08. Имидж телеведущего Сайт dedovkgu.narod.ru, раздел "Журналистика и массовые коммуникации" 



09. Имидж телеведущего. Индивидуальный бренд


1. Понятие имиджа
Имидж (англ. imadge – образ) - стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании.
Стереотип (от греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) - устойчивый схематизированный, упрощенный, обычно ярко эмоционально окрашенный образ социального объекта (группы, человека), а также явления, процесса, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых представлений, принятых в обществе.
Стереотип обладает:
- значительной устойчивостью,
- неполнотой и неточностью (фиксирует в себе лишь некоторые, иногда несущественные черты объекта),
- эмоциональной окрашенностью, отражающей отношение воспринимающего человека (группы) к объекту.
Термин ввел американский журналист Уолтер Липманн в 1922 году. Он известен как помощник и автор речей президента США Вудро Вильсона, а также как разработчик концепции общественного мнения. По Липпману, формирование стереотипов - это экономия усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как обобщения, утомительна и требует много времени.
Массовое сознание - шаблонное, деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, которое формируется под массированным воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры. Массовое сознание возникает стихийно как результат естественного стремления человека упорядочить разнородный эмпирический материал, сложить из противоречивых элементов житейского опыта относительно целостную картину мира. Этим понятием характеризуются если не господствующие, то, во всяком случае, весьма влиятельные в обществе воззрения и настроения.

Имидж – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре.
Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Имидж выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ.
В политической рекламе и шоу-бизнесе имидж часто выступает как образ, наделённый характеристиками, которые лежат за пределами душевной сущности личности. Это своего рода "легенда" или "миф".

Имиджевая идея, базируется на трех китах:
- реально существующая фактура (телосложение, черты лица),
- тема,
- социально-психологический портрет потребителя.



2. Особенности формирования имиджа телеведущего
Уже на заре телевизионного вещания возник вопрос о том, кто имеет право обращаться к аудитории. Человек, выступающий перед такой обширной аудиторией, облекается огромной ответственностью: его слова могут оказать мощное воздействие на сознание людей, на их взгляды, понимание ими тех или иных явлений жизни. Поэтому особое значение придавалось человеческим и профессиональным качествам диктора, его способности вызвать доверие и уважение у зрителей.

При формировании имиджа телеведущего следует учитывать два аспекта имиджа.
Имидж телеведущего
Внешний аспект:
- внешний вид;;
- манера поведения;
- голос и речь.
Внутренний аспект:
- личное обаяние,
- заинтересованность в общении;
- миссия.


3. Эталонная модель внешней составляющей имиджа телеведущего
В зависимости от результата, который хотят получить создатели имиджа, они могут делать ставку как на непривлекательность, так и на привлекательность образа. Впрочем, даже условно внешне непривлекательные образы (рок-музыкантов или других бросающих обществу вызов субъектов) продумываются так, чтобы быть привлекательными для целевой аудитории.
Телегеничность (от "теле-" и греч. genos - род, происхождение) - наличие внешних данных, благоприятных для воспроизведения на телеэкране. 
Для имиджа телеведущего, как правило, характерна ставка на внешнюю привлекательность в её массовом понимании:
- здоровый вид (благодаря которому транслируется оптимизм);
- совершенная кода лица (качество кожи считается основой красоты; имеет значение гигиена кожи лица и грамотный грим);
- гармония черт лица (особенно важна для ведущих информационных программ, где поза статична, и основное внимание приковано к лицу);
- привлекательная мимика (особо важно для телегеничности в отличие от фотогеничности);
- красивые волосы;
- пропорциональная фигура (желательно - стройная, но не обязательно; это опять же связано со стереотипами восприятия: полные люди воспринимаются как более добродушные и душевные);
- белые и ровные зубы (по крайней мере для ведущих с открытой улыбкой);
- приятно звучащий голос (впрочем, в авторских и шоу-программах бывают исключения: для телешоу "Слабое звено" специально подбирают ведущих со "стервозным" имиджем и скрипучим голосом);
- выразительность жестов (следует помнить, что жесты и мимика весьма наглядно выдают чувства, мыли и установки человека, поскольку имеют рефлекторную природу, и говорят больше, чем слова);
- подобающая жанру передачи модная стильная одежда (с учётом особенностей фигуры ведущего; следует учитывать, что в студийном свете одежда дает отблеск на лицо, соответствующий её цвету).


4. Обаяние личности телеведущего
Для обозначения мощного обаяния всё чаще используют слово "харизма".
Харизма (от греч. charisma - дар) - особая, исключительная одаренность, наделенность какого-либо лица качествами, которые резко выделяют его из других и определяют его способность внушить своим последователям веру в его феноменальные способности и желание подчиняться его авторитету.
Обаяние (харизма) телеведущего определяется:
- нестандартностью, яркой индивидуальностью личности и поведения, которая обусловлена переживаемым ведущим чувством свободы;
- коммуникативными навыками, которые обусловлены способностями и школой (в частности, умением создавать у аудитории впечатление, что ведущий её видит и улавливает её настроения и ожидания);
- остротой ума, которая обуславливает свободу формулирования высказываний и лёгкость освоения той или иной темы;
- высокой заинтересованностью в том что он делает, которая связана с ощущением удовольствия от своей работы и определяет "энергетику" коммуникации;
- осознанием ключевой идеи, которую ведущий несёт зрителю, убеждённостью в своей миссии.
Миссия (англ. mission) - основная цель, смысл существования.


