06. Классификация МДОО
1. Изучение молодежных и
детских общественных объединений – существовавших прежде и действующих ныне –
дает возможность классифицировать их следующим образом.
По степени автономности можно
выделить:
- объединения, созданные по инициативе детей и молодежи и
преимущественно ими управляемые;
- созданные по инициативе взрослых и
действующие с их участием;
- объединения, созданные по инициативе государства либо общественных
структур, которые участвуют в руководстве объединением.
По отношению к общественным
ценностям выделяются:
- антисоциальные;
- асоциальные;
- просоциальные.
По наличию формальной регистрации
есть:
- неформальные объединения;
- незарегистрированные, но действующие на базе или под покровительством
официальных структур (школьные объединения и т.п.);
- имеющие официальную регистрацию.
По приоритетным целям
общественные объединения можно разделить на:
- предлагающие детям и молодежи определенную систему ценностей (пионеры,
скауты и т.д.);
- занимающиеся преимущественно развитием личности;
- организующие отношения детей и молодежи с обществом, в частности,
защищающие их права (движение
Соколов – Социалистический образовательный интернационал);
- предоставляющие своим членам услуги (клубы совместного досуга и т.п.).
По характеру социализации
выделяются:
- ориентированные преимущественно на коллективную деятельность и
развитие личности в коллективе (пионерская организация и т.п.);
- социально-индивидуальной направленности (скауты и т.п.);
- ориентированные на создание условий для индивидуального развития
личности (творческие союзы).
По содержанию деятельности
выделяются:
- объединения, занимающиеся социальным творчеством, конструированием
среды для освоения навыков социального взаимодействия;
- связанные с профессиональной подготовкой («Школы
предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т. д.);
- общественные структуры, формирующие определенное отношение к своей стране и
государству (клубы юнармейцев, друзей милиции и пограничников и т.п.);
- культурологического характера (национальные традиции, историческая
реконструкция, творческие);
- ориентированные на здоровый образ жизни (спортивные, туристские).
По идеологическому признаку
существующие молодежные и детские общественные объединения можно разделить на:
- политические;
- околополитические (официально не провозглашающие политических целей,
но преследующие их);
- религиозные;
- национальные;
- светские неполитические, но обладающие своей
системой ценностей;
- условно внеидеологические.
По разнообразию видов и направлений
деятельности:
- профильные,
- многопрофильные.
Ряд исследователей детского движения классифицируют объединения зависимости от путей включения детей в широкий спектр
общественных отношений и удовлетворения их интересов.
1) Объединения, имеющие своей главной задачей удовлетворение интересов и потребностей
подростков, передачу им знаний, умений и навыков и через это – включение их в
социальную практику. Именно это отличает такие общественные объединения от
творческих объединений – кружков, секций.
К объединениям этой группы можно отнести: клубы
общения; “школы”; объединения, первоначально образовательные, но впоследствии
переросшие в коллективы, действующие на пользу окружающим, сохранившие при этом
и свое первоначальное предназначение; творческие коллективы, обретшие
самодеятельные черты и активно передающие свои умения другим людям.
2) Общественные объединения, предлагающие подросткам
различные виды деятельности и через
нее и с ее помощью включающие ребят в социальную практику.
Это военно-патриотические и военно-спортивные,
туристические и краеведческие, юнкоровские, милосерднические, экономические,
педагогические, миротворческие детские объединения.
3) Объединения, предлагающие детям систему
ценностей, на основе которой строится деятельность и которая является основой
для формирования определенных отношений между детьми и между детьми и взрослыми
в процессе деятельности и общения.
Объединениями этой группы можно считать: религиозные,
национальные детские организации, скаутские, пионерские организации,
коммунарские группы – осколки ранее существовавшего коммунарского движения,
остающиеся и по сей день наиболее многочисленными из всех перечисленных.
Читаем
в электронной библиотеке:
«Я» становится богаче. (Концепция
развития личности в детском объединении)
Мирошкина М.
Основные типы детских объединений