бывают художественные,
декоративно-прикладного творчества, технические, торгово-промышленные, научные
и образовательные.
3. Организационные основы выставочного процесса
Экспонат (лат. exponatus
- выставленный) – произведение, выставленное для обозрения на выставке или в
музее.
Экспонент (лат. exponens –
выставляющий) – лицо или организация, участвующие в выставке, выставляющие
принадлежащие им экспонаты.
Экспозиция (лат. exposition –
изложение) – принципы и порядок размещения экспонатов, выставленных для
обозрения. Экспозиция предполагает:
- научное обоснование, систематическую
классификацию и последовательность представления экспонатов;
- доступность экспонатов для обозрения и изучения;
- оптимальное освещение;
- защиту экспонатов;
- учет эстетических норм.
Основное понятие выставочного процесса: стенд (англ. stand – стойка) – первоначально
щит для размещения экспонатов, устраиваемый для удобного их обозрения. Сейчас
понятие используется в более широком смысле – часть, раздел выставки, где
находятся экспонаты, представленные какой-либо одной организацией, автором либо
сгруппированные по другому принципу (по теме, технике изготовления и т.п.).
Принцип стендовости особенно ярко проявляется на
выставках-конкурсах и выставках-ярмарках, где есть элемент состязательности и
каждый экспонент старается привлечь внимание к своему стенду.
Пример: II Всероссийский фестиваль молодежных инициатив (Москва, ВВЦ, 2002).
Концепция
выставки
(лат. conceptio – понимание, единый
замысел) – генеральный замысел, определяющий цели выставки, принципы ее
организации, использование тех или иных выразительных средств. Разрабатывается
организационным комитетом.
Организационный
(выставочный) комитет (оргкомитет, выставком) – временный коллектив, разрабатывающий
концепцию выставки и выполняющий организационную работу:
- приглашение экспонентов;
- отбор и размещение экспонатов;
- издание каталогов, путеводителей;
- организация сопутствующих мероприятий;
- организация конкурса и награждения (если
предусмотрено концепцией);
- организация экскурсий и лекций.
Пример: жаргон
художников – «прошли тяжелый выставком», то есть работы отбирали придирчиво.
Если в рамках выставки проводится конкурс, то
формируется жюри.
Программа выставки:
протокольные
мероприятия -
церемонии
открытия и закрытия; вернисаж (франц. vernissage – лакировка) –
торжественное открытие художественной выставки;
пресс-конференции;
визиты
официальных лиц;
приемы,
фуршеты;
церемонии
награждения;
сопутствующие
(профессиональные) мероприятия -
семинар (лат. seminarium – рассадник) – мероприятие, на котором участники обмениваются опытом,
информируют о своих достижениях; форма учебной деятельности, имеющая целью
повышение квалификации участников;
симпозиум – совещание по
специальному научному вопросу;
конференция (лат. confero –
собираю) – крупное совещание для обсуждения каких-либо проблем;
дискуссия (лат. discussio – рассмотрение, исследование) - обсуждение какого-либо спорного вопроса;
а также – специальные показы (тематические или
отдельных участников), мастер-классы, консультационные пункты, тематические
экскурсии для целевых аудиторий (например, для студентов профильных учебных
заведений), опросы экспонентов и посетителей, дегустации и т.п.
Программные мероприятия – это способ:
а) сделать выставку более содержательной и
интересной;
б) привлечь к выставке внимание прессы и
общественности.
При составлении программы следует учесть, чтобы
несколько мероприятий не проходили одновременно, чтобы участники и журналисты
смогли посетить максимальное их число.
При завершении выставки, особенно если оно
совмещено с награждением лауреатов, необходимо продумать, чтобы мероприятие не
оказалось «шапочным разбором», награждаемые получили должное количество
внимания. (Вспоминаем драматургию досугового мероприятия.)
Каталог (греч. katalogos – список) – информационное или рекламное издание, которое содержит
систематизированный перечень экспонатов с пояснениями и иллюстрациями.
4. Подготовка к выставке
Пригласительные билеты
Реклама.
Подготовка раздаточного материала.
Подготовка дипломов и наград.
Подготовка помещения: освещение, связь.
Организация подходов, подъездов, автостоянки.
5. Организация быта участников выставки и
посетителей:
Гардероб.
Туалет.
Буфет и питьевая вода.
Скамейки.
Спецтранспорт (автобусы-челноки).