5. Этапы формирования имиджа:
- выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать;
- изучение пристрастий и вкусов целевой аудитории;
- подбор и "примеривание" адекватного типажа, называемого еще "социальной ролью" коммуникатора;
- конструирование внешности;
- создание вербального ряда (что и как излагает ведущий с учетом языка целевой аудитории).


6
. Индивидуальный бренд
К понятию "имидж" плотно примыкает понятие "индивидуальный бренд".

Brand переводится с немецкого как марка, сорт; качество, товар или изделие определенной марки. У англичан это то, что отпечатывается в памяти, оставляет неизгладимое впечатление. Телеведущий, как индивидуальный бренд, - тоже медиа-товар, который используется в продвижении и реализации программной продукции канала. В структуре персонального бренда экранной личности должны быть органично соединены различные компоненты:
- обаяние самой персоны;
- ее сложившаяся социальная роль,
- экранное амплуа;
- имидж.
Зачастую создание бренда предполагает немалые капитальные вложения, которые приносят значительные дивиденды его создателям.



7. Амплуа телеведущего
К.С. Станиславский приводит следующую классификацию амплуа:
- фат (от латинского «глупый»);
- простак, простодушный, наивный или недалекий (Иван-дурак);
- резонер, рассудочный, склонный к риторическим декларациям;
- любовник, молодые мужчины обладающие благородством умом любящих или являющихся предметом любви;
- герой;
- комик.
Женские амплуа:
- комическая старушка;
- гранд-дама (от фр. «знатная дама» немолодая, но знатная дама);
- травести (от фр. «переодеваться»);
- инженю (от фр. «наивная»);
- героиня;
- субретка — амплуа бойкой, остроумной, находчивой, лукавой служанки, помогающей господам в их любовных интригах.

Экранные амплуа складываются на основе двух видов экранной культуры, культуры повествования и культуры диалога. Зрителю нужен либо собеседник (В. Познер), либо интересный рассказчик (Е. Вульф). Наиболее удачные телевизионные типажи, носящие характер амплуа.

Мужские типажи:

умный и нескучный (Леонид Парфенов), «Герой»; весельчак-балагур (Николай Фоменко), «Шут»; иронично-шутливый ( Иван Ургант), «Блистательный виртуоз»; игриво-развлекательный (Андрей Данилко», «Верка Сердючка»; остроумно-ироничный (Владимир Соловьев), «Провокатор»; Философ-моралист (Виктор Ерофеев), «Мудрец»; обличитель-разоблачитель (Алексей Пиманов, Андрей Караулов,), «Защитник»; «Свой среди чужих, чужой среди своих» Владимир Познер; открытый, общительный и напористый (Андрей Малахов) «Романтик; Секс-символыТарзан»), и «Мачо» (Дмитрий Нагиев), откровенно-циничный (Роман Трахтенберг).

Телевидению необходимы «авторитеты» как Владимир Путин и «пропагандисты» как, например, Петр Толстой.
Информационно-аналитическое амплуа воплощают на экране репортеры, эксперты, «телемарафонщики», комментаторы, Николай Озеров, например. «Чудаковатый профессор», «Ботаник», Павел Любимцев, Николай Дроздов, "путешественник» Николай Сенкевич.

Женские типажи:
забавная, веселая и находчивая (Татьяна Лазарева) - «смешная девчонка». Прямая и опасная (Татьяна Киселева и Ирина Хакамада) — «стерва». Открытая, общительная, обаятельная (Тина Канделаки) — «романтичная». Милая, кукольная (Дана Борисова, Маша Малиновская) — «кукла». Откровенно сексуальная Анфиса Чехова - «пышка». Умная, красивая и порядочная (Екатерина Андреева) — «русская красавица». «Девчонка с нашего двора», она же «Свой парень» Яна Чурикова.
«Антигерои» — Сергей Зверев и «Гламурная» Ксения Собчак. «Телевизионный доктор» Елена Малышева и Андрей Курпатов; «Скандальный журналист» Отар Кушанашвили, «Гламурный подонок» Павел Воля, «Правдорубы» Андрей Бильжо и Василий Шандыбин. Мыслители, интервьюеры и возмутители спокойствия. Андрей Максимов, Дмитрий Брилев, Глеб Пьяных.
Удачно созданный Анастасией Заворотнюк экранный образ «Прекрасной няни» вбирает в себя сразу несколько из вышеназванных удачных экранных амплуа, - «куколки», «смешной», «сексуальной», «подруги». Владимир Соловьев и Лолита Милявская также многообразные победители телевизионных рейтингов.

Имидж должен строиться на эмоциональном восприятии. Этот образ должен быть достаточно простой, чтобы запомниться, но нестандартный, и незавершенный, находящийся между реальностью и ожиданиями.



8. Практическое задание: выбрать для себя некое амплуа для работы на телевидении.


Читаем:
Имиджелогия. Как нравиться людям. Сост. и ред. В. М. Шепель

Дукаревич В. Медиабрэнд как понятие журналистики

Горчакова В. Брендами не рождаются